г. Саратов |
|
18 декабря 2019 г. |
Дело N А12-26966/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "17" декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" декабря 2019 года.
Судья Двенадцатого арбитражного апелляционного суда Шалкин В.Б. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С., рассмотрев дело N А12-26966/2019, по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения" (400050, г. Волгоград, ул. им. Пархоменко, 47А; ИНН 3460019060, ОГРН 1143443032468) к обществу с ограниченной ответственностью "Элегия-АВ" (400096, г. Волгоград, пр-кт им. Столетова, 50; ИНН 3448033251, ОГРН 1043400540380),
о взыскании 6590 руб. 16 коп.,
без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения" обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Элегия-АВ" о взыскании 6065 руб. 82 коп. задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за декабрь 2018 года, 524 руб. 34 коп. пени за период просрочки оплаты с 22.02.2019 г. по 26.07.2019 г., начисленной на сумму задолженности, а всего 6590 руб. 16 коп. по договору холодного водоснабжения и водоотведения N 005173 от 01.07.2015 г.
Определением арбитражного суда от 02.08.2019 г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощённого производства, по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11 октября 2019 года с общества с ограниченной ответственностью "Элегия-АВ" (ИНН 3448033251, ОГРН 1043400540380) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения" (ИНН 3460019060, ОГРН 1143443032468) взыскано 6 065 руб. 82 коп. задолженности за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за декабрь 2018 года, 506 руб. 26 коп. пени (с применением действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ 7% в отношении существующей задолженности) за период просрочки оплаты с 22.02.2019 г. по 26.07.2019 г., начисленной на сумму задолженности, а всего 6572 руб. 08 коп. по договору холодного водоснабжения и водоотведения N 005173 от 01.07.2015 г., а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1995 руб. и оплате юридических услуг в сумме 1000 руб. В остальной части иска отказано. В остальной части заявления о возмещении стоимости юридических услуг, в связи с простотой дела, рассмотрением в порядке упрощённого производства, значительным количеством заявляемых истцом аналогичных требований, наличием обширной судебной правоприменительной практики по указанным спорам и явным превышением заявленной суммы разумным пределам, отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Элегия-АВ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило, решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции, рассмотрев дело в порядке упрощенного производства, нарушил нормы процессуального права, поскольку задолженность не носит бесспорный характер, не признана ответчиком. Ответчик также указал, что заявленное требование (задолженность за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения) не подтверждено надлежащими доказательствами.
Определением суда от 19.11.2019 г. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции.
В пункте 51 постановления Пленума от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" если в процессе рассмотрения апелляционной жалобы, представления судом установлены основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные пунктами 1, 3 - 5 части четвертой статьи 330 ГПК РФ, пунктами 1, 3 - 5 части 4 статьи 270 АПК РФ, то суд общей юрисдикции отменяет решение и направляет дело в суд первой инстанции для рассмотрения по общим правилам искового производства с учетом особенностей рассмотрения дел в порядке упрощенного производства, закрепленных в главе 21.1 ГПК РФ (часть третья статьи 335.1 ГПК РФ), а арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам искового производства и производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, с учетом закрепленных в главе 29 АПК РФ особенностей рассмотрения дел в порядке упрощенного производства (часть 6.1 статьи 268 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, заявленные требования истец (организация водопроводно-канализационного хозяйства) обосновал заключением с ответчиком (абонент) договора холодного водоснабжения и водоотведения N 005173 от 01.07.2015 г., по которому абоненту в апреле, декабре 2018 г. осуществлялась подача холодной питьевой воды через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения и прием сточных вод в централизованную систему водоотведения, надлежащим образом не оплаченных, в результате чего задолженность за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения составляет 6065 руб. 82 коп.
Подписание договора без разногласий, свидетельствует о согласовании сторонами его существенных условий.
По условиям п. 1.2 договора, абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, лимиты водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод с последующим отведением в водные объекты, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения и негативного воздействия на окружающую природную среду.
Пунктом 3.2 договора установлено, что расчетный период равен 1 календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Как следует из приложения N 3 к договору - акта о разграничении эксплуатационной ответственности, подписанного сторонами, источником водоотведения являются канализационные сети гарантирующей организации.
Согласно п. 3.7 договора размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и негативное воздействие на окружающую природную среду, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Расчетным периодом за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и негативное воздействие на окружающую природную среду является период не более 3-х месяцев от обнаружения нарушений до очередного отбора проб сточных вод (п. 3.8. договора).
В соответствии с пп. "д" п. 4.2 договора истец вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и негативного воздействия на окружающую природную среду.
Документы по оплате счета за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и негативное воздействие на окружающую природную среду получены ответчиком, однако оплата в установленный срок не произведена.
Задолженность составляет 6065 руб. 82 коп.
Истцом в адрес ответчика направлялась претензия с требованием погашения задолженности, которые ответчиком не исполнены.
В связи с чем, истец обратился в суд с исковым заявлением.
Отношения абонентов и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 года N 167 (далее - Правила N 167), в части, не утратившей силу в связи с введением в действие Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года N 644.
Главой 5 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) установлена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно п. 10 ст. 7 Федерального Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ на работу централизованной системы водоотведения в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно п. 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Пунктом 65 Правил N 167 определено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В пункте 70 Правил N 167 установлено, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 года N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 18.12.2014 года N 257 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Волгоградской области с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Волгоградской области
В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Помимо платы за водоотведение, в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. (п. 10 ст. 7 Федерального Закона N 416-ФЗ).
Аналогичная норма предусмотрена в пункте 118 раздела VII Правил N 644, который вступил в силу с 01.01.2014 г. и в соответствии с которым установлен порядок определения размера и порядок компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно п. 15 ст. 2 Федерального Закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В п. 5 ст. 7 Федерального Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
Под гарантирующей организацией понимается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пп. 6 п. 2 Закона о водоотведении).
Из приведенной нормы следует, что лица, чьи объекты капитального строительства подключены (технологически присоединены) к организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, заключают договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения с такой организацией и признаются ее абонентами.
Между сторонами такой договор заключен.
Согласно п. 113 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 644 от 29.07.2013 года (далее - Правила N 644) сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4;
б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
Таким образом, по мнению истца, ответчик, как сторона договора, обязан вносить истцу плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и негативное воздействие на окружающую природную среду, независимо от отсутствия превышения нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Однако, при этом суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В качестве основания для начисления счетов за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения истец в счет-фактуре от 31.01.2019 (л.д. 20) сослался на пункт 123 (4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила 644).
Согласно указанному пункту для абонентов, являющихся предприятиями общественного питания, или осуществляющих производство готовых пищевых продуктов и блюд, производство строительных керамических материалов, изделий из бетона для использования в строительстве, керамических изделий, стекла и изделий из стекла (включая стекловолокно), производство химических веществ и химических продуктов, обработку поверхностей, предметов или продукции с использованием органических растворителей и красителей, производство кожи, меха и изделий из них, в том числе дубление, выделку и крашение шкур и кожи, выделку и крашение меха, производство гальванических элементов или изделий с гальваническим покрытием, или осуществляющих мойку транспортных средств, переработку или консервирование рыбы или иных водных биологических ресурсов, переработку или консервирование молока, мяса или иной пищевой продукции, стирку или химическую чистку изделий из ткани и меха, предоставляющих услуги парикмахерских и салонов красоты, в случае, если объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, или в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, относящегося к указанным отраслям (осуществляющего указанное производство), в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, в том числе если объект абонента расположен во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения или абонентом осуществляется сброс сточных вод через один канализационный выпуск и (или) в один контрольный канализационный колодец совместно с иными абонентами, производится расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения согласно приведенной формуле.
Применимость данной нормы к настоящему случаю суд апелляционной инстанции считает ошибочной, поскольку из сведений, размещенных в ЕГРЮЛ ответчика следует, что основным видом деятельности ООО "ЭЛЕГИЯ АВ" является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
В качестве дополнительного вида деятельности указана деятельность по предоставлению финансовых услуг.
Законодатель определил виды деятельности, осуществление которых влечет повышенную концентрацию загрязняющих веществ в сточных водах, и виды деятельности ответчика таким видам деятельности отнесены не были, иных доказательств, подтверждающих осуществление ответчиком видов деятельности, подпадающих под норму положений пункта 123(4) Правил N 644 материалы дела не содержат. Приведенные в пункте 123(4) указанных правил, виды деятельности расширительному толкованию не подлежат.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, у истца отсутствуют правовые основания для выставления спорных счетов на оплату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
При наличии у истца сомнений относительно объема загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих от объекта общества, он не лишен возможности провести отбор проб сточных вод для определения концентрации загрязняющих веществ.
Порядок отбора проб сточных вод и анализ отобранных проб сточных вод регламентирован в разделе IV Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525).
В соответствии с пунктами 19, 22 Правил N 525, отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента. Отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил, что истцом пробы сточных вод ответчика не отбирались, сведения о превышении максимально допустимых значений показателей и концентраций в материалах дела отсутствуют.
В этой связи, апелляционный суд пришел к выводу, что истцом не доказан факт наличия обстоятельств, являющихся основанием для начисления ответчику оплаты за превышение нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. У суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения иска.
При таких обстоятельствах, решение суда следует отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе распределены по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 октября 2019 года по делу N А12-26966/2019 отменить по безусловным основаниям.
В иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Концессии водоснабжения" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Элегия-АВ" 3000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
В.Б. Шалкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-26966/2019
Истец: ООО "КОНЦЕССИИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ"
Ответчик: ООО " ЭЛЕГИЯ- АВ"