г. Саратов |
|
19 декабря 2019 г. |
Дело N А57-17744/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Землянниковой В.В., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кожокарём А.П.
при участии в судебном заседании представителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области Лобановой И.С., действующей на основании доверенности от 09.10.2019 N 8-ДВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу гаражно-строительного кооператива N 21 (412309, Саратовская обл., г. Балашов, ул. Рабочая, 90, ОГРН 1136440000476, ИНН 6440023553)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 октября 2019 года по делу N А57-17744/2019 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению гаражно-строительного кооператива N 21 (412309, Саратовская обл., г. Балашов, ул. Рабочая, 90, ОГРН 1136440000476, ИНН 6440023553)
о признании незаконным и отмене постановления территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области (410029, г. Саратов, ул. им. Сакко и Ванцетти, д. 54/60, ОГРН 1026403680632, ИНН 6455003817) от 19.06.2019 N 10-05-01/2019/216 по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратился гаражно-строительный кооператив N 21 (далее - ГСК N 21, заявитель) с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области (далее - административный орган, Саратовстат) от 19.06.2019 N10-05-01/2019/216 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
ГСК N 21 не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Административный орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
ГСК N 21 явку представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлечённые к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Учитывая положения части 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса РФ определение, вынесенное в виде отдельного судебного акта, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено настоящим Кодексом.
По ходатайству указанных лиц копии определения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 22 ноября 2019 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что согласно служебной записке N 15/2-01-08 об обнаружении факта правонарушения 25 апреля 2019 установлено, что юридическим лицом ГСК N 21 не представлена в установленный срок форма федерального статистического наблюдения N п-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы" за январь-март 2019 года, срок предоставления которой истёк 20 апреля 2019 года.
Установленные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении ГСК N 21 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учёте и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ), Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учёта, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года N 620 (далее - Положение).
Административный орган квалифицировал допущенные нарушения по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
30 мая 2019 года при участии представителя ГСК N 21 Марусевой Е.Н. составлен протокол об административном правонарушении, которым зафиксированы допущенные нарушения (т.1 л.д.37-38).
19 июня 2019 года административным органом вынесено постановление N 10-05-01/2019/216 о привлечении ГСК N 21 к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб. (т.1 л.д.32-33). ГСК N 21 извещено надлежащим образом о времени и месте вынесения постановления (т.1 л.д.34-36).
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в Арбитражный суд Саратовской области с требованием о его отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины ГСК N 21, отсутствия оснований для признания правонарушения малозначительным, а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
ГСК N 21 согласно апелляционной жалобе считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене. По мнению заявителя, суд необоснованно отказал в признании правонарушения малозначительным.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учёта первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
В соответствии со статьёй 4 Закона об официальном статистическом учёте одним из основных принципов официального статистического учёта и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации.
Согласно части 1 статьи 8 Закона об официальном статистическом учете респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 указанной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учёта первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Условия представления респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учёта определены в Положении.
Первичные статистические данные представляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учёта респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций (пункт 3 Положения).
В соответствии с пунктом 4 Положения первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учёта респондентами, указанными в пункте 3 Положения, по утверждённым формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02 июня 2008 года N 420, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учёта, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета. Федеральная служба государственной статистики является субъектом официального статистического учёта, формирующим статистическую информацию по ряду общественных процессов в Российской Федерации.
Согласно подпункту 5.5 указанного Положения полномочия, осуществляемые Федеральной службой государственной статистики, включают, в числе прочих, утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению по представлению субъектов официального статистического учёта, если иное не установлено федеральными законами.
Приказом Росстата от 30.08.2017 N 562 утверждена форма федерального статистического наблюдения с указаниями по её заполнению N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", срок предоставления которой ежеквартально не позднее 20 числа после отчётного периода.
ГСК N 21 обязано было предоставить в указанный срок статистическую отчётность за январь-март 2019 года.
Данная обязанность заявителем не исполнена в установленный срок.
Таким образом, ГСК N 21 нарушило обязанность респондента по предоставлению достоверных статистических данных. Деяние заявителя образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждено материалами дела. Факт нарушения заявителем не оспаривается.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Судами обеих инстанций установлено, что ГСК N 21 не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства в сфере официального статистического учёта.
Доказательств обратного в материалы дела не предоставлено. С учётом требований статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обоснованно привлёк заявителя к административной ответственности.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций. Существенных нарушений административным органом не допущено.
Суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
В соответствии со статьёй 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктами 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причинённого ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учётом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершённого лицом деяния.
ГСК N 21 не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершённого правонарушения.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершённого правонарушения.
Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в неисполнении возложенной на заявителя публично-правовой обязанности без уважительных причин.
Допущенное ГСК N 21 правонарушение посягает на нормальный порядок организации деятельности по своевременной обработке полученной информации и формированию достоверных официальных статистических данных.
Тот факт, что у заявителя отсутствовал умысел на причинение какого-либо вреда, фактом совершения правонарушения не затронуты интересы общества, сам по себе не является основанием для признания совершённого правонарушения малозначительным.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае освобождение лица от ответственности не оправдано, противоречило бы требованиям статей 1.2 и 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и способствовало бы распространению в обществе правового нигилизма.
Таким образом, основания для признания вменённого правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
Апелляционным судом установлено, что при определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Мера наказания является минимальной, предусмотренной санкцией части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует совершённому деянию.
Основания для применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
Суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 31 октября 2019 года по делу N А57-17744/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-17744/2019
Истец: Гаражно-строительный кооператив N21
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области, Территориальный отдел Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области