город Воронеж |
|
19 декабря 2019 г. |
Дело N А08-7384/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Песниной Н.А.,
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Блохиной И.Ю. - представителя по доверенности N 15 от 23.09.2019, Девицкого А.С. - представителя по доверенности N 37 от 07.09.2018
от общества с ограниченной ответственностью "Самоцветы": Ефимовой Л.И. - представителя по доверенности от 27.08.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Белгородской области от 01.10.2019 по делу N А08-7384/2019, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самоцветы" (ИНН 3123353548, ОГРН 1143123017839) к Государственному учреждению - Белгородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 3125004310, ОГРН 1023101638097) о признании недействительным уведомления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Самоцветы" (далее - ООО "Самоцветы", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Государственному учреждению - Белгородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд социального страхования, фонд) о признании недействительным уведомления о размере страховых вносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязании установить для ООО "Самоцветы" на 2018 год класс профессионального риска и размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, соответствующий основному виду деятельности заявителя по ОКВЭД: 47.77.2, о взыскании расходов по уплате государственной пошлины.
Решением от 01.10.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, фонд социального страхования, обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что в срок до 15.04.2019 не подтвердило свой основной вид экономической деятельности, за него это сделало отделение фонда, избрав в качестве основного тот вид экономической деятельности, который в числе других указан в Едином государственном реестре юридических лиц и имеет наиболее высокий класс профессионального риска, как это предписывают пункт 18 Административного регламента, утвержденного Приказом Минтруда России от 06.09.2012 N 178н и пункт 5 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами".
Считает необоснованным вывод суда о том, что непредставление обществом до 15 апреля соответствующего года документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности не может свидетельствовать об осуществлении Обществом деятельности, указанной в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, в связи с прямым противоречием п. 13 Правил 713 и п. 5 Порядка подтверждения N 55.
Кроме того, считает несостоятельным вывод суда о том, что в случае несвоевременного представления страхователем документов, в случае необходимости или сомнений в достоверности и реальности имеющейся у него информации, отделение не лишено права запросить необходимые документы, поскольку п. 3 Порядка подтверждения N 55 предусматривает заявительный порядок подтверждения основного вида экономической деятельности и законная обоснованность для истребования документов у общества с целью выяснения его основного вида деятельности у фонда отсутствовала.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве общество возражает против доводов апелляционной жалобы фонда, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в связи с непредставлением обществом в срок до 15.04.2019 установленных законодательством документов в подтверждение основного вида деятельности фондом в адрес общества направлено уведомление от 25.04.2019, в котором указано, что ООО "Самоцветы" в соответствии с основным видом деятельности "аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом" ОКВЭД 68.20.2", относящимся к 5 классу профессионального риска, установлен страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2019 года в размере 0,60 процентов к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Заявление о подтверждении основного вида деятельности поступило от ООО "Самоцветы" в Белгородское региональное отделение фонда социального страхования 16.05.2019, что подтверждается штампом входящей корреспонденции фонда (л.д. 14).
Как следует из письма от 20.05.2019 N 18-10/3118-4654 фонда, поскольку общество в срок до 15.04.2019 не подтвердило свой основной вид экономической деятельности - ОКВЭД 47.77.2., за него это сделало отделение фонда, избрав в качестве основного тот вид экономической деятельности, который в числе других указан в Едином государственном реестре юридических лиц и имеет наиболее высокий класс профессионального риска. Фонд указанным письмом уведомил общество, что ему установлен повышенный класс профессионального риска - "аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом" ОКВЭД 68.20.2" (л.д. 13).
Полагая, что уведомление фонда от 25.04.2019 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ) страхователь - это юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 17 указанного Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страхователи обязаны в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
На основании статей 21 и 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом. Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N713 утверждены "Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска" (далее - Правила N 713).
Виды экономической деятельности разделяются на группы в зависимости от класса профессионального риска.
Согласно пункту 7 Правил N713 самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащими отнесению к видам экономической деятельности, являются страхователи, обособленные подразделения страхователей - юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей - юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
На основании пункта 8 Правил N 713 экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил N 713).
В соответствии с пунктом 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В силу пункта 2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок N 55), основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно.
В пункте 5 Порядка N 55 предусмотрено, что в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
До подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и подразделения страхователя относятся к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году (пункт 11 Порядка N 55).
Если страхователь не подтверждает виды экономической деятельности подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами, он подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности (пункт 12 Правил N 713, пункт 10 Порядка N 55).
Согласно пункту 13 Правил N713, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
Действующий порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок), утвержден Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55.
Пункт 2 Порядка устанавливает, что в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, перечисленные в пункте 3 Порядка, исполнительный орган фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
В соответствии с пунктом 11 Порядка до подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и подразделения страхователя относятся к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году
Вид осуществляемой юридическим лицом деятельности для установления класса профессионального риска не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности данного юридического лица, в частности на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, поскольку в ЕГРЮЛ указываются те виды деятельности, которыми в соответствии с учредительными документами юридическое лицо может заниматься, однако сам по себе факт перечисления возможных к осуществлению видов деятельности в ЕГРЮЛ не является доказательством осуществления лицом данного вида деятельности в действительности.
Данная правовая позиция, изложена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 05.07.2011 N14943/10.
Судом первой инстанции установлено и заявителем не оспорено, что в срок до 15.04.2019 ООО "Самоцветы" не представило в фонд документы, указанные в пункте 3 Порядка N 55.
Данное обстоятельство послужило основанием для вынесения оспариваемого уведомления, согласно которому фонд социального страхования определил обществу 5 класс профессионального риска по виду экономической деятельности - "аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом" ОКВЭД 68.20.2" и установил тариф страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,60%. (л.д. 12).
При этом фондом социального страхования не представлено никаких доказательств, подтверждающих обоснованность сделанного вывода, вместе с тем соответствующее обоснование законности своего решения должен представить орган, чьи действия обжалуются.
Обществом не оспаривается тот факт, что заявление от 11.04.2019 о подтверждении основного вида экономической деятельности было направлено и получено Фондом социального страхования только 16.05.2019 (л.д. 14).
Вместе с тем судом установлено, что по представленным обществом сведениям, основным видом деятельности общества является "торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах ОКВЭД 47.77.2" с оборотом 188 763 тыс. рублей. Оборот по виду экономической деятельности - "аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом" ОКВЭД 68.20.2" отсутствует. Данное обстоятельство Фондом социального страхования не опровергнуто.
Доказательств осуществления ООО "Самоцветы" иных видов экономической деятельности (кроме розничной торговли ювелирными изделиями), которые являются основным видом экономической деятельности страхователя, ответчиком в материалы дела не представлено.
Кроме того, как следует из материалов дела, в 2017 году Фондом социального страхования подтверждался вид деятельности "торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах ОКВЭД 47.77.2", что соответствует 1 классу профессионального риска, с установлением страхового тарифа 0, 2 %, что подтверждается отметкой Фонда на заявлении о подтверждении основного вида деятельности о принятии (12.04.2018) и обществом в течение 2017 года уплачивались страховые тарифы из расчета 0.2 процента ( л.д.16,17,18-19,21,28).
При этом, за весь период деятельности основной вид экономической деятельности у общества не изменялся, подтверждался фондом, и устанавливался страховой тариф 0,2% по основному виду деятельности "торговля розничная ювелирными изделиями в специализированных магазинах" (ОКВЭД 47.77.2).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что непредставление обществом до 15 апреля соответствующего года документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности данной организации, само по себе не может свидетельствовать об осуществлении организацией указанной деятельности. Фонд, реализуя установленное полномочие по определению вида экономической деятельности в случае несвоевременного представления страхователем документом, в случае необходимости или иных сомнений в достоверности и реальности имеющейся у него информации не лишено права запросить необходимые документы у страхователя.
Указанная правовая позиция подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2018 N 302-КГ18-5655.
При таких обстоятельствах, суд области пришел к верному выводу о том, что у фонда социального страхования не имелось достаточных оснований для установления страхователю страхового тарифа на 2019 год в размере 0,60%.
Помимо этого, как указывает заявитель, у фонда имелась информация об осуществлении обществом вида деятельности по коду 47.77.2, поскольку, общество 14.04.2019 подавало фонду "Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а так же по расходам на выплату страхового обеспечения" с указанием кода по ОКВЭД 47.77.2, и размера страхового тарифа 0,2%, что подтверждается квитанцией о получении Расчета 5465-3368-6770-013101232921 (3101232921 _2019_03_еГ4) от 14.04.19 за 1 квартал 2019 ( л.д. 22-27).
Таким образом, фонд на момент принятия решения и направления Уведомления располагал информацией, подтверждающей фактически осуществляемую обществом деятельность, и у Фонда не имелось оснований для изменения вида деятельности и установлению ее по коду 68.20.2 "аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом".
Апелляционный суд соглашается с позицией заявителя о том, что согласно пунктам 4 и 8 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2005 года N 713, далее "Правила N 713" следует, что для определения профессиональных рисков необходимо учитывать действительные риски, связанные с конкретной фактически осуществляемой деятельностью страхователя, в рамках которой возникает необходимость страхования от вполне конкретных опасностей, присущих такой деятельности.
Кроме того, в соответствии с пунктом 13 Правил N713 предусмотрено, что если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому Классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.
Системное толкование данных пунктов N 4, 8, 13 Правил позволяет сделать вывод о том, что в отношениях страхования имеется необходимость учета действительного вида деятельности страхователя. В отношении тех видов деятельности, которые заявителем в действительности не осуществляются, не может применяться понятие профессионального риска, так как наступление соответствующих страховых случаев невозможно по объективной причине отсутствия самих производственных условий, как основания таких рисков.
Согласно статье 3 Федерального закона N 125-ФЗ профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Таким образом, профессиональный риск связан с теми реальными условиям, в которых реально происходит трудовая деятельность застрахованного лица. Тем самым, законодательство о страховании от несчастных случаев на производстве основано на понимании реальной связи между действительно существующими профессиональными рисками работников страхователя и размером тарифов по страхованию. Иной подход означал бы, что обязанность страхователя принимать меры к предотвращению производственных рисков и нести затраты страхования от несчастных случаев, которые в данной конкретной производственной деятельности наступить не могут.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что, оспариваемое уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 25.04.2019 вынесено без учета фактически осуществляемой заявителем деятельности, нарушает законные права и интересы страхователя.
Таким образом, оспариваемое решение, выраженное в уведомлении от 25.04.2019, не соответствует требованиям законодательства и подлежит признанию недействительным.
Апелляционный суд отклоняет доводы апелляционной жалобы фонда, которые не опровергают правильных выводов суда первой инстанции.
С учетом изложенного, суд правомерно удовлетворил заявленное обществом требование, признав недействительным оспариваемое уведомление фонда.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ч.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 01.10.2019 по делу N А08-7384/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-7384/2019
Истец: ООО "САМОЦВЕТЫ"
Ответчик: ГУ Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации