город Омск |
|
18 декабря 2019 г. |
Дело N А70-12168/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Аристовой Е.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Набиевым М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14614/2019) Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.09.2019 по делу N А70-12168/2019, по иску исполняющего обязанности прокурора Тюменской области Р.М. Биктимерова в интересах публично-правового образования - Российская Федерация к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1167232094732, ИНН 7203406753) к обществу с ограниченной ответственностью негосударственное (частное) охранное предприятие "Центр комплексной безопасности" (ОГРН 1067206045730, ИНН 7206032432) о признании сделки недействительной,
при участии в судебном заседании представителя Прокуратуры Тюменской области - (удостоверение);
установил:
исполняющий обязанности прокурора Тюменской области Биктимеров Р.М. (далее - истец, прокурор) обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - ответчик, апеллянт, податель жалобы, Тюменьстат), обществу с ограниченной ответственностью негосударственное (частное) охранное предприятие "Центр комплексной безопасности" (далее - соответчик, ООО Н(Ч)ОП "ЦКБ") о признании ничтожным государственного контракта на оказание услуг для государственных нужд от 08.04.2019 N 0167400000319000029-02.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19.09.2019 по делу N А70-12168/2019 иск удовлетворен полностью, государственный контракт от 08.04.2019 N 0167400000319000029-02, заключенный между Тюменьстат и ООО Н(Ч)ОП "ЦКБ" признан недействительным (ничтожным), с ООО Н(Ч)ОП "ЦКБ" в доход федерального бюджета взыскано 3 000 руб. 00 коп. государственной пошлины.
Не соглашаясь с указанным судебным актом, Тюменьстат обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.
Мотивируя свою позицию, апеллянт указывает на то, что нежилое помещение по адресу Тюменская область, г. Тобольск, ул. Свердлова, д. 28/3 не является юридическим местом нахождения территориального органа исполнительной власти - Тюменьстата, не служит для реализации последним властных полномочий, соответственно не относится к объектам особого статуса, и, как следствие, не относится к объектам, подлежащим государственной охране, государственный контракт от 08.04.2019 N 0167400000319000029-02 заключен с добросовестным исполнителем ООО Н(Ч)ОП "ЦКБ".
От прокурора в материалы апелляционного производства поступил отзыв, в котором истец выразил несогласие с позицией, изложенной апеллянтом в жалобе.
11.12.2019 в материалы апелляционного производства поступило ходатайство Тюменьстат о приобщении к материалам дела соглашения о расторжении государственного контракта на оказание услуг для государственных нужд 08.04.2019 N 0167400000319000029-02, указанное соглашение приобщено судом апелляционной инстанции к материалам дела в целях правильного, полного и всестороннего выяснения имеющих значение для дела обстоятельств, принятия законного и обоснованного судебного акта.
В судебном заседании 11.12.2019 представитель прокуратуры Тюменской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Иные лица, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Тюменьстат, ООО Н(Ч)ОП "ЦКБ".
Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Тюменьстат и ООО Н(Ч)ОП "ЦКБ" по результатам проведения аукциона в электронной форме (протокол N 3/6ЭА-2019 от 15.03.2019), заключен государственный контракт от 08.04.2019 N 0167400000319000029-02 (далее - контракт) на оказание услуг для государственных нужд (далее - контракт).
Согласно пункта 1.1 контракта, заказчик поручает, а исполнитель оказывает услуги: - охраны посредством комплекса технических средств охраны и объектовой приемопередающей аппаратуры в городе Тобольск, ОКПД 2: 80.10.12.000; - по техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации в городе Тобольск, согласно ОКПД 2: 80.20.10.000 Технического задания (Приложение N 1 к контракту) и условиями, предусмотренными контрактом.
Приложением N 1 к контракту установлены требования к оказанию услуг охраны посредством комплекса технических средств охраны и объектов приемопередающей аппаратуры в городе Тобольск, а также требования к оказанию услуг по техническому обслуживанию охранно-пожарной сигнализации в городе Тобольск.
В свою очередь заказчик принял на себя обязательства по оплате оказанных услуг в размере, в срок и в порядке в соответствии с контрактом.
В соответствии с пунктом 6.1.7 контракта исполнитель обязан иметь действующие лицензии на осуществление охранной деятельности, на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на основании Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 контракта место оказания услуг определено в приложении N 1 к контракту, срок оказания услуг: с момента заключения контракта по 31.12.2019.
В приложении N 1 к контракту указано, что централизованная охрана объекта заключается в автоматизированном контроле над средствами охранной сигнализации, техническом обслуживании, и принятии мер реагирования, после получения сигнала от системы охранной сигнализации заказчика в помещении отдела заказчика, расположенного по адресу: город Тобольск, ул. Свердлова, 28/3 (далее - объект охраны).
Полагая, что государственный контракт не соответствует требованиям закона и является ничтожной сделкой в силу пункта статьи 168 ГК РФ, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Требования прокурора удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме, что явилось основанием обращения Тюменьстат с жалобой в апелляционный суд.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Согласно пункту 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" Гражданский кодекс Российской Федерации не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
В соответствии со статьями 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Таким образом, в отношении указанных сделок прокурор признается заинтересованным лицом в силу закона и не обязан доказывать при обращении с иском в защиту какого конкретного права или чьих конкретно интересов предъявлен иск. Установление судом факта заключения сделки, не соответствующей закону, является достаточным основанием для удовлетворения иска прокурора.
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
На основании статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации способами, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В силу статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, в силу ее признания таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.
Правоотношения в сфере частной детективной и охранной деятельности, в том числе по вопросам лицензирования такой деятельности, регулируются Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1).
Согласно статье 2 Закона N 2487-1 правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон, другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.
Частью 3 статьи 3 Закона N 2487-1 установлено, что в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, т.е. объектов и (или) имущества, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из пункта 3 статьи 11 Закона N 2487-1 следует, что охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона N 2487-1 оказание услуг, перечисленных в части 3 статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения.
Перечень объектов, подлежащих государственной охране утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587.
К числу таких объектов, в том числе, относятся здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления (пункт 1 Перечня).
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ) (с изменениями) в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Согласно пункту 6 Указа порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти.
Пунктом 15 Указа предусмотрено преобразование Государственного комитета Российской Федерации по статистике в Федеральную службу государственной статистики с передачей функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 420 (с изменениями) утверждено Положение о ней, в соответствии с пунктами 1, 4 которого Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 N 491 "О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации" указанные органы входят в систему органов исполнительной власти РФ и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти.
При этом, как следует из Перечня объектов (Приложение 1 к Постановлению Правительства N 587), в нем отсутствует указание на то, что из-под государственной охраны исключены здания (помещения) территориальных федеральных органов исполнительной власти, в связи с чем, судом отклоняется довод Тюменьстат, что государственной охране подлежат, исключительно, объекты, поименованные в Распоряжении Правительства РФ от 15.05.2017 N 928-р "О перечне объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации", в т.ч., исключительно, Административное здание Росстата (пункт 44 указанного перечня).
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что Тюменьстат является территориальным органом исполнительной власти, объекты которого подлежат государственной охране.
Государственная охрана - функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных охранных режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер (статья 1 ФЗ от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране" (далее - Закон N 57-ФЗ)).
На основании статьи 5 Закона N 57-ФЗ государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны.
ООО Н(Ч)ОП "ЦКБ" к таким органам не относится.
Вместе с тем, стороной оспариваемого контракта выступает частное охранное предприятие, осуществляющее частную детективную и охранную деятельность.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ООО Н(Ч)ОП "ЦКБ" не вправе осуществлять охрану спорного объекта, который подлежит охране государственной охранной структурой, поскольку указанные действия общества являются нарушением части 3 статьи 11 Закона N 2487-1.
Довод подателя жалобы об отсутствии у организатора торгов права на установление дополнительных требований к участником торгов, с указанием на необходимость применения положений Закона N 44-ФЗ является неправомерным, принимая во внимание, что в силу вышеизложенных положений нормативных актов в отношении отдельных объектов допускается исключительно государственная охрана.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, одним из которых является соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (часть 5 статьи 31 Закона N 44-ФЗ). Как верно отмечено судом, установление дополнительных требований в извещении к закупке не требуется.
Таким образом, ООО Н(Ч)ОП "ЦКБ" не может осуществлять охранную деятельность Тюменьстата, поскольку не отвечает основным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги.
Как указано выше, Тюменьстат на стадии апелляционного производства представлено соглашение о расторжении договора от 10.12.2019, между тем наличие данного соглашения на законность и правомерность вынесенного решения не влияет.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В силу пункта 1 статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
При таких обстоятельствах, поскольку на момент спора сделка в объективной форме существовала, постольку требования истца о признании ничтожным контракта обоснованно и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В целом, доводы апелляционной жалобы Тюменьстата повторяют доводы, сформулированные и заявлявшиеся последним в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела.
При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Тюменьстат освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.09.2019 по делу N А70-12168/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-12168/2019
Истец: Исполняющий обязанности прокурора Тюменской области Биктимеров Р.М., Прокуратура Тюменской области
Ответчик: ООО НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЦЕНТР КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ И ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ