г. Владимир |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А43-26825/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Насоновой Н.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорожник" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.09.2019 по делу N А43-26825/2019,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Китеж-Телеком" (ОГРН 1105235000342, ИНН 5235006546) к обществу с ограниченной ответственностью "Дорожник" (ОГРН 1025201203697, ИНН 5235002252) о взыскании 10 830 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Китеж-Телеком" (далее - ООО "Китеж-Телеком", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Дорожник" (далее - ООО "Дорожник", ответчик) о взыскании 10 830 руб. стоимости восстановительного ремонта транспортного средства.
Требования основаны на статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. В обоснование иска указано, что 20.03.2019 в результате попадания автомобиля Лада Ларгус, государственный номер О860УК152, принадлежащего ООО "Китеж-Телеком", в яму произошло дорожно-транспортное происшествие. Автомобиль получил технические повреждения. Поскольку дорожно-транспортное происшествие стало возможным по вине организации, осуществлявшей ненадлежащее содержание находящегося в ее ведении имущества, истец обратился с иском о возмещении ущерба.
Ответчик иск не признал.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 18.09.2019 по делу N А43-26825/2019 исковые требования ООО "Китеж-Телеком" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Дорожник" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить на основании пунктов 2, 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель считает, что вина в причинении вреда имуществу истца и причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика и возникшими убытками ООО "Китеж-Телеком" не доказана. Указывает, что в марте 2019 года выполнены работы по ремонту автодороги, установленные контрактом, что подтверждается:
- ведомостью фактически выполненных работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог N 3 от 16.04.2019 за отчетный период с 01.03.2019 по 31.03.2019;
-актом проверки уровня содержания автомобильных дорог;
- актом сдачи-приемки работ от 16.04.2019. Однако судом не установлено, какие именно обязательства по контракту ответчиком не исполнены.
Заявитель считает, что видео и фотосъемка являются не допустимыми доказательствами, поскольку отсутствует акт осмотра автодороги сотрудниками ГИБДД с указанием результатов измерений глубины и площади пролома. Вывод суда, что "по приезду сотрудников ГИБДД яма была засыпана и произвести ее размер уже не представлялось возможным", сделан в отсутствие подтверждающих доказательств.
Нарушение норм материального права заявитель усматривает в неприменении судом статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку, по мнению заявителя, водитель Шестиперстов А.В. в нарушении пункта 10.1 Правил дорожного движения своим поведением содействовал причинению вреда.
Определением суда от 22.10.2019, которым настоящая апелляционная жалоба принята к производству, судом устанавливался срок для представления мотивированного отзыва на апелляционную жалобу и документов, подтверждающих его направление другим участвующим в деле лицам до 15.11.2019.
30.10.2019 от ООО "Китеж-Телеком" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец возразил против доводов заявителя, указал на законность и обоснованность принятого по делу решения, просил оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, первый арбитражный апелляционный суд считает судебный акт суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. По общему правилу привлечения к гражданско-правовой ответственности в форме возмещения вреда необходимо установить совокупность условий: факт причинения вреда и его размер, вину лица, обязанного к возмещению вреда (противоправность поведения этого лица) и причинно-следственную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом.
Факт получения автомобилем Лада Ларгус, государственный номер О860УК152, повреждений подтвержден материалами дела. Установлено, что 20.03.2019 в 10 час. 15 мин. водитель Шестиперстов А.В., управляя указанным автомобилем, принадлежащим на праве собственности ООО "Китеж-Телеком", и следуя по ул. Коммунистическая, д.59, г.Урень, Нижегородской области, совершил наезд на яму. В результате этого транспортное средство получило механические повреждения. Данное обстоятельство подтверждается справкой от 20.03.2019 о дорожно-транспортном происшествии, определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
При этом установлено, что яма, размеры которой составили 207 см - в длину и 131 см - в ширину, 13 см - в глубину, имеет отклонение от ГОСТА Р 50597-93, а автомобиль - повреждения переднего правого колеса (пробита шина, погнут диск, а так же возможны скрытие дефекты).
В обоснование размера ущерба истец представил заказ-наряд ЗН-006 от 22.03.2019, акт N 8 о приемке выполненных ремонтных работ от 22.03.2019, кассовые чеки от 20.03.2019 на 4540 руб. и 4790 руб.
Претензией истец обращался к ответчику с требованием о возмещении материального ущерба. Невозмещение ответчиком ущерба послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Внутриквартальный проезд - это дорога, примыкающая к проезжим частям жилых и магистральных улиц, разворотным площадкам.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В целях реализация и в пределах компетенции государственной политики в сфере транспорта и дорожного хозяйства в Нижегородской области создано Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области. Компетенция данного министерства определена в Положении о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 11.10.2013 N 719.
В соответствии с данным положением основными задачами данного Министерства являются: реализация в пределах компетенции государственной политики в сфере транспорта и дорожного хозяйства в Нижегородской области, направленной на создание условий для предоставления безопасных и регулярных транспортных услуг, на содержание и развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и обеспечивающей свободное перемещение населения, товаров, работ и услуг, единство экономического пространства, транспортную и экологическую безопасность; обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, формирование дорожной инфраструктуры указанных дорог; развитие транспортной инфраструктуры и обеспечение соблюдения стандартов в сфере строительства, реконструкции и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с пунктом 3.24 Положения о министерстве транспорта и
автомобильных дорог Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 11.10.2013 N 719, в целях реализации возложенных задач Министерство осуществляет функцию по обеспечению надлежащей организации выполнения и финансирования полного комплекса мероприятий по проектированию, содержанию, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Нижегородской области.
Согласно статье 3 закона Нижегородской области от 04.12.2008 N 157-3 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области" государственную политику Нижегородской области в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности осуществляет Правительство Нижегородской области. Оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения осуществляет уполномоченный Правительством Нижегородской области дорожный орган. Оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования местного значения осуществляют уполномоченные органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области дорожные органы.
Для целей Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области под дорожными органами понимаются организации, уполномоченные Правительством Нижегородской области или органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области на осуществление функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования регионального, межмуниципального значения или местного значения соответственно и решение иных вопросов дорожной деятельности.
Статья 7 закона Нижегородской области от 04.12.2008 N 157-3 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области" устанавливает, что к полномочиям дорожных органов Нижегородской области относится: оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения; проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения; участие в разработке государственных программ Нижегородской области по развитию транспортной системы Нижегородской области; учет автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения; принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и настоящим Законом.
Согласно пункту 1.3 Правил содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и создания и использования парковок (парковочных мест) на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Нижегородской области, утвержденных Постановлением Правительства Нижегородской области от 22.05.2013 N 318 "О правилах содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и создания и использования парковок (парковочных мест) на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Нижегородской области" (далее - Правила содержания и ремонта автомобильных дорог в Нижегородской области) организацию работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог осуществляет ГКУ Нижегородской области "ГУАД".
Приказом Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области N 174/од от 25.11.2014 утвержден устав ГКУ Нижегородской области "ГУАД", который устанавливает, что в рамках уставной деятельности ГКУ Нижегородской области "ГУАД" обеспечивает организацию работ по осуществлению дорожной деятельности в отношении
автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Нижегородской области, а также: оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения Нижегородской области; организация дорожной деятельности (проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание) в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Нижегородской области; выполнение функций государственного заказчика в установленном законом порядке в целях обеспечения осуществления дорожной деятельности в рамках государственных программ; обеспечение контроля за состоянием автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Нижегородской области и дорожных сооружений, соблюдением норм и правил пользования и охраны дорог, состоянием и использованием земель в полосах отвода дорог.
Пунктом 2.1. Правил содержания и ремонта автомобильных дорог в Нижегородской области предусмотрено, что работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог осуществляются подрядными организациями, выбранными в соответствии с нормами федерального законодательства в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.
Согласно пункту 2.2. указанных Правил, организация работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог включает в себя следующие мероприятия: 1) составление ведомостей дефектов и намечаемых работ и технических заданий на содержание автомобильных дорог; 2) разработка сметных расчетов стоимости работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог (далее - сметные расчеты); 3) проведение работ по
содержанию и ремонту автомобильных дорог; 4) приемку результатов выполненных исполнителями работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог.
Согласно Перечню автомобильных дорог, утвержденных постановлением
Правительства Нижегородской области N 207 от 27.05.2008 спорная автомобильная дорога (N 22 ОП М3 22Н3105) отнесена к собственности Нижегородской области и передана в оперативное управление ГКУ Нижегородской области "ГУАД".
Для определения лица, ответственного за причинение убытков в материалы дела представлен государственный контракт N 1092521 от 27.11.2018, заключенный между ГКУ Нижегородской области "ГУАД" (заказчиком) и ООО "Дорожник" (подрядчиком).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта подрядчик обязался выполнить работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Уренского района Нижегородской области, протяженность 96.067 км согласно Приложению N 1, а заказчик обязался принять и оплатить выполненные работы в порядке предусмотренном настоящим контрактом, в том числе устранение на покрытии проезжей части отдельных повреждений и ямочный ремонт.
Пунктом 1.2 контракта определено, что работы по содержанию автомобильных дорог выполняются Подрядчиком в срок с 01 января 2019 года по 30 июня 2021 года в соответствии с календарным планом производства работ.
В силу пункта 3.1 контракта подрядчик обязан, в том числе:
3.1.1 обеспечить бесперебойное и безопасное движение транспортных средств на закрепленной за ним сети автодорог (Приложение N 1), в частности по ул.Коммунистическая в г.Урень. В ситуациях, угрожающих безопасности дорожного движения, принять незамедлительные меры по устранению данной ситуации, при невозможности ее ликвидировать, в течение 24 часов известить заказчика и до получения от него указаний оградить место производства аварийных работ согласно ОДМ 218.6.019-2016 "Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ".
3.1.2 обеспечить качественное выполнение работ по содержанию закрепленной сети автодорог в соответствии с условиями настоящего Контракта.
3.1.8 участвовать в расследовании дорожно-транспортных происшествий на закрепленной сети автодорог и незамедлительно информировать заказчика по телефону +7 (831) 275-55-03:
- обо всех случаях дорожно-транспортных происшествий, связанных с дорожными условиями в соответствии с ОДМ 218.6.015-2015 "Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации", введенных в действие распоряжением Федерального дорожного Агентства от 12.05.2015 N 853-р с последующим оформлением донесений по форме Приложения N 11;
- о повреждениях дорог, дорожных и искусственных сооружений в результате производства несанкционированных работ, наезда транспорта, размывов, стихийных бедствий, с последующим оформлением донесений по форме Приложения N 11 с информацией о принятых мерах и состоянии проезда на автомобильных дорогах;
- обо всех несогласованных заказчиком работах, производимых в полосе отвода и придорожной полосе автомобильных дорог, несанкционированных свалках с последующим оформлением донесений по форме Приложения N 11,
3.1.9 принимать меры по охране автодорог и сооружений на них от повреждений, а также по обеспечению сохранности и эффективному использованию имущества, находящегося в составе автомобильных дорог и нести по этим обязательствам полную материальную ответственность.
На основании пункта 7.1 контракта подрядчик несет ответственность за некачественное выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и сооружений на них. Если порча, разрушения или дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП) наступили в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых подрядчиком обязательств, все повреждения он устраняет за свой счет и возмещает убытки от порчи и разрушения третьим лицам.
Согласно пункту 7.14 контракта подрядчик несет ответственность за некачественное выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и сооружений на них. Если порча, разрушения или дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП) наступили в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых подрядчиком обязательств, все повреждения он устраняет за свой счет и возмещает убытки от порчи и разрушения третьим лицам.
Таким образом, как обоснованно указал суд, ООО "Дорожник" является лицом, которое должно осуществлять контроль за состоянием спорной дороги и устранение ям, в частности, в месте совершения дорожно-транспортного происшествия от 20.03.2019.
Доказательств, подтверждающих принятие ООО "Дорожник" всех, зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения происшествия, а также, что данная дорога соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 заявителем не представлено. Соответствующие знаки в целях предотвращения дорожно-транспортного происшествия своевременно установлены не были.
Позиция ответчика о том, что дорожное покрытие находилось надлежащем состоянии в марте 2019 года, опровергается, в том числе самим ответчиком с учетом ссылок на следующие документы: ведомость фактически выполненных работ от 16.04.2019, приказ ГКУ НО ГУАД от 21.03.2019 N 159 "О подготовке автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения к эксплуатации в летний период", согласно которому подрядчику кроме прочего необходимо выполнить ямочный ремонт на автодорогах регионального и межмуниципального значения в срок до 01.05.2019.
Таким образом, период с момента доведения данного приказа до ООО "Дорожник" и его исполнение - с 21.03.2019 до 01.05.2019, в то время как спорное ДТП произошло 20.03.2019.
И поскольку доказательства уплаты ответчиком ущерба отсутствуют, требование истца в отношении ответчика (ООО "Дорожник") обоснованно признано судом подлежащим удовлетворению в сумме 10 830 руб. на основании статей 15, 307, 309, 1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылка ответчика на отсутствие и материалах дела доказательств состояния дорожного покрытия, подтвержденного сотрудниками ГИБДД, судом также отклоняется, так как согласно материалам дела в результате ДТП от 20.03.2019 водителем произведена фотофиксация места ДТП, размеры ямы и обстоятельств ДТП. Указанные материалы были исследованы сотрудниками ГИБДД и приобщены к материалам проверки по факту ДТП. Их относимость к обстоятельствам ДТП сотрудниками ГИБДД проверена и водителю не отказано в их приобщении.
Кроме того, на место ДТП до приезда сотрудников ГИБДД, приехала съемочная группа телеканала "Наше регион ТВ", 22.03.2019 в 19 ч. 00 мин. на телеканале "Наше регион ТВ" в программе новостей вышел сюжет "Ямы на дороге" по обстоятельствам ДТП от 20.03.2019, из видеосюжета, а также видеоматериала, приобщенного к материалам проверки по факту ДТП видно, что после 10 час. 15 мин. на место ДТП выехали работники ООО "Дорожник" и устранили яму на дороге на ул.Коммунистической, д. 59. В связи с этим, по приезду сотрудников ГИБДД произвести ее размер уже не представлялось возможным.
Довод ответчика о том, что видео и фотосъемка являются не допустимыми доказательствами, судом отклоняется, так как в соответствии с пункта 2 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы. Использование фото и видеосъёмки в рамках гражданского процесса допустимо, и не требует какого-либо особого разрешения или соблюдения каких-то особых действий.
Ведение видеозаписи в местах, очевидно и явно открытых для общего посещения и не исключенных в силу закона или правового обычая от использования видеозаписи, является элементом самозащиты гражданского права, что соответствует статье 14 Гражданского кодекса Российской Федерации и корреспондирует части 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
С учетом указанных обстоятельствах, суд обоснованно признал фото и видеоматериалы, в данном случае допустимыми доказательствами по делу. Данные фото и видеоматериалы, объективно фиксируют ДТП, размеры ямы, а также начало дорожных работ по устранению ямы.
Кроме того, к административному материалу приложена распечатка каталога файлов на диске и сам диск с фотографиями, из которых видно, что дорожная техника производит ремонт на участке дороги места ДТП, длина ямы 207 см, глубина 13 см, ширина 131 см, колесо автомобиля погрузилось в яму на уровень диска колеса.
Изучив представленный материал проверки, в том числе КУСП N 977 от 20.03.2019, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 20.03.2019, схему ДТП, справку о ДТП от 20.03.2019, объяснения водителя, фото и видео материалы, суд пришел к правильному выводу о том, что ДТП 20.03.2019 случилось в результате наличия ямы в дорожном покрытии по адресу г.Урень, ул.Коммунистическая, около д.59, которая была устранена работниками ООО "Дорожник".
Довод заявителя жалобы о том, что повреждение автомобиля произошло вследствие нарушения водителем Шестиперстовым А.В. пункта 10.1 Правил дорожного движения не принимается.
Превышение установленного Правилами дорожного движения скоростного режима - это правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность (пункт 10.1 Правил дорожного движения, статья 12.9 Кодекса об административной ответственности Российской Федерации). Между тем, ни состав административного правонарушения, ни нарушение Правил дорожного движения в действиях водителя Шестиперстова А.В. по факту дорожно-транспортного происшествия, происшедшего 20.03.2019 - не установлен, о чем вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 20.03.2019.
На основании изложенного, суд второй инстанции полагает, что спор между сторонами разрешен правильно, согласно действующему законодательству, фактическим обстоятельствам дела и исследованным доказательствам. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено. Оснований для отмены решения Арбитражного суда Нижегородской области от 18.09.2019 по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.09.2019 по делу N А43-26825/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорожник" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Насонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-26825/2019
Истец: ООО Китеж-Телеком
Ответчик: ООО Дорожник
Третье лицо: Администрации Муниципального образования г.Урень, мо мвд россии уренский
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-9594/20
16.12.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9595/19
22.10.2019 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9595/19
18.09.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-26825/19