город Ростов-на-Дону |
|
18 декабря 2019 г. |
дело N А32-42048/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ильиной М.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя Надхиной Н.В. по доверенности от 20.08.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "Тандер" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2019 по делу N А32-42048/2019 по заявлению акционерного общества "Тандер" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тандер" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 27.08.2019 N 409.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована отсутствием в действиях общества события и состава вменяемого ему административного правонарушения. Апеллянт указывает, что управление не проводило внеплановую проверку юридического лица, распоряжение о проведении проверки не выносило, соответственно и акт о проверке не составляло. Таким образом, осмотр помещений, принадлежащих обществу, с осуществлением фотосъемки, истребованием документов административным органом не производился, опрос свидетелей не осуществлялся. При этом ТУ Роспотребнадзора сделан вывод о виновности общества только на основании упаковки от товара, предъявленной потребителем, и кассового чека. Кассовый чек является подтверждением покупки товара в магазине "Магнит", но не является доказательством покупки товара с истекшим сроком годности, товар мог быть приобретен потребителем ранее, до истечения его срока годности. Также апеллянт ссылается на нарушение управлением положений ФЗ N 294-ФЗ.
Заинтересованное лицо с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, заинтересованное лицо явку не обеспечило, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва управления, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 08.07.2019 при рассмотрении материалов КУСП от 19.06.2019 N 10495, КУСП от 19.06.2019 N 10496, КУСП от 19.06.2019 N 10494 в соответствии с ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ при непосредственном обнаружении установлено, что АО "Тандер" допустило нарушение требований технических регламентов, выразившееся в нарушении изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, а именно:
19.06.2019 в 18-55 в магазине "Магнит-Старинный" АО "Тандер", расположенном по адресу: Кавказский район, г. Кропоткин, ул. Красная, 49, корп. 1 потребителю Титову А.С. были проданы сливки "Простоквашино" 20% массой 350 гр. в количестве 2 шт. дата производства 02.02.2019 срок годности до 02.06.2019 - с истекшим сроком годности.
19.06.2019 в 20-14 в магазине "Магнит-Старинный" АО "Тандер", расположенном по адресу: Кавказский район, г. Кропоткин, ул. Красная, 49, корп. 1, потребителю Мячевой А.В. был продан йогурт "ВIO МАХ" сливки "Простоквашино" с добавлением персика массой 125 гр. в количестве 4 шт. дата производства 06.05.2019 срок годности до 15.06.2019 - с истекшим сроком годности.
19.06.2019 в 20-05 в магазине "Магнит-Старинный" АО "Тандер", расположенном по адресу: Кавказский район, г. Кропоткин, ул. Красная, 49, корп. 1, потребителю Примак Д.А. был продан молочный продукт "Каша молочно-пшеничная" марки "Фруто-няня" объемом 0,2 л. в количестве 2 шт. дата изготовления 08.12.2018 в 22 час.17 мин. срок годности 6 мес. до 08.06.2019 - с истекшим сроком годности, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, возникновение, распространение инфекционных (массовых неинфекционных) заболеваний: о. дизентерия, вирусный гепатит "А", сальмонеллез. Ответственность предусмотрена ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Таким образом, юридическим лицом нарушены ч. 12 ст. 17 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. N 880 (далее ТР ТС 021/2011), ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее Федеральный закон N 29-ФЗ); п. 8.24 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" (далее СП 2.3.6.1066-01).
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 19.07.2019 по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Постановлением начальника территориального отдела, главного государственного санитарного врача по Кавказскому, Гулькевичскому и Тбилисскому районам от 27.08.2019. АО "Тандер" привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 Кодекса в виде минимального штрафа в размере 300000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу условий части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для деда.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой (ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ).
Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов.
Объективная сторона правонарушения по части 1 указанной статьи состоит в нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо в выпуске в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектами ответственности являются граждане, юридические и должностные лица, индивидуальные предприниматели.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются. В соответствии со статьей 4 Закона N 29-ФЗ, качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством: применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий; проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации; проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - системы качества); применения мер по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.
В соответствии с п. 12 ст. 17 ТР ТС 021/2011 при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
Согласно Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) утв. решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 срок годности - период, по истечении которого продукция считается непригодной для использования по назначению.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 29-ФЗ в обороте не могут находиться пищевые продукты, сроки годности которых истекли.
В организациях торговли запрещается реализация продукции: с истекшими сроками годности (п.8.24 СП 2.3.6.1066-01).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон N 52- ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека пищевых продуктов при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В силу пункта 5 статьи 15 Федерального закона N 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества. Срок годности устанавливается изготовителем продукции, в течение которого изготовитель обязан гарантировать соответствие продукции требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителя и сохранение потребительских свойств при соблюдении условий хранения.
Исходя из анализа названных норм права в их взаимосвязи, нарушения требований законодательства, регулирующего порядок производства, хранения и реализации пищевых продуктов, являются основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.43 КоАП РФ.
Факт реализации юридическим лицом товаров нарушением вышеназванных норм и санитарных правил, устанавливающих требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, подтверждается материалами дела об административном правонарушении от 19.07.2019, материалами КУСП от 19.06.2019 10495: заявление Титова А.С., объяснение Титова А.С., фото-таблица кассового чека, фото-таблица продукта с истекшим сроком годности, КУСП от 19.06.2019 N 10496, заявление Мячевой А.В., объяснение Мячевой А.В., объяснение товароведа магазина "Магнит" Клестова Р.Н., расписка товароведа магазина "Магнит", фото-таблица кассового чека, фото-таблица продукта с истекшим сроком годности КУСП 19.06.2019 N 10494: заявление Андреева СВ., объяснение Примак Д.А, фото-таблица кассового чека, фото-таблица продукта с истекшим сроком годности.
АО "Тандер", занимаясь реализацией продуктов питания, имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективных причин невозможности исполнения законно установленной обязанности по соблюдению технических норм и санитарных правил в рассматриваемом случае не установлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основания для привлечения общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ у управления имелись.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Апелляционной коллегией отклоняется довод общества о нарушении административным органом положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), поскольку данный закон не относится к законодательству Российской Федерации об административных правонарушениях и не регламентирует правоотношения по привлечению к административной ответственности; из материалов дела не следует, что проводилась документарная или выездная проверка именно с той целью, которая установлена Федеральным законом N 294-ФЗ; в силу пункта 1 части 1 статья 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 300000 руб. по оспариваемому постановлению соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы первоначального заявления, которые были предметом рассмотрения судом первой инстанции, давшим им надлежащую оценку, которую апелляционный суд считает правильной.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2019 по делу N А32-42048/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42048/2019
Истец: АО Тандер
Ответчик: Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в Кавказском, Гулькевичском т и Тбилисском районах, ТО Управления Роспотребнадзора в Кавказском, Гулькевичском т и Тбилисском районах, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21382/19