19 декабря 2019 г. |
Дело N А84-1751/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А |
|
судей |
|
Рыбиной С.А., |
|
|
|
Чертковой И.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Замятиной М.О.,
при участии в судебном заседании:
от Акционерного общества "Автотранспортное предприятие 2628" - директора Николаенковой Э.В., представителя Гуло О.А. на основании доверенности от 10.01.2019 N 02; представителя Ленько Я.И. на основании доверенности от 10.01.2019 N 02;
от Общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города Севастополя" - представителя Шелеповой О.П. на основании доверенности от 26.11.2019 N 82;
от Правительства Севастополя - представителя Кабаковой В.А. на основании доверенности от 09.09.2019 N 7101/01-01-02.1-30/02/19;
в отсутствие представителей надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания: Департамента городского хозяйства города Севастополя, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Автотранспортное предприятие 2628" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.10.2019 по делу N А84-1751/2019 (судья Архипова С.Н.)
по исковому заявлению АО "Автотранспортное предприятие 2628" к ООО "Благоустройство города Севастополя" об обязании заключить договор на оказание услуги по размещению отходов, за исключением твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Автотранспортное предприятие 2628" (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением о понуждении Общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города "Севастополь" (далее - Ответчик) к заключению договора на оказание услуги по размещению отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) в предложенной редакции договора.
К участию в деле в качестве третьих лиц суд привлек Правительство Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 07.10.2019 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, АО "Автотранспортное предприятие 2628" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт и удовлетворить иск в полном объеме. Апеллянт полагает, что суд неполно исследовал обстоятельства спора; отказывая в приемке отходов от Истца, Ответчик фактически препятствует осуществлению Истцом деятельности по сбору и транспортировке отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, но сходным по составу.
Ответчик и Правительство Севастополя представили отзывы, в которых изложили свои возражения по доводам апелляционной жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание Департамент городского хозяйства города Севастополя и Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю представителей не направили, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений Истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела, Истец осуществляет деятельность по сбору и транспортированию отходов (лицензия на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов I-IV класса опасности N 08200010 от 26.05.2016, выдана Федеральной службой по надзору в сфере природопользования).
В настоящее время на территории города Севастополя действует один действующий полигон коммунальных отходов, расположенный в Первомайской балке города Севастополя. Эксплуатацию данного полигона осуществляет Ответчик, который является региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Севастополя.
Истец письмом N 30 от 28.02.2019 предложил Ответчику заключить договор оказания услуг, предметом которого является обязанность ООО "Благоустройство города "Севастополь" принимать у Истца и размещать (захоронять) отходы производства и потребления, за исключением твердых коммунальных отходов, следующего состава и количества:
Код по ФККО |
Наименование отхода |
Масса/объем |
|
т |
м3 |
||
3 01 132 03 29 5 |
очистки овощного сырья |
30 |
200 |
3 01 199 31 29 4 |
бумага, загрязненная пищевыми жирами при производстве пищевых продуктов |
7,5 |
50 |
3 01 199 32 60 4 |
обтирочный материал, загрязненный пищевыми жирами при производстве пищевых продуктов |
7,5 |
50 |
3 03 111 09 23 5 |
обрезки и обрывки смешанных тканей |
15 |
100 |
3 05 011 11 71 4 |
отходы зачистки транспортных средств и площадок разгрузки и хранения древесного сырья |
30 |
200 |
3 41 211 11 20 4 |
бой автомобильного многослойного стекла (триплекса) |
7,5 |
50 |
3 41 901 01 20 5 |
бой стекла |
180 |
1200 |
4 01 105 13 20 4 |
отходы (остатки) фруктов, овощей и растительных остатков необработанных |
150 |
1000 |
4 02 110 01 62 4 |
спецодежда из хлопчатобумажного и смешанных волокон, утратившая потребительские свойства, незагрязненная |
7,5 |
50 |
4 02 321 12 60 4 |
спецодежда из натуральных, синтетических, искусственных и шерстяных волокон, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание лакокрасочных материалов менее 5%) |
3 |
20 |
4 03 101 00 52 4 |
обувь кожаная рабочая, утратившая потребительские свойства |
1,5 |
10 |
4 38 941 11 52 4 |
отходы посуды одноразовой из разнородных полимерных материалов, загрязненной пищевыми продуктами |
75 |
500 |
7 33 210 01 72 4 |
мусор и смет производственных помещений малоопасный |
1050 |
7000 |
7 33 381 01 20 4 |
растительные отходы при кошении травы на территории производственных объектов малоопасные |
7,5 |
50 |
7 33 381 02 20 5 |
растительные отходы при кошении травы на территории производственных объектов практически безопасные |
7,5 |
50 |
7 39 911 01 72 4 |
отходы (мусор) от уборки полосы отвода и придорожной полосы автомобильных дорог |
7,5 |
50 |
7 39 951 01 72 4 |
мусор наплавной от уборки акватории |
3 |
20 |
7 39 952 11 71 4 |
мусор при очистке прибрежных защитных полос водоохранных зон и акваторий водных объектов |
3 |
20 |
7 47 111 11 20 4 |
остатки от сжигания твердых коммунальных отходов, содержащие преимущественно оксиды кремния, железа и алюминия |
1,5 |
10 |
Между сторонами отсутствует спор относительно того, что по своему составу отходы, указанные в Приложении N 1 к проекту договора "Перечень принимаемых отходов", не относятся к твердым коммунальным отходам, на что также указано в предмете договора, в редакции, предложенной к заключению Ответчику.
Письмом N 7254 от 25.03.2019 Ответчик уведомил Истца о невозможности заключить договор на предложенных условиях. Отказ мотивирован тем, что Истец, не являясь оператором по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, лишен возможности размещения твердых коммунальных отходов на полигоне ТБО в Первомайской балке города Севастополя.
Не согласившись с отказом заключить договор, Истец обратился в арбитражный суд с иском, в котором просит обязать Ответчика заключить договор на предложенных им условиях.
Суд первой инстанции признал требования Истца необоснованными и отказал в удовлетворении иска.
Поддерживая по существу обжалуемое решение, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
В соответствии с п. 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В рамках настоящего дела установлено, что Ответчику принадлежит на праве собственности земельный участок кадастровый номер 91:04:043001, площадью 61 687 кв. м, расположенный в г. Севастополе Первомайская балка, для строительства полигона для складирования твердых бытовых отходов. Данный объект был передан Департаментом по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя Ответчику по акту N 00ГУ-001298 как полигон твердых бытовых отходов, 3-я очередь. Согласно рабочему проекту на полигон ТБО в Первомайской балке, 3 очередь, общей целевой характеристикой объекта является полигон ТБО, что также отражено в разделе 3 Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 12.04.2017.
Согласно постановлению Правительства города Севастополя от 13.10.2016 года N 976-ПП об утверждении территориальной схемы города Севастополя в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, полигон в Первомайской балке включен в реестр объектов размещения отходов как полигон для размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) - раздел 6.2.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) отходами являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления; отходы подразделяются на отходы производства и отходы потребления.
Твердые коммунальные отходы Закон об отходах определяет как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1 в редакции ФЗ от 29.12.2014 N 458-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона об отходах полигон является одним из объектов размещения отходов, т.е. специально оборудованным сооружением, предназначенным для размещения отходов и включающим в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно пункту 5 статьи 12 Закона об отходах запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона об отходах объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Пунктом 16 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792, предусмотрено, что реестр включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством РФ.
Как уже отмечено ранее по тексту, полигон в Первомайской балке включен в реестр объектов размещения отходов в качестве полигона для размещения ТКО (раздел 6.2 постановления Правительства города Севастополя от 13.10.2016 года N 976-ПП).
В связи с этим утилизация иных отходов, не входящих в категорию "твердые коммунальные отходы", на указанном полигоне запрещена.
Поскольку договор, на заключении которого настаивает Истец, предусматривает размещение отходов производства и потребления, не относящихся к твердым коммунальным отходам - на что прямо указано в пункте 1.1 проекта договора, Ответчик не может быть обязан судом к его заключению.
Ссылка Истца, что согласно разрешенному использованию земельного участка полигон в Первомайской балке является полигоном твердых бытовых отходов (далее - ТБО), не может быть принята в обоснование его заявленных требований, поскольку ТБО и ТКО в понимании нормативно-правового регулирования в настоящее время - это единый вид отходов, объединенный в понятии твердых коммунальных отходов.
Так, согласно пункту 3.3. ГОСТ Р 53691-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I - IV класса опасности. Основные требования (утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1091-ст) твердые бытовые отходы - это отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.
В Комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в РФ (утверждена Приказом Минприроды России от 14.08.2013 N 298) понятия ТБО и ТКО употребляются как равнозначные.
Довод апеллянта, что ранее Ответчик принимал от Истца отходы, не являющиеся ТКО, не может быть принят во внимание, поскольку оценкой суда является правомочия ответчика по использованию полигона в связи с его разрешенным использованием как объекта захоронения отходов в настоящее время.
Довод Истца, что ответчик фактически препятствует осуществлению Истцом деятельности по сбору и транспортировке отходов, не относящихся к ТКО, обоснованно отклонен судом и не может быть принят апелляционным судом. Вопреки доводам Истца, отсутствие в городе Севастополя полигона для размещения отходов производства и потребления, отличных от ТКО, и несение в связи с этим Истцом как хозяйствующим субъектом на соответствующем рынке услуг дополнительных затрат по транспортировке отходов на надлежащие полигоны в соседнем регионе не может являться основанием для возложения обязанности на Ответчика разместить отходы на полигон в Первомайской балке, не предназначенный для размещения отходов, деятельность по обращению с которыми осуществляет Истец.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 07.10.2019 по делу N А84-1751/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества "Автотранспортное предприятие 2628" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
С.А. Рыбина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1751/2019
Истец: АО "Автотранспортное предприятие 2628"
Ответчик: ООО "Благоустройство города "Севастополь"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, ПРАВИТЕЛЬСТВО СЕВАСТОПОЛЯ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДУ СЕВАСТОПОЛЮ