г. Санкт-Петербург |
|
17 декабря 2019 г. |
Дело N А56-18297/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: Царегородцевым Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Сажина К.О. по доверенности от 20.09.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-33984/2019) Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2019 по делу N А56-18297/2019 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению ООО "АЙСТЕК"
к Центральной акцизной таможне
об оспаривании решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Айстек" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене решений Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) Центральной акцизной таможни (далее - таможня, заинтересованное лицо) по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС N N РКТ-10009194-18/000066, РКТ-10009194-18/000067 от 13.12.2018.
Решением суда от 24.09.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением, таможенный орган обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению таможни, ввезенный Обществом ледовый комбайн используется для выполнения общественных работ, поименованных в тексте товарной подсубпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД, в связи с чем таможенный пост обоснованно принял оспариваемые решения по классификации товара.
От Общества в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в связи с невозможностью участия представителя.
Апелляционный суд не находит оснований для отложения судебного разбирательства, поскольку представленные в материалы дела доказательства и пояснения являются достаточными для рассмотрения спора, а заявитель не был лишен возможности направить в судебное заседание иного представителя.
Представитель Таможни в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 12.12.2018 ООО "Айстек" подана декларация на товары (ДТ) N 10009194/121218/0012786 на Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни в целях помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" товаров, поступивших в адрес Общества по товарно-транспортной накладной CMR N LV-5452 в рамках контракта N IC-001/15 от 28.10.2014 с компанией Icecom Limited., Кипр.
В графе 31 ДТ товары N N 1, 2 указаны следующим образом:
Товар N 1: "Самоходная ледозаливочная машина марки "Zamboni"; модель 446, новая 2018 г.в., предназначена для чистки, выравнивания, наращивания и полировки льда "Zamboni", двигатель 2,4 л_., бункер для снега емкость 2.66 м3, вместимость снега с уплотнителем 3.17 м3, не является транспортным средством, не предназначена для движения по дорогам общего пользования и перевозки людей, серийный номер 12054, 1 шт_".
Товар N 2: "Самоходная ледозаливочная машина марки "Zamboni"; модель 446, новая 2018 г.в., предназначена для чистки, выравнивания, наращивания и полировки льда "Zamboni", двигатель 2,4 л_., бункер для снега емкость 2.66 м3, вместимость снега с уплотнителем 3.17 м3, не является транспортным средством, не предназначена для движения по дорогам общего пользования и перевозки людей, серийный номер 12053, 1 шт_".
Указанные товары исходя из их конструкции и предназначения отнесены Обществом к подсубпозиции 8479 89 970 8 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (Машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные; прочие; прочие; прочие).
В ходе таможенного контроля должностным лицом ОТО и ТК N 4 Северо-Западного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни вынесены решения о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС NN РКТ-10009194-18/000066, РКТ-10009194-18/000067 от 13.12.2018, в соответствии с которыми ввезенные Обществом товары отнесены таможенным органом к подсубпозиции 8479 10 000 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (Машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные; оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ).
В соответствии с данными решениями о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС (п. 7) таможенным органом указаны следующие сведения о товаре, необходимые для их классификации в подсубпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС:
Товар N 1: Самоходная ледозаливочная машина марки "Zamboni"; модель 446, новая 2018 г.в., предназначена для чистки, выравнивания, наращивания и полировки льда, бункер для снега емкость 2.66 м3, вместимость снега с уплотнителем 3.17 м3, не является транспортным средством, не предназначена для движения по дорогам общего пользования и перевозки людей.
Товар N 2: Самоходная ледозаливочная машина марки "Zamboni"; модель 446, новая 2018 г.в., предназначена для чистки, выравнивания, наращивания и полировки льда "Zamboni", двигатель 2,4 литра.
В связи с вынесением решений о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС N N РКТ-10009194-18/000066, РКТ-10009194-18/000067 от 13.12.2018 Обществу таможней начислен утилизационный сбор в размере 966 000 рублей, что подтверждается письмом Центральной акцизной таможни от 10.01.2019 N 45-15-09/0052.
Общество оспорило решения о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС N N РКТ-10009194-18/000066, РКТ-10009194-18/000067 от 13.12.2018 в судебном порядке.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии оснований для классификации спорных машин в товарной подсубпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД, заявленные требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Таможни в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государств - членов ЕАЭС.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2(а), 2(б), 3(а), 3(б), 3(в), 4, 5, 6 ОПИ ТН ВЭД. Согласно правилу 6 ОПИ ТН ВЭД классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Как следует из материалов дела, спор относительно применяемой в отношении товара товарной позиции ТН ВЭД между сторонами отсутствует: и декларантом, и таможенным постом ввезенные ледозаливочные машины отнесены к товарной позиции 8479 ТН ВЭД "Машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные". Однако далее таможенный орган классифицировал спорный товар в товарной субпозиции "оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ", с чем заявитель не согласен.
В Пояснениях к товарной позиции 8479 ТН ВЭД (пункт (А) раздела (II) "Машины для определенных отраслей промышленности") перечислено оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ, к которому относятся, например:
(1) Машины для распределения строительного раствора или бетона (исключая бетономешалки или растворосмесители, товарная позиция 8474 или 8705).
(2) Дорожно-строительные машины, которые оказывают вибрационное воздействие на бетон с целью его уплотнения, а также придают нужный боковой наклон поверхности, а иногда производят также и укладку бетона.
Однако в данную товарную позицию не включаются планировщики товарной позиции 8429.
(3) Машины, как самоходные, так и несамоходные, для разбрасывания гравия надорогу или аналогичные поверхности, а также самоходные машины для распределения и уплотнения битумосодержащих материалов дорожных покрытий. Не включаются в данную товарную позицию разбрасыватели гравия, смонтированные на шасси моторного транспортного средства (товарная позиция 8705).
(4) Машины и механические устройства для разглаживания свежих бетонных, битумных или других аналогичных мягких поверхностей, для нанесения на них бороздок или клеток и т.д.
Нагревательные приборы для битума и т.д. в данную товарную позицию не включаются (товарная позиция 8419).
(5) Небольшие механические аппараты, управляемые рядом идущим оператором, для обслуживания дорог (например, подметальные машины или аппараты для нанесения линий белой краской).
Механические вращающиеся щетки, которые могут быть смонтированы вместе с бункером для приема мусора и системой смачивания на колесном шасси, приводимом в движение трактором товарной позиции 8701, также относятся к данной товарной позиции как взаимозаменяемое оборудование даже в том случае, если они представлены вместе с трактором.
(6) Разбрасыватели соли и песка для очистки от снега, предназначенные для установки на грузовом автомобиле, состоящие из резервуара для хранения песка и соли, оборудованного дробильно-перемешивающим органом, системы для дробления/размалывания кусков соли и гидравлической системы рассеивания с разбрасывающим диском. Управление различными функциями машины осуществляется из кабины автомобиля с помощью дистанционного управления.
Таможенный орган полагает, что к общественным работам, упомянутым в Пояснениях к ТН ВЭД, относится комплекс работ, выполняемых в местах для общего пользования и/или реализуемых в интересах общества в целях удовлетворения общественных потребностей, а следовательно, сфера применения ледового комбайна относится к категории общественных работ, поименованных в тексте товарной субпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД.
Вместе с тем, вопреки доводам Таможни, самоходная ледозаливочная машина по своему назначению и функциям не может быть отнесена ни к одной из перечисленных в Пояснениях к коду 8479 10 000 0 ТН ВЭД позиций. Из приведенных Пояснений к ТН ВЭД усматривается, что под оборудованием для общественных работ, строительства или других аналогичных работ понимается дорожная, строительная и аналогичная техника, к которой ледозаливочная машина не относится.
Как видно из представленной технической документации, ледозаливочная машина используется для заливки и восстановления (повышения качества) льда на катках и спортивных ледовых площадках.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что заливка и восстановление льда не являются строительными работами, а самоходная ледозаливочная машина не является оборудованием для строительства, также как и оборудованием для общественных работ.
Оснований полагать, что указанное в технической документации назначение спорной машины соответствует "общественным или другим аналогичным работам", не имеется.
Следует отметить, что понятие "работ, аналогичных общественным и строительным работам", нормативно не определено, в связи с чем не может применяться в целях отнесения ввезенной Обществом самоходной ледозаливочной машине к оборудованию для "других аналогичных работ".
При этом все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в актах законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актах Российской Федерации в сфере таможенного регулирования толкуются в пользу декларанта и иных заинтересованных лиц (пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В силу изложенного, учитывая, что в Пояснениях к товарной подсубпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД товар "самоходная ледозаливочная машина" не поименована, и данный товар не является оборудованием для общественных работ, строительства или других аналогичных работ, он не подлежит отнесению к указанной подсубпозиции. Таможенный орган, в свою очередь, не обосновал невозможность классификации спорного товара по заявленному Обществом коду 8479 89 970 8 ТН ВЭД.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал решения Таможни по классификации товара от 13.12.2018 N N РКТ-10009194-18/000066, РКТ-10009194-18/000067 недействительными.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2019 по делу N А56-18297/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-18297/2019
Истец: ООО "АЙСТЕК"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21675/20
10.03.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2158/20
17.12.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33984/19
24.09.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-18297/19