г. Самара |
|
17 декабря 2019 г. |
Дело N А55-17623/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Балашевой В.Т., Туркина К.К.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гилевским А.Ю.,
от истца - представитель Ваганова А.Н., доверенность от 06.08.2019, директор Маркцефель М.А., выписка ЕГРЮЛ,
от ответчика - представитель Рослякова А.А., доверенность N КБШ-99/Д от 13.112019,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 декабря 2019 года в зале N 3 апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 октября 2019 года по делу N А55-17623/2019 (судья Дегтярев Д.А.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "ТП НИЖЛЕС" (ОГРН: 1165275056374, ИНН: 5262343004) г. Нижний Новгород,
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727) г. Москва,
о взыскании неустойки в размере 209 398 руб. 50 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТП НИЖЛЕС" (далее - истец), обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик), о взыскании неустойки за просрочку доставки груза в размере 209 398 руб. 50 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.10.2019 исковые требования удовлетворены. С открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТП НИЖЛЕС" взыскано 209 398 руб.50 коп. неустойки за просрочку доставки груза и 7188 руб.00 коп. расходы по оплате госпошлины.
Ответчик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение изменить, применить статью 333 ГК РФ, уменьшить размер неустойки не менее чем на 45,8%.
Ответчик считает, что заявленный истцом и взысканный судом размер пеней носит исключительно чрезмерный характер, не обеспечивая принципа равенства сторон. Сама по себе чрезмерность размера ответственности с учетом конкретных обстоятельств железнодорожной перевозки, является одним из доводов в пользу уменьшения подлежащей уплате неустойки.
В дополнении к апелляционной жалобе ответчик указывает, что ответственным за исправное техническое состояние, а также за прохождение вагоном обслуживания и ремонта является владелец вагона или лицо, непосредственно его обслуживающие, а не перевозчик. Считает, что судом неправомерно взысканы пени за время нахождения вагонов в ремонте.
В судебном заседании представитель ответчика доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал и просил ее удовлетворить.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании с доводами жалобы не согласился и просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, отзыве истца на апелляционную жалобу, заслушав выступления присутствующих в судебном заседании представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 02.04.2018 г. между открытым акционерном обществом "Российский железные дороги" и обществом с ограниченной ответственность "ТП НИЖЛЕС" заключен договор на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов N 298/17/18 (далее-Договор). Согласно п 1.1 Договора ОАО "РЖД" обязуется оказать либо организовать оказание услуг, связанных с перевозкой грузов. В соответствии с п. 2.1.3. ОАО "РЖД" обязано обеспечивать своевременное выполнение услуг по согласованным заявкам. Во время действия договора периодически нарушался срок доставки груза:
1. В период с 28.12.2018 г. по 07.01.2019 г. Перевозчик ОАО "РЖД" осуществлял перевозку кряжа фанерного березового на железнодорожных вагонах N N 54814744, 54814793, 54412713, 54807870 перевозимых на своих осях, со станции отправления Пижма (код 267200) на станцию назначения Нижний Ломов (код 633103), Грузоотправителем являлся ООО "ТП НИЖЛЕС". Согласно оригинала транспортной железнодорожной накладной ЭВ991525, оформление приема груза к перевозке состоялось 28.12.2018 г. в 13:45, срок доставки истекает 03.01.2019 г., прибытие на станцию назначения состоялось 07.01.2019 г. в 11:45. Срок действия доставки увеличилось на 4 суток. В соответствии со статьей 97 Федерального закона "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки. Таким образом ООО "ТП НИЖЛЕС" имеет право на получение пени за период с 04.01.2019 г. по 07.01.2019 г. а именно 42104,16 (Сорок две тысячи сто четыре рубля 16 копеек) рублей (расчет следующий 116956(провозная плата) *9%(пени) *4 суток).
2. В период с 04.01.2019 г. по 11.01.2019 г. Перевозчик ОАО "РЖД" осуществлял перевозку кряжа фанерного березового на железнодорожном вагоне N 58368291, со станции отправления Пижма (код 267200) на станцию назначения Нижний Ломов (код 633103), Грузоотправителем являлся ООО "ТП НИЖЛЕС". Согласно оригинала транспортной железнодорожной накладной ЭГ287016, оформление приема груза к перевозке состоялось 04.01.2019 г. в 14:20, срок доставки истекает 10.01.2019 г., прибытие на станцию назначения состоялось11.01.2019 г. в 11:45. Срок действия доставки увеличилось на 1 сутки. В соответствии со статьей 97 Федерального закона "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки. Таким образом ООО "ТП НИЖЛЕС" имеет право на получение пени за период с 11.01.2019 г. по 11.01.2019 г. а именно 2933,28 (Две тысячи девятьсот тридцать три рубля 28 копеек) рублей (расчет следующий 32592(перевозная плата) *9%(пени).
3. В период с 31.12.2018 г. по 08.01.2019 г. Перевозчик ОАО "РЖД" осуществлял перевозку кряжа фанерного березового на железнодорожных вагонах N N 54583661, 54583679 перевозимых на своих осях, со станции отправления Ветлужская (код 266207) на станцию назначения Нижний Ломов (код 633103), Грузоотправителем являлся ООО "ТП НИЖЛЕС". Согласно оригинала транспортной железнодорожной накладной ЭГ098567, оформление приема груза к перевозке состоялось 31.12.2018 г. в 15:33, срок доставки истекает 06.01.2019 г., прибытие на станцию назначения состоялось 08.01.2019 г. в 12:43. Срок действия доставки увеличилось на 2 суток. В соответствии со статьей 97 Федерального закона "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки. Таким образом ООО "ТП НИЖЛЕС" имеет право на получение пени за период с 07.01.2019 г. по 08.01.2019 г. а именно 9352,44 (Девять тысяч триста пятьдесят два рубля 44 копейки) рубля (расчет следующий 51958 (провозная плата) *9%(пени) *2 суток).
4. В период с 31.12.2018 г. по 07.01.2019 г. Перевозчик ОАО "РЖД" осуществлял перевозку порожних вагонов 42241604 и 42240408 перевозимых на своих осях, со станции отправления Яранск (код 253008) на станцию назначения Теплый Стан (код 640304), Грузоотправителем являлся ООО "ТП НИЖЛЕС". Согласно оригинала транспортной железнодорожной накладной ЭГ096809 оформление приема груза к перевозке состоялось 31.12.2018 г. в 18.12, срок доставки истекает 06.01.2019 г., прибытие на станцию назначения состоялось 07.01.2019 г. в 16:34. Срок действия доставки увеличилось на 1 сутки. В соответствии со статьей 97 Федерального закона "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки. Таким образом ООО "ТП НИЖЛЕС" имеет право на получение пени за период с 07.01.2019 г. по 07.01.2019 г. а именно 4533,48 (Четыре тысячи пятьсот тридцать три рубля 48 копеек) рублей (расчет следующий 50372 (провозная плата)*9%(пени).
5. В период с 09.01.2019 г. по 16.01.2019 г. Перевозчик ОАО "РЖД" осуществлял перевозку порожних вагонов N N 58368267, 58368184 перевозимых на своих осях, со станции отправления Пижма (код 267200) на станцию назначения Нижний Ломов (код 633103), Грузоотправителем являлся ООО "ТП НИЖЛЕС". Согласно оригинала транспортной железнодорожной накладной ЭГ480916, оформление приема груза к перевозке состоялось 09.01.2019 г., срок доставки истекает 15.01.2019 г., прибытие на станцию назначения состоялось 16.01.2019 г. в 13:00. Срок действия доставки увеличилось на 1 сутки. В соответствии со статьей 97 Федерального закона "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки. Таким образом ООО "ТП НИЖЛЕС" имеет право на получение пени за период с 16.01.2019 г. по 16.01.2019 г., а именно 5 645,88 (Пять тысяч шестьсот сорок пять рублей 88 копеек) рублей, (расчет, следующий 62732 (перевозная плата) *9%(пени).
6. В период с 09.01.2019 г. по 16.01.2019 г. Перевозчик ОАО "РЖД" осуществлял перевозку порожнего вагона N 58368283 перевозимый на своих осях, со станции отправления Пижма (код 267200) на станцию назначения Нижний Ломов (код 633103), Грузоотправителем являлся ООО "ТП НИЖЛЕС". Согласно оригинала транспортной железнодорожной накладной ЭГ442444, оформление приема груза к перевозке состоялось 09.01.2019 г. в 14:46, срок доставки истекает 15.01.2019 г., прибытие на станцию назначения состоялось 16.01.2019 г. в 13:00. Срок действия доставки увеличилось на 1 сутки. В соответствии со статьей 97 Федерального закона "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки. Таким образом ООО "ТП НИЖЛЕС" имеет право на получение пени за период с 16.01.2019 г. по 16.01.2019 г., а именно 2933,28 (Две тысячи девятьсот тридцать три рубля 28 копеек) рублей, (расчет, следующий 32592 (перевозная плата) *9%(пени).
7. В период с 15.01.2019 г. по 22.01.2019 г. Перевозчик ОАО "РЖД" осуществлял перевозку порожнего вагона N 54814744 перевозимый на своих осях, со станции отправления Пижма (код 267200) на станцию назначения Нижний Ломов (код 633103), Грузоотправителем являлся ООО "ТП НИЖЛЕС". Согласно оригинала транспортной железнодорожной накладной ЭГ756639, оформление приема груза к перевозке состоялось 15.01.2019 г. в 15:05, срок доставки истекает 21.01.2019 г., прибытие на станцию назначения состоялось 22.01.2019 г. в 11:55. Срок действия доставки увеличилось на 1 сутки. В соответствии со статьей 97 Федерального закона "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки. Таким образом ООО "ТП НИЖЛЕС" имеет право на получение пени за период с 22.01.2019 г. по 22.01.2019 г., а именно 2868,21 (Две тысячи восемьсот шестьдесят восемь рублей 21 копейка) рублей, (расчет, следующий 31869 (провозная плата) *9%(пени).
8. В период с 29.01.2019 г. по 14.02.2019 г. Перевозчик ОАО "РЖД" осуществлял перевозку порожнего вагона N 42065433 и 42147496 перевозимый на своих осях, со станции отправления Яранск (код 253008) на станцию назначения Теплый Стан (код 640304), Грузоотправителем являлся ООО "ТП НИЖЛЕС". Согласно оригинала транспортной железнодорожной накладной ЭД327748, оформление приема груза к перевозке состоялось 29.01.2019 г., срок доставки истекает 04.02.2019 г., прибытие на станцию назначения состоялось 14.02.2019 г. в 11:55. Срок действия доставки увеличилось на 10 суток. В соответствии со статьей 97 Федерального закона "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки. Таким образом ООО "ТП НИЖЛЕС" имеет право на получение пени за период с 05.02.2019 г. по 14.02.2019 г., а именно 46949,4 (Сорок шесть тысяч девятьсот сорок девять рублей 40 копеек) рублей, (расчет, следующий 52166 (провозная плата) *9%(пени) *10 (суток).
9. В период с 14.02.2019 г. по 22.02.2019 г. Перевозчик ОАО "РЖД" осуществлял перевозку порожнего вагона N 54807763 перевозимый на своих осях, со станции отправления Яранск (код 253008) на станцию назначения Нижний Ломов (код 633103), Грузоотправителем являлся ООО "ТП НИЖЛЕС". Согласно оригинала транспортной железнодорожной накладной ЭЕ106880, оформление приема груза к перевозке состоялось 14.02.2019 г., срок доставки истекает 20.02.2019 г., прибытие на станцию назначения состоялось 22.02.2019 г. Срок действия доставки увеличилось на 2 суток. В соответствии со статьей 97 Федерального закона "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки. Таким образом ООО "ТП НИЖЛЕС" имеет право на получение пени за период с 21.02.2019 г. по 22.02.2019 г., а именно 5558,04 (Пять тысяч пятьсот пятьдесят восемь рублей 04 копейки) рублей, (расчет, следующий 30878 (провозная плата) *9%(пени) *2 (суток).
10. В период с 23.02.2019 г. по 05.03.2019 г. Перевозчик ОАО "РЖД" осуществлял перевозку порожнего вагона N 54466750 перевозимый на своих осях, со станции отправления Яранск (код 253008) на станцию назначения Нижний Ломов (код 633103), Грузоотправителем являлся ООО "ТП НИЖЛЕС". Согласно оригинала транспортной железнодорожной накладной ЭЕ493569, оформление приема груза к перевозке состоялось 23.02.2019 г., срок доставки истекает 01.03.2019 г., прибытие на станцию назначения состоялось 05.03.2019 г. Срок действия доставки увеличилось на 4 суток. В соответствии со статьей 97 Федерального закона "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки. Таким образом ООО "ТП НИЖЛЕС" имеет право на получение пени за период с 02.03.2019 г. по 05.03.2019 г., а именно 11116,08 (Одиннадцать тысяч сто шестнадцать рублей 08 копеек) рублей, (расчет, следующий 30878 (провозная плата) *9%(пени) *4 (суток).
11. В период с 27.02.2019 г. по 06.03.2019 г. Перевозчик ОАО "РЖД" осуществлял перевозку порожнего вагона N 42240341 перевозимый на своих осях, со станции отправления Яранск (код 253008) на станцию назначения Нижний Ломов (код 633103), Грузоотправителем являлся ООО "ТП НИЖЛЕС". Согласно оригинала транспортной железнодорожной накладной ЭЕ673987, оформление приема груза к перевозке состоялось 27.02.2019 г., срок доставки истекает 05.03.2019 г., прибытие на станцию назначения состоялось 06.03.2019 г. Срок действия доставки увеличилось на 1 сутки. В соответствии со статьей 97 Федерального закона "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки. Таким образом ООО "ТП НИЖЛЕС" имеет право на получение пени за период с 06.03.2019 г. по 06.03.2019 г., а именно 2779,02 (Две тысячи семьсот семьдесят девять рублей 02 копейки) рублей, (расчет, следующий 30878 (провозная плата) *9%(пени).
12. В период с 13.03.2019 г. по 21.03.2019 г. Перевозчик ОАО "РЖД" осуществлял перевозку порожнего вагона N 58368184, 58368226, 58368275 перевозимый на своих осях, со станции отправления Пижма (код 267200) на станцию назначения Нижний Ломов (код 633103), Грузоотправителем являлся ООО "ТП НИЖЛЕС". Согласно оригинала транспортной железнодорожной накладной ЭЖ405596, оформление приема груза к перевозке состоялось 13.03.2019 г., срок доставки истекает 19.03.2019 г., прибытие на станцию назначения состоялось 21.03.2019 г. Срок действия доставки увеличилось на 2 суток. В соответствии со статьей 97 Федерального закона "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки. Таким образом ООО "ТП НИЖЛЕС" имеет право на получение пени за период с 20.03.2019 г. по 21.03.2019 г., а именно 22289,76 (Двадцать две тысячи двести восемьдесят девять рублей 76 копеек) рублей, (расчет, следующий 123832 (провозная плата) *9%(пени) *2 (суток).
13. В период с 19.03.2019 г. по 26.03.2019 г. Перевозчик ОАО "РЖД" осуществлял перевозку порожнего вагона N 43036359, 54846993 перевозимый на своих осях, со станции отправления Кизнер (код 254203) на станцию назначения Нижний Ломов (код 633103), Грузоотправителем являлся ООО "ТП НИЖЛЕС". Согласно оригинала транспортной железнодорожной накладной ЭЖ523394, оформление приема груза к перевозке состоялось 19.03.2019 г., срок доставки истекает 25.03.2019 г., прибытие на станцию назначения состоялось 26.03.2019 г. Срок действия доставки увеличилось на 1 сутки. В соответствии со статьей 97 Федерального закона "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки. Таким образом ООО "ТП НИЖЛЕС" имеет право на получение пени за период с 26.03.2019 г. по 26.03.2019 г., а именно 5343,48 (Пять тысяч триста сорок три рубля 48 копеек) рублей, (расчет, следующий 59372 (провозная плата) *9%(пени).
14. В период с 15.03.2019 г. по 23.03.2019 г. Перевозчик ОАО "РЖД" осуществлял перевозку порожнего вагона N 54830096, 54844931 перевозимый на своих осях, со станции отправления Кизнер (код 254203) на станцию назначения Нижний Ломов (код 633103), Грузоотправителем являлся ООО "ТП НИЖЛЕС". Согласно оригинала транспортной железнодорожной накладной ЭЖ512822, оформление приема груза к перевозке состоялось 15.03.2019 г., срок доставки истекает 21.03.2019 г., прибытие на станцию назначения состоялось 23.03.2019 г. Срок действия доставки увеличилось на 2 суток. В соответствии со статьей 97 Федерального закона "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки. Таким образом ООО "ТП НИЖЛЕС" имеет право на получение пени за период с 22.03.2019 г. по 23.03.2019 г., а именно 10686,96 (Десять тысяч шестьсот восемьдесят шесть рублей 96 копеек) рублей, (расчет, следующий 59372 (провозная плата) *9%(пени)*2 (суток).
15. В период с 27.03.2019 г. по 03.04.2019 г. Перевозчик ОАО "РЖД" осуществлял перевозку порожнего вагона N 42241869, 54814868, 54814884 перевозимый на своих осях, со станции отправления Ивашево (код 305702) на станцию назначения Нижний Ломов (код 633103), Грузоотправителем являлся ООО "ТП НИЖЛЕС". Согласно оригинала транспортной железнодорожной накладной ЭЗ049483, оформление приема груза к перевозке состоялось 27.03.2019 г., срок доставки истекает 02.04.2019 г., прибытие на станцию назначения состоялось 03.04.2019 г. Срок действия доставки увеличилось на 1 сутки. В соответствии со статьей 97 Федерального закона "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки. Таким образом ООО "ТП НИЖЛЕС" имеет право на получение пени за период с 03.04.2019 г. по 03.04.2019 г., а именно 9265,59 (Девять тысяч двести шестьдесят пять рублей 59 копеек) рублей, (расчет, следующий 102951 (провозная плата) *9%(пени).
16. В период с 01.04.2019 г. по 09.04.2019 г. Перевозчик ОАО "РЖД" осуществлял перевозку порожнего вагона N 42240135, 54814819 перевозимый на своих осях, со станции отправления Кизнер (код 254203) на станцию назначения Нижний Ломов (код 633103), Грузоотправителем являлся ООО "ТП НИЖЛЕС". Согласно оригинала транспортной железнодорожной накладной ЭЗ247189, оформление приема груза к перевозке состоялось 01.04.2019 г., срок доставки истекает 07.04.2019 г., прибытие на станцию назначения состоялось 09.04.2019 г. Срок действия доставки увеличилось на 2 суток. В соответствии со статьей 97 Федерального закона "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки. Таким образом ООО "ТП НИЖЛЕС" имеет право на получение пени за период с 08.04.2019 г. по 09.04.2019 г., а именно 10686,96 (Десять тысяч шестьсот восемьдесят шесть рублей 96 копеек) рублей, (расчет, следующий 59372 (провозная плата) *9%(пени)*2 (суток).
17. В период с 01.04.2019 г. по 10.04.2019 г. Перевозчик ОАО "РЖД" осуществлял перевозку порожнего вагона N 54814793 перевозимый на своих осях, со станции отправления Ивашево (код 305702) на станцию назначения Нижний Ломов (код 633103), Грузоотправителем являлся ООО "ТП НИЖЛЕС". Согласно оригинала транспортной железнодорожной накладной ЭЗ318845, оформление приема груза к перевозке состоялось 01.04.2019 г., срок доставки истекает 07.04.2019 г., прибытие на станцию назначения состоялось 10.04.2019 г. Срок действия доставки увеличилось на 3 суток. В соответствии со статьей 97 Федерального закона "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки. Таким образом ООО "ТП НИЖЛЕС" имеет право на получение пени за период с 08.04.2019 г. по 10.04.2019 г., а именно 9600,66 (Девять тысяч шестьсот рублей 66 копеек) рублей, (расчет, следующий 35558 (провозная плата) *9%(пени)*3 (суток).
18. В период с 03.04.2019 г. по 10.04.2019 г. Перевозчик ОАО "РЖД" осуществлял перевозку порожнего вагона N 42240580 перевозимый на своих осях, со станции отправления Ивашево (код 305702) на станцию назначения Нижний Ломов (код 633103), Грузоотправителем являлся ООО "ТП НИЖЛЕС". Согласно оригинала транспортной железнодорожной накладной ЭЗ429811, оформление приема груза к перевозке состоялось 03.04.2019 г., срок доставки истекает 09.04.2019 г., прибытие на станцию назначения состоялось 10.04.2019 г. Срок действия доставки увеличилось на 1 сутки. В соответствии со статьей 97 Федерального закона "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки. Таким образом ООО "ТП НИЖЛЕС" имеет право на получение пени за период с 10.04.2019 г. по 10.04.2019 г., а именно 3200,22 (Три тысячи двести рублей 22 копейки) рублей, (расчет, следующий 35558 (провозная плата) *9%(пени).
19. В период с 03.04.2019 г. по 11.04.2019 г. Перевозчик ОАО "РЖД" осуществлял перевозку порожнего вагона N 58368192 перевозимый на своих осях, со станции отправления Нижний Ломов (код 633103) на станцию назначения Химзаводская (код 637208), Грузоотправителем являлся ООО "ТП НИЖЛЕС". Согласно оригинала транспортной железнодорожной накладной ЭЗ438029, оформление приема груза к перевозке состоялось 03.04.2019 г., срок доставки истекает 09.04.2019 г., прибытие на станцию назначения состоялось 11.04.2019 г. Срок действия доставки увеличилось на 2 суток. В соответствии со статьей 97 Федерального закона "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 N 18-ФЗ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки. Таким образом ООО "ТП НИЖЛЕС" имеет право на получение пени за период с 10.04.2019 г. по 11.04.2019 г., а именно 1551,60 (Одна тысяча пятьсот пятьдесят один рубль 60 копеек) рублей, (расчет, следующий 8620 (провозная плата) *9%(пени)*2 (суток).
В соответствии со ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно статье 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее -УЖТ РФ) грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельца железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей; в случае прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в накладной срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесена плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Согласно статье 97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Статьей 97 УЖТ РФ предусмотрена возможность освобождения перевозчика от уплаты пени за просрочку доставки, если он докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных пунктом 1 статьи 29 УЖТ РФ обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных, не зависящих от перевозчика обстоятельств,
В силу указанных норм основанием для применения ответственности за просрочку доставки грузов является вина перевозчика. Перевозчик может быть освобожден от уплаты пени, если докажет, что просрочка произошла по независящим от него обстоятельствам.
Пунктом 3.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом предусмотрено, что расчетную дату истечения срока доставки груза в графе "срок доставки истекает" заполняет сам перевозчик.
Нормативные сроки доставки грузов (далее - срок доставки), в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, но которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки груза считаются за полные. Расчетное время - Московское.
Установив, что факт несвоевременного исполнения перевозчиком обязательств по доставке груза подтвержден материалами дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Ответчик, не оспаривая выводы суда о взыскании пени в заявленном истцом размере, настаивает на том, что взыскиваемый истцом размер неустойки явно чрезмерен последствиям нарушения обязательств, просит снизить его на основании статьи 333 ГК РФ.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении,
Пленум ВАС РФ в Постановлении от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается. Основанием для применения статьи 333 ГК РФ может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 7) если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника; которое может быть сделано в любой форме (пункт 71 Постановления).
В соответствии с пунктом 73 Постановления Пленума ВС РФ N 7 бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Из пункта 77 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7 следует, что снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды.
В пункте 78 Постановления Пленума ВС РФ от 24,03.2016 N 7 разъяснено, что правила о снижении размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ применяются также в случаях, когда неустойка определена законом, например, статьями 23,23.1, пунктом 5 статьи 28, статьями 30 и 31 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее * Закон о защите прав потребителей), пунктом 21 статьи 12 Закона об ОСАГО, положениями Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", статьей 16 Федерального закона от 29.12,1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", пунктом 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктами 73, 74 Постановления Пленума ВС РФ N 7 бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть I статьи 65 АПК РФ).
При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 ст. 1 ГК РФ). Доказательствами обоснованности размера неустойки могут служить, в частности, данные о среднем размере платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо платы по краткосрочным кредитам, выдаваемым физическим лицам, в месте нахождения кредитора в период нарушения обязательства, а также о показателях инфляции за соответствующий период. Установив основания для уменьшения размера неустойки, суд снижает сумму неустойки (пункт 75 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7),
Степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего только суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела, как того требуют статья 71 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 ГК РФ уменьшить его размер.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, в каждом конкретном случае суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом конкретных обстоятельств спора и взаимоотношений сторон,
В рамках настоящего спора, рассмотрев ходатайство ответчика об уменьшении неустойки; суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии оснований для применения статьи 333 ГК РФ, обоснованно указав на отсутствие доказательств, свидетельствующих о явной несоразмерности начисленной неустойки последствиям нарушения обязательства.
Достаточных оснований для применения статьи 333 ГК РФ и уменьшения суммы неустойки в рамках настоящего дела с учетом доводов ответчика, обстоятельств дела и представленных доказательств не имеется, поскольку применяемая штрафная санкция призвана обеспечить надлежащее исполнение перевозчиком своих обязательств по своевременной доставке грузов, порожних вагонов, контейнеров.
Возражения ответчика, указавшего на несоразмерность взыскиваемой суммы пени, на каких-либо доказательствах не основаны, являются следствием субъективной оценки требования, положенного в основу спора, рассмотренного судом первой инстанции с учетом приведенных выше норм, критериев и обстоятельств данного дела.
Также ответчик ссылается на новую редакцию ч. 1 ст. 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 6% платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла
Однако, согласно ст. 2 Федерального закона N 266-ФЗ настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования - он опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru * 02.08.2019 - и не содержит указаний на распространение его действия на ранее возникшие отношения.
Указанная правовая позиция подтверждается постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2019 N 0бАП-4886/2019,
Период просрочки доставки груза январь-апрель 2019 года, производство по делу возбуждено определением арбитражного суда от 14.06,19г., т.е. до 02.8.19г.
Ставка пени 9% применена истцом при расчете исковых требований обоснованно. При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в заявленном размере.
Согласно пункту 5.1. Договора на оказание услуг, связанных с перевозкой груза от 02.04.2018 года стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащие исполнение своих обязательств по настоящему Договору в соответствии с действующем законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
На момент исполнения обязательств по договору, январь-апрель 2019 года статья 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (действовала редакция статьи от 10 января 2003 года за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Доводы ответчика, что ОАО "РЖД" не отвечает за техническое состояние вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", и не может нести ответственности в виде пени за просрочку доставки грузов, если происходит задержка таких вагонов по причине устранения неисправностей; что ответственность за техническое состояние вагонов возложена на собственника вагонов, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основания увеличения сроков доставки грузов предусмотрены пунктом 6 Правил N 245.
Согласно пункту 7 Правил N 245 о наличии оснований для задержки груза, предусмотренных пунктом 6 указанных Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 45.
Пунктом 6.3 Правил N 245 установлено, что сроки доставки грузов, порожних вагонов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с оформлением и исправлением обнаруженной технической неисправности, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
В силу статьи 20 УЖТ РФ техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны, контейнеры со снятыми приспособлениями для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления.
Все выявленные технические неисправности в пути следования груза не свидетельствуют об их возникновении по независящим от перевозчика причинам. При этом нормы действующего законодательства, в том числе УЖТ РФ не ставят исполнение обязанности перевозчика подавать под погрузку технически пригодные вагоны и контейнеры в зависимость от того, принадлежат ему вагоны или контейнеры на праве собственности или ином праве.
Согласно Классификатору (К ЖА 2005 04) "Основные неисправности грузовых вагонов" технические неисправности связаны с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовых вагонов в депо, на ВРЗ и ВСЗ, а также качеством подготовки вагона к перевозкам на ПТО, и, следовательно, могли быть обнаружены ответчиком при подготовке вагонов к перевозке грузов после соответствующих ремонтных работ. Неисправности, носящие эксплуатационный характер (в частности по кодам 102 и 107), обусловлены естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшей по причинам, не связанной с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона.
Простой вагона в связи с его отцепкой для ремонта, связанного с такими неисправностями, не освобождает перевозчика от ответственности, поскольку согласно статье 20 УЖТ перевозчик обязан подавать под погрузку исправные вагоны.
Перевозчик принял грузы для перевозки, тем самым подтвердил, что отсутствуют, в том числе и эксплуатационные дефекты, препятствующие перевозке спорных вагонов, а также какие-либо иные нарушения, угрожающие безопасности движения (то есть, вагоны находятся в надлежащем техническом и коммерческом состоянии).
Исходя из специфики правоотношений, перевозчик в порядке статьи 65 АПК РФ обязан доказать, что принял все необходимые меры по установлению технической пригодности (исправности) вагонов на момент их принятия к перевозке; при принятии всех необходимых мер доказать, что впоследствии выявленные дефекты имели скрытый характер, то есть не могли быть обнаружены и установлены при обычной приемке вагонов, а выявленные в пути следования неисправности возникли не по его вине.
Таких доказательств ответчиком в материалы дела не представлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции установлено, что доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции также не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 октября 2019 года по делу N А55-17623/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
О.И. Буртасова |
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-17623/2019
Истец: ООО "ТП НИЖЛЕС"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Третье лицо: ОАО "РЖД"