город Чита |
|
19 декабря 2019 г. |
Дело N А78-9996/2019 |
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Каминского В.Л.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Шонтой" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 октября 2019 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А78-9996/2019 по исковому заявлению Министерства природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН 1087536008779, ИНН 7536095945) к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Шонтой" (ОГРН 1027500828882, ИНН 7523002245) о взыскании 479780 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов Забайкальского края (далее - истец, министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Шонтой" (далее - ответчик, кооператив) о взыскании в доход федерального бюджета ущерба в сумме 479780 руб., причиненного в результате незаконной рубки деревьев.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 октября 2019 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на недоказанность совокупности оснований для взыскания ущерба, полагая об отсутствии факта незаконной рубки деревьев.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 30.10.2019.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 Постановления Пленума Верховного суда российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Суд первой инстанции правомерно рассмотрел дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон, без проведения судебного разбирательства. Нарушений норм процессуального права, регламентирующих порядок проведения судебного разбирательства судом не допущено.
Предметом иска по настоящему делу является требование Министерства к Обществу о взыскании ущерба в сумме 479780 руб., причиненного в результате незаконной рубки деревьев.
Ответчик не оспаривая факты заключения указанного в иске договора аренды, порядок начисления суммы убытков их размер, оспорил решение, приведя доводы о недоказанности факта незаконной рубки деревьев.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 28.11.2014 между Государственной лесной службой Забайкальского края (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 79 (далее - договор), по условиям которого ответчику для заготовки древесины передан находящийся в государственной собственности лесной участок площадью 13880 га, расположенный по адресу: Забайкальский край, муниципальный район "Хилокский район", Хилокское лесничество Линевоозерское, кварталы N 178-180, 195-199, 210-213, 230-232 и кварталы 181, 200, 201, 214, 215, 233.
В соответствии с пунктом 3.5. договора арендодатель вправе осуществлять контроль за соблюдением лесного законодательства, проекта освоения лесов и обязательств по данному договору.
В соответствии с пунктом 3.17. договора арендодатель обязан производить освидетельствование мест рубок после окончания декларируемого периода.
Пунктом 3.18. договора предусмотрено, что арендодатель обязан по результатам освидетельствования мест рубок составлять акт, в случае выявления нарушений указанный акт служит основанием для начисления неустоек и является официальным документом при рассмотрении дел в судах.
Согласно пункту 4.1 договора арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка после государственной регистрации Договора аренды, представления Арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы и подачи в установленном порядке лесной декларации.
На основании пункта 4.12 арендатор обязан использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Договором аренды.
По результатам проведенной плановой проверки, уполномоченными лицами зафиксированы выявленные нарушения, а именно: фактическое местонахождение лесосеки не соответствует материалам отвода на площади 13,8 га. Выделы 15,18,20 квартала 196 на площади 12,8 га задекларированы к рубке, но расположены не в соответствии с материалами отвода, а вырубленный участок площадью 1 га, расположен в выделе N 33, т.е. на не задекларированном участке.
По результатам осмотра составлен протокол о лесонарушении от 07.08.2018 N 5 - незаконная рубка деревьев на площади 1 га. Объем незаконно заготовленной древесины составил 140 куб.м., в том числе лиственница 112 куб.м., береза 28 куб.м. Составлен отчет о проведении мероприятий по контролю в лесах N 1 от 08.08.2018.
Постановлением Правительством Забайкальского края N 395 от 06.10.2016 Государственная лесная служба Забайкальского края упразднена и её полномочия и функции переданы Министерству природных ресурсов Забайкальского края.
В пункте 17 постановления указано, что исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, которым в соответствии с настоящим постановлением переданы полномочия и функции упраздняемых исполнительных органов государственной власти Забайкальского края, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе возникшим в результате исполнения судебных решений.
В Забайкальском крае на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 N 503 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края" уполномоченным органом в области лесных отношений является Министерство природных ресурсов Забайкальского края, которое осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, функций по оказанию государственных услуг.
Придя к выводу о причинении лесному фонду ущерба, подлежащего компенсации ответчиком, истец, действуя в рамках предоставленных полномочий, обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания заявленной суммы убытков.
С данными выводами суд апелляционной инстанции соглашается исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, при этом защита нарушенных гражданских прав осуществляется способами, указанными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), а также иными предусмотренными законом способами.
Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
В данном случае истец заявил иск о взыскании с ответчика убытков.
Участок лесного фонда, переданный в аренду ответчику, является собственностью Российской Федерации, что подтверждается материалами дела.
Как ранее отмечено, Министерство природных ресурсов Забайкальского края является уполномоченным органом в области лесных отношений, которое в том числе осуществляет функции по контролю и надзору в пределах установленных полномочий.
Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 5.1. договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных Договором, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ и Договором аренды.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов возмещения вреда предусмотрено возмещение причиненных убытков (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Под причинно-следственной связью понимается объективно существующая связь между явлениями, при которой одно явление (причина) предшествует во времени другому (следствию) и с необходимостью порождает его.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, для взыскания ущерба, подлежат доказыванию факт противоправного поведения (нарушения лесного законодательства, неисполнение обязательств договора), наличие и размер ущерба, причинно-следственная связь между нарушением и возникшим ущербом. Отсутствие вины доказывается примирителем вреда.
Незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, условий договора, например, рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов, либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Пунктом 3.18. договора предусмотрено, что арендодатель обязан по результатам освидетельствования мест рубок составлять акт, в случае выявления нарушений указанный акт служит основанием для начисления неустоек и является официальным документом при рассмотрении дел в судах.
На основании пункта 4.12 арендатор обязан использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Договором аренды.
Таким образом, рубка должна производиться в рамках строго определенных границ, что обусловлено природными свойствами лесов и необходимостью их рационального, непрерывного, неистощительного использования.
По условиям договора аренды лесного участка именно ответчик при использовании лесного участка в целях заготовки древесины обязан соблюдать требования лесного законодательства, нормы и правила использования и охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Между тем, как следует из материалов дела, по результатам проведенной плановой проверки, уполномоченными лицами зафиксированы выявленные нарушения, а именно: фактическое местонахождение лесосеки не соответствует материалам отвода на площади 13,8 га. Выделы 15,18,20 квартала 196 на площади 12,8 га задекларированы к рубке, но расположены не в соответствии с материалами отвода, а вырубленный участок площадью 1 га, расположен в выделе N 33, т.е. на не задекларированном участке.
По результатам осмотра составлен протокол о лесонарушении от 07.08.2018 N 5 - незаконная рубка деревьев на площади 1 га. Объем незаконно заготовленной древесины составил 140 куб.м., в том числе лиственница 112 куб.м., береза 28 куб.м. Составлен отчет о проведении мероприятий по контролю в лесах N 1 от 08.08.2018.
При таком положении несостоятельны доводы апеллянта о недоказанности наличия причинно-следственной связи и отсутствия нарушений лесного законодательства и условий договора.
Размер ущерба определен по методике, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" и в данном случае составил 479780 руб. Наличие ущерба по материалам дела доказано.
Данные обстоятельства не оспаривались и не опровергнуты ответчиком.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о доказанности наличия совокупности условий для возложения на ответчика обязанности по возмещению убытков.
При таких фактических обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловные, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В силу части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 октября 2019 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А78-9996/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Л. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-9996/2019
Истец: Министерство природных ресурсов Забайкальского края
Ответчик: СПК "Шонтой"
Третье лицо: Городское отделение почтовой связ Хилок