г. Москва |
|
17 декабря 2019 г. |
Дело N А41-70980/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмедовым Н.П.,
при участии в заседании:
от ГУП "Производственно-энергетическое объединение" "Байконурэнерго" города Байконур - извещено, представитель не явился,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу и космодрому Байконуру - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУП "Производственно-энергетическое объединение" "Байконурэнерго" города Байконур на решение Арбитражного суда Московской области от 09 октября 2019 года по делу N А41-70980/19, по заявлению ГУП "Производственно-энергетическое объединение" "Байконурэнерго" города Байконур к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу и космодрому Байконуру об отмене,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Производственно- энергетическое объединение" "Байконурэнерго" города Байконур (далее - заявитель, ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу и космодрому Байконуру (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 04.07.2019 года N 48.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 октября 2019 года по делу N А41-70980/19 отказано ГУП "Производственно-энергетическое объединение" "Байконурэнерго" города Байконур в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с данным судебным актом, ГУП "Производственно-энергетическое объединение" "Байконурэнерго" города Байконур обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 "Об утверждении правил представления юридическими лицами-резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчётов о движении средств по счетам и вкладам в банках за пределами территории Российской Федерации" предоставлен отчёт о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и подтверждающие банковские документы, в ходе анализа которых, административным органом установлено следующее.
Между ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур и нерезидентом АО "Национальная компания "Казахстан темир жолы" (далее АО "НК "КТЖ"), Республика Казахстан, заключен договор электроснабжения N 148/2-16 от 30.11.2016 (далее - Договор).
Оплата по Договору на сумму 457 436 руб. 20 коп. 18.07.2017 поступила на счет общества N KZ696010331000245753 в банке АО "Народный Банк Казахстана" (Республика Казахстан), расположенный за пределами территории Российской Федерации, что подтверждается выпиской банка.
В ходе проведенной проверки, Инспекция установила, что ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур зачислив 18.07.2017 на счет KZ696010331000245753 в банке АО "Народный Банк Казахстана" (Республика Казахстан) валютную выручку, поступившую от АО "НК "КТЖ" по Договору в размере 457 436 руб. 20 коп. в качестве оплаты за услуги электроснабжения нарушило требования, установленные ст. 12 и ч.2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
В связи с выявленными нарушениями в отношении ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур, 27.06.2019 составлен Протокол об административном правонарушении N 990120190627004801.
Постановлением по делу об административном правонарушении N 48 от 04.07.2019 года, ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере трех четвертых суммы незаконной валютной операции, что составило 343 077 руб. 15 коп.
Не согласившись с указанным постановлением ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур обратилось с рассматриваемым заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 ст. 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю -продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере валютного законодательства Российской Федерации.
Субъектом ответственности может быть юридическое лицо, участвовавшее в незаконной валютной операции.
Как верно установлено судом первой инстанции, ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур, зачислив 18.07.2017 на счет KZ696010331000245753 в банке АО "Народный Банк Казахстана" (Республика Казахстан) валютную выручку, поступившую от АО "НК "КТЖ" по Договору в размере 457 436 руб. 20 коп. в качестве оплаты за услуги электроснабжения нарушило требования, установленные ст. 12 и ч.2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ.
В обосновании заявленных доводов, заявитель указывает, что выводы административного органа о нарушении Закона N 173 -ФЗ, не обоснованы, в связи с отсутствием ограничений проведения расчетов между резидентом и нерезидентом.
Аналогичные доводы указаны и в обоснование апелляционной жалобы.
Суд первой инстанции правомерно отклонил данные доводы исходя из следующего.
Федеральным законом N 173-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что данным нормативным правовым актом определен порядок валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности, в частности, резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации, валютными ценностями (ст. ст. 1 и 2 Закона N173-ФЗ).
Согласно ч. 9 ст. 1 Закона N 173-ФЗ к валютным операциям относится отчуждение нерезидентом в пользу резидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
При этом к валютным ценностям относится, среди прочего, иностранная валюта, в составе которой учитываются также средства на банковских счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Законом N 173-ФЗ установлены требования к валютным операциям между резидентами и нерезидентами, к валютным операциям между резидентами, к счетам резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 6 и 9 указанного Закона определено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Валютные операции между резидентами запрещены, за некоторыми исключениями, перечисленными в п. 1 - 23 части 1, ч. 2, 3 ст. 9 названного закона.
В ст. 12 Закона N 173-ФЗ относительно счетов резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, установлено право резидентов на открытие таких счетов, в том числе, в иностранной валюте, на перевод средств на такие счета с других своих счетов. Также предусмотрена возможность зачисления на такие счета иных денежных средств, в частности, полученных в порядке перевода валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации.
Кроме того, закреплено право юридических лиц-резидентов осуществлять без ограничений валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, если они поступили в соответствии с Законом N 173-ФЗ; право осуществлять, в порядке исключения общего запрета, некоторые валютные операции с резидентами, в частности, перевод валюты Российской Федерации со счета резидента на счет другого резидента, открытые за пределами территории Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 7, 8 и 11 данного Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Частями 1 и 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ установлено, что резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
В ст. 12 Закона N 173-ФЗ приведен закрытый перечень разрешенных операций, связанных с зачислением резидентами денежных средств на счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (ч. 4 и ч. 5 Закона N 173 -ФЗ), и перечень разрешенных операций, связанных со списанием зачисленных денежных средств со счетов резидентов, открытых в таких банках (ч. 6 и ч. 6.1 Закона N 173-ФЗ).
Таким образом, на счета резидента, открытые в банках, расположенных на территориях иностранных государств, могут быть зачислены денежные средства только по основаниям, перечисленным в ст. 12 Закона N 173-ФЗ, в остальных случаях денежные средства подлежат зачислению на счета резидента в уполномоченных банках. При этом зачисление денежных средств на счета, открытые в иностранных банках, по основаниям, не предусмотренным ст. 12 Закона N 173-ФЗ, будет противоречить валютному законодательству.
Операция по зачислению денежных средств, поступивших от нерезидента в счет оплаты за оказанные ему услуги, не входит в перечень разрешенных случаев, указанных в ст. 12 Закона N 173-ФЗ.
Статьей 25 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования и валютного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объективная сторона, исходя из диспозиции названной выше нормы, заключается в совершении таких валютных операций, которые запрещены валютным законодательством Российской Федерации или осуществлены с нарушением валютного законодательства Российской Федерации. К числу последних отнесены, среди прочего, купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки; осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации; осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Как верно установлено судом первой инстанции, при исполнении Договора от 30.11.2016 оплата по счету в сумме 457 436 руб. 20 коп. поступила на счет в банке АО "Народный Банк Казахстана" (Республика Казахстан) N KZ696010331000245753, не являющимся уполномоченным банком.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии объективной стороны вменяемого правонарушения.
Субъективная сторона, исходя из ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, устанавливается лишь выявлением наличия у юридического лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и непринятия юридическим лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Следовательно, юридическое лицо, участвовавшее в валютной операции, вопреки запретам или с нарушениями валютного законодательства Российской Федерации, имевшее возможность, но не принявшее должных мер к соблюдению валютного законодательства Российской Федерации может быть привлечено к ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя в совершении вменяемого ему правонарушения судом установлена, поскольку, при осуществлении внешнеторговой деятельности, на субъекта ВЭД возлагается обязанность по соблюдению норм валютного законодательства, и обеспечение выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения.
Доказательств обратного заявителем апелляционной жалобы не представлено.
При этом, оспариваемое постановление принято административным органом с соблюдением процедуры привлечения заявителя к административной ответственности (статьи 28.2, 25.1, 25.4, 29.7 КоАП РФ), нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу основанием для отмены оспариваемого согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не установлено.
На момент вынесения административным органом оспариваемого постановления срок давности для привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Из оспариваемого постановления следует, что по делу об административном правонарушении, при назначении заявителю административного штрафа, административным органом был избран размер санкции в соответствии с ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в размере трех четвертых суммы незаконной валютной операции.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что ни материальных, ни процессуальных оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.10.2019 по делу N А41-70980/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-70980/2019
Истец: ГУП "ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "БАЙКОНУРЭНЕРГО" ГОРОДА БАЙКОНУР
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ГОРОДУ И КОСМОДРОМУ БАЙКОНУРУ Россия, 468320, г. Байконур, ул. Осташева, д.5
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ГОРОДУ И КОСМОДРОМУ БАЙКОНУРУ