г. Санкт-Петербург |
|
19 декабря 2019 г. |
Дело N А56-29998/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кротова С.М.
судей Слобожаниной В.Б., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гасановым Ш.М.
при участии:
от истца (заявителя): Копыленко А.С., представитель по доверенности от 16.11.2018;
от ответчика (должника): Смирнов Р.А., представитель по доверенности от 30.04.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34113/2019) (заявление) Общества с ограниченной ответственностью "ПРОФИ КЛИНИК"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2019 по делу N А56-29998/2019 (судья Пивцаев Е.И.), принятое
по иску (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "ПРОФИ КЛИНИК" к Ярмошу Дмитрию Васильевичу
об истребовании документов у бывшего генерального директора
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Профи клиник" (далее - истец, Общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением (уточенным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Ярмошу Дмитрию Васильевичу (далее - Ответчик) об истребовании у ответчика, как у бывшего директора следующих документов:
1. Протоколы всех собраний участников общества за период с 27.06.2008 года по 06.11.2018 года;
2. Положение об оплате труда за период с 27.06.2008 года по 06.11.2018 года;
3. Положение о персональных данных за период с 27.06.2008 года по 06.11.2018 года;
4. Штатное расписание за 2016, 2017 г.г.;
5. Журнал учета движения трудовых книжек за период с 27.06.2008 года по 06.11.2018 года;
6. Графики отпусков за период с 27.06.2008 года по 06.11.2018 года;
7. Трудовые договоры и должностные инструкции за период с 27.06.2008 года по 06.11.2018 года;
8. Документы расчета заработной платы за (ведомости, своды, расчет отпуска) за период с 27.06.2008 года по 06.11.2018 года;
9. Табели учета рабочего времени за период с 27.06.2008 года по 06.11.2018 года;
10. Личные дела сотрудников (с приложенными копиями документов: ИНН, СНИЛС, паспорт, документ об образовании, сертификаты врачей, свидетельства о рождении детей), а также все трудовые книжки сотрудников за период с 27.06.2008 года по 06.11.2018 года;
11. Все лицензии, бланки, выданные Обществу, в том числе лицензия N ЛО-78-01-005069 от 01.09.2014 за период с 27.06.2008 года по 06.11.2018 года;
12. Отчеты СЗВ стаж, сданные в Пенсионный фонд за период с 27.06.2008 года по 06.11.2018 года;
13. Приказы (прием, перевод, увольнение, отпуск) за период с 27.06.2008 года по 06.11.2018 года;
14. Список сотрудников на 31.12.2016 г, на 31.12.2017 г.;
15..Кассовые документы (сшитые по периодам - листы кассовой книги, приходные, расходные ордера, кассовые ленты ККМ) за 2016, 2017, 2018 г.г. Авансовые отчеты за 2016, 2017, 2018 г.г.;
16. Все Отчеты в контролирующие органы (Налоговая, ФСС, ПФР, Статистика) за 2016, 2017, 2018 г.г., распечатанные с подтверждением отправки и приема контролирующими органами в распечатанном виде;
17. Накладные, счета фактуры, акты за 2016, 2017, 2018 г.г.;
18. 0боротно-сальдовые ведомости за 2016, 2017г.г.;
19. Документы по приобретенным и арендованным основным средствам (Акт приема-передачи ОС, инвентарная карточка). Документы, подтверждающие факт выбытия основных средств за период с 27.06.2008 года по 06.11.2018 года;
20. Документы инвентаризации материальных средств, основных средств, дебиторской задолженности за период с 27.06.2008 года по 06.11.2018 года;
21. Учетная политика за период с 27.06.2008 года по 06.11.2018 года;
22. Приказы на установление лимита кассы, на инвентаризацию, назначение комиссии, прием ОС за период с 27.06.2008 года по 06.11.2018 года;
23. Контрольно-кассовая техника ЭВОТ СТ2Ф заводской номер 00307401520991, карточка регистрации ККМ;
24. Терминал торгового эквайринга Р8155001;
25. Амбулаторные карты пациентов. Со всеми приложениями (на обработку персональных данных, планами лечения) за период с 27.06.2008 года по 06.11.2018;
26. Программа Dental 4 Windows (установочный DVD-диск, на котором записана программа; инструкция по установке; руководство пользователя (в электронном виде); лицензионное соглашение; регистрационная карточка);
27. Доверенности, выданные от имени общества за период с 27.06.2008 года но 06.11.2018 года;
28. Отчеты директора о финансово-хозяйственной деятельности общества за период с 27.06.2008 года по 06.11.2018 года;
29. Документы, подтверждающие права общества на имущество (в том числе недвижимое), находящееся на его балансе (на забалансовых счетах) за период с 27.06.2008 года по 06.11.2018 года;
30. Перечень основных средств за период с 27.06.2008 года но 06.11.2018 года;
31. Бухгалтерские книги но учету основных средств, находящихся (находившихся) на балансе общества за период с 27.06.2008 года по 06.11.2018 года;
32. Документы, подтверждающие приобретение, списание, реализацию, выбытие и прочее перемещение основных средств и товарно-материальных ценностей за период с 27.06.2008 года но 06.11.2018 года;
33. Документы о создании дочерних хозяйственных обществ и об участии общества в иных хозяйственных обществах за период с 27.06.2008 года по 06.11.2018 года;
34. Сведения о поступивших в адрес общества уведомлениях его участников о выходе из ООО за период с 27.06.2008 года по 06.11.2018 года;
35. Судебные акты по спорам с обществом за период с 27.06.2008 года по 06.11.2018 года;
36. Книга покупок и книга продаж за период с 27.06.2008 года по 06.11.2018 года;
37. Документы, подтверждающие начисление и выплату дивидендов (распределение части чистой прибыли) за период с 27.06.2008 года по 06.11.2018 года;
38. Документы, связанные с организацией общих собраний участников (почтовые уведомления, уведомления, квитанции, описи) за период с 27.06.2008 года по 06.11.2018 года;
39. Документы, содержащие информацию о заключенных обществом крупных сделках и сделках с заинтересованностью (решения одобрения, договоры, платежные документы);
40. Договоры с поставщиками товаров и услуг, в том числе Дополнительное соглашение N 1 от 01.08.2018 о расторжении договора аренды N б/н от 23.04.2013. Договоры с Банком: на обслуживание расчетного счета, договор эквайринга, договор с оператором на обработку фискальных данных, в том числе договоры и все приложениями к ним по следующим контрагентам, заключенные Обществом (в том числе все взаиморасчетные документы - платежные поручения, квитанции, акты сверок, взаимозачетов, векселя):
ООО "РотФронт" |
N 12/15 от 01.04.2015, договор N 05/16 от 15.03.2016 |
ООО "АПЕКС" |
договор N 8 от 01.12.2010 |
ООО "БалтМедЭкспорт" |
договор N 0308/16 ПИ от 03.08.2016 г. |
ООО "ЗУБр" |
договор поставки N 262 от 05.06.2014 |
ООО "Инкос" |
договор от 19.05.2017 г. |
ООО "КИБУС" |
|
ООО "Компания "СМТ"" |
договор N 384 ОТ 30.08.2016, договор N 410 от 19.01.17г. |
АО ПФ СКБ Контур |
счет-офертаN 18931031875 от 19.06.2018 г., договор N 19778102/17 от 20.04.2017 г., договор N 780010248/13 от 4 сентября 2013 г. |
ООО "Дистрибьютерский и |
договор-счет N 22728 от 28.09.2017 г, |
технический центр "Корал" |
7 200,00 |
ООО "МАИСА" |
|
ООО "Максимум СПб" |
|
ООО "Медресурс" |
|
ООО "ФИРМА "МЕДЭКСПРЕСС" |
договор N ЗЕ-103 от 15.03.2016 |
ООО "Нобель Биокеар Раша" |
договор N 667770/10-01 от 13.10.2010, договор поставки от 13.10.2013 года N 667770/13-01, доп. соглашение N 1-5 к договору |
ООО "НТЦ"РАДОМИР" |
договор б/н от 20.02.2014 |
ООО "ДЕИТА КОНСАЛТИНГ" |
договор N 165У/2018 от 06.04.2018 г. |
ООО "Индекс-Сервис" |
|
ООО "ЛСС" |
|
ООО "Н.СЕЛЛА" |
договор N 23Р/17 СПБ поставки товаров медицинского назначения от 22.02.2017 |
ООО "Омегаорто Северо-Запад" |
|
ООО "СМТ" |
договор N 403 от 16.01.2017 г. |
ООО "Титан 1" |
|
ООО "Фирма "Рось" |
|
ООО "П.А.К.Т." |
договор N 7800343 от 01.03.2014 |
ООО "П.А.К.Т." |
договор N 588641 от 23.12.13г |
АО "Петербургская сбытовая компания" |
договор N 68630 (за Коломейцева) стоматология по адресу СПб, Комендантский пр-кт, д. 13, лит.А, кЛ пом. ЮН |
ООО "РАУДЕНТАЛЛ-ГАРАНТ" |
договор поставки N 40/16 от 12.01.2016 |
"Северо-Западный региональный центр" филиал ОСАО"РЕСО-Гарантия" |
ПОЛИС N 8У8809943679 от 04.06.2014, ПОЛИС N 8У8689109855 от 05.06.2013 |
ООО "Совртех" |
договор N 160102 от 12.01.2016, договор N 72 от 01.06.2010, договор N 37 от 10.01.2012 |
ООО "Теллур-МКС" |
|
ООО "Технодент" |
договор поставки N 28/17 от 01.03.2017 |
ООО "Титан" |
договор поставки N 18/08-02 от 18.08.2016 |
ТСЖ "Комендантский 13" |
1) договор N 10-Н от 01.08.2016 г. 2) лицевой счет 770800010. Оплата коммунальных услуг по договору аренды (за Коломейцева А.Н. пом. 10-Н, д. 13, корп.1, Коменд.пр-кт) |
ООО "Фармбург" |
договор N 057/1110 от 01.10.2016 |
Филиал Акционерного Общества "ЭР-Телеком Холдинг" в г. Санкт-Петербург |
договор N 588641 от 23.12.13г |
УФК по г.Санкт-Петербургу (Отдел N 14,ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург", л/с 2072би41960) |
договор 222/И-2010 от 12.01.2010 г. |
ООО "ЦентрИон" |
договор N 83/16 от 03.03.2016 г. |
ООО "ПРОФИ КЛИНИК.КОМ" |
договор N 01/2017 от 22.12.2017 г., 70 000,00, продажа ОС |
ОАО "БАНК "САНКТ-ПЕТЕРБУРГ" |
договор эквайринга N 08-1-1-04-2581 от 20.09.2011 г. |
Ф-Л СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ПАО БАНК "ФК ОТКРЫТИЕ" |
договор на обслуживание р.сч. |
Ножницев Виктор Борисович ИП |
договор N 4642 от 16.03.2018 |
ООО "Компания СМТ" |
договор N 384 ОТ 30.08.2016 |
ООО "Корал-Сервис" |
договор N 1812-1/2008 |
ООО "НТЦ"РАДОМИР" |
договор б/н от 20.02.2014 |
ООО "Перспектива" |
договор N 588641 от 23.12.2013 |
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург" |
договор N 2017/К208 от 30.01.2017 |
ООО "Компания Апекс" |
договор N 8 от 0Т12.2010 |
ООО "Теллур" |
договор N 362/08 технического обслуживания и ремонта от 25.12.2008 |
ООО "Н.СЕЛЛА" |
договор N 23Р/17 СПБ поставки товаров медицинского назначения от 22.02.2017 |
ООО "Омега-СНб" |
договор поставки N 16/2011 г. от 03.05.2011 |
ООО "НетроДент" |
договор N 72/ДП от 20.06.2010 |
ООО "ПИК" |
договор на оказание услуг на сайте "Единый медицинский портал" N КО-1/188 от 03.07.2013 |
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург" |
договор N 1655 от 28.03.2014 |
Спб ГБУЗ "Санкт-Петербургская городская дезинфекционная станция" |
договор N 3/572 от 03.04.2014 |
Ярмош Дмитрий Васильевич |
Расходный кассовый ордер N 20 от 11.01.2018, Расходный кассовый ордер N 17 от 12.07.2018, Приходный кассовый ордер N 3 от 24.02.2009, Приходный кассовый ордер N 2 от 27.01.2009, Приходный кассовый ордер N 1 от 22.01.2009, Договор беспроцентного займа N 4 от 24.02.2009, Договор беспроцентного займа N 3 от 26.01.2009, Договор беспроцентного займа N 2 от 22.01.2009 |
Решением от 18.10.2019 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил заявленные требования частично, обязав Ярмоша Дмитрия Васильевича передать обществу с ограниченной ответственностью "ПРОФИ КЛИНИК" (ОГРП 1089847255288) оригиналы следующих документов и предметы финансово-хозяйственной деятельности ООО "ПРОФИ КЛИНИК":
- терминал торгового эквайринга PS155001
- амбулаторные карты пациентов в количестве 463 штук
- договоры с контрагентами:
- ООО "АПЕКС" договор N 8 от 01.12.2010
- ООО "БалтМедЭкспорт" договор N 0308/16 ПИ от 03.08.2016
- ООО "СМТ" договор N 403 от 16.01.2017
- ООО "Компания СМТ" договор N 384 ОТ 30.08.2016
- ООО "Корал-Сервис" договор N 1812-1/2008
- ООО "НОБЕЛЬ БИОКЕАР РАША" договор N 667770/10-01 от 13.10.2010, договор поставки от 13.10.2013 года N 667770/13-01, доп. соглашение N 1-5 к договору
- ООО "НТЦ"РАДОМИР" договор б/н от 20.02.2014
- ООО "П.А.К.Т." договор N 7800343 от 01.03.2014
- АО "Петербургская сбытовая компания" договор N 68630 (за Коломейцева) от 07.10.2009 стоматология по адресу Спб, Комендантский пр-кт, д.13, лит.А, к.1 пом. 10Н
- ООО "ТЕХНОДЕНТ" договор поставки N 28/17 от 01.03.2017
- ООО "Перспектива" договор N 588641 от 23.12.2013
- ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург" договор N 2017/К208 от 30.01.2017
- ОАО "БАНК "САНКТ-ПЕТЕРБУРГ" договор эквайринга N 08-1-1-04-2581 от 20.09.2011
ООО "РотФронт" договор N 12/15 от 01.04.2015
- ООО "СОВРТЕХ" договор N 160102 от 12.01.2016
- ООО "Компания Апекс" договор N 8 от 01.12.2010
- ООО "Теллур" договор N 362/08 технического обслуживания и ремонта от 25.12.2008
- ООО "Н.СЕЛЛА" договор N 23Р/17 СПБ поставки товаров медицинского назначения от 22.02.2017
- ООО "Титан" договор поставки N 18/08-02 от 18.08.2016
- ООО "РАУДЕНТАЛЛ-ГАРАНТ" договор поставки N 40/16 от 12.01.2016
- ООО "ФИРМА "МЕДЭКСПРЕСС" договор N 3Е-103 от 15.03.2016
- ООО "Фармбург" договор N 057/1110 от 01.10.2016
- ООО "РотФронт" договор N 05/16 от 15.03.2016
- ООО "Омега-СПб" договор поставки N 16/2011 г. от 03.05.2011
- ООО "СОВРТЕХ" договор N 72 от 01.06.2010
- ООО "ЗУБр" договор поставки N 262 от 05.06.2014
- ООО "СОВРТЕХ" договор N 37 от 10.01.2012
- ОСАО "РЕСО-Гарантия" ПОЛИС N SYS809943679 от 04.06.2014
- ОСАО "РЕСО-Гарантия" ПОЛИС N SYS689109855 от 05.06.2013
- ООО "ПетроДент" и Ко договор N 72/ДП от 20.06.2010
- ООО "ПИК" договор на оказание услуг на сайте "Единый медицинский портал" N КО-1/188 от 03.07.2013
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург" договор N 1655 от 28.03.2014
- Спб ГБУЗ "Санкт-Петербургская городская дезинфекционная станция" договор N 3/572 от 03.04.2014.
- Договоры беспроцентного займа N 4 от 24.02.2009, N 3 от 26.01.2009, N 2 от 22.01.2009.
Не согласившись с вынесенным решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ООО "ПРОФИ КЛИНИК" подало апелляционную жалобу, в которой указало на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем просило решение суда в обжалуемой части отменить; принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие факт нахождения испрашиваемых документов у ответчика на момент увольнения, которые намеренно не передаются новому генеральному директору.
14.11.2019 в апелляционный суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому Ярмош Д.В. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "ПРОФИ КЛИНИК" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда в обжалуемой части отменить.
Представитель Ярмоша Д.В. по доводам апелляционной жалобы возражал, поддержал позицию отзыва на апелляционную жалобу.
С учетом отсутствия со стороны истца доводов, касающихся обжалования судебного акта в иной части, чем та, которая указана в апелляционной жалобе, законность и обоснованность решения проверяются апелляционным судом в обжалуемой Обществом части в пределах, определяемых апелляционной жалобой.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Профи клиник" зарегистрировано в ЕГРЮЛ 27.06.2008, единственным участником Общества с 31.08.2018 является Акопянц Аршак Рафаилович.
В период до 29.10.2018 ответчик являлся генеральным директором ООО "Профи клиник".
09.11.2018 в адрес ответчика было направлено требование передать документы Общества новому генеральному директору.
22.02.2019 указанное требование было исполнено ответчиком частично, что отражено в акте приема-передачи документов от 22.02.2019.
Полагая, что обязанность бывшего генерального директора передать новому директору все имеющиеся у него документы выполнена Ярмошем Д.В. не в полном объеме, ООО "Профи клиник" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска об истребовании документов Общества в части, посчитав недоказанным факт частичного удержания бывшим руководителем испрашиваемой документации юридического лица, а также факт невозможности ведения Обществом своей деятельности в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица", в случае отказа директора от дачи пояснений или их явной неполноты, если суд сочтет такое поведение директора недобросовестным (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации), бремя доказывания отсутствия нарушения обязанности действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно может быть возложено судом на директора.
Недобросовестность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор после прекращения своих полномочий удерживает и уклоняется от передачи юридическому лицу документов, касающихся обстоятельств, повлекших неблагоприятные последствия для юридического лица.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рассматриваемом случае истец должен представить доказательства того, что спорные документы находились у ответчика в период исполнения им полномочий директора Общества, а также то, что после прекращения полномочий Ярмоша Д.В. как генерального директора Общества истребуемые документы отсутствовали по месту нахождения единоличного органа юридического лица или в ином месте, известном и доступном участникам Общества, а ответчик должен доказать передачу указанных документов новому директору Общества.
Полномочия ответчика, как единоличного исполнительного органа Общества прекратились с 29.10.2018, в связи с чем он был обязан в соответствии со статьями 40 и 50 Закона N 14-ФЗ передать новому руководителю Общества все документы, которые подлежали хранению по месту нахождения его единоличного органа или в ином месте, известном и доступном участникам Общества.
Из материалов дела следует, что при смене директора общества, между ответчиком и новым директором истца была организована передача документации, что отражено в представленном в материалы дела акте приема-передачи документов от 22.02.2019.
Согласно пояснениям ответчика, факт нахождения у него части документов (в той части, в которой заявленные требования удовлетворены судом первой инстанции) им не оспаривается.
Вопреки утверждениям истца материалы дела не содержат ни одного документа подтверждающего, что какие-либо иные документы и вещи, кроме тех, которые ответчиком переданы ранее и тех которые ответчик готов передать по акту приема-передачи и поименованные в резолютивной части решения суда по данному делу, находятся у ответчика и не переданы им истцу.
Оценив представленные в дело доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ и доводы сторон в совокупности по своему внутреннему убеждению суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что доводы истца о наличии истребуемых документов у бывшего директора носят предположительный характер и не подтверждаются конкретными доказательствами фактического их наличия у бывшего директора, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований в оспариваемой части отказал.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со ст. 50 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" обеспечение хранения документов общества осуществляется по месту нахождения его исполнительного органа.
В соответствии с п. 4 ст. 29 ФЗ "О бухгалтерском учете", при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.
В соответствии с пунктом 4 статьи 32, статьей 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества. При этом с целью осуществления своих полномочий директор имеет доступ ко всей документации, связанной с деятельностью общества, и как его исполнительный орган отвечает за сохранность документов. В случае смены единоличного исполнительного органа общества, печать, учредительные документы, бухгалтерская отчетность и иная документация, необходимые для осуществления руководства текущей деятельностью общества, подлежат передаче вновь избранному (назначенному) исполнительному органу общества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (применимого к спорным отношениям) руководитель организации несет ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Порядок хранения первичных документов и учетных регистров установлен в разделе 6 действующего Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29 июля 1983 года N 105.
Так, в соответствии с п. 6.2 названного положения первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером. При этом согласно п. 6.6 Положения сохранность первичных учетных документов, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передача их в архив обеспечивает главный бухгалтер предприятия. В соответствии с п. 6.8 названного положения, в случае пропажи или гибели первичных документов руководитель предприятия, учреждения назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели, т.е. их отсутствия.
Созданная комиссия должна не только выявить, но и документально подтвердить причину утраты документов. В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем общества.
После завершения мероприятий по фиксированию факта утраты (гибели) документов проводится работа, направленная на восстановление документов.
Для восстановления документации должно быть назначено ответственное лицо, которое может получить дубликаты (копии) документов от клиентов, контрагентов, обслуживающего банка, налоговой инспекции. Если восстановить все документы не представляется возможным, ответственное лицо составляет соответствующий акт, в котором излагаются причины невозможности либо нецелесообразности продолжать дальнейшие действия по восстановлению документов. Вся документация по восстановлению (запросы, переписка, справки из банка, восстановленные копии первичных документов) подшивается и хранится на предприятии. Руководитель организации должен уведомить налоговую инспекцию об утрате бухгалтерских документов и о невозможности их полного восстановления, приложив к уведомлению акт комиссии, установившей факт утраты (гибели) документов, а также акт о прекращении работ по восстановлению утраченных документов. На основе восстановленной документации организация должна заново сформировать регистры бухгалтерского учета и финансовую отчетность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи проведение инвентаризации обязательно, в том числе, при смене материально ответственных лиц.
В соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, до начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
В соответствии с пунктом 2.8 этих же Методических указаний проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.
Доказательств создания комиссии по расследованию причин пропажи, гибели, т.е. отсутствия документации, а также наличие соответствующего акта с указанием причин утраты документов, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не представлено.
Доказательства того, что запрашиваемые документы фактически изготавливались, сохранились на момент рассмотрения дела и находятся во владении ответчика, в материалах дела также отсутствуют. При этом сам по себе факт того, что ответчик являлся исполнительным органом общества, не свидетельствует о том, что истребуемая документация, даже при предположении ее фактического существования, находится в его личном владении.
Как установлено статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, апелляционной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения от 18.10.2019 в обжалуемой части не имеется.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.10.2019 по делу N А56-29998/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.М. Кротов |
Судьи |
В.Б. Слобожанина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-29998/2019
Истец: ООО "ПРОФИ КЛИНИК"
Ответчик: Ярмош Дмитрий Васильевич
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4322/2021
18.02.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-38291/20
05.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3198/20
19.12.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34113/19
18.10.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-29998/19