г. Тула |
|
18 декабря 2019 г. |
Дело N А68-6039/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.12.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЗМК Групп" (г. Москва, ОГРН 1137746348090, ИНН 7714903603) - Давлетбаева Р.Д. (доверенность от 31.08.2019), ответчика - управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (г. Тула, ОГРН 1027100748950, ИНН 7107026090) - Фаткиной В.А. (доверенность от 28.06.2019 N 68), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества "Машиностроительный завод "Штамп" им. Б.Л. Ванникова" (г. Тула, ОГРН 1127154040012, ИНН 7105517367) - Шаховой Е.М. (доверенность от 24.09.2019 N 385/191-19), Козыревой Е.А. (доверенность от 18.11.2019 N 385/251-19), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЗМК Групп" на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.08.2019 по делу N А68-6039/2019 (судья Рыжикова Н.А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЗМК Групп" (далее - ООО "ЗМК Групп", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Тульское УФАС России, управление, антимонопольный орган) о признании недействительным заключения от 04.04.2019 по делу N 071/10/5-29/2019 о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Машиностроительный завод "Штамп" им. Б.Л. Ванникова" (далее - АО "Машзавод "Штамп").
Решением Арбитражного суда Тульской области от 15.08.2019 в удовлетворении заявленных требований ООО "ЗМК Групп" отказано.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Тульское УФАС России и АО "Машзавод "Штамп" возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда не подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, АО "Машзавод "Штамп" в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" 14.02.2019 на электронной торговой площадке АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" (http://223etp.zakazrf.ru/) размещено извещение N 31907526728 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку олова 01. Начальная (максимальная) цена контракта составила 902 332 руб.
Согласно протоколу от 22.02.2019 N 22/2-МСП закупка признана несостоявшейся, так как требованиям извещения соответствовала только одна заявка, поданная на участие в запросе котировок, ввиду чего договор должен был быть заключен с участником под идентификационным номером 17770 (ООО "ЗМК Групп") с предложенной ценой договора - 879 000 руб. (с налогом на добавленную стоимость).
В соответствии с пунктом 32 раздела 6 (Информационная карта) Извещения срок заключения договора составляет 20 дней, но не ранее 10 дней после официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки.
АО "Машзавод "Штамп" 28.02.2019 в 16 час. 16 мин. (по московскому времени) в ЕИС был размещен протокол от 28.02.2019 N 22/2-МСП.
Проект договора на основании пункта 4.18.12 документации о закупке направлен на подпись участнику посредством функционала электронной торговой площадки 12.03.2019 в 12 час. 55 мин.
ООО "ЗМК Групп" было необходимо подписать договор на поставку олова 01 не позднее 20.03.2019, однако, в установленный пунктом 32 раздела 6 (Информационная карта) Извещения срок ООО "ЗМК Групп" не направило подписанный со своей стороны проект указанного договора.
В силу подпункта 1 пункта 4.18.17 подраздела 4.18 раздела 4 Извещения участник закупки признается уклонившимся от заключения договора, в том числе в случае непредставления подписанного им договора в предусмотренные извещением сроки.
Согласно протоколу от 21.03.2019 N 22/3-МСП закупочной комиссией АО "Машзавод "Штамп" принято решение о признании участника закупки с идентификационным номером 17770 (ООО "ЗМК Групп") уклонившимся от заключения договора.
АО "Машзавод "Штамп" представило в Тульское УФАС России в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211, заявление от 21.03.2019 в отношении ООО "ЗМК Групп" для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
В письменных объяснениях по факту обращения АО "Машзавод "Штамп" от 01.04.2019 N 185, представленных в Тульское УФАС России, ООО "ЗМК Групп" указало, что не имело намерения уклоняться от заключения договора; необходимый для поставки объем олова 01, забронированный ООО "ЗМК Групп" в государственном резерве, числился в нем по ошибке, в связи с чем общество направило заявителю уведомление от 18.03.2019 N 156 об отсутствии возможности поставить закупаемый товар.
Однако ООО "ЗМК Групп" на заседании комиссии антимонопольного органа не были представлены доказательства, подтверждающие вышеуказанное обстоятельство.
С учетом изложенного, комиссия Тульского УФАС России пришла к выводу о том, что имеются основания для включения сведений об ООО "ЗМК Групп" в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с чем управлением принято решение (заключение) от 04.04.2019 по делу N 071/10/5-29/2019 о включении сведений об ООО "ЗМК Групп" в реестр недобросовестных поставщиков.
Общество, не согласившись с решением антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Целями регулирования данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 (заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ в случае, если заказчиком выступает государственная корпорация, положение о закупке утверждается высшим органом управления государственной корпорации.
На основании части 2 статьи 5 Закона N 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Как следует из материалов дела, АО "Машзавод "Штамп" (заказчик) относится к категории юридических лиц, которые при закупке товаров, работ, услуг руководствуются Законом N 223-ФЗ. На основании части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Единое Положение о закупке ГК "Ростех".
В соответствии с Законом N 223-ФЗ, Единым положением о закупке ГК "Ростех" (далее - Положение о закупке) заказчиком была разработана, утверждена и размещена на официальном сайте документация и извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение N 31907526728), предметом которого является поставка олова 01 с начальной (максимальной) ценой договора - 902 332 руб.
Согласно протоколу от 22.02.2019 N 22/2-МСП рассматриваемая закупка (извещение N 31907526728) признана несостоявшейся, так как требованиям извещения соответствовала только одна заявка, поданная на участие в запросе котировок, ввиду чего договор должен был быть заключен с участником под идентификационным номером 17770 (ООО "ЗМК Групп") с предложенной ценой договора - 879 000 руб. (с налогом на добавленную стоимость).
В соответствии с пунктом 32 раздела 6 (Информационная карта) Извещения срок заключения договора составляет 20 дней, но не ранее 10 дней после официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки.
АО "Машзавод "Штамп" 28.02.2019 в 16 час. 16 мин. (по московскому времени) в ЕИС был размещен протокол от 28.02.2019 N 22/2-МСП.
12.03.2019 участнику был направлен на подпись проект договора.
ООО "ЗМК Групп" было необходимо подписать договор на поставку олова 01 не позднее 20.03.2019, однако, в установленный пунктом 32 раздела 6 (Информационная карта) Извещения срок ООО "ЗМК Групп" не направило подписанный со своей стороны проект указанного договора.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4.18.17 подраздела 4.18 раздела 4 Извещения участник закупки признается уклонившимся от заключения договора, в том числе в случае непредставления подписанного им договора в предусмотренные извещением сроки.
Согласно протоколу от 21.03.2019 N 22/3-МСП закупочной комиссией АО "Машзавод "Штамп" принято решение о признании участника закупки с идентификационным номером 17770 (ООО "ЗМК Групп") уклонившимся от заключения договора.
АО "Машзавод "Штамп" представило в Тульское УФАС России заявление от 21.03.2019 в отношении ООО "ЗМК Групп" для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
В письменных объяснениях по факту обращения АО "Машзавод "Штамп" от 01.04.2019 N 185, представленных в Тульское УФАС, ООО "ЗМК Групп" указало, что не имело намерений уклоняться от заключения договора; необходимый для поставки объем олова 01, забронированный ООО "ЗМК Групп" в государственном резерве, числился в нем по ошибке, в связи с чем общество направило заявителю уведомление от 18.03.2019 N 156 об отсутствии возможности поставить закупаемый товар.
Однако ООО "ЗМК Групп" на заседании комиссии антимонопольного органа не были представлены доказательства, подтверждающие вышеуказанное обстоятельство.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, в том числе закупочную документацию и переписку сторон, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество уклонилось от заключения договора в результате своего неосмотрительного, недобросовестного поведения, которое и привело к невозможности заключения спорного договора.
Письмо ООО "ЗМК Групп" от 18.03.2019 N 156 содержит ничем не подтвержденное утверждение об ошибочном резервировании в госрезерве олова 01, которое общество имело намерение поставить в адрес АО "Машзавод "Штамп". При этом никаких документов, подтверждающих заключение ООО "ЗМК Групп" договоров, в том числе предварительных, с третьими лицами, в материалы дела не представлено. Кроме того, неисполнение договорных обязательств третьими лицами относится к предпринимательским рискам общества и не является уважительной причиной уклонения от заключения договора.
Таким образом, по справедливому суждению суда, данное письмо от 18.03.2019 N 156 не может служить доказательством добросовестности действий общества, поскольку не содержит уважительных причин отказа от заключения договора.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что общество при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась по характеру лежащей на нем обязанности и условиям делового оборота, приняло все меры для надлежащего исполнения требований закупочной документации, в том числе для поиска иного производителя товара.
Доводы общества об отсутствии его вины правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку ООО "ЗМК Групп", принимая решение об участии в публичной процедуре закупки товаров (работ, услуг) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом N 223-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к невозможности заключения договора с ним, как с лицом, признанным победителем. Действуя в рамках заключения договора, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из участия в закупке.
Кроме того, обществом не представлено доказательств того, что отказ от заключения договора с его стороны произошел по не зависящим от общества причинам, предвидеть и своевременно предотвратить которые оно не имело возможности. Также обществом не представлены доказательства того, что им были предприняты все меры к своевременному заключению контракта, поскольку переписка с заказчиком не препятствовала его заключению в установленный срок.
Общество, будучи участником рассматриваемого запроса предложений, не могло не знать об императивности требований закупочной документации и необходимости их соблюдения, о последствиях нарушений указанных требований, в том числе о том, что неподписание договора в указанный срок создаст для него последствия в виде включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а значит, обязано было соблюсти требования закупочной документации и Закона N 223-ФЗ.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств и предотвращения злоупотреблений со стороны недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом N 223-ФЗ предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 223-ФЗ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе.
Согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, ведение реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом N 223-ФЗ, возложено на Федеральную антимонопольную службу, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 (далее - Правила ведения реестра), предусмотрено, что ведение реестра, в том числе включение в реестр и исключение из него сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (далее - недобросовестный участник закупки, поставщик (исполнитель, подрядчик)), осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра (далее - уполномоченный орган), в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) (пункт 2).
В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (часть 2 статьи 5 Закона N 223-ФЗ).
Включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке (часть 6 статьи 5 Закона N 223-ФЗ).
Применительно к Закону о закупках, лицо, принимая решение об участии в процедуре проведения закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных указанным Законом.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2011 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В рассматриваемом случае обстоятельства дела свидетельствуют о том, что ООО "ЗМК Групп", признанное победителем закупки, уклонилось от заключения договора в результате своего неосмотрительного, недобросовестного поведения, чем нарушило требования Положения о закупке и документации о закупке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о законности заключения Тульского УФАС России от 04.04.2019 по делу N 071/10/5-29/2019 о включении информации об ООО "ЗМК Групп" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что заказчик должен был направить проект договора на подпись не позднее 23 час. 59 мин. 05.03.2019, а фактически направил лишь в 12 час. 55 мин. 12.03.2019, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
Аналогичное положение содержится в пункте 33 раздела 6 (Информационная карта) Извещения об осуществлении закупки по запросу котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку олова 01.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не повлекло для ООО "ЗМК Групп" существенного сокращения срока, необходимого для подписания договора, ввиду того, что согласно части 15 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ, пункта 33 раздела 6 Извещения договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.
В любом случае ненаправление проекта договора участнику закупки в срок до 05.03.2019 не нарушило его права и законные интересы и никаким образом не повлияло на тот факт, что по состоянию на 20.03.2019 договор ООО "ЗМК Групп" подписан не был. В том случае, если бы ООО "ЗМК Групп" имело действительное намерение заключить договор, то оно имело возможность это сделать в период с 12.03.2019 по 20.03.2019 (включительно).
Довод общества о том, что возможность размещения подписанного договора на электронной площадке была заблокирована в 00 час. 01. мин. 19.03.2019 и ни 19.03.2019, ни 20.03.2019 подписать договор было невозможно, судебная коллегия считает несостоятельным, так как опровергается письмом оператора электронной площадки - АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" от 05.11.2019 N 3723, в котором разъяснено, что техническая возможность подписать договор по итогам закупки у победителя отсутствует после того, как заказчик признает его уклонившимся от подписания договора; ООО "ЗМК-Групп" признано уклонившимся от подписания договора 21.03.2019; у ООО "ЗМК-Групп" имелась техническая возможность подписать договор по итогам закупки N 31907526728 в период с 00 час. 01 мин. 19.03.2019 по 23 час. 59 мин. 20.03.2019.
Аргумент заявителя жалобы о том, что судом первой инстанции в нарушение пункта 2 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу не указано, на соответствие каким нормативным правовым актам проверено оспариваемое заключение Тульского УФАС России от 04.04.2019 по делу N 071/10/5-29/2019 о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), также подлежит отклонению, так как указанное обстоятельство не привело к принятию неправильного решения (часть 3 статьи 270 АПК РФ) и не входит в исчерпывающий перечень оснований, влекущих отмену судебного акта в любом случае (часть 4 статьи 270 АПК РФ). Законы и иные нормативные правовые акты, подлежащие применению по данному делу (часть 1 статьи 168 АПК РФ), определены судом правильно, в мотивировочной части обжалуемого судебного акта указаны конкретные нормативные правовые акты, на соответствие которым проверено решение антимонопольного органа.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 15.08.2019 по делу N А68-6039/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-6039/2019
Истец: ООО "ЗМК Групп", ООО Представитель "ЗМК Групп" Давлетбаев Роман Дамирович
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области, УФАС по Тульской области
Третье лицо: АО "Машиностроительный завод "Штамп" им. Б. Л. Ванникова, ОАО "Машиностроительный завод "Штамп" им. Б.Л.Ванникова