г. Москва |
|
12 декабря 2019 г. |
Дело N А40-3291/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фриева А.Л.,
судей Титовой И.А., Гончарова В.Я.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гавриковой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГК ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.09.2019 по делу N А40-3291/19, по иску ГК ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС" (ИНН: 7702388027) к АО Авангард (ИНН: 6726504312) о взыскании 92 405 600 руб., третье лицо Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (109012, г. Москва, Никольский пер., д.9).
при участии в судебном заседании:
от истца: Мешалкин А.А. по доверенности от 06.10.2018,
от ответчика: Ветрова Е.Ю. по доверенности от 09.01.2019,
от третьего лица: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к акционерному обществу "Авангард" о взыскании неустойки в размере 92 405 600 руб.
Решением от 30.09.2019 в удовлетворении иска отказано. Суд исходил из отсутствия вины ответчика в нарушении договора.
Не согласившись с принятым по делу вышеуказанным судебным актом, истец обжаловал его в апелляционном порядке. Отмечает, что оснований для применения ст. 401 ГК РФ не имелось.
Рассмотрев апелляционную жалобу, материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 26.08.2015 между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимущество), Федеральным космическим агентством (правопредшественник госкорпорации "Роскосмос") и АО "Авангард" заключен договор N 109-Д343/15/209 об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций N 01-09/298 (далее - договор) на основании статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно п. 1 договора Российская Федерация предоставляет застройщику бюджетные инвестиции на условиях, установленных договором, для чего застройщик передает, а Российская Федерация принимает и оплачивает 3 983 000 штук акций застройщика.
Сторонами 27.05.2016 заключено дополнительное соглашение N 1 к договору, в соответствии с которым госкорпорация "Роскосмос" приобретает все права и обязанности Федерального космического агентства по спорному договору.
Пунктом 2.3. договора определена общая сумма сделки по договору в размере 398 300 000 руб.
Бюджетные инвестиции предоставляются застройщику на осуществление работ по объекту капитального строительства "Реконструкция и техническое перевооружение намоточного и механообрабатывающего производства", предусмотренного п. 1.3.12. (стр. 118) прил. N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 01.10.2014 N 1003-29 о внесении изменений в Федеральную целевую программу "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы" (далее - объект) в объеме, предусмотренном титульным списком объекта капитального строительства на 2015 год и планом-графиком выполнения работ по объекту, которые согласно пункту 6.6. договора являются его неотъемлемой частью (приложение N 1, N 2). В соответствии с планом-графиком выполнения работ по объекту работы по договору должны быть завершены в декабре 2015 года.
В соответствии с пунктом 4.1.1. договора Российская Федерация в лице Роскосмоса после подписания договора обязуется перечислить средства федерального бюджета в размере, установленном пунктом 2.3. договора, на расчетный счет застройщика, указанный в пункте 7.3. в графе "Банковские реквизиты" договора. Датой перечисления денежных средств считается дата списания денежных средств с лицевого счета Роскосмоса.
Во исполнение пункта 4.1.1. договора платежным поручением от 09.09.2015 N 341953 средства федерального бюджета в размере, установленном пунктом 2.3. договора, перечислены Федеральным космическим агентством на лицевой счет АО "Авангард" в полном объеме.
Вместе с тем работы по объекту в срок, предусмотренный договором, не выполнены. Фактически они завершены 16.07.2018.
На основании вышеизложенного, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору неустойку (штраф, пени), определенную законом или договором.
В силу ч. 3 ст. 403 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как установлено судом, согласно плана-графика выполнения работ на 2015 год (приложение N 2 к договору) из общей суммы полученных средств 398 300 000 руб. предусмотрено: 50 000 000 руб. - на строительно-монтажные работы (СМР), 348 300 000 руб. - на авансирование работ по приобретению дорогостоящего оборудования, имеющего длительный срок изготовления 12-18 месяцев.
Между тем денежные средства по договору поступили АО "Авангард" 09.09.2015. После поступления денежных средств объявлен конкурс по выбору генерального подрядчика, контракт с которым по итогам конкурсных процедур был заключён 30.11.2015.
Платежными поручениями N 7025 от 17.12.2015 и N 3 от 13.01.2016 сумма в размере 398 300 000 руб. перечислена ответчиком генеральному подрядчику на выполнение строительно-монтажных работ и оплату авансов за изготовление и поставку оборудования.
Поскольку, в соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" и Постановлением Правительства от 28.12.2015 N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона федеральном бюджете на 2016 год" остатки неосвоенных в 2015 году федеральных средств подлежат перечислению на лицевые счета открытые в органах федерального казначейства.
Генеральный подрядчик платежным поручением N 275 от 30.03.2016 возвратил АО "Авангард" 247 000 000 руб. неиспользованных денежных средств, которые в последующем были перечислены ответчиком на лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Смоленской области.
Вместе с тем 14.04.2016 АО "Авангард" получило сведения о направлениях расходования целевых средств на 2016 год, утвержденных председателем ликвидационной комиссии Федерального космического агентства 12.04.2016.
Вследствие чего ответчик перечислил генеральному подрядчику со счета открытого в УФК по Смоленской области платежными поручениями N 1 от 23.05.2016 и N 11 от 05.08.2016 авансовые платежи на приобретение оборудования.
Сумма средств на СМР составила 50 000 000 руб. оплаченные за выполненные работы и подтвержденные актами выполненных работ по форме КС-2 (N N 1-24, 26-32), СМР завершены генеральным подрядчиком - 31.08.2016 (КС-2 N N 26-32).
Сумма в размере 348 300 000 руб. - предусмотренных планом-графиком выполнения работ на 2015 год на авансирование работ по приобретению дорогостоящего оборудования перечислена авансовыми платежами за приобретение комплектующих для следующего оборудования: специальный технологический комплекс МСП 6403Ф4-10Р2 для обработки крупногабаритных изделий из композиционных материалов, стоимостью 279 228 458 рублей; станок для поперечной намотки М301, стоимостью 267 087 000 руб.; горизонтально-расточный станок с круглым столом ПР 522Ф4, стоимостью 102 220 200 руб.; токарно-карусельный станок КУ 1540Ф4, стоимостью 72 470 000 руб.
Исходя из вышеизложенного следует, что освоить в полном объеме, а равно приобрести дорогостоящее на сумму 721 005 658 руб. с длительным циклом изготовления (от 12 до 18 месяцев) оборудование в срок один месяц (декабрь 2015 года), застройщику не представлялось возможным.
В силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). На основании ч. 2 ст. 24 Закон о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион.
Учитывая, что в соответствии с Законом о контрактной системе конкурентные процедуры по выбору подрядчика ответчик мог проводить только после получения денежных средств, то есть после 09.09.2015, а также принимая во внимание длительность конкурентных процедур и то, что по итогам конкурентных процедур контракт N 42-09/493 с генеральным подрядчиком ООО "Исток-строй" заключен 30.11.2015, освоить денежные средства АО "Авангард" за один месяц не представлялось возможным.
Таким образом, учитывая, что основные обязательства по договору в соответствии с пунктом 1.1. исполнены сторонами, несоблюдение сроков выполнения работ по договору вызвано объективными причинами, не зависящими от ответчика, а именно: заключение контракта с генподрядчиком в ноябре 2015 года; переход на казначейское сопровождение договора; уникальность закупаемого оборудования и его единичное производство, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии вины ответчика в нарушении срока выполнения работ и, как следствие, об отсутствии оснований для взыскания неустойки и удовлетворения исковых требований.
По названным основаниям доводы о том, что оснований для применения ст. 401 ГК РФ не имелось отклоняется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.09.2019 по делу N А40-3291/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.Л. Фриев |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-3291/2019
Истец: ГК ПО КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "РОСКОСМОС"
Ответчик: АО Авангард
Третье лицо: Росимущество