г. Самара |
|
18 декабря 2019 г. |
А72-1701/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 декабря 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Драгоценновой И.С. и Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маскиным К.А.,
с участием:
от ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" - не явились,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области - не явились,
от ФКУ "Отдел финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия" - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02.10.2019 по делу N А72-1701/2019 (судья Пиотровская Ю.Г.)
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области,
к ФКУ "Отдел финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия",
и ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа",
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Управление Росприроднадзора по Ульяновской области обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением в котором, с учетом уточнений, просило о взыскании с Федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия", Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2015-2016г.г. в результате осуществления деятельности войсковой части 58661 -74 в сумме 417.575,38 (четыреста семнадцать тысяч пятьсот семьдесят пять) рублей 38 копеек, в том числе:
- плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух - 447 (четыреста сорок семь) рублей 03 копейки (денежные средства необходимо перечислить по следующим реквизитам: УФК по Ульяновской области (Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области) ИНН 7325049499, КПП 732501001, р/с 40101810100000010003 в Отделение Ульяновск г. Ульяновск, БИК 047308001, ОКТМО 73701000, КБК 04811201010016000120);
- плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты - 216.401 (двести шестнадцать тысяч четыреста один) рубль 20 копеек (денежные средства необходимо перечислить по следующим реквизитам: УФК по Ульяновской области (Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области) ИНН 7325049499, КПП 732501001, р/с 40101810100000010003 в Отделение Ульяновск г. Ульяновск, БИК 047308001, ОКТМО 73701000, КБК 04811201030016000120);
- плата за размещение отходов производства и потребления - 200.727 (двести тысяч семьсот двадцать семь) рублей 15 копеек (денежные средства необходимо перечислить по следующим реквизитам: УФК по Ульяновской области (Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области) ИНН 7325049499, КПП 732501001, р/с 40101810100000010003 в Отделение Ульяновск г. Ульяновск, БИК 047308001, ОКТМО 73701000, КБК 04811201041016000120).
- взыскать с Федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия", Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" пени за несвоевременное и неполное внесение платы за 2016-2017 г.г. (по состоянию на 04.02.2019) в результате осуществления деятельности войсковой части 58661-74:
за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух - 9 (девять) рублей 09 копеек (денежные средства необходимо перечислить по следующим реквизитам: УФК по Ульяновской области (Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области) ИНН 7325049499, КПП 732501001, р/с 40101810100000010003 в Отделение Ульяновск г. Ульяновск, БИК 047308001, ОКТМО 73701000, КБК 04811201010012100120);
за размещение отходов производства и потребления- 4 495 (четыре тысячи четыреста девяносто пять) рублей 41 копейка (денежные средства необходимо перечислить по следующим реквизитам: УФК по Ульяновской области (Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области) ИНН 7325049499, КПП 732501001, р/с 40101810100000010003 в Отделение Ульяновск г. Ульяновск, БИК 047308001, ОКТМО 73701000, КБК 04811201041012100120).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02 октября 2019 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции взыскал с ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" 41,64 руб.- плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2016 год; 54.100,30 руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты за 4 квартал 2015 года; 42.708 руб. 24 коп. - плата за размещение отходов производства и потребления, в том числе 27.833,56 руб. за 4 квартал 2015 года, и 14.874,68 руб. за 2016 год; 9,09 руб. - пени за несвоевременное и неполное внесение платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2016-2017 год и 4.495,41 руб. - пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов за 2016-2017 год.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца. Доводы жалобы заключается в том, что в/ч 58661 -74 не входит в состав казенного учреждения, а само казенное учреждение не является природопользователем.
В судебном заседании представители подателя жалобы, ответчиков и третьих лиц участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Отзывов на апелляционную жалобу не представлено.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 16 Закона об охране окружающей среды в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В Определении Конституционного суда РФ от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Общие принципы обложения таким сбором, ряд существенных его признаков, а именно плательщики, объект налогообложения - виды вредного (негативного) воздействия на окружающую природную среду, а также в общей форме налоговая база - нормативно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, перечень нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду и их существенные характеристики определены непосредственно федеральным законом. Порядок определения платы и ее предельных размеров устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (действовавшим до 16.03.2017) был утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
В силу пункта 1 названного Порядка он распространялся на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и оказывающие вредное воздействие на окружающую природную среду.
Приказом Ростехнадзора N 557 от 08.06.2006 был установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признавался календарный квартал.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ внесены изменения в Закон об охране окружающей среды, в частности, он дополнен статьей 16.1, согласно которой плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Также Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ Закон об охране окружающей среды дополнен статьей 16.2, определяющей порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, и статьей 16.3, устанавливающей порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, статьей 16.4 Закона об охране окружающей среды, также введенной в действие Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ, определяется порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пунктам 1, 2, 3, 4 указанной статьи плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 -го марта года, следующего за отчетным периодом.
Несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии со статьями 16.3 и 16.5 Закона об охране окружающей среды Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255), согласно пункту 32 которых отчетным периодом в отношении платы признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 -го марта года, следующего за отчетным периодом.
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
в) хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).
В силу пункта 4 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
Плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду IV категории.
При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
При размещении твердых коммунальных отходов лицами, обязанными вносить плату, являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (пункт 5 Правил N 255).
Пунктом 7 Правил N 255 предусмотрено, что учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды".
Плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно (пункт 8 Правил N 255).
Согласно представленным войсковой частью 58661-74 в Управление расчетам платы за НВОС необходимо уплатить:
за 1 квартал 2015 года 81 579,96 руб. (198,16 руб. - плата за сбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, 54 100,30 руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водный объект, 27281,50 руб. - плата за размещение отходов),
за 2 квартал 2015 года 80 653,45 руб. (207,23 руб. - плата за сбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, 54 100,30 руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водный объект, 26 345,92 руб. - плата за размещение отходов),
за 3 квартал 2015 года 158 491,78 руб. (54 100,30 руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водный объект, 104 391,49 руб. - плата за размещение отходов),
за 4 квартал 2015 года 81 933, 86 руб. (54 100,30 руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водный объект, 27 833,56 руб. - плата за размещение отходов).
Согласно представленной войсковой частью 58661-74 в Управление декларации о плате за НВОС за 2016 год необходимо уплатить 137 962,97 руб., в том числе: 41,64 руб. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, 137 921,33 руб. - плата за размещение отходов. В связи с тем, что сумма НВОС за 2016 г. в размере 123 046,65 руб. указана в качестве платы за размещение отхода "мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 73310001724)", который является ТКО, она не подлежит взысканию. Задолженность по декларации составляет 14 916,32 руб., в том числе 14 874,68 руб. - плата за размещение отходов, 41,64 руб. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Согласно представленной войсковой частью 58661-74 в Управление декларации о плате за НВОС за 2017 год необходимо было уплатить 20 355,27 руб., в том числе: 20 338,06 руб. -плата за размещение отходов, 17,21 руб. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
В ходе судебного разбирательства Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" произвело частичную оплату задекларированных платежей за 2017 год согласно платежным поручениям N 605580 от 10.04.2019 г., N 627564 от 11.04.2019 г., в связи с чем, Управление уточнило требования.
За несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов за 2016-2017г.г. Управлением начислены пени в сумме 9,09 руб. за неперечисление в установленные сроки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, 4.495,41 руб. за неперечисление в установленные сроки платы за размещение отходов производства и потребления.
Уведомления об имеющейся задолженности были направлены Управлением в адрес ответчиков.
Однако, в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства, требования Управления ответчиками не исполнены.
Ответчики, возражая по заявленным требованиям, и считая себя ненадлежащими ответчиками, указывают, что согласно пункту 15 Положения об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 14.09.2015 N 530, в функции служб экологической безопасности входит, в том числе организация своевременного исчисления и внесения платы за НВОС на военных объектах военного округа, что не подразумевает обязанность по исчислению и взиманию платы, в тоже время обязанность отдела финансового обеспечения ограничена пределами бюджетных ассигнований, что следует из Положения об отделе и типового договора на обслуживание N 96 от 01.11.2013 г.
Суд первой инстанции, оценив доводы ответчиков, правомерно пришел к следующим выводам.
Действительно, согласно Положению об отделе финансового обеспечения, утвержденному Министром обороны Российской Федерации 12.09.2011, учреждение создано для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также за границей, для чего оно осуществляет своевременное проведение расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами, составление и представление отчетности по месту дислокации обслуживаемых воинских частей, осуществление функций администратора доходов бюджетов, поступающих в результате осуществления обслуживаемыми воинскими частями приносящей доход деятельности.
Согласно типовому договору на обслуживание N 96 от 01.11.2013 между отделом финансового обеспечения и войсковой частью 58661 -74 отдел финансового обеспечения обязуется осуществлять финансово-экономическое обеспечение войсковой части, включающее в себя, в том числе своевременное проведение расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утверждённой в порядке, установленном в Министерстве обороны.
Из представленных отделом финансового обеспечения в материалы дела лимитов бюджетных обязательств за 2015 - 2016 годы, усматривается, что в строке расходов по виду 852 оплата услуг за негативное воздействие на окружающую среду сумма равна - "0,00", а за 2017 год строка расходов по виду 852 отсутствует.
Расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду представлены командиром войсковой части 58661-74, на расчетах проставлен оттиск печати войсковой части, заявки на оплату подавались также в Службу экологической безопасности штаба МТО ЦВО.
Плату за НВОС за 2017 год за воинскую часть N 58661 -74, дислоцированную на территории Центрального военного округа, оплатило ФКУ "Объединённое стратегическое командование Центрального военного округа" в лице службы (экологической безопасности) штаба (материально-технического обеспечения) Центрального военного округа.
В письме от 5 марта 2013 года N 43/2/147 главный инженер (начальник) службы (экологической безопасности) штаба (материально-технического обеспечения) Центрального военного округа указал, что при поступлении денежных средств по КОСГУ N290 статьи сметы МО РФ 6830 (плата за негативное воздействие на окружающую среду) из бюджета Министерства обороны Российской Федерации, экологическая служба через лицевой счет ФКУ "ОСК Центрального военного округа" осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду в территориальные органы Росприроднадзора по представленным заявкам от воинских частей.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что вопрос о финансировании либо его отсутствии в данном деле не является решающим при определении лица, обязанного вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, оказываемое при осуществлении деятельности войсковой части 58661-74.
Основным критерием определения лица, обязанного вносить плату за загрязнение окружающей среды является то, чья деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
Нормами действующего законодательства прямо установлена обязанность лица, чьи объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, поставлены на государственный учет, уплачивать плату за НВОС.
В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 15.07.2010 N 1088-О-О, решение вопроса о правомерности возложения соответствующей обязанности на конкретного субъекта, в том числе о правовой оценке осуществляемой им хозяйственной деятельности как деятельности по размещению отходов производства и потребления, связано с установлением фактических обстоятельств конкретного дела и является прерогативой арбитражных судов.
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков" (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).
Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ (далее - Закон N 219-ФЗ) внесены изменения в Закон об охране окружающей среды в части, касающейся учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (с 1 января 2015 года согласно Закону N 219-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 11 Закона N 219-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Закона об охране окружающей среды (в редакции настоящего Федерального закона).
Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах "а" - "и", "м", "н" и "п" пункта 5 вышеуказанных Правил, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Заявка о постановке объекта на учет направляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в отношении каждого объекта отдельно (пункты 17, 18 указанных Правил).
Судом первой инстанции установлено, что войсковая часть 58661 -74 самостоятельным юридическим лицом не является, однако, именно при осуществлении деятельности войсковой части оказывалось негативное воздействие на окружающую среду.
Из приложения N 1 приказа командира войсковой части 58861 от 28 июля 2013 года N172 "Об организации фельдъегерско-почтовой связи в войсковой части 58661" следует, что войсковая часть 58661-51 является подразделением войсковой части 58661 - Центра материально-технического обеспечения Центрального военного округа.
Следовательно, при решении спорного вопроса следует исходить из наличия юридического лица, подразделением которого является войсковая часть и которому выдано свидетельство о постановке на учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Так, судом установлено, что 08.09.2016 г. Управлением выдано свидетельство N 148 о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, III категории, в котором указано, что оно выдано ФКУ (ОСУ ЦВО) (для Войсковой части 58661-74) ОГРН 1116670010148, ИНН 6670334962, т.е. указаны идентификационные сведения ответчика - ФКУ (ОСУ ЦВО).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, а также доводы, положенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии обязанности ОСК ЦВО вносить плату за НВОС за осуществление войсковой частью 58661-74 деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, как лица, чьим подразделением является войсковая часть и которому выдано соответствующее свидетельство, независимо от даты его выдачи.
Данные обстоятельства, в совокупности с условием о том, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязано вносить лицо, чья деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду, не позволяют определить отдел финансового обеспечения в качестве лица являющегося надлежащим ответчиком по делу, даже при наличии проставленного ИНН данной организации на расчётах, поданных войсковой частью в Управление.
Учитывая вышесказанное, суд первой инстанции правомерно признал ОСК ЦВО надлежащим ответчиком по данному делу.
В то же время, суд первой инстанции признал обоснованными доводы ответчиков о пропуске срока исковой давности на взыскание платы за НВОС за 1, 2, 3 кварталы 2015 года.
Конституционный Суд Российской Федерации, давая конституционно-правовое толкование правовой природы указанного платежа, в Постановлении от 05.03.2013 N 5-П указал, что эти платежи являются обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние на нее в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия; они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе фискальным сбором.
Ввиду неналоговой природы данного платежа, при его взыскании применяется предусмотренный ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общий срок исковой давности в три года (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 16772/09).
В соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Пунктом 2 указанной статьи установлено, что по обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Права истца на получение платы за негативное воздействие на окружающую среду нарушаются в момент невнесения платы ответчиком в установленный вышеуказанным приказом N 557 срок, в связи с чем трехгодичный срок, установленный статьями 196, 200 ГК РФ в отношении платежей за 1, 2, 3 кварталы 2015 года истек. Пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" гласит, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
Судом отклонены доводы ответчиков о пропуске срока исковой давности за 4 квартал 2015 года, поскольку исковое заявление поступило в арбитражный суд 04.02.2019, при этом учитывая, что действующими нормативными правовыми актами не были предусмотрены переходные положения, определяющие срок внесения платы за IV квартал 2015 г. (до 20.01.2016 с учетом Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557), то после 1 января 2016 г. плата должна была быть внесена до 1 марта 2016 г. (п. 9 ст. 1, п. 3 ст. 12 Закона N 219-ФЗ).
Такой подход относительно срока уплаты изложен в письме Росприроднадзора от 04.12.2015 N АС-06-01-36/21588 "О сроке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду".
В части выводов о сроках исковой давности решение суда первой инстанции истцом не обжалуется.
Требование Управления о взыскании с ответчика пеней за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов за 2016, 2017 годы предъявлено на основании вышеизложенных норм статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды.
Представленный истцом расчет пеней подтвержден и не оспорен ответчиком. Доводов, опровергающих арифметическую правильность расчета неустойки, ответчиком не заявлено, контррасчет суммы пеней не представлен.
Оценив доводы ответчика о необходимости применения к спорным отношениям статьи 333 ГК РФ, суд первой инстанции правомерно их отклони, по следующим основаниям.
В соответствии с данной нормой, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Между тем согласно пункту 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 23.11.2017 N 2541-О 10.12.2002 N 284-О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе фискальным сбором.
Следовательно, к правоотношениям, связанным с взиманием платы за негативное воздействие на окружающую среду, положения ГК РФ не применимы, поскольку пеня, установленная частью 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, по своей природе не является неустойкой, определение которой дано в пункте 1 статьи 330 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, заявленные требования судом первой инстанции правомерно удовлетворены в части взыскания с Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области для зачисления в бюджеты соответствующих уровней задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе:41,64 руб.- плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2016 год; 54 100,30 руб. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты за 4 квартал 2015 года; 42 708 руб. 24 коп. - плата за размещение отходов производства и потребления, в том числе 27 833,56 руб. за 4 квартал 2015 года, и 14 874,68 руб. за 2016 год; 9,09 руб. - пени за несвоевременное и неполное внесение платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2016-2017 год, 4 495,41 руб. - пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов за 2016-2017 год.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции было отказано.
Как уже было указано выше, доводы заявителя жалобы заключаются в том, что ответчик не является природопользователем и соответственно является ненадлежащим ответчиком по делу. Указанные доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 октября 2019 г. по делу N А72-1701/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-1701/2019
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (РОСПРИРОДНАДЗОРА) ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА", ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОТДЕЛ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ И ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТЯМ И РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ", ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа", ФКУ "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия"
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-69752/20
06.11.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14470/20
18.12.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19637/19
02.10.2019 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-1701/19