г. Тула |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А62-1655/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.12.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Волошиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Прониной О.М., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области на определение Арбитражного суда Смоленской области от 27.06.2019 по делу N А62-1655/2019 (судья Сестринский А.М.),
УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Смоленской области от 11.04.2019 по делу N А62-1655/2019 в отношении должника общества с ограниченной ответственностью "Городъ" (ОГРН 1116732012583, ИНН 6732025981) введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим утвержден Николаев Алексей Николаевич.
Сообщение о введении процедуры наблюдения опубликовано в газете "Коммерсантъ" 27.04.2019.
Федеральная налоговая служба в лице ИФНС России по г. Смоленску 24.05.2019 (согласно оттиску штемпеля на почтовом конверте) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением об установлении и включении требования в размере 28 561 руб. 59 коп. в реестр требований кредиторов должника.
Определением суда от 27.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, УФНС России по Смоленской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, которая принята к производству Двадцатого арбитражного апелляционного суда. В жалобе просит определение суда от 27.06.2019 отменить, принять новый судебный акт, которым включить требования в размере 28 561 руб. 59 коп. в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое определение подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно положениям пункта 1 статьи 32 Федерального Закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации с особенностями, установленными настоящим Федеральным Законом.
Как следует из материалов дела, предъявленные требования уполномоченного органа к ООО "Городъ" в размере 28 561 руб. 59 коп. возникли по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (4 561 руб. 59 коп.) и задолженности по исполнительскому сбору (24 000 руб.).
В материалы дела должником представлена справка от 13.06.2019 N 1262886, выданная уполномоченным органом, согласно которой должник не имеет неисполненных обязательств по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При таких обстоятельствах суд области пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску о включении требования в реестр требований кредиторов должника общества с ограниченной ответственностью "Городъ" в сумме 28 561 руб. 59 коп.
Вместе с тем суд первой инстанции не учел следующее.
Как усматривается из материалов дела, предъявленные требования инспекции возникли на основании задолженности по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенному на величину расходов. Задолженность в размере 4 561 руб. 59 коп. возникла в связи с несвоевременной уплатой налога по представленным расчетам за 2018 год. Задолженность в размере 24 000 руб. заявлена уполномоченным органом по данным Межрайонного отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов в качестве погашения задолженности ООО "Городъ" по исполнительскому сбору.
Суд первой инстанции на основании представленной должником в судебном заседании справки УФНС России по Смоленской области от 13.06.2019 N 1262886 (л.д. 26) пришел к выводу об отсутствии за ООО "Городъ" неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Апелляционная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку названная справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов не отражает сведений о состоянии расчетов на дату выдачи справки. Она информирует плательщика об отсутствии неисполненных обязательств об уплате налогов на текущую дату. Обязанность по уплате подлежащей включению в реестр требований кредиторов у ООО "Городъ" на дату выдачи справки отсутствует, так как эта задолженность является мораторной в порядке статьи 63 Федерального закона от Закона о банкротстве и в указанной справке не отражается. Для отражения задолженности подлежащей включению в реестр требований кредиторов должнику необходимо было запросить справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам.
Федеральная налоговая служба, в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Смоленску, является в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257, уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в делах о банкротстве, требований по уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. В пункте 17 постановления Пленума высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительском производстве" в случаи возбуждения дела о банкротстве разъяснено, что исходя из определения понятия обязательного платежа, содержащегося в статье 2 Закона о банкротстве, исполнительский сбор относится к обязательным платежам.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 6 Закона о банкротстве требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.
Возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение пятнадцати календарных дней со дня истечения срока для предъявления требований кредиторов должником, временным управляющим, кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия (пункт 2 статьи 71 Закона о банкротстве).
В обоснование требования уполномоченный орган ссылается на неисполнение должником обязанности по уплате исполнительского сбора в размере 14 000 руб., подтвержденной постановлением о взыскании исполнительского сбора от 09.10.2017 N 67049/17/378767 (л.д. 13-14), в размере 10 000 руб., подтвержденной постановлением о взыскании исполнительского сбора от 09.07.2018 N 67049/18/219086 (л.д. 15-16). Постановления не оспорены, недействительными не признаны, в связи с этим имеют правовую силу ненормативного правового акта, возлагающего на должника обязанность уплатить штраф в предусмотренном ими общем размере 24 000 руб.
Доказательств погашения образовавшейся задолженности в материалы дела не представлено.
Вместе с тем, согласно письму УФССП России по Смоленской области от 31.10.2019 N 67049/19/862426 по состоянию на 31.10.2019 исполнительский сбор в размере 24 000 руб. в отношении ООО "Городъ" не взыскан, денежные средства на депозитный счет межрайонного отдела судебных приставов по взысканию административных штрафов не поступали.
Во исполнение определения суда апелляционной инстанции в материалы дела 26.11.2019 представлен акт сверки задолженности по исполнительскому сбору, находящемуся на исполнении в МОСП ВАШ УФССП России по Смоленской области в отношении ООО "Городъ" по состоянию на 22.11.2019, проведенный совместно УФССП России по Смоленской области, УФНС России по Смоленской области и ООО "Городъ". Согласно указанному акту сумма непогашенного исполнительского сбора составляет 24 000 руб.
Кроме того, от ООО "Городъ" в суд апелляционной инстанции 25.11.2019 поступило заявление о признании требований ФНС в полном объеме.
В суд апелляционной инстанции 27.11.2019 поступило письмо ИФНС России по г. Смоленску N 20/28/047870, в котором уполномоченный орган сообщает о том, что задолженность должника ООО "Городъ" перед уполномоченным органом погашена в полном объеме.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что требование уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов должника требование по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (4 561 руб. 59 коп.) удовлетворению не подлежит.
Между тем требование уполномоченного органа о включении в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Городъ" 24 000 руб. исполнительского сбора является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
По правилам статей 71, 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения.
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", согласно которым, установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
В силу статьи 2 Закона о банкротстве уполномоченные органы вправе представлять в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.
Согласно статье 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа; исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет; исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.07.2001 N 13-П разъяснил, что сумма исполнительского сбора относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера представляет собой санкцию штрафного характера и возлагает на должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве также разъяснено, что исходя из определения понятия обязательного платежа, содержащегося в статье 2 Закона о банкротстве, исполнительский сбор относится к обязательным платежам. В силу того, что исполнительский сбор по своей природе носит характер штрафной санкции, такие требования удовлетворяются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
С учетом вышеизложенного сумма исполнительского сбора является штрафной санкцией, относится к обязательным платежам, требования по которым в рамках дела о банкротстве представляются уполномоченным органом, и подлежит включению в реестр требований кредиторов должника в предусмотренном в пункте 3 статьи 137 Закона о банкротстве порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
В случае если требования взыскателя по каждому из исполнительных документов, неисполнение которых должником добровольно в установленный срок явилось основанием для вынесения судебным приставом постановлений о взыскании исполнительского сбора, не были удовлетворены до введения в отношении должника процедуры наблюдения, то кредитор был вправе заявить ответствующие требования в рамках дела о банкротстве должника.
Правонарушение (не исполнение исполнительного документа) совершено ООО "Городъ" до принятия заявления о признании должника банкротом, требование об уплате исполнительского сбора не является текущим и подлежит включению в реестр требований кредиторов должника.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не было оснований для отказа в удовлетворении заявленного требования в части включения в реестр требования кредиторов должника исполнительского сбора, и указанная сумма исполнительского сбора подлежала включению в реестр кредиторов должника с особенностями, установленными пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
С учетом изложенного требования управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области о включении в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Городъ" задолженности по исполнительскому сбору в размере 24 000 руб. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
При таких обстоятельствах определение суда подлежит отмене в указанной части.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Смоленской области от 27.06.2019 по делу N А62-1655/2019 отменить в части отказа в удовлетворении требования управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области о включении в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Городъ" задолженности по исполнительскому сбору в размере 24 000 руб.
Заявление управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области в указанной части удовлетворить.
Включить в третью очередь реестра требований кредиторов должника - общества с ограниченной ответственностью "Городъ" требование Федеральной налоговой службы по Смоленской области в размере 24 000 руб. - задолженности по исполнительскому сбору.
Требования кредиторов третьей очереди по взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов; данные требования подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов, в порядке, определенном пунктом 3 статьи 137 Федерального закона о (несостоятельности) банкротстве.
В остальной части определение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1655/2019
Должник: ООО "ГОРОДЪ"
Кредитор: АО "АТОМЭНЕРГОСБЫТ" в лице филиала "СмоленскАтомЭнергоСбыт", ФНС в лице ИФНС России по г.Смоленску
Третье лицо: Временный управляющий Николаев А.Н., УФССП России по Смоленской области, Антипанова Надежда Александровна, Апраксина Екатерина Андреевна, Бонченков Дмитрий Олегович, Заднепровский районный отдел судебных приставов г.Смоленска Управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СМОЛЕНСКУ, Корнеенкова Наталья Анатольевна, Мальцева Наталья Николаевна, МУП "Смоленсктеплосеть", Некрасова Галина Ивановна, Некрасова-Воронкова Наталья Александровна, Николаев Алексей Николаевич, ОАО "Российские железные дороги" в лице Московской дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала "Российские железные дороги", ПАО "Квадра - Генерирующая компания", Середова Ольга Николаевна, СОЮЗ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ "КОНТИНЕНТ" (САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ), УФНС РФ по Смоленской области, УФРС по Смоленской области, ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ