г. Пермь |
|
20 декабря 2019 г. |
Дело N А50-24245/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Голубцова В.Г.
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу, заявителя государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонного)
На мотивированное решение Арбитражного суда Пермского края.
от 21 октября 2019 года,
принятое судьей Торопициным С.В.,
в порядке упрощенного производства по делу N А50-24245/2019
по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) (ОГРН 1065919024380, ИНН 5919005188)
к открытому акционерному обществу "Соликамский магниевый завод" (ОГРН 1025901972580, ИНН 5919470019)
о взыскании финансовых санкций в сумме 5 500 руб.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) (далее - Фонд, Управление, Управление ПФР, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к открытому акционерному обществу "Соликамский магниевый завод" (далее - Должник, Страхователь, Общество, общество "Соликамский магниевый завод") с заявлением о взыскании финансовых санкций в виде штрафа в размере 5 500 руб., за нарушение срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2017 год.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.10.2019 (резолютивная часть от 16.09.2019) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что судом первой нарушены нормы материального права. Отмечает, что срок, в течение которого территориальные органы ПФР, должны провести проверку полноты, достоверности и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а в частности составить уведомление и акт не предусмотрен; провести проверку полноты, достоверности и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета и вынести решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности страхователя необходимо в пределах указанного трехлетнего срока с целью защиты пенсионных прав застрахованных лиц; учитывая, что отношения по индивидуальному (персонифицированному) учету и налоговые отношения различны по их существу, в связи с чем, аналогия закона не может быть применена, поскольку противоречит их существу. В связи с чем, считает ошибочным вывод суда о применении к отношениям, связанным со взысканием финансовых санкций в отсутствие иного правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) сроков, установленных налоговым законодательством Российской Федерации, в частности об исчислении срока составления акта в соответствии со статьей 101.4 НК РФ (в течение 10 дней со дня выявления нарушения).
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки, проведенной с целью контроля правильности заполнения, полноты, порядка и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета СЗВ-СТАЖ "исходная" за 2017 год, управлением выявлено расхождение в отношении 11 застрахованных лиц (члены совета директоров общества), на которых сведения по форме СЗВ- СТАЖ в установленный срок - не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом страхователем не представлены.
Указанное обстоятельство нашло отражение в акте от 13.02.2019, в котором предлагалось привлечь общество "Соликамский магниевый завод" к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 закона N 27-ФЗ. акт направлен должнику 14.02.2019 заказным письмом.
По результатам рассмотрения материалов проверки фондом вынесено решение от 18.03.2019 N 203S19190007300, которым страхователь привлечен к ответственности по абзацу 3 статьи 17 закона N 27 -ФЗ в виде штрафа в размере 5 500 рублей (11 человек х 500 рублей).
Требованием от 08.04.2019, направленным должнику 10.04.2019, страхователю предложено уплатить указанную сумму штрафа в срок до 26.04.2019.
Поскольку управлением соблюдена процедура досудебного урегулирования спора посредством направления требования должнику, а страхователем в установленный срок задолженность не уплачена, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о взыскании финансовой санкции.
Отказывая в удовлетворении требований фонда, суд первой инстанции исходил из того, что у пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения общества к ответственности.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании статьи 1 закона N 27-ФЗ общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 закона N 27-ФЗ обязано представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых оно уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 1 статьи 11 закона N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Сведения подаются по формам, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п (далее - постановление N 3п) "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений".
Согласно приложению 1 "Тип сведений" по форме СЗВ-СТАЖ выбирают один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая".
При заполнении формы отчета СЗВ-СТАЖ, согласно пункту 2.1.5 Постановления N 3п, в позиции "тип сведений" знаком "Х" отмечается тип представляемой формы: исходная, дополняющая или назначение пенсии.
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
При этом формальный подход к наложению штрафа недопустим, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы (пункт 2.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П). Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
В силу статьи 15 закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Абзацем 5 статьи 17 закона N 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
В соответствии с пунктом 37 инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, (далее - Инструкция) при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда РФ страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции).
Судом установлено, что по результатам проверки, проведенной с целью контроля правильности заполнения, полноты, порядка и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета СЗВ-СТАЖ "исходная" за 2017 год, Управлением выявлено расхождение в отношении 11 застрахованных лиц, на которых сведения по форме СЗВ-СТАЖ в установленный срок - не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом страхователем не представлены.
В связи с чем, 14.02.2019 Должнику направлен акт от 13.02.2019 N 203S18190005405, в котором страхователю предложено внести необходимые исправления и представить необходимые сведения о застрахованных лицах.
Доказательств направления фондом отдельного уведомления об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий, как это предусмотрено абзацем 5 статьи 17 закона N 27 -ФЗ, материалы дела не содержат. Данное обстоятельство Фондом не оспаривается.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к правомерному выводу, что акт от 13.02.2019 N 203S18190005405 может быть расценен в качестве уведомления об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий.
Общество в течение пяти дней с даты получения акта, а именно, - 25.02.2019, представило "дополняющие" сведения по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2017 год в отношении 11 застрахованных лиц (членов совета директоров), следовательно, как верно отметил суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 39 Инструкции, нарушения, допущенные Обществом, устранены в установленный срок, а потому основания для привлечения к ответственности отсутствовали.
Необходимо также отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей и обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируется законодательством РФ о налогах и сборах.
Таким образом, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных законом N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Пунктом 2 статьи 109 НК РФ определено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признается, - выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.
Судом установлено, что в письменных разъяснениях Пенсионного фонда в виде памятки о ежемесячной отчетности на работающих застрахованных лиц (уточненная), направленной адресно на электронную почту Страхователя 29.07.2016, Пенсионный фонд рекомендует не предоставлять ежемесячную отчетность на работников, получающих вознаграждение, например, на членов Совета директоров Общества.
Аналогичные разъяснения также изложены в письме Пенсионного фонда РФ от 27.07.2016 N ЛЧ-08-19/10581, 13.07.2016 N ЛЧ-08-26/9856, Минтруда РФ от 07.07.2016 N 21-3/10/В-4587, в которых отсутствуют застрахованные лица, с которыми заключен трудовой договор или гражданско-правовой договор, на вознаграждения по которому в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы, обязанность в представлении отчетности по форме СЗВ-М отсутствует.
11 застрахованных лиц, по которым в отчетность по форме СЗВ-СТАЖ "исходная" за отчетный период 2017 год Страхователем не включены сведения, являются членами совета директоров общества, соответственно, несвоевременное представление сведений в отношении членов совета директоров вызвано тем, что общество руководствовалось письменными разъяснениями Пенсионного фонда, что в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ исключает вину страхователя.
Поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности Управлением не подтверждена, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что отношения по индивидуальному (персонифицированному) учету и налоговые отношения различны по их существу, в связи с чем, аналогия закона не может быть применена, судом апелляционной инстанции отклоняется, как основанный на неверном толковании норм права, поскольку в соответствии со статьей 2 федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего федерального закона, федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и федерального закона от 01 апреля 1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Основания для выводов, отличных от тех, которые изложены в обжалуемом решении у суда первой инстанции отсутствовали.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 октября 2019 года принятое в порядке упрощенного производства по делу N А50-24245/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-24245/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СОЛИКАМСКЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ОАО "СОЛИКАМСКИЙ МАГНИЕВЫЙ ЗАВОД"