город Ростов-на-Дону |
|
19 декабря 2019 г. |
дело N А32-15053/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гребенкиной И.П.
при участии:
от истца: представитель Абрамов А.Н., доверенность от 01.04.2019 (до перерыва);
от ответчика: представитель Левин Д.Н., доверенность от 18.09.2019 (до перерыва);
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2019 по делу N А32-15053/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью "Шераз" (ОГРН 1022301821189, ИНН 2311052703) к акционерному обществу "Автономная теплоэнергетическая компания" (ОГРН 1022301974420, ИНН 2312054894) при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "ГУК-Краснодар" о заключении договора на поставку тепловой энергии, принятое в составе судьи Березовской С.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Шераз" (далее - истец, ООО "Шераз", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к акционерному обществу "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - ответчик, АО "АТЭК", компания) об обязании заключить договор на отпуск тепловой энергии N 1589, приняв пункт 1.0 и пункт 1.2 в редакции протокола разногласий истца (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ГУК-Краснодар" (далее - третье лицо, ООО "ГУК-Краснодар").
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2019 суд обязал АО "АТЭК" заключить с ООО "Шераз" договор на поставку тепловой энергии с учетом разногласий истца, а именно: "п.1.0. место поставки тепловой энергии по настоящему договору: объект - встроено-пристроенное помещение кафе (нежилое), 1-го этажа дома N 44 по ул. Атарбекова, г. Краснодара, площадью: общая - 133,7 кв.м, в т.ч. отапливаемая площадь - 63,9 кв.м (торговый зал) с нормативом температурного режима +16 град. С согласно СниП11-Л.8-71 (таблица N 8) в актуализированной редакции. Помещения горячего цеха и кладовые, согласно "Акта обследования" от 28.09.2017 не отапливается, норматив температурного режима +5 град.С в холодное время года. - Пункт 1.2 - годовая поставка тепловой энергии (ориентировочно) 7,9725 Гкал".
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению ответчика, определение объема годовой поставки тепловой энергии исходя из отапливаемой площади спорного нежилого помещения, является не соответствующими жилищному законодательству.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
ООО "ГУК-Краснодар" в отзыве на апелляционную жалобу указало на необходимость заключения договора энергоснабжения на условиях, предложенных ресурсоснабжающей организацией.
От истца и ответчика поступили письменные пояснения.
Третье лицо, извещено надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании 16.12.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 16.12.2019 до 17 час. 50 мин., после окончания которого, судебное заседание продолжено в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Шераз" (абонент) на праве аренды пользуется нежилыми помещениями NN 118, 119, 119/1, 119/2, 119/4, 119/8, 120, 122, 123 строения лит. А в многоквартирном доме N 44 по ул. Атарбекова, г. Краснодар общей площадью 133,7 кв.м.
Многоквартирный дом N 44 по ул. Атарбекова, г. Краснодар оборудован общедомовым прибором учета тепла.
В декабре 2017 года общество обратилось в филиал АО "АТЭК "Краснодартеплоэнерго" (компания) с заявлением о заключении договора на поставку тепловой энергии.
25.12.2017 обществом от компании получен проект договора N 1589 на поставку тепловой энергии на период с 01.12.2017 по 01.12.2018.
Согласно договору компания предлагала обществу оплачивать потребление тепла исходя из площади 133,7 кв.м (приложение N 5 к договору и ответ АО "АТЭК" от 19.03.2018 с расчетом количества потребляемой тепловой энергии).
ООО "Шераз" с условиями, содержащиеся в проекте договора N 1589, не согласилось, в связи с тем, что отопительные приборы установлены только в помещении N 119 строения лит. А дома N 44 по ул. Атарбекова, г. Краснодар, площадь которого 63,9 кв.м.
ООО "Шераз" направило в адрес АО "АТЭК" протокол разногласий, в котором предлагало дополнить договор п. 1.0 следующего содержания: "1.0. Место поставки тепловой энергии по настоящему договору: объект - встроено-пристроенное помещение кафе (нежилое), 1-го этажа дома N 44 по ул. Атарбекова, г. Краснодара, площадью: общая - 133,7 кв. м, в т.ч. отапливаемая площадь - 63,9 кв. м (торговый зал) с нормативом температурного режима +16 град.С согласно СниП11-Л.8-71 (таблица N 8) в актуализированной редакции. Помещения горячего цеха и кладовые, согласно "Акта обследования" от 28.09.2017 не отапливается, норматив температурного режима +5 град.С в холодное время года.".
Кроме того, ООО "Шераз" предлагало в п. 1.2 договора N 1589 объем годовой поставки тепловой энергии (ориентировочно) 16,471 Гкал заменить на 7,734 Гкал.
С такими условиями протокола разногласий компания не согласилась, предлагала оставить условия первоначального договора.
В связи с этим между обществом и компанией возник спор по условиям договора на поставку тепловой энергии - о величине фактически потребляемой тепловой энергии и размере площади отапливаемых помещений, которые использует компания для расчета платы за теплопотребление.
Поскольку возникшие между сторонами разногласия в досудебном порядке урегулированы не были, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Между сторонами возник преддоговорный спор по поводу заключения договора на поставку тепловой энергии N 1589.
Согласно части 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение 30 дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение 30 дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Истцом соблюден указанный порядок урегулирования спора.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (пункт 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (часть 2 статьи 539 ГК РФ).
Обязательством теплоснабжающей организации по подаче тепловой энергии является подача теплоносителя надлежащего качества через присоединенную сеть к источнику отопления - теплопотребляющей установке.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190 ФЗ - "О теплоснабжении", теплопотребляющей установкой является устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии.
В рамках настоящего спора подлежит доказыванию наличие возможности принимать поставленную тепловую энергию на отопление (наличие теплопотребляющей установки в помещениях).
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме урегулированы Правилами N 354.
В силу пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно подпункту "е" пункта 4 раздела 2 Правил N 354 понятие "отопление" определяется как подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к данным Правилам.
Из вышеприведенной нормы права следует, что возможность констатировать факт осуществления ресурсоснабжающей компанией деятельности по поставке тепловой энергии для отопления нежилого помещения, входящего в состав МКД, имеется только в том случае, когда посредством достоверных доказательств подтверждается подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам тепловой энергии в конкретное нежилое помещение.
В силу положений указанных Правил взимание платы за коммунальную услугу по отоплению возможно лишь в отношении помещений, которые относятся к отапливаемым.
В многоквартирном жилом доме отапливаемыми следует считать помещения, в которых для поддержания проектного значения температуры воздуха предусмотрено проектом и осуществлено отопление при помощи отопительных приборов (радиаторов, конвекторов, регистров из гладких и ребристых труб) и (или) неизолированных трубопроводов системы отопления или тепловой сети.
В отношении помещения, которое в соответствии с проектной и технической документацией дома относится к неотапливаемым, с его собственника или пользователя не может быть взыскана плата за отопление.
Из материалов дела следует, что истец является арендатором нежилого помещения (нежилые помещения N N 118, 119, 119/1, 119/2, 119/4, 119/8, 120, 122, 123) площадью 133,7 кв. м, расположенного по адресу г. Краснодар, ул. Атарбекова, д. 44, стр. лит. А.
Согласно акту технического осмотра от 17.10.2018, составленного с участием представителя истца, в помещениях N N 118, 119/8, 119/2, 119/4, 119/1, 120 радиаторы отопления и стояки централизованного отопления отсутствуют при визуальном осмотре, при этом при визуальном осмотре жилых помещений кв. NN 83 и 84, расположенных над вышеуказанным нежилым помещением, установлено наличие стояков центрального отопления, которые должны входить в нежилое помещение N 119/1. Кроме того, указанным актом установлено в помещении N 119 наличие радиаторов отопления, а в помещениях NN 122, 123 наличие стояков централизованной системы отопления многоквартирного дома.
Суд первой инстанции исключил нежилые помещения N N 118, 119/1, 119/2, 119/4, 119/8, 120, 122, 123 из отапливаемой площади, приняв спорные положения договора в редакции истца.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел следующие положения.
Подпунктом "в" пункта 35 Правил N 354 потребителю запрещено самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Согласно части 15 статьи 14 Закона N 190-ФЗ запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В соответствии со статьей 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно статье 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 1.2 постановления от 20.12.2018 N 46-П (далее - постановление N 46-П), переход на отопление помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения. Введение нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления направлено, в первую очередь, на обеспечение надежности и безопасности теплоснабжения многоквартирного дома, что отвечает интересам собственников и пользователей всех помещений в нем. При этом достижение баланса интересов тех из них, кто перешел на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и собственников или пользователей остальных помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме предполагает в том числе недопустимость такого использования данных источников, при котором не обеспечивается соблюдение нормативно установленных требований к минимальной температуре воздуха в соответствующем помещении и вследствие этого создается угроза не только нарушения надлежащего температурного режима и в прилегающих жилых или нежилых помещениях, а также в помещениях общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и причинения ущерба зданию в целом и его отдельным конструктивным элементам (пункт 4.2 постановления N 46-П).
Верховный Суд Российской Федерации в определениях от 22.01.2018 N 306-ЭС17-20725 и от 08.10.2018 N 302-ЭС18-14996 отметил, что переоборудование нежилого помещения в МКД путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуг теплоснабжения. Аналогичные выводы содержатся в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2019 N 308-ЭС18-25891.
Из указанного следует обязательность разработки проекта реконструкции системы отопления и его согласования с уполномоченными органами.
Согласно представленному в материалы дела техническому паспорту на помещение от 22.12.2009, площадь помещения под литером А указана 133,7 кв.м и состоит из помещений: 118, 119, 119/1, 119/2, 119/4, 119/8, 120, 122, 123, с приложением экспликации. При этом, согласно разделу "благоустройство", площадь помещения является отапливаемой без исключения какой-либо его площади.
В соответствии с техническим паспортом по состоянию на 2001 год, помещение под литером А здания по ул. Атарбекова 44 имело иную планировку. Так, согласно выписке к экспликации, планировка помещения имела иной вид - другую нумерацию комнат и их площадь: 118, 119, 119/1, 120,121,122/1, 122, 123,124,125, 119/2,119/3, 119/4.
В материалах дела имеется технический паспорт по состоянию на 06.01.1972, в соответствии с экспликацией спорные помещения имели иную планировку с другим распределением площадей: 118, 119, 120, 121, 122/1, 122, 123, 124, 125, 126, 127.
Таким образом, помещение перепланировалось как минимум 2 раза, один раз между 1994 и 2001 годом и один раз между 2001 и 2009 годом, о чем также свидетельствуют разночтения между техническими паспортами от 2001 и 2009 годов.
О перепланировке также свидетельствуют акт осмотра помещений от 17.10.2018, составленный с участием ООО "ГУК-Краснодар", согласно которому помимо отапливаемого с помощью радиаторов помещения N 119, в помещениях N 123 и N 122 проходят неизолированные стояки, а над помещением N 119/1 в жилых помещениях также проходят стояки.
Согласно техническим паспортам и акту осмотра 30.08.2018 здание имеет вертикальную разводку отопления.
Соответственно, в помещении 119/1 также имеется стояк отопления, который, поскольку определено его визуальное отсутствие, заложен (замурован) в стену, создавая таким образом эффект теплой стены (теплого пола в вертикальном исполнении).
Согласно фотоматериалам, приложенным к акту осмотра помещений от 17.10.2018, ответвление стояка в помещении N 123 площадью 39 кв.м, предполагало в помещении наличие радиаторов отопления, которые учитывая их отсутствие были демонтированы.
Указанное свидетельствует о перепланировке спорный помещений с переустройством системы отопления.
Общество в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств согласования переустройства (демонтажа) внутридомовой системы отопления со всеми собственниками помещений многоквартирного дома (статья 36 ЖК РФ, пункт 6 Правил N 491); не представил проектную документацию на переустройство (перепланировку) нежилого помещения, связанную с отсоединением от общедомовой системы отопления и оборудованием электрических автономных источников теплоснабжения. Таким образом, отсутствие отопительных приборов в отдельных спорных помещениях не может порождать правовых последствий в виде освобождения владельца помещения от обязанности по оплате услуг теплоснабжения.
Федеральный закон от 30 декабря 2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пункт 21 части 2 статьи 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 36).
Пункты 1 части 3 и часть 4 статьи 29 названного Федерального закона также определяют, что системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха и установленные в проектной документации требования к режиму их функционирования должны обеспечивать при принятых с учетом требований статьи 30 этого Федерального закона расчетных значениях теплотехнических характеристик ограждающих строительных конструкций соответствие расчетных значений таких параметров микроклимата помещений, как температура воздуха внутри здания или сооружения, требуемым значениям для теплого, холодного и переходного периодов года, установленным исходя из необходимости создания благоприятных санитарно-гигиенических условий; расчетные значения должны быть определены с учетом назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях.
По смыслу приведенных норм, система инженерно-технического обеспечения, в том числе предназначенная для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации. При этом, требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
Ограничения по температуре воздуха предусмотрены строительными нормами и правилами СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", принятыми и введенными в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилипщо-коммунальному комплексу 26 июня 2003 года N 115 (абзац второй подпункта "б" пункта 5.1).
Приведенное правовое регулирование исключает возможность самостоятельного демонтажа, отключения обогревающих элементов, самовольного увеличения поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, а также несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или внесение изменений в эту систему, осуществления регулирования внутриквартирного оборудования или совершения иных действий, в результате которых в помещении будет поддерживаться температура воздуха ниже установленной.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 6, подпункту "ж" пункта 10, подпункту "к" пункта 11, подпункту "а" пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии, должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (абзац 2 пункта 40 Правил N 354).
В силу пунктов 1, 3 статьи 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Истец занимает нежилое помещение в многоквартирном жилом доме.
Несмотря на отсутствия в ряде спорных помещений радиаторов отопления, тепловая энергия продолжает поступать в помещения истца по магистральным стоякам внутридомовой системы отопления, проходящим в помещении истца, а также от смежных помещений.
Таким образом, начисление истцу платы за услугу по отоплению предусматривает оплату тепловой энергии не только по обогреву нежилого помещения, но и помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома.
Расчет платы за отопление зависит, прежде всего, от оборудования многоквартирного дома и находящихся в нем помещений приборами учета (общедомовые (коллективные), индивидуальные и общие (квартирные)) и производится в порядке, установленном пунктом 42 (1).
Учитывая, что нежилое помещение расположено в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии, расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению производится всем пользователям и собственникам как жилых, так и нежилых помещений исходя из показаний общедомового прибора учета.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что в удовлетворении исковых требований истца следует отказать.
В силу статьи 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Принимая во внимание положение статьи 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации редакцию пункта 1.2 следует принять в редакции ответчика, а во включении в договор пункта 1.0 следует отказать, с учетом приложения N 5 к договору.
Согласно представленному в материалы дела приложению N 5 к договору N 1589 (т.1, л.д.18) место поставки тепловой энергии - ул. Атарбекова 44 кафе; максимальные нагрузки отопления - 0,005050 Гкал/ч.; площадь помещения 133,70 кв.м; годовая реализация 16,471 Гкал.
В соответствии с пунктом 1.2 договора N 1589 (редакция АО "АТЭК") поставка тепловой энергии производится в соответствии с установленным абоненту планом теплопотребления с максимумом тепловой нагрузки 0.005050 Гкал/час; в объеме на нужды ГВС 0.000000 куб. м/час.
Из них:
максимальная на отопление 0.005050 Гкал/час, при расчетной t наруж. воздуха -19 °С
максимальная на вентиляцию 0.000000 Гкал/час, при расчетной t наруж. воздуха -19 °С
среднечасовая за сутки максимального водопотребления на горячее водоснабжение 0.000000 Гкал/час; 0.000000 куб. м/час;
на технологические нужды 0.000000 Гкал/час,
Годовая поставка тепловой энергии Абоненту, определяется ориентировочно, в размере:
- 16.471 Гкал, в том числе потери в наружных тепловых сетях 0.000 Гкал;
- 0.000 м3.
Помесячный график поставки с указанием источников Ресурсоснабжающей организации и объектов теплопотребления абонента является неотъемлемой частью настоящего договора (Приложение N 1). Список субабонентов с суммарными расчетными тепловыми нагрузками по видам теплопотребления изложен в приложении N 5.
Расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2019 по делу N А32-15053/2018 отменить. Приять новый судебный акт.
В удовлетворении требований ООО "Шераз" о включении пункта 1.0 в договор на поставку тепловой энергии N 1589 отказать.
Пункт 1.2 договора на поставку тепловой энергии N 1589 утвердить в следующей редакции:
поставка тепловой энергии производится в соответствии с установленным абоненту планом теплопотребления с максимумом тепловой нагрузки 0.005050 Гкал/час; в объеме на нужды ГВС 0.000000 куб. м/час.
Из них:
максимальная на отопление 0.005050 Гкал/час, при расчетной t наруж. воздуха -19 °С
максимальная на вентиляцию 0.000000 Гкал/час, при расчетной t наруж. воздуха -19 °С
среднечасовая за сутки максимального водопотребления на горячее водоснабжение 0.000000 Гкал/час; 0.000000 куб. м/час;
на технологические нужды 0.000000 Гкал/час,
Годовая поставка тепловой энергии Абоненту, определяется ориентировочно, в размере:
- 16.471 Гкал, в том числе потери в наружных тепловых сетях 0.000 Гкал;
- 0.000 м3.
Помесячный график поставки с указанием источников Ресурсоснабжающей организации и объектов теплопотребления абонента является неотъемлемой частью настоящего договора (Приложение N 1). Список субабонентов с суммарными расчетными тепловыми нагрузками по видам теплопотребления изложен в приложении N 5.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Шераз" (ОГРН 1022301821189, ИНН 2311052703) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-15053/2018
Истец: ООО "ШЕРАЗ", ООО "Шерз"
Ответчик: АО "АВТОНОМНАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ", АО "АТЭК"
Третье лицо: АО "АВТОНОМНАЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ", ООО "ГОРОДСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ - КРАСНОДАР", ООО ГУК Краснодар