город Томск |
|
26 января 2024 г. |
Дело N А67-4334/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Зайцевой О.О., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сперанской Н.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Росич" (N 07АП10101/23), на решение Арбитражного суда Томской области от 25.10.2023 по делу N А67-4334/2023 (судья Ю.М. Сулимская) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Росич" (636018, Томская область, г. Северск, ул. Трудовая, дом 1/2, офис 1, ОГРН 1047000354103, ИНН 7024022197) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (634009, Томская область, г. Томск, пр. Ленина, дом 111, офис 50, ОГРН 1027000886384, ИНН 7019027633), о признании незаконным решения от 19.05.2023 по делу N 070/10/18.1-454/2023, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области (634009, Томская область, г. Томск, пр. Ленина, дом 117, ОГРН 1137017000614, ИНН 7017321911), Общества с ограниченной ответственностью "СпецАвто" (ИНН 7017392895, ОГРН 1157017024053; 634041, Томская область, г. Томск, ул. Тверская, дом 81, квартира 100), Общества с ограниченной ответственностью "АвтоЭксперт" (ИНН 5402074097, ОГРН 1225400030294; 630123, Новосибирская область, г. Новосибирск, Дачное ш., дом 22, квартира 105)
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Исхаков Р.М., представитель по доверенности от 03.07.2023, паспорт;
от заинтересованного лица: Лукьяненок К.К., представитель по доверенности от 09.01.2024, удостоверение;
от Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области: Конкин Л.Л., представитель по доверенности от 09.01.2024, паспорт;
от иных лиц, участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Росич" (далее - ООО "Росич", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - Томское УФАС России, управление, антимонопольный орган, ответчик) о признании незаконным решения от 19.05.2023 по делу N 070/10/18.1-454/2023. Определением от 30.05.2023 Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области, ООО "СпецАвто", ООО "Авто-Эксперт", привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда от 25.10.2023 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Росич" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, в соответствии с которым удовлетворить заявленные требования. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, неправильным применением норм процессуального и материального права.
Управление, Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, каждый, представители в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонили, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители поддержали свои правовые позиции.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывы, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжением Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области от 26.07.2022 N 70 "О проведении торгов в форме открытого аукциона по выбору исполнителей услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Томской области" организованы торги в форме открытого аукциона по выбору исполнителя услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств (за исключением маломерных судов) на территории Томской области по 1 лоту: Оказание услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств в муниципальных образований "Город Томск" и "Томский район".
26.07.2022 Департаментом транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области на Официальном сайте https://dts.tomsk.gov.ru/spetsializirovannye-stojanki размещены извещения и документации о проведении аукциона по выбору исполнителей услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Томской области.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 15.09.2022 на участие в аукционе было подано 3 заявки. Допущена к участию в аукционе 1 заявка ООО "Росич", заявки ООО "Авто-Эксперт" и ООО "СпецАвто" признаны несоответствующими требованиям аукционной документации.
16.09.2022 на Интернет-сайте Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области размещен протокол аукциона, согласно которому аукцион по лоту N 1 признан не состоявшимся в силу положений пунктов 36 и 48 приказа Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области от 19.06.2012 N 53-ОД.
21.09.2022 ООО "СпецАвто" и ООО "Авто-Эксперт" обратились с жалобами с Томское УФАС России на действия организатора торгов - Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области при выборе исполнителей услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Томской области, размещенного на сайте https://dts.tomsk.gov.ru/spetsializirovannye-stoianki.
По результатам рассмотрения указанных жалоб Томским УФАС России было принято решение от 07.10.2022 по делу 070/01/18.1-691/2022, N 070/01/18,1-692/2022, согласно которому жалобы ООО "СпецАвто" и ООО "АВТО-ЭКСПЕРТ" на действия организатора торгов Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области при выборе исполнителей услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Томской области, размещенного на сайте https://dts.tomsk.gov.ru/spetsializirovannye-stojanki, признаны обоснованными. Также на основании вышеуказанного решения организатору торгов - Департаменту транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области было выдано предписание, согласно которому Департаменту надлежит отменить все протоколы, составленные в ходе торгов, а также рассмотреть повторно заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями действующего законодательства и с учетом решения по делу N070/01/18.1- 691/2022, N070/01 /18.1-692/2022.
Во исполнение данного предписания Департаментом транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области было принято распоряжение N 110 от 08.11.2022 "О внесении изменения в распоряжение Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области от 26.07.2022 N 70", согласно которому были определены новые даты начала рассмотрения заявок на участие в аукционе, а также новая дата проведения самого аукциона - 15.11.2022.
Также во исполнение предписания Комиссией по проведению торгов в форме открытого аукциона по выбору исполнителей услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Томской области принято решение об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе от 15.09.2022 и протокола аукциона от 16.09.2022, о чем было указанно в протоколе от 08.11.2022.
14.11.2022 Комиссией по проведению торгов в форме открытого аукциона по выбору исполнителей услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Томской области были приняты решения о соответствии заявок ООО "СпецАвто" и ООО "Авто-Эксперт" требованиям конкурсной документации и допуске данных лиц к участию в торгах, что отражено в протоколе рассмотрения заявок на участие от 14.11.2022.
Протокол был опубликован 14.11.2022 на Интернет-сайте - https://dts.tomsk.gov.ru/spetsializirovannye-stojanki.
15.11.2022 ООО "Росич" обратилось с жалобой в Томское УФАС России на действия аукционной комиссии о допуске к участию ООО "СпецАвто" и ООО "Авто-Эксперт" (вх.N 8690-ЭП/22 от 15.11.2022).
Письмом от 17.11.2022 исх.N АА/5194/22 Томское УФАС России уведомило ООО "Росич" об отсутствии правовых оснований для рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и о возвращении жалобы заявителю на основании пункта 4 части 9 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135- ФЗ "О защите конкуренции".
17.11.2022 ООО "Росич" повторно обратилось в Томское УФАС России с жалобой, в которой просило признать в действиях Организатора торгов и конкурсной комиссии нарушение пункта 16 Порядка перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств на территории Томской области, утвержденного приказом Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области от 25.12.2017 N 53-ОД, в том числе признать незаконным решение о допуске к участию в аукционе заявки ООО "Спецавто" и ООО "Авто-Эксперт", что отражено в протоколе рассмотрения заявок на участие от 14.11.2022; признать результаты аукциона, отраженные в протоколе аукциона от 15.11.2022, недействительными.
Письмом от 22.11.2022 исх.N ВА/5311/22 Томское УФАС России уведомило ООО "Росич" об отсутствии правовых оснований для рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и о возвращении жалобы заявителю на основании пункта 4 части 9 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135- ФЗ "О защите конкуренции".
Решением Арбитражного суда Томской области от 10.02.2023 по делу N А67-10583/22 и постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2023 по делу N А67- 10583/22 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области, отраженные в письме от 17.11.2022 исх. N АА/5194/22 о возвращении жалобы, в письме от 22.11.2022 исх. N ВА/5311/22 о возвращении жалобы признаны незаконными, Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области было обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Росич" путем повторного рассмотрения жалоб, поступивших в антимонопольный орган 15.11.2022 и 17.11.2022 соответственно.
На основании указанного выше решения суда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области 10.05.2023 приняло к рассмотрению жалобы ООО "Росич" (вх.N 8690-ЭП/22 от 15.11.2022; вх.N 8805-ЭП722 от 17.11.2022), результатом рассмотрения которых стало вынесение антимонопольным органом решения по делу N 070/10/18.1-454/2023 от 19.05.2023, в соответствии с которым жалобы ООО "Росич" на действия организатора торгов Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области при выборе исполнителей услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Томской области размещенного на сайте https://dts.tomsk.gov.ru/spetsializirovannye-stojanki, признаны необоснованными.
Полагая, что решение по делу от 16.05.2023 по делу N 070/10/18.1-454/2023 (исх. от 19.05.2023 N ИК/2949/23), не соответствует законодательству Российской Федерации и нарушает его права и законные интересы, ООО "Росич" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах деле документы, пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения требованиям Закона N 44-ФЗ.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2, 3 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьей 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) (часть 4 статьи 22, пункту 4.2 части 1 статьи 23) антимонопольный орган осуществляет государственный контроль при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами, в том числе рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
По смыслу приведенной нормы возможность подачи в антимонопольный орган жалобы определяется наличием реального нарушения или действительной угрозы правам и интересам заинтересованного лица, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате несоблюдения порядка организации и проведения торгов. Права и законные интересы лица, не подававшего заявку на участие в торгах, могут быть ущемлены как в результате нарушения порядка размещения информации о проведении закупки, порядка подачи заявок на участия в ней, так и в случае наличия в документации о закупке положений, препятствующих участию такого лица в торгах.
Из взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 Закона N 135-ФЗ следует, что антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования, о чем указано в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства".
Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ).
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ).
В силу части 11 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размешает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящей статье - уведомление).
В соответствии с частью 12 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязаны известить лиц, подавших заявки на участие в торгах, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения.
Законом Томской области от 19 июня 2012 года N 94-ОЗ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств на территории Томской области" (далее - Закон N 94-ОЗ) в соответствии с частью 10 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку. В соответствии со статьей 1-2 Закона N 94-ОЗ лица, ответственные за перемещение и хранение транспортных средств, определяются по результатам торгов (аукцион на понижение цены), проводимых уполномоченным органом.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Закона N 94-ОЗ уполномоченный орган определяется Губернатором Томской области.
Согласно подпункту 38) пункта 9 Положения о Департаменте транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 09.01.2013 N 1, Департамент обеспечивает организацию исполнения Закона Томской области от 19 июня 2012 года N 94-ОЗ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств на территории Томской области" (Закон N 94-ОЗ).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Департамент осуществляет полномочие по организации определения лиц, ответственных за перемещение и хранение транспортных средств на территории Томской области.
Приказом Департамента от 25.12.2017 N 53-ОД "О мерах по реализации Закона Томской области от 19 июня 2012 года N 94-ОЗ "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств на территории Томской области" (далее - Приказ N 53-ОД) утвержден Порядок проведения торгов по выбору исполнителей услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Томской области (далее - Порядок проведения торгов).
В соответствии Законом Томской области N 94-ОЗ, приказом Департамента N 53-ОД принято распоряжение Департамента от 26.07.2022 N 70 "О проведении торгов в форме открытого аукциона по выбору исполнителей услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Томской области" (в редакции распоряжения от 11.08.2022 N 76, распоряжения от 19.08.2022 N 81) (далее - распоряжение от 26.07.2022 N 70).
Согласно подпункту 1) пункта 1 указанного распоряжения предусмотрено проведение торгов по 1 лоту - оказание услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств в муниципальных образованиях "Город Томск" и "Томский район" (лот N 1).
Документация об аукционе по выбору исполнителей услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Томской области утверждена приложением N 1 к распоряжению от 26.07.2022 N 70 (далее - аукционная документация).
По результатам рассмотрения поступивших в Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области жалоб на результаты проведения торгов в форме открытого аукциона по выбору исполнителей услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Томской области в соответствии с распоряжением Департамента от 26.07.2022 N 70 02.11.2022 в Департамент поступило предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 07.10.2022 по делу N 070/01/18.1-691/2022, N 070/01/18.1-692/2022 (далее - предписание) об отмене всех ранее составленных в ходе торгов протоколов, повторном рассмотрении заявок на участие в аукционе в соответствии с требованиями действующего законодательства и с учетом решения по делу N 070/01/18.1-691/2022, N 070/01/18.1-692/2022, продолжении процедуры определения исполнителя услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Томской области.
В соответствии с указанным предписанием протоколом от 08.11.2022 ранее принятые протоколы, в том числе, протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе от 15.09.2022, отменены и распоряжением Департамента от 08.11.2022 N 110 "О внесении изменений в распоряжение Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области от 26.07.2022 N 70" определены даты повторного рассмотрения заявок и проведения аукциона.
Заявки на участие в аукционе по выбору исполнителей услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Томской области, поданные в соответствии с распоряжением Департамента от 26.07.2022 N 70, рассмотрены комиссией повторно, о чем составлен протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе от 14.11.2022. Согласно предписанию Томского УФАС России рассмотрению подлежали те же заявки, которые были поданы ранее. Департаменту было предписано рассмотреть заявки с учетом решения Комиссии Томского УФАС России от 07.10.2022 по делу N 070/01/18.1- 691/2022, N 070/01/18.1-692/2022, направленному в Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области письмом от 02.11.2022 N АА/4882/22 (далее - решение Томского УФАС России). С учетом решения Томского УФАС России основания для отклонения заявок отсутствовали.
Решением Арбитражного суда Томской области от 09.06.2023 по делу N А67-9817/2022 и постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 по делу N А67- 9817/2022 в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Росич" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области о признании недействительными Решения от 07.10.2022 по делу N 070/01/18.1-691/2022, N 070/01/18.1-692/2022, Предписания от 07.10.2022 по делу N 070/01/18.1-691/2022, N 070/01/18.1-692/2022, проверенные на соответствие нормам Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", отказано.
Как ранее изложено, во исполнение предписания Департаментом транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области было принято распоряжение N 10 от 08.11.2022 "О внесении изменения в распоряжение Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области от 26.07.2022 N 70", согласно которому были определены новые даты начала рассмотрения заявок на участие в аукционе, а также новая дата проведения самого аукциона - 15.11.2022.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 14.11.2022 на участие в аукционе было подано 3 заявки: ООО "Росич", ООО "Авто-Эксперт" и ООО "СпецАвто", все заявки допущены к участию в аукционе.
Протоколом от 15.11.2022 заявка ООО "Авто-Эксперт" признана победителем аукциона по выбору исполнителей услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Томской области.
Приказом Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области от 25.12.2017 N 53-ОД О мерах по реализации Закона Томской области от 19 июня 2012 года N 94-03 "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств на территории Томской области" утвержден порядок проведения торгов по выбору исполнителей услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Томской области (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 13 Порядка к участникам аукциона в частности предъявляются следующие требования: - участник владеет на праве собственности или на ином законном основании специализированной стоянкой, соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе и позволяющей разместить задержанные транспортные средства в количестве, определенном документацией об аукционе; - участник владеет на праве собственности или на ином законном основании транспортным средством для перемещения задержанного транспортного средства в количестве и в соответствии с техническими требованиями, установленными документацией об аукционе. Согласно пункту 14 Порядка Организатор аукциона, комиссия вправе запрашивать информацию и документы в целях проверки соответствия участника аукциона требованиям, указанным в пункте 13 настоящего Порядка, у органов государственной власти, иных органов посредством обращения к открытым информационным ресурсам, размещаемых в информационно-коммуникационной сети "Интернет". Пунктом 21 Порядка установлено, что документация об аукционе в частности должна содержать: требования к содержанию, составу и форме заявки на участие в аукционе; требования к участникам аукциона, установленные пунктом 13 настоящего Порядка. В соответствии с пунктом 25 Порядка при подаче заявки на участи в аукционе к заявке прилагаются: договор аренды (субаренды, безвозмездного пользования) земельного участка, здания, строения, сооружения и (или) помещения, предназначенные для хранения транспортных средств; документы, подтверждающие соответствие транспортного средства для перемещения задержанного транспортного средства техническим требованиям документации об аукционе (паспорта эвакуаторов или отдельных элементов и оборудования (в том числе краноманипуляторных установок, лебедок, телескопического бриля, телескопической стрелы). В силу пункта 16 Порядка участник торгов не допускается к участию в аукционе в случаях: 1) непредставления документов, определенных пунктами 24 и 25 настоящего Порядка, либо наличия в таких документах недостоверных сведений; 2) несоответствия требования, указанным в пункте 13 настоящего Порядка; 3)несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе. Согласно пункту 31 Порядка Комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие заявителей требованиям, установленным пунктом 13 настоящего Порядка, проводит проверку достоверности сведений, содержащихся в представленных заявителями документах. В соответствии с пунктом 33 Порядка на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе о допуске к участию в аукционе заявителя и о признании заявителя участником аукциона или об отказе в допуске такого заявителя к участию в аукционе в порядке и по основаниям, предусмотренным пунктом 16 настоящего Порядка, которое оформляется протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе. Протокол ведется комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии в день окончания рассмотрения заявок. В силу пункта 34 Порядка протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе должен содержать имена (наименования) Заявителей, которым было отказано в признании их участниками аукциона, с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Порядка, которым не соответствует заявитель, положений документации об аукционе, которым не соответствует его заявка на участие в аукционе, положений такой заявки, не соответствующих требованиям документации об аукционе. Пунктом 35 Положения установлено, что протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе в день окончания их рассмотрения размещается организатором аукциона на официальном сайте.
Как следует из материалов дела, 26.07.2022 Департаментом транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области на сайте https://dts.tomsk.gov.ru/spetsializirovannye-stojanki размещено Распоряжение N 70 от 26.07.2022 о проведении торгов в форме открытого аукциона по выбору исполнителей услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Томской области с приложением аукционной документации (далее - документация).
Согласно пункту 1.1 документации юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, претендующие оказывать услуги по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Томской, должны соответствовать в частности следующим требованиям: участник владеет на праве собственности или на ином законном основании транспортным средством для перемещения задержанного транспортного средства в количестве и в соответствии с техническими требованиями, установленными документацией об аукционе.
В соответствии с пунктом 3.1 документации юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должен владеть на праве собственности или на ином законном основании транспортными средствами для перемещения задержанных транспортных средств (далее - автоэвакуатор) в количестве не менее 5 (пяти) единиц, в том числе: - не менее 1 (одного) автоэвакуатора со сдвижной, прямой или ломанной платформой, оборудованного краноманипуляторной установкой (КМУ), гидравлическими опорами (аутригерами) и механизмом фиксации перемещаемого автомобиля.
Грузоподъемность автоэвакуатора должна быть не менее 3,5 тонн. Грузоподъемность КМУ должна быть не менее 3,5 тонн (на вылете стрелы не менее 4 метров); не менее 1 (одного) автоэвакуатора с частичной погрузкой, предназначенного для транспортировки тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, оборудованного телескопическим брилем, телескопической стрелой, гидравлическими опорами (аутригерами), лебедками (не менее двух лебедок). Автоэвакуатор должен обеспечивать буксировку тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств методом частичной погрузки, вытягивание и постановку транспортных средств на колеса из полосы отвода (придорожной полосы) автомобильной дороги. Грузоподъемность телескопического бриля должна быть не менее 15 тонн. Грузоподъемность телескопической стрелы должна быть не менее 35 тонн. Грузоподъемность лебедок должна быть не менее 20 тонн каждая; не менее 3 (трех) автоэвакуаторов следующих типов: автоэвакуатор с ломаной платформой и выдвижными аппарелями, оборудованный лебедкой и механизмом фиксации перемещаемого автомобиля. Грузоподъемность автоэвакуатора должна быть не менее 3,5 тонн; автоэвакуатор со сдвижной платформой, оборудованный лебедкой и механизмом фиксации перемещаемого автомобиля. Грузоподъемность автоэвакуатора должна быть не менее 3,5 тонн.
Пунктом 3.3 документации установлено, что паспорта транспортных средств на все автоэвакуаторы должны содержать сведения о наименовании (типе ТС) автоэвакуатора или иметь соответствующие сведения в разделе особые отметки об установке необходимого для эвакуации оборудования.
В соответствии подпунктом 2 пункта 1 приложения к документации "заявка на участие в аукционе..." (далее - Форма заявки) потенциальный участник аукциона подтверждает, что ознакомлен и полностью согласен с извещением об аукционе, документацией об аукционе. Согласно подпункту 3 пункта 1 Формы заявки к заявке на участие в аукционе прилагаются в частности следующие документы: - договор аренды (субаренды, безвозмездного пользования) земельного участка, здания, строения, сооружения и (или) помещения, предназначенные для хранения транспортных средств; - свидетельства о регистрации транспортных средств, паспорта транспортных - средств или иные документы, подтверждающие владение на законном основании транспортными средствами, предназначенными для перемещения задержанных транспортных средств; - заверенные заявителем копии паспортов эвакуаторов или отдельных элементов и оборудования, подтверждающие технические характеристики указанные в п.3.1, 3.2, 3.3 документации об аукционе по выбору исполнителей услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Томской области (краноманипуляторных установок, лебедок, телескопического бриля, телескопической стрелы).
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 14.11.2022 на участие в аукционе было подано 3 заявки: ООО "Росич", ООО "АвтоЭксперт" и ООО "СпецАвто", все заявки допущены к участию в аукционе.
Согласно сведениям предоставленным Департаментом в составе заявки под номером 1 (ООО "АВТО-ЭКСПЕРТ") были представлены следующие сведения и документы: Договор аренды транспортного средства от 09.08.2022, согласно которому арендодатель в лице ООО "Маник" передает во временное владение и пользование автотранспортное средство SCANIA Р8Х400 Р400СВ8Х4Е, также приложен паспорт транспортного средства, в котором в графе особые отметки указано, что название данного транспортного средства изменено на грузовой эвакуатор, аварийно-спасательная техника; Договор N 1202-01 от 12.02.2020 о переоборудовании транспортного средства с монтажом устройства частичной погрузки "Бриль".
В спецификации к договору N 1202-01 от 12.02.2020 указано, что на данное транспортное средство установлено устройство частичной погрузки ТС "Z" образная стрела грузоподъемностью до 50т., в подтверждение приложены фотографии транспортного средства.
Исходя из совокупного толкования норм пунктов 3.1. 3.2. 3.3 документации и пн. 3 пункта 1 Формы заявки участник аукциона должен предоставить паспорта транспортных средств или иные документы, подтверждающие владение на законном основании транспортными средствами, предназначенными для перемещения задержанных транспортных средств: заверенные заявителем копии паспортов эвакуаторов или отдельных элементов и оборудования, подтверждающие технические характеристики указанные в пункте 3.1. 3.2. 3.3 документации.
Таким образом, как верно установил суд, в составе заявки под номером 1 (ООО "АВТО-ЭКСПЕРТ") были предоставлены сведения о транспортных средствах и имеющемуся на них специальном оборудовании по форме и с приложением документов предусмотренными документацией.
Более того, согласно подпункту 2 пункта 1 Формы заявки, подавая заявку на участие в аукционе, участник торгов выразил согласие и принял на себя обязательства по оказанию услуг на условиях и в соответствии с требованиями Документации, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
Таким образом, ООО "АВТО-ЭКСПЕРТ" и ООО "СпецАвто" в составе заявок предоставили паспорта транспортных средств с соответствующими отметками в разделе особые отметки, свидетельствующие о наличии специального оборудования позволяющего эвакуировать задержанные ТС.
Согласно письму УМВД России по ТО от 03.03.2023 исх.N 3/235402138291, эвакуатор - это специальное транспортное средство, предназначенное для погрузки, разгрузки и перевозке автомобилей в случае их поломки, аварии, нарушения правил дорожного движения, также указано, что все транспортные средства, используемые ООО "АВТОЭКСПЕРТ", пол термин эвакуатор, соответственно на данных транспортных средствах установлено необходимое оборудование.
Также в составе заявок в подтверждение предоставленной информации о транспортных средствах приложены фотографии данных транспортных средств.
При этом как верно отмечает суд, поскольку данные транспортные средства являются транспортными средствами иностранного производства, у участников закупки отсутствовала возможность предоставить техническую документацию от производителя данных транспортных средств, однако на специализированном оборудовании имеются регистрационные номера и информация о технических данных таких средств размещена в открытом доступе.
Также Комиссии Томского УФАС России была представлена переписка с должностным лицом Департамента, из которой следует, что Департамент запрашивал сведения, в связи с чем антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о наличии необходимого оборудования автоэвакуаторах.
В соответствии с требованиями пункта 3.3 документации об аукционе паспорта транспортных средств на все автоэвакуаторы должны содержать сведения о наименовании (типе ТС) автоэвакуатора или иметь соответствующие сведения в разделе особые отметки об установке необходимого для эвакуации оборудования.
Следовательно, вопрос о цвете кузова и кабины авто-эвакуатора не является предметом рассмотрения аукционной комиссии поскольку к нему не предъявляются требования в аукционной документации, соответственно несоответствие цвета кузова и кабины автоэвакуатора, указанного в ПТС, и указанного на официальном сайте (Интернет сайт ГИБДД) не относится к действиям, нарушающим порядок проведения торгов.
Более того, следует согласиться, что данные вопросы относятся к компетенции органов Госавтоинспекции.
С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о правильности выводов антимонопольного органа о том, что расхождение относительно цвета кузова кабины не может являться основанием для признания заявки участника несоответствующей требованиям документации и не отклонение заявки ООО "Авто-Эксперт" не является нарушением.
В этой связи ошибочны и подлежат отклонению доводы апеллянта о том, что ООО "Спецавто" и ООО "Авто-Эксперт" не выполнили требования указанные в пп.5 пункта 25 Порядка и не могут являться участниками аукциона и должны быть не допущены к участию в соответствии с пп.3 пункта 16 Порядка утв.Приказом Департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области от 25.12.2017 N 53-ОД.
В настоящем случае обосновано заключение суда первой инстанции о том, что сведений о цвете кабины данные пункты не требуют.
В силу пункта 34 Порядка, протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе должен содержать имена (наименования) заявителей, которым было отказано в признании их участниками аукциона, с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Порядка, которым не соответствует заявитель, положений документации об аукционе, которым не соответствует его заявка на участие в аукционе, положений такой заявки, не соответствующих требованиям документации об аукционе.
Разделом 3 Аукционной документации установлены требования к автоколлиматорам, предназначенным для транспортирования задержанных автомобилей.
В соответствии с пунктом 3.3 Аукционной документации ПТС на все эвакуаторы должны содержать сведения о наименовании (типе ТС) автоэвакуатора или иметь соответствующие сведения в разделе особые отметки об установке необходимого для эвакуации оборудования.
Также приводились в суде первой инстанции, были оценены и исследованы в совокупности с материалами дела доводы заявителя о том, что ООО "Авто-Эксперт" и ООО "СпецАвто" не предоставили документы, подтверждающие регистрацию краноманипуляторных установок в органах Ростехнадзора, ссылаясь на положения статьи 9 Закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 и пункт 2 правил утв. Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 N 461 и т.д.
В соответствии с пунктом 25 Порядка при подаче заявки на участи в аукционе к заявке прилагаются: договор аренды (субаренды, безвозмездного пользования) земельного участка, здания, строения, сооружения и (или) помещения, предназначенные для хранения транспортных средств; документы, подтверждающие соответствие транспортного средства для перемещения задержанного транспортного средства техническим требованиям документации об аукционе (паспорта эвакуаторов или отдельных элементов и оборудования (в том числе краноманипуляторных установок, лебедок, телескопического бриля, телескопической стрелы).
Закон N 116-ФЗ от 21.07.1997 и правила, утв. Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 N 461, регулируют экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении I к настоящему Федеральному закону.
Из материалов дела следует, что объектом оспариваемых торгов является оказание услуг по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на территории Томской области.
В соответствии с пунктом 25 Порядка при подаче заявки на участи в аукционе к заявке прилагаются: договор аренды (субаренды, безвозмездного пользования) земельного участка, здания, строения, сооружения и (или) помещения, предназначенные для хранения транспортных средств; документы, подтверждающие соответствие транспортного средства для перемещения задержанного транспортного средства техническим требованиям документации об аукционе (паспорта эвакуаторов или отдельных элементов и оборудования (в том числе краноманипуляторных установок, лебедок, телескопического бриля, телескопической стрелы).
Таким образом, данный пункт не требует предоставлять в составе заявок документы подтверждающие регистрацию крано-манинуляторных установок в органах Ростехнадзора.
Более того наличие данных документов относится к условиям исполнения договора, проверка исполнения данного условия и принятие мер реагирования относится к компетенции органов Ростехнадзора.
Как было указано выше, в соответствии с требованиями пункта 3.3 документации об аукционе паспорта транспортных средств на все автоэвакуаторы должны содержать сведения о наименовании (типе ТС) автоэвакуатора или иметь соответствующие сведения в разделе особые отметки об установке необходимого для эвакуации оборудования.
Из материалов дела следует, что ООО "АВТО-ЭКСПЕРТ", ООО "СпецАвто" в составе заявок были представлены соответствующие документы (паспорта транспортных средств с соответствующими отметками, а именно, в разделе особые отметки, свидетельствующие о наличии специального оборудования позволяющего эвакуировать задержанные ТС).
Указанные обстоятельства также подтверждены судебным актом по делу N А67- 9817/2022, и в силу статьи 69 АПК РФ не требует повторного доказывания.
С учетом изложенного, оспариваемое решение и вынесенное на его основании предписание приняты управлением в соответствии с действующим законодательством и основания для признания их недействительными отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Доводов опровергающих установленные судом обстоятельства, в апелляционной жалобе не приведено.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку оспариваемые ненормативные акты приняты в рамках предоставленной антимонопольному органу компетенции, соответствуют закону, суд первой инстанции, руководствуясь указанной нормой права, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 25.10.2023 по делу N А67-4334/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Росич" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-4334/2023
Истец: ООО "Росич"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области
Третье лицо: Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области, ООО "Авто-Эксперт", ООО "СпецАвто"