г. Чита |
|
09 апреля 2024 г. |
Дело N А19-27311/2023 |
Судья Четвертого арбитражного апелляционного суда Бушуева Е.М.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тимлюйский цементный завод" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2024 года по делу N А19-27311/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тимлюйский цементный завод" (ИНН 0309011992, ОГРН 1050300751478)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
о взыскании 273 220, 32 руб.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Тимлюйский цементный завод" (далее - истец, ООО "Тимлюйский цементный завод") обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании 273 220, 32 руб. пени за просрочку доставки груза.
Мотивированным решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2024 года исковые требования удовлетворены частично, с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тимлюйский цементный завод" взыскано:.
- 136 610 руб. 16 коп. неустойки за просрочку доставки груза по железнодорожным накладным N N ЭК845883, ЭК882670, ЭК882624, ЭК882887, ЭК932064, ЭК992866, ЭК992983, ЭК993082, ЭК999592, ЭЛ040687, ЭЛ087732, ЭЛ087999, ЭЛ117239, ЭЛ118365, ЭЛ118215, ЭЛ136920, ЭЛ156279, ЭЛ238503, ЭЛ240840, ЭЛ303476, ЭЛ304052, ЭЛ308028, ЭЛ342676 (с учетом применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшения размера пени на 50% от суммы 273 220 руб. 32 коп.)
- 8 464 руб. расходов по уплате государственной пошлины; а всего - 145 074 руб. 16 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части применения судом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и удовлетворить требования полностью. Указывает, что суд первой инстанции неправомерно применил положения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 15.02.2024.
Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно транспортным железнодорожным накладным N N ЭК845883, ЭК882670, ЭК882624, ЭК882887, ЭК932064, ЭК992866, ЭК992983, ЭК993082, ЭК999592, ЭЛ040687, ЭЛ087732, ЭЛ087999, ЭЛ117239, ЭЛ118365, ЭЛ118215, ЭЛ136920, ЭЛ156279, ЭЛ238503, ЭЛ240840, ЭЛ303476, ЭЛ304052, ЭЛ308028 с соответствующих станций отправления до соответствующих станций назначения направлены вагоны.
Вместе с тем грузы, направленные грузоотправителем, доставлены с просрочкой определенных сроков доставки.
В связи с допущенной ОАО "РЖД" просрочкой доставки грузов истец начислил ответчику пени по статье 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в размере 273 220 руб. 32 коп.
Истец обратился к ответчику с претензией от 10.08.2023 N 842, в которой потребовал уплатить пени. Претензия ответчиком оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Ответчик в представленном отзыве на иск требования истца оспорил на сумму 105 512, 88 руб., в связи с установлением иного срока доставки по договорам с грузополучателями от 05.10.2021 N 051021-428, от 12.11.2021 N ВС-60ИСДп/64 НМ, к остальной сумме ходатайствовал о снижении неустойки по статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями: статей 308, 333, 784, 785, 792, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 25, 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245, учел правовую позицию, сформулированную Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.11.2016 N 2447-О и от 28.02.2017 N 431-О, от 25.01.2012 N 185-О-О, от 22.01.2014 N 219-О, от 24.11.2016 N 2447-О, от 28.02.2017 N 431-О и др.), в пунктах 71 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу пункта 1 статьи 785, статьи 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 33 Устава железнодорожного транспорта перевозчик обязан доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и в установленные сроки. Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Как следует из пункта 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. В частности, необходимо иметь в виду, что в случаях, когда сроки доставки грузов исчисляются исходя из норм суточного пробега, эти сроки увеличиваются на определенное количество суток в соответствии с пунктом 5 указанных Правил. Поэтому при взыскании пеней за просрочку доставки груза необходимо установить, были ли определены в накладной сроки доставки груза с учетом данного пункта. В случае, если срок доставки груза не был увеличен, ответственность перевозчика наступает только по истечении указанного в накладной срока, дополнительно увеличенного на соответствующее количество суток. При этом следует учитывать, что сроки доставки грузов увеличиваются и в случаях задержки доставки груза по причинам, названным в пункте 6 Правил.
Согласно пункту 6.4 Правил исчисления сроков доставки N 245 срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования вследствие обстоятельств, установленных частью первой статьи 29 ФЗ-18 Устава железнодорожного транспорта.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в рамках договоров перевозки, оформленных транспортными железнодорожными накладными, ответчик осуществил перевозку грузов истца с нарушением установленных договорами сроков, в связи с чем, требования истца о взыскании пени заявлены истцом обоснованно.
При этом, суд первой инстанции, установив основания для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, уменьшил размер неустойки и взыскал 136610,16 руб.
Доводы истца о необоснованном уменьшении судом размера пени судом апелляционной инстанции не принимаются.
В силу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 69 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" установленная законом или договором неустойка может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 ГК РФ) в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Гражданский кодекс Российской Федерации предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Критерии для установления несоразмерности неустойки определяются судом в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела, при этом для применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд должен располагать данными, позволяющими установить явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства (о сумме основного долга, о возможном размере убытков, об установленном в договоре размере неустойки и о начисленной общей сумме, о сроке, в течение которого не исполнялось обязательство, и др.).
Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, при этом, имея компенсационную и штрафную функцию, неустойка не является гарантированным доходом кредитора и по своей природе не может служить средством обогащения.
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, т.е., по существу, - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 333 ГК Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, что не может рассматриваться как нарушение статьи 35 Конституции Российской Федерации. (Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2000 N 263-О).
С учетом компенсационной природы неустойки, которая способствует обеспечению баланса интересов заинтересованных сторон, судом, в частности, могут быть приняты во внимание такие обстоятельства, как: отсутствие доказательств наступления для истца тяжелых последствий, завышенный размер неустойки.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу, что сумма пени, заявленная истцом, является несоразмерной последствиям нарушенного обязательства.
Суд первой инстанции, исходя из отсутствия экстраординарных обстоятельств, в силу которых ответчик допустил указанные нарушения, оценив одновременно и обоснованность размера заявленной к взысканию неустойки, и баланс имущественных прав участников правоотношений при вынесении судебного акта, принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств возникновения у истца убытков, каких-либо иных существенных неблагоприятных последствий, вызванных ненадлежащим исполнением ответчиком обязательства по доставке груза, учитывая высокий процент неустойки, а также небольшой период просрочки исполнения обязательства (5 дней), обоснованно признал размер начисленной истцом неустойки (штрафа) завышенным, несоразмерным последствиям нарушенного обязательства.
Руководствуясь разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указанными в пункте 2 постановления от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", и принимая во внимание компенсационную природу неустойки (штрафа), в целях соблюдения баланса прав и интересов сторон, суд первой инстанции правильно снизил размер взыскиваемой неустойки по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации до 136 610, 16 руб.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
В силу части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 января 2024 года по делу N А19-27311/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-27311/2023
Истец: ООО "Тимлюйский цементный завод"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги" Филиал "РЖД" Восточно-Сибирский территориальный Центр фирменного транспортного обслуживания