г. Саратов |
|
08 апреля 2024 г. |
Дело N А12-17059/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 декабря 2023 года по делу N А12-17059/2023 (судья Онищук К.Т.)
по заявлению Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации Волгограда в лице управления "Жилищная инспекция Волгограда" (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39А)
к обществу с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" (400066, г. Волгоград, ул. Порт-Саида д. 16А, ОГРН 1163443068722, ИНН 3444259579)
о понуждении к исполнению требований предписаний,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось управление "Жилищная инспекция Волгограда" Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации Волгограда (далее - управление "Жилищная инспекция Волгограда", управление, административный орган) с заявлением о понуждении общества с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" (далее - ООО "Концессии теплоснабжения", общество) к исполнению требований предписаний от 21.12.2021 N 3227-р, от 21.12.2021 N 3227/1-р, от 21.12.2021 N 3227/2-р, от 21.12.2021 N 3227/3-р, от 21.12.2021 N 3227/4-р.
Решением суда первой инстанции от 05 декабря 2023 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Концессии теплоснабжения" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не предоставлен.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 20 февраля 2024 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в управление "Жилищная инспекция Волгограда" поступило обращение председателя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, жилищной политике и строительству Волгоградской областной Думы в связи с сообщением из средств массовой информации по вопросу завышенной платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленной за январь 2021 года потребителям многоквартирных домов (далее - МКД) в Кранооктябрьском районе г. Волгограда.
В целях рассмотрения обращения Управлением на основании распоряжения от 02.03.2021 N 641-р была проведена первичная внеплановая документарная проверка деятельности ООО "Концессии теплоснабжения", предоставляющего коммунальную услугу по отоплению МКД N 18 по ул. им. Хользунова, N 16 по ул. Таращанцев, N 3, по ул. Варшавская, N 43 и N 6 по ул. им. Генерала Штеменко (далее - МКД N 18, МКД N 16, МКД N 3, МКД N 43, МКД N 6).
В ходе проверки должностным лицом управления выявлено, что общество без согласия потребителей указанных МКД дополнительно предоставило объём коммунальной услуги по отоплению за январь 2021 года, а также производило начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в январе 2021 года исходя из неподтверждённой жилой, нежилой и площади общего имущества данных МКД.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1).
Результаты проверки отражены в акте от 04.03.2021 N 641-р (т.1 л.д.18-22).
4 марта 2021 года по итогам проведённой проверки в отношении ООО "Концессии теплоснабжения" выданы 5 предписаний о необходимости устранить выявленные нарушения в срок до 15 апреля 2021 года:
1) предписание от 04.03.2021 N 641-р (т.1 л.д.23) с требованием:
- во исполнение пункта подпункта "а" пункта 31, подпункта "а" пункта 33 Правил N 354, части 3 статьи 16 Закона РФ N 2300-1 произвести перерасчёт платы (в виде возврата) за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 16 за январь 2021 года за дополнительно предоставленные объёмы услуг с указанием основания перерасчёта в платёжном документе в соответствии с пунктом 69 Правил N 354;
- во исполнение пункта 42(1) Правил N 354 произвести перерасчёт платы (в виде возврата) за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 16 за январь 2021 года в полном объёме с указанием основания перерасчёта в платёжном документе в соответствии с пунктом 69 Правил N 354;
- в дальнейшем производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 16 в соответствии с требованиями пункта 42(1) Правил N 354 в соответствии с технической документацией на МКД N 16;
2) предписание от 04.03.2021 N 641-р/1 (т.1 л.д.24) с требованием:
- во исполнение пункта подпункта "а" пункта 31, подпункта "а" пункта 33 Правил N 354, части 3 статьи 16 Закона РФN 2300-1 произвести перерасчёт платы (в виде возврата) за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 3 за январь 2021 года за дополнительно предоставленные объёмы услуг с указанием основания перерасчёта в платёжном документе в соответствии с пунктом 69 Правил N 354;
- во исполнение пункта 42(1) Правил N 354 произвести перерасчёт платы (в виде возврата) за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 3 за январь 2021 года в полном объёме с указанием основания перерасчёта в платёжном документе, в соответствии с пунктом 69 Правил N 354;
- в дальнейшем производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 3 в соответствии с требованиями пункта 42(1) Правил N 354 в соответствии с технической документацией на МКД N 3;
3) предписание от 04.03.2021 N 641-р/2 (т.1 л.д.25) с требованием:
- во исполнение пункта подпункта "а" пункта 31, подпункта "а" пункта 33 Правил N 354, части 3 статьи 16 Закона РФ N 2300-1 произвести перерасчёт платы (в виде возврата) за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 43 за январь 2021 года за дополнительно предоставленные объёмы услуг с указанием основания перерасчёта в платёжном документе, в соответствии с пунктом 69 Правил N 354;
- во исполнение пункта 42(1) Правил N 354, произвести перерасчёт платы (в виде возврата) за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 43 за январь 2021 года в полном объёме с указанием основания перерасчёта в платёжном документе, в соответствии с пунктом 69 Правил N 354;
- в дальнейшем производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 43 в соответствии с требованиями пункта 42(1) Правил N 354 в соответствии с технической документацией на МКД N 43;
4) предписание от 04.03.2021 N 641-р/3 (т.1 л.д.26) с требованием:
- во исполнение части 1 статьи 157 ЖК РФ и пункта 42(1) Правил N 354 произвести перерасчёт платы (в виде возврата) за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 6 за январь 2021 года за дополнительно предоставленные объёмы потери теплоносителя, с указанием основания перерасчёта в платёжном документе, в соответствии с пунктом 69 Правил N 354;
- в дальнейшем производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 6 в соответствии с требованиями части 1 статьи 157 ЖК РФ и пункта 42(1) Правил N 354 без учёта объёма потерь теплоносителя;
- во исполнение пункта 42(1) Правил N 354, произвести перерасчёт платы (в виде возврата) за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 6 за январь 2021 года в полном объёме, с указанием основания перерасчёта в платёжном документе, в соответствии с пунктом 69 Правил N354;
-в дальнейшем производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 6 в соответствии с требованиями пунктом 42(1) Правил N 354 в соответствии с технической документацией на МКД N 6;
5) предписание от 04.03.2021 N 641-р/4 (т.1 л.д.27) с требованием:
- во исполнение пункта подпункта "а" пункта 31, подпункта "а" пункта 33 Правил N 354, части 3 статьи 16 Закона РФ N 2300-1 произвести перерасчёт платы (в виде возврата) за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 18 за январь 2021 года за дополнительно предоставленные объёмы услуг с указанием основания перерасчёта в платёжном документе в соответствии с пунктом 69 Правил N 354;
- во исполнение части 1 статьи 157 ЖК РФ и пункта 42(1) Правил N 354, произвести перерасчёт платы (в виде возврата) за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 18 за январь 2021 года за дополнительно предоставленные объёмы потери теплоносителя с указанием основания перерасчёта в платёжном документе, в соответствии с пунктом 69 Правил N 354;
- в дальнейшем производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 18 в соответствии с требованиями части 1 статьи 157 ЖК РФ и пунктом 42(1) Правил N354 без учёта объёма потерь теплоносителя;
- во исполнение пункта 42(1) Правил N 354, произвести перерасчёт платы (в виде возврата) за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 18 за январь 2021 года в полном объёме с указанием основания перерасчёта в платёжном документе в соответствии с пунктом 69 Правил N 354;
- в дальнейшем производить начисление платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 18 в соответствии с требованиями пункта 42(1) Правил N 354 в соответствии с технической документацией на МКД N 18.
5 марта 2021 года данные предписания направлены в адрес общества (т.1 л.д.28).
23 марта 2021 года ООО "Концессии водоснабжения" направило в адрес АО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" письмо с просьбой произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу "отопление" потребителям МКД в соответствии с предписаниями. Одновременно общество просило не принимать пункты предписаний о дальнейшем начислении платы за коммунальную услугу "отопление" потребителям МКД согласно технической документации (т.1 л.д.98).
На основании распоряжения управления от 20.04.2021 N 1422-р (т.1 л.д.50-52) проведена повторная проверка с целью надзора за исполнением требований ранее выданных предписаний от 04.03.2021 N 641-р, N 641-р/1, N 641-р/2, N 641-р/3, N 641-р/4.
По итогам проведённой проверки установлено, что ранее выданные предписания от 04.03.2021 N 641-р, N 641-р/1, N 641-р/2, N 641-р/3, N 641-р/4, обществом не исполнены, что отражено в акте проверки от 20.05.2021 N 1422-р (т.1 л.д.53-57).
4 мая 2021 года ООО "Концессии водоснабжения" направило в управление уведомление об исполнении предписаний от 04.03.2021 и произведении перерасчёта платы, который отражён в АИЕПД за март 2021 года (т.1 л.д.99).
20 мая 2021 года ООО "Концессии водоснабжения" выданы повторные предписания N 1422-р, N 1422/1-р, N 1422/2-р, N 1422/3-р, N 1422/4-р о прекращении нарушений обязательных требований со сроком исполнения до 16 ноября 2021 года, содержащие аналогичные требования (т.1 л.д.58-67).
В тот же день данные предписания направлены в адрес общества (т.1 л.д.68).
Впоследствии на основании решения Управления от 18.11.2021 N 3227-р (т.1 л.д.29-31) вновь проведена проверка с целью надзора за исполнением требований ранее выданных предписаний от 20.05.2021 N 1422-р, N 1422/1-р, N 1422/2-р, N 1422/3-р, N 1422/4-р.
10 декабря 2021 года ООО "Концессии водоснабжения" направило в управление уведомление об исполнении предписаний от 20.05.2021 с приложением платёжных документов за октябрь-ноябрь 2021 года и ведомостей корректировок, подтверждающих произведение перерасчёта платы (т.1 л.д.99).
По итогам проведённой проверки Управлением снова установлен факт неисполнения обществом выданных предписаний от 20.05.2021 N 1422-р, N 1422/1-р, N 1422/2-р, N 1422/3-р, N 1422/4-р, что отражено в акте проверки от 21.12.2021 N 3227-р (т.1 л.д.32-38).
21 декабря 2021 года ООО "Концессии водоснабжения" вновь выданы повторные предписания N 3227-р, N 3227/1-р, N 3227/2-р, N 3227/3-р, N 3227/4-р о прекращении нарушений обязательных требований со сроком исполнения до 21 марта 2022 года, содержащие аналогичные требования (т.1 л.д.39-48).
В тот же день данные предписания направлены в адрес общества (т.1 л.д.49).
На основании решения управления от 04.04.2022 N 1-п срок исполнения предписаний продлён до 18 июня 2022 года (т.1 л.д.74-75).
6 сентября 2022 года обществу объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в связи с отсутствием сведений о надлежащем исполнении выданных предписаний от 21.12.2021 N 3227-р, N 3227/1-р, N 3227/2-р, N 3227/3-р, N 3227/4-р в срок до 18.06.2022 (т.1 л.д.69-73).
Поскольку предписания от 21.12.2021 N 3227-р, N 3227/1-р, N 3227/2-р, N 3227/3-р, N 3227/4-р, обществом в добровольном порядке не исполнены, управление "Жилищная инспекция Волгограда" обратилось в арбитражный суд с заявлением о понуждении ООО "Концессии водоснабжения" к исполнению данных предписаний.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из законности выданных обществу предписаний, факт нарушения обществом требований действующего законодательства подтверждён материалами проверок, доказательства исполнения предписаний в деле отсутствуют.
Согласно доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции не учтено письмо общества от 10.12.2021 N КТ/25763-21 с документами, подтверждающими исполнение ранее выданных предписаний от 20.05.2021. Общество считает, что применение данных технического паспорта при расчёте платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, может привести к несоответствию долей собственников в праве общей собственности на общее имущество в таком доме в нарушение статьи 39 ЖК РФ, а также может повлечь излишнее начисление платы и, соответственно, нарушение прав собственников и нанимателей помещений. По мнению общества, вывод управления необходимости применения для расчёта размера платы за коммунальную услугу "отопление" сведений о площади жилых и нежилых помещений на основании данных технического паспорта МКД является несостоятельным, законных оснований к вынесению предписания изначально не имелось.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушения прав в соответствии со статьёй 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Частью 8 статьи 20 Жилищного кодекса РФ определено, что при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).
Исходя из статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, чёткие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения; содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, чётким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Срок в предписании для устранения выявленного нарушения устанавливается контролирующим органом самостоятельно с учётом степени и характера нарушения и возможности устранения такого нарушения хозяйствующим субъектом в обозначенный срок, а продление такого срока возможно лишь в случае наличия уважительных причин, не позволивших в установленные сроки устранить указанное нарушение.
При рассмотрении дела о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания требованиям законодательства и наличие (отсутствие) нарушения прав заявителя в сфере экономической деятельности.
Управление "Жилищная инспекция Волгограда" является структурным подразделением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, уполномоченным осуществлять функции по муниципальному жилищному контролю (надзору) в рамках переданных полномочий в соответствии с пунктом 1.5 Положения о муниципальном жилищном контроле на территории городского округа город-герой Волгоград, утверждённого решением Волгоградской городской Думы от 29.09.2021 N 51/802 (далее - Положение).
В силу подпункта 2 пункта 1.7 Положения от имени Контрольного органа муниципальный контроль вправе осуществлять должностное лицо Контрольного органа, в должностные обязанности которого в соответствии с настоящим Положением, должностной инструкцией входит осуществление полномочий по муниципальному контролю, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных мероприятий (далее - инспектор).
Согласно пункту 1.8.1 Положения инспектор обязан своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений Контрольного органа вплоть до подготовки предложений об обращении в суд с требованием о принудительном исполнении предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее - предписание), если такая мера предусмотрена законодательством (подпункт 2).
Контрольный орган вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении к исполнению предписания (подпункт 6 пункта 1.9 Положения).
На основании части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Собственники жилых домов оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключёнными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (статьи 154 ЖК РФ).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, в водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления) (части 4 статьи 154 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твёердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учёта и при их отсутствии определён Правилами N 354.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учёта тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учёта тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учёта тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учёта тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учёта тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учёта тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии.
Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объёмах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Также в соответствии с подпунктом "а" пункта 33 Правил N 354 потребитель имеет право получать в необходимых объёмах коммунальные услуги надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчёт размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объёма коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчётного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в случае, если узел учёта тепловой энергии многоквартирного дома оснащён коллективным (общедомовым) прибором учёта тепловой энергии, учитывающим общий объём (количество) тепловой энергии, потреблённой на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего - пятого пункта 42 (1) Правил N 354 объём (количество) тепловой энергии, потреблённой за расчётный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объёма (количества) потреблённой за расчётный период тепловой энергии, определённого на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объёма (количества) потреблённой за расчётный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определённого исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объёма (количества) горячей воды, потреблённой в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
Объём использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учёта, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объём (количество) произведённой исполнителем за расчётный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объёмы приборов учёта, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению.
Таким образом, объём тепловой энергии, пошедший на отопление, определяется исходя из показаний ОДПУ ТЭ за минусом объёма тепловой энергии, пошедшего на приготовление ГВС, полученного исходя из расчётной величины теплосодержания (определённой в договоре) для определения затраченной тепловой энергии для подогрева холодной воды при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В ходе проведённых проверок административным органом установлено, что МКД N 18, МКД N 16, МКД N 3 и МКД N 6 оборудованы коллективным (общедомовыми) приборами учёта тепловой энергии (далее - ОДПУ ТЭ) (группа учёта: отопление), в МКД N 43 установлен индивидуальный тепловой пункт, входящий в состав общего имущества собственников помещений в МКД, посредством которого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно осуществляется производство горячей воды (группа учёта: отопление и горячее водоснабжение).
Перерасчёт платы (в виде возврата) за коммунальную услугу по отоплению по вышеуказанным МКД сложился в связи с тем, что ООО "Концессии теплоснабжения" начисление платы произведено исходя из неподтверждённых жилых площадей МКД - не в соответствии с данными о площадях жилых помещений технических паспортов на данные МКД, что является нарушением пункта 42(1) Правил N 354.
Плата за коммунальную услугу по отоплению потребителям МКД N 18 за январь 2021 года выставлена исходя из показаний ОДПУ ТЭ и потерей теплоносителя.
Вместе с тем, в соответствии с формулами 3 и 3(6) пункта 42(1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу по отоплению за расчётный период рассчитывается исходя из показаний ОДПУ ТЭ, выставление потребителям, при начислении платы за отопление, потерь теплоносителя является нарушением Правил N 354.
Факт нарушения обществом требований действующего жилищного законодательства подтверждён материалами трёх проверок.
В апелляционной жалобе ООО "Концессии теплоснабжения" указывает на исполнение им требований выданных предписаний. При этом общество считает неверным расчёт площадей (их соотношения) для начисления платы за коммунальные ресурсы, потреблённые на содержание общего имущества в МКД, исходя из сведений технических паспортов МКД, в данной части требования предписаний изначально являются необоснованными.
Между тем, общество не оспаривало в установленном порядке выданные ему предписания от 04.03.2021, от 20.05.2021, от 21.12.2021, содержащие аналогичные требования.
Материалами дела подтверждено, что в полном объёме указанные предписания обществом не исполнены: письмо ООО "Концессии водоснабжения" от 23.03.2021 N КТ/7498/21 с оговоркой о неприменении технической документации при дальнейшем начислении платы за коммунальную услуги "отопление" (т.1 л.д.98), служебные записки начальника отдела контроля за определением размера и внесением платы за коммунальные услуги, установлением размера платы за содержание и ремонт жилого помещения Куликовой Ю.И. от 30.10.2023 (т.2 л.д.19) и от 27.11.2023 (т.2 л.д.31-32).
Вопреки доводам общества, его письмо от 10.12.2021 N КТ/25763-21 (т.1 л.д.116) не подтверждает исполнение указанных предписаний в полном объёме.
Учитывая, что предписания управления являются законными и обоснованными, а доказательства исполнения предписаний в полном объёме ООО "Концессии водоснабжения" в материалы дела не предоставлены, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к несогласию с выводами суда первой инстанции, к повторению утверждений исследованных и правомерно отклонённых арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 5 декабря 2023 года по делу N А12-17059/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-17059/2023
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Ответчик: ООО "КОНЦЕССИИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ"