г. Санкт-Петербург |
|
08 апреля 2024 г. |
Дело N А42-10311/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бугорской Н.А.
судей Богдановской Г.Н., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Осиповой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5522/2024) индивидуального предпринимателя Иванова Вячеслава Дмитриевича на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.01.2024 по делу N А42-10311/2023, принятое по иску акционерного общества "Ситиматик" в лице Мурманского филиала
к индивидуальному предпринимателю Иванову Вячеславу Дмитриевичу
о взыскании,
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 03.04.2024,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Ситиматик" в лице Мурманского филиала (далее - истец, Региональный оператор) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Иванову Вячеславу Дмитриевичу (далее - ответчик, Предприниматель) о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 81/332/0004184 от 17.11.2022 за период с апреля по июль 2023 года в размере 746 985,76 руб. и пени за период с 11.05.2023 по 31.10.2023 в размере 69 598,97 руб.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 29.01.2024 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, Предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в иске отказать.
В обосновании апелляционной жалобы апеллянт указывает на то, что место накопления ТКО и/или источник образования отходов не включены в территориальную схему обращения с отходами. Доказательств факта реального оказания услуг собственнику ТКО региональным оператором не представлено. Спорный договор не может считаться заключенным, поскольку источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено. Проект спорного договора направлен на ненадлежащий почтовый адрес. Истцом неверно определены нормативы накопления ТКО.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность выводов суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца по доводам жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Предпринимателю с 29.07.2021 на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым N 51:14:0030501:1448, общей площадью 2353,7 кв.м, расположенное по адресу: Мурманская обл., г. Апатиты, пр. Сидоренко, д. 1.
АО "Ситиматик" на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Мурманской области от 10.01.2018 с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области является Региональным оператором по обращению с ТКО на территории Мурманской области.
17.11.2022 между истцом (Региональный оператор) и ответчиком (Потребитель) на условиях Типового договора заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 81/332/0004184/001, согласно которому Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в настоящем Договоре, и обеспечить их транспортирование, обработку и обезвреживание в соответствии с законодательством РФ, а "Потребитель" обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, равной предельному уровню единого тарифа на услугу Регионального оператора, утвержденному в установленном порядке (пункт 1.1 Договора).
В соответствии с пунктом 1.2 Договора объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно Приложению к настоящему Договору.
Согласно пункту 1.4 Договора дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: 01.01.2022.
Пунктами 2.1, 2.2 Договора определено, что расчетным периодом в целях осуществления расчетов с Потребителем является один календарный месяц (период времени с первого по последнее число соответствующего календарного месяца включительно). В случае оказания услуги не полный календарный месяц, под расчетным периодом понимается фактическое количество дней оказания услуги в пределах календарного месяца (далее - Расчетный период). Оплата услуг по настоящему Договору осуществляется по цене, равной предельному уровню единого тарифа на услугу Регионального оператора, утвержденному в установленном порядке органом государственного регулирования тарифов Мурманской области.
В соответствии с пунктом 2.4 Договора плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами начисляется Региональным оператором с даты начала оказания услуг, указанной в пункте 1.4 настоящего Договора.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 2.5 Договора).
Информирование Потребителя о размере единого тарифа на услугу Регионального оператора и (или) нормативах накопления твердых коммунальных отходов осуществляется путем публикации в средствах массовой информации и (или) размещения информации на сайте Регионального оператора (пункт 2.11 Договора).
Пунктом 3.2.3 Договора предусмотрено, что Региональный оператор имеет право требовать от Потребителя оплаты оказанных по настоящему Договору услуг в объемах и сроки, указанных в настоящем Договоре.
В соответствии с пунктом 4.1 Договора Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", способом указанном в приложении к настоящему Договору: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и (или) количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 5.1 Договора в случае нарушения Региональным оператором обязательств по настоящему Договору Потребитель с участием представителя Регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по Договору и вручает его представителю регионального оператора. О необходимости составления акта о нарушении региональным оператором обязательств по настоящему Договору Потребитель обязан уведомить регионального оператора за 24 часа до даты составления акта путем направления уведомления любым доступным способом, указанным в пункте 10.1 настоящего Договора.
В силу пункта 7.2 Договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств по оплате настоящего Договора Региональный оператор вправе потребовать от Потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Срок действия Договора установлен пунктом 9.1, которым определено, что настоящий Договор вступает в силу с даты его заключения Сторонами, распространяет свое действие на отношения сторон с 01.01.2022 и действует по 31.12.2023, а в части взаиморасчетов - до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему Договору, или до его расторжения в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим договором с возможностью дальнейшей пролонгации (пункт 9.3).
Приложением N 1 (расчетный способ) к Договору установлены объем и место накопления коммунальных отходов период с 01.01.2022 по 31.12.2023, а именно: определен объем принимаемых по объекту торговли (с торговым залом), расположенному по адресу: Мурманская обл., г. Апатиты, пр. Сидоренко, д.1, ТКО исходя из площади торгового объекта - 2197,4 кв.м и установленного для него норматива накопления - 1,04 куб.м/год (в месяц), что составляет 2285,296 куб. м/год.
Исполнив принятые на себя обязательства истец выставил ответчику счета за услуги Регионального оператора по обращению с ТКО оказанные в период с апреля по июль 2023 года, размер обязательств по которым рассчитан исходя из тарифа на такую услугу - 980,60 руб., утвержденного на период действия с 01.12.2022 по 31.12.2023, Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 18.11.2022 N 44/51, и объема принимаемых ТКО, установленного в соответствии с Приложением N 1 к Договору, которые не были оплачены предпринимателем, в результате чего образовалась задолженность в размере 746 985,76 руб.
В связи с неоплатой в установленной срок оказанных услуг, истцом в соответствии с пунктом 7.2 Договора начислены и предъявлены ко взысканию пени за период с 11.05.2023 по 31.10.2023 в размере 69 598,97 руб.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в суд с рассматриваемыми требованиями.
Повторно рассмотрев дело по правилам статьи 268 АПК РФ, исследовав письменные доказательства и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами.
На основании пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Постановление N 1156), установлено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления.
Потребитель - собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 2 Постановления N 1156).
Согласно пункту 4 Постановления N 1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
С 01.01.2019 истец обеспечивает и осуществляет прием всех ТКО, образующихся у пользователей, находящихся на территории Мурманской области, и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами, территориальной схемой обращения с ТКО.
В силу части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В свою очередь, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, что установлено положениями пункта 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ.
Пунктом 5 вышеуказанной статьи Закона N 89-ФЗ установлено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен разделом I (1) Постановления N 1156.
Согласно п. 8(4), 8(5) Постановления N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами являются заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Публичная оферта (договор) на оказание услуг по обращению с ТКО опубликована в печатном СМИ "Мурманский вестник" 08.02.2018 и размещена на официальном сайте Регионального оператора в сети Интернет.
Соответственно, с момента опубликования публичной оферты и утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, ответчику как собственнику ТКО, имеющему объекты на территории Мурманской области, было известно о дате начала оказания услуг по обращению с ТКО и, как следствие, об обязательности заключения договор с региональным оператором.
Согласно п. 8 (17) Постановления N 1156 в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8.5-8.7 настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Форма типового договора утверждена Постановлением N 1156.
В случае, если между региональным оператором по обращению с ТКО и конкретным потребителем - собственником таких отходов не подписан договор на оказание услуг по обращению с ТКО, указанные услуги оказываются и подлежат оплате в соответствии с условиями типового договора.
Соответственно, довод жалобы о том, что проект договора направлен на ненадлежащий почтовый адрес ответчика, значения для разрешения дела не имеет.
Поскольку АО "Ситиматик" осуществляет свою деятельность по обращению с ТКО как региональный оператор, оно оказывает услуги (и вправе требовать оплаты оказанных услуг) вне зависимости от наличия заключенного письменного договора с каждым собственником. При этом АО "Ситиматик" является единственным региональным оператором в регионе, что предполагает под собой фактическое оказание услуг расположенным в данном регионе предприятиям (статья 24.6 Закона N 89-ФЗ), в том числе и ответчику.
Пункт 8 (18) Постановления N 1156 определяет порядок взаимодействия регионального оператора и собственников ТКО до дня заключения договора на индивидуальных условиях. Исходя из содержания данного пункта, в спорный период услуги по обращению с ТКО оказываются региональным оператором и подлежат оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора.
С начала деятельности регионального оператора собственники ТКО лишены возможности по своему усмотрению распоряжаться ТКО, кроме как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
При этом отсутствие заключенного с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО не означает, что лица, являющиеся собственниками ТКО, не являются потребителями указанной услуги. В свою очередь, обязанность хозяйствующего субъекта, в результате деятельности которого образуются ТКО, оплачивать оказанные региональным оператором услуги, не ставится действующим законодательством напрямую в зависимость от наличия договора в письменной форме.
В соответствии с ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (в ред. от 03.04.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 01.01.2019.
С начала деятельности Регионального оператора потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он обязан их утилизировать посредством услуг, оказываемых Региональным оператором в силу закона.
Во исполнение принятых на себя обязательств истцом оказаны ответчику услуги по обращению с ТКО, что подтверждается договором на оказание услуг по обращению с ТКО N 81/332/0004184, универсально-передаточными документами.
Доказательства того, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчику могла оказывать и фактически оказывала иная организация в материалы дела не представлено.
Довод ответчика о том, что спорный договор не может считаться заключенным, поскольку источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, несостоятелен, поскольку источник образования отходов и место накопления ТКО, определенное договором 81/332/0004184, включено в территориальную схему обращения с отходами на территории Мурманской области.
Постановлением Правительства Мурманской области от 07.10.2016 N 492-ПП/10 (ред. от 16.10.2023) "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Мурманской области" источниками образования отходов на территории Мурманской области в рамках Схемы определены территории муниципальных образований Мурманской области. Сведения об источниках образования отходов и их расположении на территории Мурманской области приведены в приложении N 1 к Схеме (таблица N 2). Нахождение источников образования отходов (таблица N 2):
- Городские округа (Муниципальное образование городской округ город - герой Мурманск, Муниципальное образование городской округ ЗАТО Александрова Мурманской области, Муниципальное образование городской округ ЗАТО поселок Видяево Мурманской области, Муниципальное образование городской округ ЗАТО город Заозерск Мурманской области, Муниципальное образование городской округ ЗАТО город Островной Мурманской области, Муниципальное образование городской округ ЗАТО город Североморск Мурманской области).
- Муниципальные округа (Муниципальное образование муниципальный округ город Апатиты с подведомственной территорией Мурманской области, Муниципальное образование муниципальный округ город Кировск с подведомственной территорией Мурманской области, Муниципальное образование Ковдорский муниципальный округ Мурманской области, Муниципальное образование муниципальный округ город Мончегорск с подведомственной территорией Мурманской области, Муниципальное образование муниципальный округ город Оленегорск с подведомственной территорией Мурманской области, Муниципальное образование Печенгский муниципальный округ Мурманской области, Муниципальное образование муниципальный округ город Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области).
- Муниципальные районы и городские (сельские) поселения, которые включают в себя Муниципальное образование Кандалакшский муниципальный район, Муниципальное образование Кольский муниципальный район, Муниципальное образование Ловозерский муниципальный район, Муниципальное образование Терский муниципальный район.
Таким образом, перечень источников образования отходов укрупнен до уровня муниципального образования, а зоной деятельности Регионального оператора является вся территория Мурманской области (п. 3 Соглашения).
В приложении N 1 договора N 81/332/0004184 место накопления ТКО определено по адресу: г. Апатиты, ул. Воинов-Интернационалистов, д. 2.
Адресный перечень мест накопления ТКО на территории Муниципального образования муниципальный округ город Апатиты с подведомственной территорией указан в таблице N 9.2.1.
Контейнерная площадка, определенная договором указана в п. 49 таблицы N 9.2.1.
Согласно п. 1 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 Постановления N 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Ответчик обладает правом на складирование ТКО на любой контейнерной площадке из включенных в территориальную схему.
Региональный оператор не несет ответственности за недостатки или отсутствие контейнерной площадки у потребителя, поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием контейнерной площадки, включенной в территориальную схему.
Ответчик, оспаривая факт оказания услуг региональным оператором, не представил доказательств самостоятельного вывоза и утилизации ТКО способами, не нарушающими санитарное законодательство, а также заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугами по вывозу ТКО, оказываемыми истцом.
Довод ответчика о неверно определенных нормативах накопления ТКО не подтверждены доказательствами.
Нормативы накопления ТКО на территории Мурманской области в установленном законом порядке утверждены Постановлением Правительства Мурманской области от 03.05.2018 N 192-ПП/4.
Учет объема производился в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Приложением N 1 (расчетный способ) к Договору установлены объем и место накопления ТКО период с 01.01.2022 по 31.12.2023, а именно: определен объем принимаемых по объекту торговли, исходя из площади торгового объекта - 2197,4 кв.м и установленного для него норматива накопления - 1,04 куб.м/год (в месяц), что составляет 2285,296 куб. м/год.
Ответчиком отзыв в суд первой инстанции представлен не был, расчет истца не оспорен, контррасчет не представлен.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.01.2024 по делу N А42-10311/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Бугорская |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-10311/2023
Истец: АО "СИТИМАТИК", АО "СИТИМАТИК" филиал Мурманский
Ответчик: Иванов Вячеслав Дмитриевич