город Ростов-на-Дону |
|
26 января 2024 г. |
дело N А32-33804/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии от ПАО "Нефтяная компания "Роснефть": Будник А.А. по доверенности от 22.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.11.2023 по делу N А32-33804/2023
по заявлению публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" (ИНН 7706107510, ОГРН 1027700043502)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании незаконным решения, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - заявитель, ПАО "НК Роснефть", компания) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра) о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, формализованного в уведомлении от 20.04.2023 N КУВД - 001/2022-29832784/6; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице Северского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности ПАО "НК "Роснефть" на газопровод 2" ГУ 37 (624 м) (инв. N Н2-006170), расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Абинский р-н, м/р Украинское, протяженностью 624 м, год завершения строительства объекта недвижимости - 1967, на основании заявления от 14.07.2022 N MFC-0547/2022-28365-1 и приложенных к нему документов.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что представленный ПАО "НК Роснефть" технический план был составлен на основании декларации об объекте недвижимости, а не технической документации. В представленном пакете документов отсутствует документ, подтверждающий техническую приемку объекта в эксплуатацию. Заявитель указывает, что данный объект входит в состав опасного производственного объекта 3 класса. В данном случае технический план не может быть подготовлен на основании декларации на объекте недвижимости. Кроме того, паспорт Газопровода 2` ГУ37 (624-м.) (инв. N H2-006170), представленный для устранения причин приостановления, не является документом для изготовления технического плана. Доводы заявителя о принятых мерах по поиску разрешительной и проектной документации в органах, осуществляющих хранение соответствующей документации, не могут быть приняты судом в качестве доказательства незаконности принятого управлением Росреестра решения. Доводы заявителя о нахождении спорного объекта на балансе, а также вхождения в состав опасного производственного объекта можно отнести к вопросу установления права собственности (в отсутствие разрешительной документации), и, как следствие, неправильно выбранному способу защиты права.
В судебном заседании представитель заявителя против доводов апелляционной жалобы возражал, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечило. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и заявления, в результате приватизации Производственное объединение ордена Трудового Красного Знамени "Краснодарнефтегаз" (ПО "Краснодарнефтегаз") преобразовано в АООТ "Краснодарнефтегаз" и зарегистрировано Постановлением первого заместителя главы администрации г. Краснодара от 19.05.1994 N 183.
Департаментом по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края 19.05.1994 зарегистрирован план приватизации ПО "Краснодарнефтегаз".
В число приватизируемого имущества вошло сооружение Нефтегазодобывающего управления "Приазовнефть" (одно из структурных подразделений ПО "Краснодарнефтегаз"): Газопровод 2` ГУ37 (624-м.) (инв. N H2-006170), расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Абинский р-н, м/р Украинское, протяженностью 624 м, год завершения строительства объекта недвижимости - 1967 (выкопировка из Описи к плану приватизации. Документы по переоценке основных средств на 01.07.1994).
Согласно протоколу общего собрания акционеров от 19.04.1996 N 5 АООТ "Краснодарнефтегаз" переименовано в ОАО "НК "Роснефть-Краснодарнефтегаз".
На основании договора от 02.06.2006 ОАО "НК "Роснефть-Краснодарнефтегаз" реорганизовано в форме присоединения к ПАО "НК "Роснефть" (запись в ЕГРЮЛ от 01.10.2006), у которого в результате универсального правопреемства возникло право собственности на Газопровод 2` ГУ37 (624-м.) (инв. N Н2-006170), расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Абинский р-н, м/р Украинское, протяженностью 624 м, год завершения строительства объекта недвижимости - 1967.
Заявитель указывает, что на основании акта приема-передачи от 01.10.2006 указанный трубопровод от ОАО "НК "Роснефть-Краснодарнефтегаз" передан ПАО "НК "Роснефть".
Объект Газопровод 2` ГУ37 (624-м.) (инв. N H2-006170) входит в "Систему ромысловых (межпромысловых) трубопроводов Ремонтно-эксплуатационного участка (РЭУ) Укрупненного нефтяного промысла (УНП) N 3", объект Газопровод 2` ГУ37 (624-м.) (инв. N H2-006170) входит в состав опасного производственного объекта III класса (зарегистрирован в Северо-Кавказском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рег. N A30-05453-0072 от 25.04.2021).
В настоящее время данный объект находится на балансе ПАО "НК "Роснефть" и эксплуатируется в производственной деятельности ООО "РН-Краснодарнефтегаз" на основании договора аренды от 01.02.2022 N 100022/00717Д/2160322/0113Д.
14.07.2022 ПАО "НК "Роснефть" обратилась в Управление Росреестра с заявлением N MFC-0547/2022-28365-1 о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество - Газопровод 2` ГУ37 (624-м.) (инв. N Н2-006170), 1967 года ввода в эксплуатацию, расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Абинский р-н, м/р Украинское, протяженностью 624 м.
В приложении к указанному заявлению обществом представлены: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 30.06.2022, нотариальная доверенность от 16.11.2021, сведения о нотариальном удостоверении: реестровый номер от 16.11.2021 N 23/31-н/23-2021-76-438, акт приема-передачи от 01.10.2006, дело 20 (документы по переоценке основных средств от 01.07.1992), платежное поручение от 27.06.2022 N 50051 на сумму 22 000 руб.
Дополнительно 25.07.2022 ПАО "НК "Роснефть" представлены технический план от 25.07.2022, доверенность от 16.11.2021.
По результатам проведенной правовой экспертизы представленных документов регистрирующий орган направил в адрес ПАО "НК "Роснефть" уведомление от 27.07.2022 N КУВД - 001/2022-29832784/1 о приостановке регистрационных действий до 27.10.2022, в связи с тем, что в приложении к техническому плану отсутствуют документы, на основании которых сведения об объекте недвижимости должны быть указаны в техническом плане либо технический паспорт, изготовленный до 01.01.2013.
21.10.2022 ПАО "НК "Роснефть" подано заявление о приостановлении регистрационных действий по заявлению N КУВД- 001/2022-29832784 до 20.04.2023 по причине подготовки документов.
Регистрирующим органом в адрес заявителя направлено уведомление от 24.10.2022 N КУВД-001/2022-29832784/3 о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав до 20.04.2023.
20.04.2023 регистрирующим органом принято решение N КУВД-001/2022-29832784/6 об отказе в осуществлении регистрационных действий, мотивированное тем, что по истечении срока приостановления осуществления регистрационных действий заявителем не были устранены причины, выявленные при проведении правовой экспертизы, послужившие основаниями для приостановления заявленных регистрационных действий: в составе приложений к техническому плану отсутствует документ, на основании которого сведения об объекте недвижимости должны быть указаны в техническом плане, либо технический паспорт, изготовленный до 01.01.2013, и в разделе "Исходные данные" отсутствуют реквизиты одного из таких документов.
Посчитав незаконным принятое Управлением Росреестра решение об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, заявитель обратился арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРН органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением ЕГРН и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим законом порядке.
В частности, согласно пункту 1 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ документами, являющимися основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, среди прочих, являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если Федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные Законом N 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ), если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ.
Заинтересованное лицо указывает о несоответствии (отсутствии) документов Закону N 218-ФЗ, а также отсутствии акта ввода объекта в эксплуатацию.
Согласно письму ФГБУ "ФКП Росреестра" от 27.07.2017 N 10-1604-КЛ "Для сведения и учета в работе" в случае, если разрешительная и (или) проектная документация, необходимая для подготовки технического плана, безвозвратно утрачена (отсутствует), изготовление технического плана здания возможно на основании декларации об объекте недвижимости при условии обоснования подготовки такого технического плана на основании декларации об объекте недвижимости в разделе "Заключение кадастрового инженера", а также подтверждения факта утраты такой документации с указанием информации о мерах, предпринятых для получения указанной документации; копии документов, подтверждающих данную информацию (справки, письма и т.п. уполномоченных органов и организаций (в том числе осуществляющих хранение соответствующей документации), в распоряжении которых может находиться указанная в части 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, пункте 20 Требований документация), необходимо включать в состав приложения технического плана (указанная позиция изложена также в письме Минэкономразвития России от 11.07.2014 N Д23и-2432, письме ФГБУ "ФКП Росреестра" от 19.09.2014 N 10-3130- КЛ "О подготовке технических планов", письме Росреестра от 16.09.2015 N 14-09057/15).
Указание ФГБУ "ФКП Росреестра" в письме на отсутствие разрешительной и (или) проектной документация охватывает также и те случаи, когда документы, предусмотренные градостроительным законодательством для соответствующих объектов капитального строительства, не выдавались, что согласуется со сложившейся судебной правоприменительной практикой.
Из материалов дела следует и установлено судами, что общество направило запросы в органы, осуществляющие хранение соответствующей документации, в распоряжении которых может находиться необходимая для изготовления технического плана, постановки объекта на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права документация.
Факт отсутствия документации подтвержден ответами на запросы:
- от 16.03.2022 N ИСХ-3-10578-22 в администрацию муниципального образования Абинского района, ответ от 24.03.2022 N 1360/01-21.9 - "Испрашиваемая информация отсутствует";
- от 16.03.2022 N ИСХ-3-10580-22 в "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", ответ от 24.03.2022 N 0191 - "Об отсутствии документации";
- от 27.05.2022 N 13.1-05/330 в ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ", ответ от 27.05.2022 N 13.1-05/330 - "Данные в архиве отсутствуют";
- от 07.04.2022 N ИСХ-3-10591-22 в Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Государственный архив Краснодарского края", ответ от 08.04.2022 N 05-12-507/22 - "Документация в "Государственный архив Краснодарского края" не поступала.
Общество предприняло все разумные меры по поиску проектной и разрешительной документации на газопровод.
В итоге технический план сооружения подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости от 29.06.2022, составленной и заверенной в установленном порядке представителем правообладателя объекта недвижимости на основании справки об идентификации объекта, выданной ООО "РН-Краснодарнефтегаз".
С целью постановки на ГКУ объекта недвижимости с одновременной ГРП передан обществом в регистрирующий орган с заявлением о регистрации от 20.06.2022 N MFC-0547/2022-28365-1.
Кадастровые работы выполнены специализированной организацией ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по договору от 26.05.2022 N 100022/02248Д.
Согласно заключению кадастрового инженера, обществом, как собственником объекта, поданы запросы сведений в организации, обладающие полномочиями в подготовке учетно-технической, разрешительной и иной документации. Указанными организациями даны ответы на запросы, подтверждающие отсутствие сведений и документации о данном объекте в архивах. Ответы представлены в приложении к Техническому плану. Реквизиты документов указаны в разделе "Исходные данные" Технического плана.
Таким образом, к заявлению о постановке спорного объекта на кадастровый учет обществом были приложены правоустанавливающие документы, содержащие в себе сведения, необходимые для осуществления кадастрового учета.
Приняв во внимание установленные обстоятельства по делу, учитывая период ввода спорного объекта в эксплуатацию, отсутствие документов о вводе объекта в эксплуатацию, суд первой инстанции правомерно заключил, что у управления отсутствовали правовые основания для отказа обществу в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, поскольку общество представило в управление документы, достаточные для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости с одновременной государственной регистрацией права.
Довод заявителя жалобы об отнесении объекта к опасным производственным объектам (далее - ОПО), в связи с чем для эксплуатации требуется специальные разрешительные документы безоснователен, с учетом требований части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ, устанавливающих перечень документов, прилагаемых к заявлению. Свидетельство о регистрации ОПО в данный перечень не входит. Кроме того, контроль и надзор в области промышленной безопасности ОПО относиться к сфере деятельности Ростехнадзора. Объект Газопровод 2` ГУ37 (624-м.) (инв. N Н2-006170), зарегистрирован в Северо-Кавказском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рег. N А30-05453-0036 от 29.01.2013.
Довод заявителя жалобы о неверном способе защиты права апелляционным судом отклоняется, заинтересованное лицо не представило доказательств наличия спора о праве. Общество оспаривает отказ управления в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации прав в отношении спорного объекта при наличии доказательств предоставления необходимых документов для такой регистрации.
Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2023 по делу N А32-33804/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-33804/2023
Истец: ПАО "Нефтяная компания "Роснефть", ПАО НК "Роснефть"
Ответчик: Управление Росреестра по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю