г. Краснодар |
|
27 марта 2024 г. |
Дело N А32-33804/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 марта 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Зотовой И.И. и Твердого А.А., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть"" (ИНН 7706107510, ОГРН 1027700043502) - Будник А.А. (доверенность от 22.12.2021), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2024 по делу N А32-33804/2023, установил следующее.
ПАО "Нефтяная компания "Роснефть"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, формализованного в уведомлении от 20.04.2023 N КУВД-001/2022-29832784/6;
о возложении на управление в лице Северского отдела управления осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности общества на газопровод 2" ГУ 37 (624 м) (инвентарный N Н2-006170), расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Абинский районн, м/р Украинское, протяженностью 624 м, год завершения строительства объекта недвижимости - 1967 (далее - газопровод), на основании заявления от 14.07.2022 N MFC-0547/2022-28365-1 и приложенных к нему документов.
Решением суда от 15.11.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.01.2024, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что общество не устранило причины приостановления государственной регистрации и не представило проектную и разрешительную документацию; технический план в данном случае не может быть составлен на основании декларации об объекте недвижимости; представленная на государственную регистрация документация не соответствует требованиям действующего законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу общество указало на ее несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно и судами установлено, что в результате приватизации производственное объединение ордена Трудового Красного Знамени "Краснодарнефтегаз" (далее - ПО "Краснодарнефтегаз") преобразовано в АООТ "Краснодарнефтегаз" и зарегистрировано постановлением первого заместителя главы администрации г. Краснодара от 19.05.1994 N 183.
Департаментом по финансам, бюджету и контролю администрации Краснодарского края 19.05.1994 зарегистрирован план приватизации ПО "Краснодарнефтегаз".
В число приватизируемого имущества вошло сооружение нефтегазодобывающего управления "Приазовнефть" (одно из структурных подразделений ПО "Краснодарнефтегаз"): спорный газопровод (выкопировка из описи к плану приватизации; документы по переоценке основных средств на 01.07.1994).
Согласно протоколу общего собрания акционеров от 19.04.1996 N 5 АООТ "Краснодарнефтегаз" переименовано в ОАО "Нефтяная компания "Роснефть-Краснодарнефтегаз"".
ОАО "Нефтяная компания "Роснефть-Краснодарнефтегаз"" реорганизовано в форме присоединения к обществу (договор присоединения от 02.06.2006), у которого в результате универсального правопреемства возникло право собственности на газопровод.
14 июля 2022 года общество обратилась в управление с заявлением N MFC-0547/2022-28365-1 о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на спорный объект.
По результатам проведенной правовой экспертизы представленных документов регистрирующий орган направил в адрес общества уведомление от 27.07.2022 N КУВД-001/2022-29832784/1 о приостановке регистрационных действий.
Общество обратилось с заявлением от 11.08.2022 в апелляционную комиссию по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при управлении. По результатам рассмотрения заявления принято решение от 31.08.2022 об отклонении заявления общества.
20 апреля 2023 года управлением принято решение N КУВД-001/2022-29832784/6 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, мотивированное нарушением обществом требований части 8 статьи 24, части 1, 4 и 5 статьи 71 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), пунктов 20 и 27 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, в составе приложений к техническому плану отсутствует документ, на основании которого сведения об объекте недвижимости должны быть указаны в техническом плане, либо технический паспорт, изготовленный до 01.01.2013, и в разделе "исходные данные" отсутствуют реквизиты одного из таких документов.
Полагая, что отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на спорный объект противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРН органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления данного закона в силу, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением ЕГРН и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Законом N 218-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данном Законом порядке.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные Законом N 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ), если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ.
Согласно письму ФГБУ "ФКП Росреестра" от 27.07.2017 N 10-1604-КЛ в случае, если разрешительная и (или) проектная документация, необходимая для подготовки технического плана, безвозвратно утрачена (отсутствует), изготовление технического плана здания возможно на основании декларации об объекте недвижимости при условии обоснования подготовки такого технического плана на основании декларации об объекте недвижимости в разделе "Заключение кадастрового инженера", а также подтверждения факта утраты такой документации с указанием информации о мерах, предпринятых для получения указанной документации; копии документов, подтверждающих данную информацию (справки, письма и т.п. уполномоченных органов и организаций (в том числе осуществляющих хранение соответствующей документации), в распоряжении которых может находиться указанная в части 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, пункте 20 Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, документация), необходимо включать в состав приложения технического плана.
Данная позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 11.07.2014 N Д23и-2432, письме ФГБУ "ФКП Росреестра" от 19.09.2014 N 10-3130-КЛ, письме Росреестра от 16.09.2015 N 14-09057/15.
В силу части 1 статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы (статья 71 Кодекса).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса имеющиеся в деле доказательства, доводы и пояснения сторон по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании и взаимной связи доказательств в их совокупности, принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, суды пришли к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суды установили, что газопровод входит в "Систему промысловых (межпромысловых) трубопроводов Ремонтно-эксплуатационного участка (РЭУ) Укрупненного нефтяного промысла (УНП) N 3", в состав опасного производственного объекта III класса (зарегистрирован в Северо-Кавказском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, регистрационный N A30-05453-0072 от 25.04.2021). Названный газопровод находится на балансе общества и эксплуатируется в производственной деятельности ООО "РН-Краснодарнефтегаз" на основании договора аренды от 01.02.2022 N 100022/00717Д/2160322/0113Д.
Суды установили, что технический учет спорного объекта ранее не производился; общество предприняло все разумные меры для поиска проектной и разрешительной документации на спорный объект, однако ввиду давности его возведения получило ответы об отсутствии запрашиваемых документов (факт отсутствия проектной и разрешительной документации на спорный объект подтверждается ответами на запросы, направленные обществом в органы, осуществляющие (осуществлявшие) государственный строительный надзор, учет объектов недвижимости, надзор за осуществлением строительной и иной деятельности на территории спорного объекта). Кадастровые работы выполнены специализированной организацией ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по договору от 26.05.2022 N 100022/02248Д. К поданному в управление заявлению общество приложило документы, содержащие в себе все необходимые сведения для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав на спорный объект.
При таких обстоятельствах основания для отказа обществу в осуществлении кадастрового учета и регистрации прав на спорный объект отсутствовали.
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (постановления Арбитражного суда Московского округа от 05.12.2022 по делу N А40-37320/2022, Арбитражного суда Уральского округа от 01.04.2019 по делу N А76-7490/2018, от 19.03.2019 по делу N А76-8081/2018), а также судебной практике с участием сторон (определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2023 N 308-ЭС22-26813, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.02.2024 по делу N А32-33642/2023, от 01.11.2023 по делу N А32-62475/2022, от 21.11.2022 по делу N А32-8251/2022, от 17.10.2023 по делу N А32-18096/2023, от 11.10.2023 по делу N А32-62353/2022, от 12.09.2023 по делу N А32-46869/2022, от 29.06.2023 по делу N А32-62476/2022, от 13.06.2023 по делу N А32-46872/2022, от 06.04.2023 по делу N А32-46883/2022, от 21.11.2022 по делу N А32-8251/2022).
Доводы жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку повторяют доводы апелляционной жалобы, по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы судов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.11.2023 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2024 по делу N А32-33804/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
И.И. Зотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 65 Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
...
Подобный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (постановления Арбитражного суда Московского округа от 05.12.2022 по делу N А40-37320/2022, Арбитражного суда Уральского округа от 01.04.2019 по делу N А76-7490/2018, от 19.03.2019 по делу N А76-8081/2018), а также судебной практике с участием сторон (определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2023 N 308-ЭС22-26813, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.02.2024 по делу N А32-33642/2023, от 01.11.2023 по делу N А32-62475/2022, от 21.11.2022 по делу N А32-8251/2022, от 17.10.2023 по делу N А32-18096/2023, от 11.10.2023 по делу N А32-62353/2022, от 12.09.2023 по делу N А32-46869/2022, от 29.06.2023 по делу N А32-62476/2022, от 13.06.2023 по делу N А32-46872/2022, от 06.04.2023 по делу N А32-46883/2022, от 21.11.2022 по делу N А32-8251/2022)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 марта 2024 г. N Ф08-1769/24 по делу N А32-33804/2023