23 декабря 2019 г. |
Дело N А83-10991/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 23 декабря 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Омельченко В.А.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
при участии: представителя Департамента городского хозяйства города Севастополя - Онищенко Евгения Юрьевича, доверенность от 09.01.2019 N 2;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю на решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 сентября 2019 года по делу N А83-10991/2018 (судья Чумаченко С.А.), принятое по заявлению Департамента городского хозяйства города Севастополя к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью ГУК "Севастополь", общества с ограниченной ответственностью "Фонд развития и управления жилищно-коммунального хозяйства", общества с ограниченной ответственностью УК "Гагаринского района -1", общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания", о признании недействительным решения и предписания,
установил:
Департамент городского хозяйства города Севастополя (далее - Департамент, ДИЗО, Заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - Крымское УФАС, антимонопольный орган), в котором просил: 1) признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 21.06.2018 N 8/3202с по делу N 08/0505-18 по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2016 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; 2) признать недействительным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 21.06.2018 N 8/3203с по делу N 08/0505-18 по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2016 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 26.09.2019, требования Департамента городского хозяйства города Севастополя, были удовлетворены; решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 21.06.2018 N 8/3202с по делу N 08/0505-18, было признано незаконным и отменено; предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 21.06.2018 N 8/3203с по делу N 08/0505-18, было признано незаконным и отменено.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.06.2019 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Департамента в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что Комиссия Крымского УФАС пришла к обоснованному выводу о том, что участникам конкурса, в частности Обществу, действительно не была предоставлена возможность сделать предложение, превышающее предложение другого участника.
Представитель Департамента городского хозяйства города Севастополя возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что положения конкурсной документации предметом проверки антимонопольного органа не являлись, выводом относительно незаконности положения конкурсной документации в оспоренном решении Крымского УФАС не содержится.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, ООО ГУК "Севастополь", ООО "Фонд развития и управления жилищно-коммунального хозяйства", ООО УК "Гагаринского района -1", ООО "Управляющая компания, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства были надлежаще извещены, в связи с чем, судебное разбирательство в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ, было проведено в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность решения от 26 сентября 2019 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Департаментом городского хозяйства города Севастополя был объявлен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в городе Севастополе, собственниками помещений в котором не выбран способ управления многоквартирным домом, извещение и конкурсная документация по которому размещена на официальном сайте http://torgi.gov.ru (извещение N 290318/11362240/02) состоящий из 5 лотов.
В связи с выбором способа управления собственниками помещений многоквартирного дома по ул. Флагманская, д. 1, входящего в объект конкурса по Лоту N 3, (решение Госжилнадзора Севастополя от 06.12.2018 N 2497/1), Департаментом городского хозяйства города Севастополя на официальном сайте 11.04.2018 было опубликовано уведомление об отказе от проведения конкурса в отношении данного дома (лот N 3) и внесения изменений в конкурсную документацию в части исключения этого дома из объекта конкурса (уведомление о внесении изменений в извещение о проведении 21 мая 2018 года открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами).
В соответствии с извещением N 290318/11362240/02 о проведении открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, конкурсной комиссией 15.05.2018 было проведено вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе (протокол N 29/1 от 15.05.2018 вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом).
Согласно протоколу N 29/1 от 15.05.2018, на момент вскрытия конвертов, с заявками на участие в конкурсе поступили заявки от следующих претендентов: по Лоту N 1: ООО УК "Гагаринского района-1" на 155 листах, ООО "УК" на 43 листах, ООО УК "Жилсервис-1" на 23 листах, ООО УК "Универсалсервис" на 45 листах, ООО "Жилкомсервис" на 38 листах, ООО УК "Остряково" на 53 листах, ООО "ФРУ ЖКХ" на 30 листах, ООО "МП ЖКХ" на 65 листах, ООО УК "Управдом" на 39 листах; по Лоту N 2: ООО УК "Гагаринского района-1" на 184 листах, ООО "УК" на 38 листах, ООО УК "Жилсервис-1" на 23 листах, ООО УК "Универсалсервис" на 44 листах, ООО "Жилкомсервис" на 38 листах, ООО УК "Остряково" на 53 листах, ООО "ФРУ ЖКХ" на 30 листах, ООО "МП ЖКХ" на 65 листах, ООО УК "Вектор К+" на 76 листах, ООО УК "Управдом" на 39 листах; по Лоту N 3: ООО УК "Гагаринского района-1" на 114 листах, ООО "УК" на 43 листах, ООО УК "Жилсервис-1" на 23 листах, ООО УК "Универсалсервис" на 44 листах, ООО "Жилкомсервис" на 38 листах, ООО "Стройэлектро" на 43 листах, ООО УК "Остряково" на 53 листах, ООО "ФРУ ЖКХ" на 30 листах, ООО "МП ЖКХ" 65 листах, ООО УК "Вектор К+" на 76 листах, ООО УК "Управдом" на 39 листах; по Лоту N 4: ООО УК "Гагаринского района-1" на 123 листах, ООО "УК" на 43 листах, ООО УК "Универсалсервис" на 44 листах, ООО "Жилкомсервис" на 38 листах, ООО "Стройэлектро" на 43 листах, ООО "ФРУ ЖКХ" на 30 листах, ООО "МП ЖКХ" на 65 листах, ООО УК "Управдом" на 39 листах; по Лоту N 5: ООО УК "Гагаринского района-1" на 101 листах, ООО "УК" на 43 листах,ООО УК "Жилсервис-1" на 23 листах, ООО УК "Универсалсервис" на 44листах, ООО "Жилкомсервис" на 38 листах, ООО "Стройэлектро"на 44 листах, ООО УК "Остряково" на 59 листах, ООО "ФРУ ЖКХ" на 30 листах, ООО "МП ЖКХ" на 65 листах, ООО УК "Вектор К+" на 76 листах, ООО УК "Управдом" на 39 листах.
В дальнейшем, решением конкурсной комиссии, оформленного протоколом N 29/2 от 17.05.2018 рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, были определены участники конкурса.
Решением Конкурсной комиссии, оформленного протоколом N 29/3 от 21.05.2018, победителем конкурса был признан участник конкурса: Лот N 1 - ООО УК "Гагаринского района-1" Лот N 2 - ООО УК "Гагаринского района-1" Лот N 3 - ООО "УК" Лот N 4 - ООО "УК" Лот N 5 - ООО УК "Гагаринского района-1" Победителем назван перечень дополнительных работ и услуг, указанных в конкурсной документации, согласно подпункту 4 пункта 41 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75: Лот N 1 - полив газонов, подрезка деревьев и кустарников, восстановление или замена отдельных элементов крылец, козырьков, отмостки, ремонт поручней, перил, чердачных люков, почтовых ящиков, ремонт малых форм детских площадок; Лот N 2 - полив газонов, подрезка деревьев и кустарников, восстановление или замена отдельных элементов крылец, козырьков, отмостки, ремонт поручней, перил, чердачных люков, почтовых ящиков, ремонт малых форм детских площадок; Лот N 3 - полив газонов, подрезка деревьев и кустарников, восстановление или замена отдельных элементов крылец, козырьков, отмостки, ремонт поручней, перил, чердачных люков, почтовых ящиков, ремонт малых форм детских площадок; Лот N 4 - полив газонов, подрезка деревьев и кустарников, восстановление или замена отдельных элементов крылец, козырьков, отмостки, ремонт поручней, перил, чердачных люков, почтовых ящиков, ремонт малых форм детских площадок; Лот N 5 - полив газонов, подрезка деревьев и кустарников, восстановление или замена отдельных элементов крылец, козырьков, отмостки, ремонт поручней, перил, чердачных люков, почтовых ящиков, ремонт малых форм детских площадок.
ООО "ФРУ ЖКХ" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю с жалобой на действия Департамента городского хозяйства города Севастополя при проведении конкурса.
21.06.2018 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю было вынесено Решение N 8/3202 с по делу N 08/0505-18 по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которым жалоба общества с ограниченной ответственностью "ФРУ ЖКХ" на действия Департамента городского хозяйства города Севастополя при проведении конкурса по отбору управляющей организации на право управления многоквартирными домами в городе Севастополе, извещение N 290318/11362240/02, была признана обоснованной, в действиях организатора торгов были установлены нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
21.06.2018 антимонопольным органом Департаменту городского хозяйства города Севастополя было выдано предписание, которым было предписано: отменить протокол N 29/2 от 17.05.2018 рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. Провести процедуры рассмотрения заявок с учетом пунктов 74 - 89 Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75) и решения по делу N 08/0505-18.
Не согласившись с вышеназванными решением и предписанием Крымского УФАС, Департамент обратился в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением, которое было удовлетворено судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
Согласно подпункту 4 пункта 41 Правил N 75 (в редакции на момент спорных отношений) конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, включает в себя перечень обязательных работ и услуг, устанавливаемый организатором конкурса в зависимости от уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, сформированный из числа работ и услуг, указанных в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, по форме согласно приложению N 2. При этом, организатор конкурса в соответствии с перечнем обязательных работ и услуг, самостоятельно определяет расчетную стоимость каждой из обязательных работ и услуг.
В случае если общая стоимость определенных участником конкурса дополнительных работ и услуг (при объединении в один лот нескольких объектов конкурса - суммированная стоимость по всем объектам конкурса, входящим в лот) превышает стоимость дополнительных работ и услуг, предлагаемую иными участниками конкурса, такой участник конкурса признается победителем конкурса (пункт 78 Правил N 75).
Из оспоренного решения Крымского УФАС России следует, что Комиссия Управления пришла к выводу о том, что участникам конкурса, в частности ООО "ФРУ ЖКХ", не была предоставлена возможность сделать предложение, превышающее предложение другого участника.
При этом, какие-либо обстоятельства, послужившие основанием для такого вывода, в оспариваемом решении не приведены.
В настоящем случае, в нарушение положений подпункта 4 (1) пункта 41 Правил N 75, конкурсной документации, Департамент указывал стоимость проведения дополнительных работ и услуг, превышающую расчетную стоимость, установленную организатором торгов.
При этом, положения конкурсной документации предметом проверки антимонопольного органа не являлись, выводов относительно незаконности положений конкурсной документации в оспариваемом решении Крымского УФАС России не содержится.
Соответственно, следует признать, что суд первой инстанции обоснованно установил отсутствие в действиях Департамента нарушений ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, и, соответственно, о законности оспариваемого решения антимонопольного органа.
Согласно положениям части 1 и 20 статьи 18.1, пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган по результатам рассмотрения жалобы вправе вынести предписание заказчику о совершении действий, направленных на устранение допущенных нарушений.
Кроме того, судом первой инстанции, учитывая признания недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 21.06.2018 N 8/3202с по делу N 08/0505-18, обоснованно было признано недействительным предписание.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 26 сентября 2019 года по делу N А83-10991/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-10991/2018
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДУ СЕВАСТОПОЛЮ
Третье лицо: ООО "УК Гагаринского района-1", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ", ООО "Фонд развития и управления жилищно-коммунального хозяйства", ООО ГУК "СЕВАСТОПОЛЬ"