г. Пермь |
|
23 декабря 2019 г. |
Дело N А60-48930/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Голубцова В.Г.
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу истца, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 11 октября 2019 года,
принятое судьей Ивановой С.О.,
в порядке упрощенного производства по делу N А60-48930/2019
по иску Государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области (ИНН 6661102940, ОГРН 1026605228154)
к обществу с ограниченной ответственностью "Единая служба заказчика" (ИНН 6671447398, ОГРН 1146671005876)
о взыскании 6 500 рублей 00 копеек,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области (далее - заявитель, пенсионный фонд, управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Единая служба заказчика" (далее - ответчик, страхователь) о взыскании 6500 руб. штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах за январь-декабрь 2018 года, январь 2019 года.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.10.2019 принятым в порядке упрощенного производства в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
В апелляционной жалобе приводит доводы о том, что представление страхователем после установленного срока сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 закона N 27-ФЗ, с типом формы "доп" в отношении застрахованных лиц, сведения о которых не отражены в форме СЗВ-М "исхд" за соответствующий отчетный период календарного года, не является исправлением ошибки (либо дополнением сведений), а свидетельствует о нарушении установленного законом срока представления страхователем сведений по форме СЗВ-М.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления ООО "ЕСЗ" сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - закон N 27 -ФЗ), за январь-декабрь 2018 года, январь 2019 года.
В результате проверки установлено, что сведения по форме СЗВ-М (тип "исхд") за указанный период были представлены ООО "Единая служба заказчика" своевременно.
01.03.2019 заинтересованным лицом за указанный период представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "дополняющая".
Такое представление, исходя из содержания заявления, поступившего в суд, было расценено Управлением как представление сведений за пределами установленного законом срока, что явилось основанием для составлений актов камеральной проверки N 075S18190008541 - 075S18190008549, 075S18190008551, 075S18190008553 - 075S18190008555 от 15.03.2019 и вынесению решений о привлечении учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 закона N7-ФЗ N 075S19190012496 - 075S19190012500, 075S19190012502 - 075S19190012504, 075S19190012506, 075S19190012507, 075S19190012509 - 075S19190012511 от 24.04.2019 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 6500 рублей 00 копеек.
Страхователю предложено добровольно уплатить сумму финансовых санкций (требование N 075S01190017396 - 075S01190017408 от 30.05.2019) в срок до 24.06.2019, однако до настоящего времени названное требование страхователем не исполнено.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции должнику выставлено требование N 075S01190017396 - 075S01190017408 от 30.05.2019 со сроком исполнения до 24.06.2019.
Поскольку должником добровольно требование не исполнено, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением суда от 05.08.2019 по делу N А60-43436/2019 в принятии заявления о выдаче судебного приказа судом отказано ввиду того, что данные требования бесспорными не являются, что послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Отказывая в удовлетворении требований фонда, суд первой инстанции исходил из того, что у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения общества к ответственности.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу статьи 6 федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - федеральный закон N 167-ФЗ) должник является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Правовые основы и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании, определены федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - федеральный закон N 27-ФЗ).
Согласно статье 1 федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - федеральный закон N 27-ФЗ) под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
На основании статьи 15 федерального закона N 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим законом.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Частью 3 статьи 17 закона N 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Как установлено судом и не оспаривается фондом, общество своевременно представило исходные формы СЗВ-М за январь-декабрь 2018 года, январь 2019 года. Позднее было выявлено, что в данные формы ошибочно не включено одно застрахованное лицо. Выявив ошибку, общество самостоятельно, до обнаружения ее фондом, направило в фонд дополняющие сведения по форме СЗВ-М на одно застрахованное лицо.
В соответствии с положениями статьи 15 закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Вступившая в силу с 19.02.2017 инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, предусмотрела освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (пункты 37, 39).
Так, согласно пункту 39 данной инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 17 закона N 27-ФЗ формы документов, которые используются при реализации полномочий в отношениях, регулируемых настоящей статьей, а также требования к их составлению устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Постановлением правления ПФР от 23.11.2016 N 1058п утверждены требования к составлению форм документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 закона N 27-ФЗ, согласно которым акт не составляется, в случае если страхователем самостоятельно выявлены ошибки в ранее представленных сведениях в отношении застрахованного лица, и уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице представлены в территориальный орган ПФР до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР.
В настоящем случае страхователь выявил и устранил допущенную ошибку самостоятельно, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, оставляя в силе постановление суда нижестоящей инстанции, которым суд признал незаконным привлечение страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 закона N 27-ФЗ по основанию того, что общество самостоятельно выявило ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, откорректировав ошибку путем представления дополнительных сведений за указанный период, отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности Управлением не подтверждена, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных Управлением требований является законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 октября 2019 года, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А60-48930/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-48930/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛЕНИНСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ЕДИНАЯ СЛУЖБА ЗАКАЗЧИКА"