г. Саратов |
|
26 января 2024 г. |
Дело N А06-11728/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Пузиной Е.В.,
судей Акимовой М.А., Землянниковой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Астраханглавснаб"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 октября 2023 года по делу N А06-11728/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мосты и дороги" (105118, г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 34, э/пом/ком 4/I/11, ОГРН 1107746816539, ИНН 7724762937)
к Государственному казенному учреждению Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" (414040, г. Астрахань, ул. Раскольникова, д. 10В, ОГРН 1193025002433, ИНН 3015115049)
о признании незаконным решения, выраженного в письме от 09 декабря 2022 года N 6198;
об обязании устранить допущенные нарушения путем аннулирования закупок N 08255000006210000100 на открытом конкурсе в электронной форме,
заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д. 12, ОГРН 1023403460596; ИНН 3444051210),
третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Астраханглавснаб" (414011, г. Астрахань, ул. Украинская, д. 3, лит. В3, ОГРН 1133015001734, ИНН 3015099911),
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мосты и дороги" (далее - истец, ООО "Мосты и дороги", общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Государственному казенному учреждению Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" (далее - ответчик, ГКУ АО "Астраханьавтодор", учреждение) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 09 декабря 2022 года N 6198; об обязании устранить допущенные нарушения путем аннулирования закупки N 08255000006210000100 на открытом конкурсе в электронной форме.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20 октября 2023 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал решение ГКУ АО "Астраханьавтодор", выраженное в письме от 09 декабря 2022 года N 6198, незаконным, а также обязал ответчика устранить допущенные нарушения путем аннулирования закупки N 08255000006210000100 на открытом конкурсе в электронной форме.
Общество с ограниченной ответственностью "Астраханглавснаб" (далее - третье лицо, ООО "Астраханглавснаб"), не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований ООО "Мосты и дороги" отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что на основании решения антимонопольного органа по жалобе ООО "Астраханглавснаб" отменены протоколы рассмотрения и оценки вторых частей заявок и протоколы проведения итогов конкурса, до настоящего времени победитель конкурса не определён. Предписанием Астраханского УФАС России от 25.10.2022, оставленным без изменения решением суда от 25.09.2023 по делу N А06-10153/2022, на государственного заказчика возложена обязанность по повторному рассмотрению вторых частей заявок, в связи с чем, обжалуемое решение суда об аннулировании закупки противоречит предписанию антимонопольного органа и решению суда по другому арбитражному делу. Истечение срока окончания работ по госконтракту до момента его заключения произошло вследствие виновных действий государственного заказчика, своевременно не исполнившего предписание антимонопольного органа, а не в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы. Аннулирование закупки не приведёт к восстановлению прав общества, поскольку заявитель теряет статус участника закупки, а совокупность прав и обязанностей, связанных с участием в закупке, прекращается. Права ООО "Мосты и дороги" не нарушены.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 13.08.2021 в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте Единой электронной торговой площадки www.roseltorg.ru (далее - АО "ЕЭТП") размещено извещение и документация о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0825500000621000100 на ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения Лиман- Железнодорожная ст.Зензили км 8+054 - км 21+570 протяженностью 13,516 км в Лиманском районе Астраханской области. Заказчиком является Государственное казенное учреждение Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор".
Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок от 07.09.2021 общество с ограниченной ответственностью "Мосты и Дороги" допущено к участию в открытом конкурсе в электронной форме и признано участником открытого конкурса в электронной форме, а в последующем - победителем закупки в соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме.
ООО "Астраханглавснаб" обратилось в УФАС по Астраханской области с жалобой на действия государственного заказчика ГКУ АО "Астраханьавтодор" при проведении закупки N 08255000006210000100.
Решением Астраханского УФАС России от 27.09.2021 по делу о нарушении законодательства о контрактной системе N 030/06/54.7-1241/2021 (закупка 0825500000621000100) по результатам рассмотрения жалобы ООО "Астраханглавснаб" признан факт нарушения конкурсной комиссией государственного заказчика ГКУ АО "Астраханьавтодор" части 4 статьи 54.7 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронных конкурсов на право заключить контракт на ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального значения.
На основании указанного решения государственному заказчику выдано предписание от 27.09.2021 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе N 030/06/54.7-1241/2021, во исполнение которого государственному заказчику надлежало отменить протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок, протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме; назначить новую дату и время рассмотрения и оценки вторых частей заказчику; осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18.04.2022, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2022 по делу N А06-10085/2021, в удовлетворении требований ГКУ АО "Астраханьавтодор" о признании незаконным решения Астраханского УФАС России по делу о нарушении законодательства о контрактной системе от 27.09.2021 N 030/06/54.7-1241/2021 (закупка 0825500000621000100) отказано. В удовлетворении требований о признании недействительным предписания УФАС по Астраханской области N 030/06/54.7-1236/2021 от 27.09.2021 г. отказано.
Предписание от 27.09.2021 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе N 030/06/54.7-1241/2021 не обжаловано и вступило в законную силу.
В связи с неисполнением заказчиком предписания от 27.09.2021 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе N 030/06/54.7-1241/2021 решением Астраханского УФАС России от 25.10.2022 по делу о нарушении законодательства о контрактной системе N 030/06/99-1184/2022 ГКУ АО "Астраханьавтодор" признано нарушившим п. 2 ч. 2 ст. 99 Закона о контрактной системе при исполнении указанного предписания по закупке с реестровым номером извещения 0825500000621000100 (т.1 л.д.57-61).
Астраханским УФАС России заказчику ГКУ АО "Астраханьавтодор" выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе от 25.10.2022 N 030/06/99-1184/2022.
В соответствии с предписанием об устранении нарушений законодательства о контрактной системе от 25.10.2022 N 030/06/99-1184/2022 необходимо:
1. Государственному заказчику назначить новую дату и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате и времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
2. Оператору электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в конкурсе, о новой дате времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
3. Заказчику, оператору электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ", конкурсной комиссии осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Астраханского УФАС России от 25.10.2022 N 030/06/99-1184/2022 и решения от 27.09.2021 N030/06/54.7-1241/2021.
4. Заказчику, оператору электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ", представить не позднее 18 ноября 2022 г. в Астраханское УФАС России подтверждение исполнения предписания от 25.10.2022 N 030/06/99-1184/2022 в письменном виде или по факсимильной связи (8512) 39-05-80, а также электронной почте to30@fas.gov.ru (т.1 л.д.55-56).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Астраханской области от 25.09.2023 по делу N А06-10153/2022 об оспаривании указанных решения и предписания от 25.10.2022 признан незаконным пункт 3 предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 25.10.2022 N 030/06/99-1184/2022 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судом по данному делу указано, что согласно пунктам проектов 3.1 контрактов по вышеуказанным закупкам сроки завершения работ по контракту - 30.09.2022. Таким образом, по состоянию на дату оспариваемых по делу решений и предписаний - 25.10.2022 предусмотренные сроки завершения работ по закупкам истекли, в связи с чем, невозможно осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по данным закупкам. Решение о невозможности осуществления дальнейшего проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) подлежало принятию при рассмотрении и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Антимонопольный орган, принимая пункты 3 оспариваемых по делу предписаний не учел существовавшие на дату вынесения оспариваемых предписаний обстоятельства, а именно предусмотренное истечение сроков работ по вышеуказанным закупкам, что исключает возможность исполнения пунктов 3 предписаний.
06 декабря 2022 года общество с ограниченной ответственностью "Мосты и дороги" обратилось к Государственному казенному учреждению Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" с заявлением об аннулировании закупки с реестровым номером N 0825500000621000100 и пересмотре его контрактной стоимости с учетом изменения ценообразующих факторов на рынке строительных ресурсов и услуг в период 2021, 2022 года с целью повторного формирования закупки и проведения процедуры открытого конкурса (т.1 л.д.8-9).
Письмом от 09 декабря 2022 года N 6198, направленным в адрес заявителя, Государственное казенное учреждение Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" указало об отсутствии у учреждения соответствующих оснований и властно-распорядительных полномочий для совершения указанных действий (т.1 л.д.10).
Посчитав отказ ГКУ АО "Астраханьавтодор", выраженный в письме от 09.12.2022 N 6198, незаконным, ООО "Мосты и Дороги" обратилось в суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из истечения срока выполнения работ по контракту и невозможности осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по данной закупке. Кроме того, суд учёл изменение ценообразующих факторов, поскольку цена государственного контракта с учетом повышения цен на рынке строительных ресурсов и материалов по сравнению с 2021 годом, когда была сформирована аукционная документации и объявлен конкурс, не соответствует существующим ценам на рынке строительных материалов и услуг, что, в случае определения победителя приведет к заключению убыточного контракта и невозможности его исполнения, а это, как следствие, негативно скажется на поставщике. Указанные обстоятельства не зависят от воли участников закупки и, как следствие, относятся к непредотвратимым.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу пункта 1 статьи 133, пункта 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактических правоотношений. Суд по своей инициативе определяет круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решает, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 N 8467/10).
Заявленные требования рассмотрены судом в порядке главы 24 АПК РФ, регулирующей порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Государственное казенное учреждение Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" не является государственным органом или органом местного самоуправления, по своей организационно-правовой форме это государственное казенное учреждение.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Заявленные требования подлежали рассмотрению по общим правилам искового производства.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1,2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Согласно части 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.
Статьей 36 Закона о защите конкуренции предусмотрена обязанность лиц, в отношении которых вынесено предписание, исполнить предписание в установленный антимонопольным органом срок.
На основании статьи 51 Закона о защите конкуренции предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний.
Из материалов дела следует, что 25.10.2022 антимонопольный орган выдал заказчику - ГКУ АО "Астраханьавтодор" предписание N 030/06/99-1184/2022, содержащее требование о необходимости назначить новую дату и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате и времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме; осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Астраханского УФАС России от 25.10.2022 N 030/06/99-1184/2022 и решения от 27.09.2021 N030/06/54.7-1241/2021.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Астраханской области от 25.09.2023 по делу N А06-10153/2022 признан незаконным пункт 3 предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 25.10.2022 N 030/06/99-1184/2022 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом суд исходил из того, что указанный пункт оспариваемого предписания, согласно которому Заказчику, оператору электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ", конкурсной комиссии необходимо осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом вышеуказанных решений Астраханского УФАС России от 25.10.2022 и решений от 27.09.2021 (на основании которых были выданы вышепоименованные предписания от 27.09.2021), является незаконным и нарушает права заявителя по делу, исходя из следующих обстоятельств.
Так, согласно пункту 3.1 контракта по вышеуказанной закупки сроки завершения работ по контракту - 30.09.2022. Таким образом, по состоянию на дату оспариваемого по делу предписания - 25.10.2022 предусмотренный срок завершения работ по закупкам истек, в связи с чем, невозможно осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по данным закупкам. Решение о невозможности осуществления дальнейшего проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) подлежало принятию при рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Между тем, антимонопольный орган, принимая пункт 3 оспариваемого предписания, не учел существовавшие на дату вынесения оспариваемого предписания обстоятельства, а именно предусмотренное истечение сроков работ по вышеуказанной закупке, что исключает возможность исполнения пункта 3 предписания N 030/06/99-1184/2022.
Таким образом, из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Астраханской области от 25.09.2023 по делу N А06-10153/2022 следует, что в связи с тем, что по состоянию на дату оспариваемого по делу предписания - 25.10.2022 предусмотренный срок завершения работ по закупкам истек, невозможно осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по данным закупкам.
Соответственно, заказчиком при рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме подлежит принятию решение о невозможности осуществления дальнейшего проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, предписание подлежит исполнению заказчиком в части назначения новой даты и времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, размещении на Официальном сайте информации о новой дате и времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Оператору электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в конкурсе, о новой дате времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с решением Арбитражного суда Астраханской области от 25.09.2023 по делу N А06-10153/2022 заказчику при рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме необходимо принять решение о невозможности осуществления дальнейшего проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с истечением сроков завершения работ по закупке.
Однако при наличии указанных требований предписания, ООО "Мосты и дороги" обращается к заказчику с заявлением об аннулировании закупки и пересмотре контрактной стоимости с учетом изменения ценообразующих факторов на рынке.
Письмом от 09 декабря 2022 года N 6198 Государственное казенное учреждение Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор" правомерно указало об отсутствии у учреждения соответствующих оснований и властно-распорядительных полномочий для совершения указанных действий (т.1 л.д.10).
Суд, признавая решение ГКУ АО "Астраханьавтодор", выраженное в письме от 09 декабря 2022 года N 6198, незаконным и обязав ответчика устранить допущенные нарушения путем аннулирования закупки N 08255000006210000100 на открытом конкурсе в электронной форме, фактически пришел к выводу о возможности неисполнения предписания антимонопольного органа от 25.10.2022 N 030/06/99-1184/2022, без учета выводов суда, изложенных в решении от 25.09.2023 по делу N А06-10153/2022.
Согласно ч.1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе отменить закупку с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей. По истечении сроков, предусмотренных настоящей статьей, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
Таким образом, отмена закупки является правом заказчика.
Право принятия решения о проведении закупки для государственных нужд, принятия решения об аннулировании закупки принадлежит исключительно государственному заказчику и реализация указанного права не может быть поставлена в зависимость исключительно от волеизъявления участника закупки.
Согласно ч.3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 от 24.03.2016 г. не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства.
Указанные судом в качестве обстоятельства непреодолимой силы истечение срока окончания работ по контракту, истечение которого не зависит от воли участников закупки, является необоснованным, поскольку данное обстоятельство находится в причинной связи с действиями государственного заказчика, не исполнившего своевременно требования предписания антимонопольного органа.
Указание ООО "Мосты и дороги" в письме заказчику на необходимость пересмотра контрактной стоимости закупки с учетом изменения ценообразующих факторов на рынке с целью повторного формирования закупки, не основано на нормах действующего законодательства и не обязывает заказчика провести новую закупку на иных условиях.
Кроме того, следует учесть, что аннулирование закупки не приведет к восстановлению прав ООО "Мосты и дороги", поскольку с момента аннулирования закупки Общество утрачивает статус ее участника, права и обязанности, связанные с участием в закупке, прекращаются.
При указанных обстоятельствах, заказчиком правомерно указано заявителю в письме от 09.12.2022 г. об отсутствии у учреждения соответствующих оснований и властно-распорядительных полномочий для аннулирования закупки.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Согласно статье 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований ООО "Мосты и дороги".
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы судебные расходы в сумме 1 500 руб., понесённые ООО "Астраханглавснаб" в связи с оплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, подлежат взысканию с ООО "Мосты и дороги".
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 октября 2022 года по делу N А06-11728/2022 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных ООО "Мосты и дороги" требований отказать.
Взыскать с ООО "Мосты и дороги" в пользу ООО "Астраханглавснаб" расходы по госпошлине за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-11728/2022
Истец: Общество с ограниченной отвесттвенностью "Мосты и дороги"
Ответчик: Государственное казенное учреждение Астраханской области "Управление автомобильными дорогами общего пользования "Астраханьавтодор"
Третье лицо: ООО "Астраханглавснаб", УФАС по Астраханской области