г. Саратов |
|
24 декабря 2019 г. |
Дело N А06-3276/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "24" декабря 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Борисовой Т.С., Никольского С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Нефтегазмонтаж" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 17 октября 2019 года по делу N А06-3276/2018 (судья Чижова С.Ю.)
по исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Коммунэнерго" (ОГРН 1023000828861, ИНН 3018010781)
к Закрытому акционерному обществу "Нефтегазмонтаж" (ИНН 3006001983, ОГРН 1023000847352)
о взыскании задолженности в сумме 134 700 руб. 81 коп. за поставленную тепловую энергию за период январь-февраль 2018 г.
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Сфера"
при участии в судебном заседании представителя закрытого акционерного общества "Нефтегазмонтаж" - генерального директора Авдецкого В.К.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие г. Астрахани "Коммунэнерго" (далее - истец, МУП "Коммунэнерго") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Нефтегазмонтаж" (далее по тексту -ответчик, ЗАО "Нефтегазмонтаж") о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию на отопление в период январь - февраль 2018 года в сумме 134 700,81 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 16.11.2018, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, истец обратился с кассационной жалобой, в которой просил их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18.07.2019 г. решение Арбитражного суда Астраханской области от 16.11.2018 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2019 по делу N А06-3276/2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, исследовать и оценить обстоятельства, имеющие значение для дела, а также представленные в дело доказательства, проверить, при необходимости расчет заявленных требований и, правильно применив нормы действующего законодательства, вынести законное и обоснованное решение по делу.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17.10.2019 г. с Закрытого акционерного общества "Нефтегазмонтаж" в пользу Муниципального унитарного предприятия г.Астрахани "Коммунэнерго" основной долг в сумме 131 703 руб. 98 коп. В остальной части иска отказано.
С Закрытого акционерного общества "Нефтегазмонтаж" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 4929 руб.
С Муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Коммунэнерго" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 112 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, закрытое акционерное общество "Нефтегазмонтаж" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции не учел, что обязанность снимать показания ОДПУ возложена на ресурсоснабжающую организацию, согласно п. 3.1 Постановления Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г., кроме того, не заключен договор истца с абонентом, как требует того ч. 17 ст. 12 ФЗ N 176 от 29.06.2015 г., так как предыдущий договор расторгнут сторонами в результате смены исполнителя.
Апелляционный суд, изучив материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, считает, что судебный акт не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между МУП г. Астрахани "Коммунэнерго", именуемым в дальнейшем "Энергоснабжающая организация", и ОАО "Нефтегазмонтаж", именуемым в дальнейшем "Абонент", 01.07.2008 года был заключен договор N 342 на потребление тепловой энергии в горячей воде.
В перечне регистрируемых объектов на балансе абонента указаны квартиры, расположенные в многоквартирном доме N 58 по ул. 3-я Керченская: NN 6,7,9,12,14,15,27,29,31,33,34,35,37,38,39,40,42,43,44,47,48.
В соответствии с соглашением от 02.11.2016 г. договор N 342 от 01.07.2008 года сторонами расторгнут.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности, ответчику принадлежат на праве собственности квартиры, расположенные в многоквартирном доме N 58 по ул. 3-я Керченская: NN 6,7,9,12,14,15,27,29,31,33,35,37,38,39,40,42,43,44,47,48.
В период январь-февраль 2018 года истец производил отпуск тепловой энергии на отопление в многоквартирный жилой дом N 58 по ул. 3-я Керченская в г. Астрахани.
Поскольку ответчиком на исполнены обязательства по оплате тепловой энергии, после направления претензии, истец обратился в суд с иском о взыскании задолженности в сумме 134 700 руб. 81 коп. за поставленную тепловую энергию на отопление в период январь-февраль 2018 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как указано судебной коллегией кассационной инстанции, согласно действующему законодательству, в рассматриваемом случае определяющее значение для установления лица, обязанного оплатить истцу (ресурсоснабжающей организации) поставленную в многоквартирные дома энергию, имеет правильное разрешение вопроса о том, кто являлся в спорный период исполнителем коммунальных услуг в отношении этих домов, так как именно исполнитель является лицом, предоставляющим коммунальные услуги собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах (потребителям) и лицом, обязанным производить расчеты с ресурсоснабжающей организацией за поставленные ею для этих целей коммунальные ресурсы. Статус исполнителя коммунальных услуг предполагает как наличие права требовать оплаты предоставленных коммунальных услуг от потребителей, так и наличие обязанности производить оплату поставленных коммунальных ресурсов ресурсоснабжающей организации.
В соответствии с пунктами 8, 9 и 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 этих Правил, в том числе управляющая организация, с которой заключен договор управления многоквартирным домом, товарищество собственников жилья или ресурсоснабжающая организация. При этом период времени, в течение которого соответствующее лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил.
Согласно пункту 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Из положений указанных норм следует, что по общему правилу с момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией, она становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Порядок заключения управляющей и ресурсоснабжающей организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов установлен Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
С 30.06.2015 вступил в действие Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", положения которого содержат исключения из общих правил порядка предоставления коммунальных услуг.
Частью 17 статьи 12 указанного закона предусмотрено, что договоры, заключенные до дня вступления в силу данного закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации (часть 18 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ).
В силу приведенных норм при принятии решения об изменении способа управления домом (выборе управляющей компании) собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение о сохранении ранее действовавшего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги.
В соответствии с протоколом N 1 общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома N 58 по ул. 3-я Керченская от 25.04.2008 г. выбрана непосредственная форма управления многоквартирным домом.
Согласно протоколу N 2 от 25.04.2008 г. выбрана обслуживающая организация по договору на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома- ООО "Сфера", а также утвержден перечень услуг и работ, условия их оказания и стоимость.
Как следует из протокола общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома N 58 по ул. 3-я Керченская от 05.05.2015 (т. 1, л.д. 153), собственниками выбрана форма управления - управляющая компания, а также принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг напрямую с ресурсоснабжеющей организацией.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Нефтегазмонтаж" является собственником жилых помещений - квартир, расположенных в многоквартирном доме N 58 по ул. 3-я Керченская в г. Астрахани.
Как правильно указал суд первой инстанции, учитывая, что собственниками многоквартирного дома принято решение о сохранении порядка оплаты коммунальных услуг напрямую с ресурсоснабжающими организациями, то МУП г. Астрахани "Коммунэнерго" и собственники помещений многоквартирных домов вступили в договорные отношения по поставке коммунального ресурса и ответчик, получая коммунальную услугу по отоплению, не может отказаться от ее оплаты.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(3) и 2(4) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Как следует из материалов дела, ООО "Сфера" не предоставляло сведения о потребленных коммунальных услугах по общедомовому прибору учету.
В письме N 8 от 28.01.2019 г. Общество ссылается на истечение срока поверки общедомового прибора учета, поскольку в перечень работ не включена стоимость услуг по проведению поверки и обслуживанию общедомового прибора учета, компания не вводила данный прибор учета в эксплуатацию.
Учитывая отсутствие сведений о показаниях прибора учета, расчет стоимости коммунальной услуги по отоплению произведен истцом исходя из норматива потребления коммунальной услуги на отопление - 0,02743 Гкал/кв.м., установленного Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 16.09.2016 г. N 41-п, площади жилых помещений- 1197, 7 кв.м., тарифа- 1707 руб. 24 коп., установленного Постановлением Службы по тарифам Астраханской области N 204 от 11.12.2015 г.
При этом, суд первой инстанции верно счёл необоснованным применение истцом в расчете нормативных потерь на основании Приказа министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.01.2014 г. N 99-р.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1); размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2); плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154).
В силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Поскольку ответчик является потребителем коммунальных услуг в жилых помещениях, то к правоотношениям сторон применимы Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, императивно предписывающие порядок расчета за потребленный коммунальный ресурс.
С учетом исключения расчета нормативных потерь, стоимость услуг по отоплению за январь- февраль 2018 г., составляет 131 703 руб. 98 коп.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу, об удовлетворении исковых требований в части взыскания стоимости коммунальных услуг в сумме 131 703 руб. 98 коп.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 17 октября 2019 года по делу N А06-3276/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В. Б. Шалкин |
Судьи |
Т. С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-3276/2018
Истец: МУП г.Астрахани "Коммунэнерго"
Ответчик: ЗАО "Нефтегазмонтаж"
Третье лицо: ООО "Сфера"
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-60100/20
19.03.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-58679/20
24.12.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-15590/19
17.10.2019 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-3276/18
18.07.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-47942/19
25.02.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-17617/18
16.11.2018 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-3276/18