г. Санкт-Петербург |
|
24 декабря 2019 г. |
Дело N А56-57458/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Протас Н.И., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым МС
при участии:
от истца (заявителя): Ордан АЮ, Снигищенко ЕФ
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32456/2019) Прокуратуры Невского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2019 по делу N А56-57458/2019, принятое
по заявлению Прокуратуры Невского района Санкт-Петербурга
к Фонду "Сертификации коммунальных машин"
о привлечении к административной ответственности
установил:
Прокурор Невского района Санкт-Петербурга (далее - прокурор, административный орган) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Фонду "Сертификации коммунальных машин" (далее - Фонд) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.47 КоАП РФ.
Решением суда от 26.09.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, прокурор обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что факт совершения правонарушения подтверждается материалами дела, оснований для отказа в удовлетворении заявления не имелось.
В судебном заседании представители прокуратуры поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Фонд извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направил, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд является органом сертификации (номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц N RA.RU.11MT15).
Прокуратурой проведена проверка соблюдения Фондом требований законодательства в сфере аккредитации, в ходе которой установлено, что в период с 20.11.17 по 31.07.18 Фондом проведены работы по сертификации продукции - тракторов колесных сельхозназначения (сертификационное дело N TC RU C-TR.MT15.B.00843), марка Кировец тип К-7 варианты К-730 стандарт 1 и стандарт 2, К-735 стандарт, К-735 премиум, К-739 стандарт, К-740 премиум, К-742 стандарт, К-742 премиум, К-743 премиум. При этом отсутствуют акты, подтверждающие факт проведения идентификации заявленной на сертификацию продукции, а также копии сообщений об официальном утверждении типа компонентов по правилам ЕЭК ООН.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для вынесения в отношении Фонда постановления N 07-05-2019/48 от 29.03.2019 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.47 КоАП РФ (ненадлежаще проведенная сертификация) и обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что прокуратурой не представлено доказательств нарушения Фондом действующего законодательства о техническом регулировании, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования о привлечении Фонда к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 14.47 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил выполнения работ по сертификации либо выдача сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно пункту 3 статьи 1 ТР ТС 032/2012 технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к тракторам, прицепам и их компонентам в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.
В силу пункта 1 статьи 3 ТР ТС 032/2012 тракторы, прицепы и компоненты выпускаются в обращение на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется, при условии, что они прошли подтверждение соответствия согласно статье 6 настоящего технического регламента Таможенного союза, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 ТР ТС 032/2012 сертификацию тракторов, прицепов или компонентов проводит аккредитованный орган по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), включенный в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза. Испытания в целях сертификации проводит аккредитованная испытательная лаборатория (центр), включенная в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Согласно пункту 2 статьи 6 ТР ТС 032/2012 тракторы, прицепы или компоненты подлежат подтверждению соответствия в форме сертификации (схемы 1с, 3с, 4с).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 ТР ТС 032/2012 сертификация тракторов, прицепов или компонентов, выпускаемых серийно, осуществляется по схеме 1с. Тракторы, прицепы или компоненты для сертификации представляет изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо).
Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 621 утверждено Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза (далее - Положение о порядке применения типовых схем), к которому отсылает пункт 5 Протокола о техническом регулировании и с которым гармонизировано содержание ТР ТС 032/2012 в части применяемых органами по сертификации схем подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Деятельность органов по сертификации выражается в обязанности документировать все этапы процедуры проведения сертификации таким образом, чтобы соответствующее документирование обеспечивало возможность соблюдения либо несоблюдения органом по сертификации установленных требований к процедуре подтверждения соответствия.
В комплект документов, предоставляемых заявителем органу по сертификации в подтверждение соответствия продукции требованиям ТР ТС 032/2012, включается техническая документация, к которой относятся технические условия, конструкторская, технологическая, эксплуатационная и ремонтная документация. При этом документированные результаты и оценивания их как необходимое действие, предусмотренное схемой 1с, должны использоваться органом по сертификации для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям ТР ТС 032/2012.
Прокуратура в своем заявлении и постановлении указала на отсутствие актов, подтверждающих факт проведения идентификации заявленной на сертификацию продукции, что является нарушением порядка проведения сертификации, установленный требованиями пункта 5.3.1 ТР ТС 031/2012.
Вместе с тем, данное утверждение прокуратуры необоснованно и не подтверждается материалами дела.
В соответствии с пунктами 5.3.1. и 5.3.2 ТР ТС 031/2012 орган по сертификации (Фонд "Сертификации коммунальных машин") осуществляет отбора образца (образцов); проводит идентификацию тракторов, прицепов или компонентов путем установления тождественности их характеристик признакам, установленным в статье 1 настоящего технического регламента Таможенного союза, положениям, установленным статьей 4 настоящего технического регламента таможенного союза, и документам, перечисленным в подпункте 5.1 пункта 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 5.1. ТР ТС 031/2012 изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо), импортер предоставляет органу по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) комплект документов на тракторы, прицепы или компоненты, подтверждающий соответствие тракторов, прицепов или компонентов требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза, который включает:
техническое описание трактора или прицепа. Техническое описание должно содержать всю необходимую информацию для оформления приложения к сертификату соответствия. Форма технических описаний приведена в приложении 2 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза. Техническое описание должно также включать перечень компонентов, имеющих сертификаты соответствия с указанием номеров этих сертификатов, сообщений, касающихся официального утверждения типа по Правилам ЕЭК ООН;
основные конструкторские документы, относящиеся к компоненту в целом (технические условия, техническое описание, чертежи общего вида, спецификация) (при сертификации компонентов);
эксплуатационные документы;
перечень характеристик или показателей трактора или прицепа из перечня требований безопасности, предъявляемых к тракторам и прицепам, указанных в таблицах 4.1 и 4.2 приложения 4 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза;
контракт (договор на поставку) или товаросопроводительную документацию (для партии тракторов, прицепов или компонентов (единичного изделия) (схемы 3с, 4с).
В качестве доказательных материалов могут представляться:
выданные аккредитованной испытательной лабораторией (центром) протоколы испытаний в отношении отдельных требований по таблицам 4.1 и 4.2 приложения 4 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза;
сообщения, касающиеся официального утверждения типа по Правилам ЕЭК ООН;
Таким образом, вышеприведенные положения не возлагают императивной обязанности на орган по сертификации составлять какие-либо акты, подтверждающие факт проведения идентификации. Законодатель оставил на усмотрение лица, проводящего идентификацию, определять способ идентификации товара в соответствии с пунктом 5.3.2 ТР ТС 031/2012.
В ходе проведения проверки Фонд предоставил документы, подтверждающие проведение сертификации в строгом соответствии с законодательными актами, в том числе и документы, подтверждающие факт проведения идентификации заявленной на сертификацию продукции. Указанными документами являются: "Акт отбора образцов" и "Приложение к сертификату соответствия", в котором подробно и детально прописаны все характеристики и признаки технического средства.
Прокуратура также утверждает, что нарушение выразилось в отсутствии в материалах сертификационного дела копии сертификатов соответствия и сообщений на компоненты по Правилам ЕЭК ООН.
Вместе с тем, Прокуратура не сослалась на конкретное положение Технического регламента, требующего обязательного приобщения сообщений к материалам сертификационного дела.
Ссылка на сообщение имеется в шестом абзаце пункта 5.1 Регламента, в котором указано, что в качестве доказательных материалов могут представляться сообщения, касающиеся официального утверждения типа по Правилам ЕЭК ООН.
Таким образом, такое сообщение не является обязательным документом, а может представляться на альтернативной основе. Представляемые в орган по сертификации сообщения по Правилам ЕЭК ООН в соответствии с пунктом 5.1 статьи 6 ТР ТС наряду с протоколами испытаний лишь признаются в качестве доказательных материалов, подтверждающих соответствие продукции требованиям ТР ТС 031/2012, и являются основанием для оформления сертификата соответствия в соответствии с процедурами, указанными в Статье 6.
Это утверждение подтверждено в абзацах 5 и 6 пункта 1 Статьи 6 "Подтверждение соответствия" ТР ТС 031/2012.
По смыслу приведенных норм такое сообщение на компоненты представляется, если изготовитель тракторов или прицепов является изготовителем компонентов, поставляемых только на собственное сборочное производство. Сертификационные испытания тракторов и прицепов проводятся только при наличии положительных результатов испытаний в соответствии с абзацем 5 пункта 1 настоящей статьи или сертификатов соответствия на компоненты, приведенные в приложении 1 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза.
В обоих абзацах в качестве документа, подтверждающего соответствие компонента, указываются протоколы испытаний (при изготовлении компонента изготовителем трактора или прицепа) и сертификаты соответствия.
В соответствии со сноской 1 приложения 1 ТР ТС 031/2012 при наличии сертификата соответствия на компонент, выданного аккредитованным органом по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, на основании сообщения, касающегося официального утверждения типа по Правилам ЕЭК ООН, подтверждение соответствия указанного компонента согласно статье 6 настоящего технического регламента Таможенного союза не проводится.
При проведении оценки соответствия заявленной продукции органом по сертификации Фонда рассматривались в качестве доказательных материалов представленные заявителем сертификаты соответствия на компоненты, выданные сторонними органами по сертификации и протоколы испытаний заявленной продукции.
Правила оформления сертификата соответствия, установленные в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. N 293 "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза и правилах их оформления" с изменениями (Решение N154 от 15 ноября 2016 г.), не содержат положений о том, что документы, являющиеся основанием для выдачи сертификатов соответствия и перечисленные в поле 11 сертификата, являются его неотъемлемой частью. В связи с этим сообщения по правилам ЕЭК ООН, в случае их использования при сертификации компонентов, в орган по сертификации Фонда не предоставлялись и при проведении сертификации продукции не использовались.
Таким образом, при наличии сертификата на компоненты по правилам ЕЭК ООН органом, осуществляющим сертификацию, не сертифицируется каждый компонент отдельно, а достаточно сертифицировать транспортное средство. Следовательно, для сертификации транспортного средства достаточно иметь сертификаты на компоненты, сообщения в этом случае не выдаются.
Учитывая изложенное, следует признать, что прокуратурой не доказано наличие в действиях Фонда состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.47 КоАП РФ, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления прокуратуры.
Также следует признать, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы истек срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, который в отношении нарушения законодательства о техническом регулировании составляет один год. Срок выдачи сертификатов - с 20.11.2017 по 31.07.2018.
Доводы прокуратуры о том, что в КоАП РФ внесены изменения, согласно которым срок давности за нарушение законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации составляет три года, основаны на неправильном применении и толковании норм права. Нарушение требований законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации влечет административную ответственность на основании статьи 14.60 КоАП РФ.
Объектом посягательств по статье 14.47 КоАП РФ выступают общественные отношения в области технического регулирования. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении правил выполнения работ по сертификации либо выдаче сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия не усматривает правовых и фактических оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 сентября 2019 года по делу N А56-57458/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Прокуратуры Невского района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-57458/2019
Истец: Арбитражный суд Вологодской области, Прокуратура Санкт-Петербурга
Ответчик: Фонд "Сертификации коммунальных машин"
Третье лицо: Прокуратура Невского района Санкт-Петербурга