г. Самара |
|
24 декабря 2019 г. |
Дело N А55-26252/2019 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 декабря 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2019 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
от Государственной жилищной инспекции Самарской области - до перерыва представитель Гидаева Елена Николаевна (доверенность от 19.11.2019), после перерыва представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Куйбышевский ПЖРТ" - до перерыва не явился, извещено, после перерыва представитель Калашникова Юлия Алексеевна (доверенность от 18.10.2019)
рассмотрев в открытом судебном заседании 11-18 декабря 2019 г. в помещении суда апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 октября 2019 года по делу N А55-26252/2019 (судья Мешкова О.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Куйбышевский ПЖРТ" (ОГРН 1156313044832, ИНН 6314040566), г. Самара
к Государственной жилищной инспекции Самарской области
об оспаривании постановления от 25.07.2019 N СКр-76426 назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Куйбышевский ПЖРТ" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Самарской области от 25.07.2019 N СКр-76426 и прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на неверную квалификацию действий общества и отсутствие состава вменённого административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 октября 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным и отменено полностью постановление Государственной жилищной инспекции Самарской области от 25.07.2019 N СКр-76426 о назначении административного наказания и привлечении общества с ограниченной ответственностью "Куйбышевский ПЖРТ" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе Государственная жилищная инспекция Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе ссылается на то, что заявитель при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами допустил нарушение лицензионных требований, определенных пунктом 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ и частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ - не разместил необходимую информацию в системе в электронном виде о дате окончания осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, а также не направил соответствующие сведения на бумажном носителе в Жилищную инспекцию и в связи с этим его действия были квалифицированы по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Общество с ограниченной ответственностью "Куйбышевский ПЖРТ" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 11.12.2019 г. до 18.12.2019 г.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, перерыве размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
После перерыва, в судебном заседании 18.12.2019 г. представитель Государственной жилищной инспекции Самарской области доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Куйбышевский ПЖРТ" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией Самарской области (далее - жилищная инспекция) в соответствие с распоряжением органа государственного жилищного надзора о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя N СКр-76426 от 06.06.2019 года проведена внеплановая документарная проверка сведений, подтверждающих размещение информации ООО "Куйбышевский ПЖРТ" в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения договора управления многоквартирным домом N29 по Пугачевскому тракту г.о. Самара в системе ГИС ЖКХ, а также направления их в орган государственного жилищного надзора (государственную жилищную инспекцию Самарской области).
В ходе проведения проверки в адрес заявителя направлен запрос от 06.06.2019 года о представлении необходимых сведений, подтверждающих размещение информации в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения договора управления многоквартирным домом N 29 по Пугачевскому тракту г.о. Самара в системе ГИС ЖКХ, а также направления их в орган государственного жилищного надзора (государственную жилищную инспекцию Самарской области).
Указанный запрос получен обществом (согласно почтовому извещению о вручении N 44309932490069) 10.06.2019 года.
Письмом исх.N 1064 от 20.06.2019 года ООО "Куйбышевский ПЖРТ" предоставил информацию, что многоквартирный дом N 29 по Пугачевскому тракту г.о.Самара (далее многоквартирный дом) находится в управлении заявителя в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01.01.2016 года, включен в реестр лицензий Самарской области. В адрес общества поступило уведомление о смене управляющей организации. В соответствии с пунктом 8.2.1. Договора, в одностороннем порядке договор расторгается в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления, о чем Управляющая организация должна быть уведомлена за два месяца до расторжения Договора с представлением ей копии протокола общего собрания, приложений к протоколу. В нарушение п. 8.2.1 Договора, собственниками не выполнены условия в части соблюдения срока уведомления (не менее чем за два месяца) о расторжении договора. Таким образом, по мнению общества, у него не наступила обязанность по внесению изменений в ГИС ЖКХ.
По результатам внеплановой проверки инспекцией составлен акт проверки N СКр-76426 от 24.06.2019, инспекция пришла к выводу о том, что обществом нарушены лицензионные требования, предусмотренные пунктом 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, - размещение информации, установленной частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ, а именно: в соответствии с пунктом 1.1.3 Раздела 10 (Информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом управление многоквартирным домом (в ред. Приказа Минкомсвязи России N550, Минстроя России N 1434/пр от 16.10.2017), в системе размещаются сведения о дате окончания осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом.
Инспекцией установлено, что обществом в нарушение законодательства в ГИС ЖКХ соответствующая информация о дате окончания осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом и расторжении договора управления МКД не внесена.
Усмотрев в бездействии общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Ко АП РФ (осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований) уполномоченным должностным лицом ГЖИ Самарской области был составлен в отношении ООО "Куйбышевский ПЖРТ" протокол об административном правонарушении N СКр-76426 от 11.07.2019 по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
О месте и времени составления протокола общество и его законный представитель были надлежащим образом извещены уведомлением (вызовом) от 24.06.2019, полученным обществом согласно почтовому уведомлению 28.06.2019.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении инспекцией вынесено оспариваемое в рамках настоящего дела постановление от 25.07.2019 N СКр-76426 о назначении ООО "Куйбышевский ПЖРТ" административного наказания, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Статьей 192 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Как видно из материалов дела, ООО "Куйбышевский ПЖРТ" имеет лицензию N 256 от 07.10.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - закон N 99-ФЗ) лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Из части 2 статьи 8 закона N 99-ФЗ следует, что лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлены лицензионные требования к лицензиату.
В силу п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", является:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
В соответствии с частью 6.1 статьи 193 ЖК РФ одним из лицензионных требований является соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ.
В силу части 10.1 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В силу части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 30.12.2014 N 504/934/пр сайт www.dom.gosuslugi.ru определен официальным сайтом в сети Интернет для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а перечень сведений, которые подлежат размещению лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, прямо предусмотрены разделом 10 приказа Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр.
В соответствии с пунктом 1.1.3 Раздела 10 (Информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом (в ред. Приказа Минкомсвязи России N550, Минстроя России N 1434/пр от 16.10.2017), в системе размещаются сведения о дате окончания осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом.
На основании части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся выбор способа управления многоквартирным домом (пункт 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ).
Пункт 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ предусматривает выбор способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Заключаемые в рамках отношений по управлению многоквартирными жилыми домами договоры регулируются нормами как жилищного, так и гражданского законодательства.
На основании части 1 статьи 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Договор управления многоквартирным домом от 01.01.2016 года по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг, и правоотношения сторон регулируются положениями главы 39 ГК РФ.
В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия и осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Положения статьи 782 ГК РФ по своей правовой природе являются императивными и не позволяют сторонам договора каким-либо образом изменять эту норму, включать в договор условия, ограничивающие или исключающие ее действия.
В силу части 8.2 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условия такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
На основании части 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 450.1 ГК РФ, предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 22.11.2011 N 7677/11, части 8.2 статьи 162 ЖК РФ позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Таким образом, анализ совокупности норм законодательства с учетом характера и субъектного состава участников правоотношений не свидетельствует о том, что, выбрав единожды способ управления домом и конкретную управляющую организацию, домовладельцы лишаются возможности изменить этот способ управления домом и управляющую организацию иначе как по суду и только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации (Постановление ФАС Московского округа от 23.01.2014 N Ф05-15862/2013 по делу N А41-16325/13, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.09.2012 по делу N А56- 47354/2011, Постановление ФАС Поволжского округа от 23.01.2014 по делу N А12-11913/2013).
После принятия решения об отказе от договора управления собственники в течение пяти дней обязаны направить соответствующее уведомление с приложением копии решения в прежнюю управляющую организацию и орган государственного жилищного надзора (пункт 18 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 года N 416). Уведомление об отказе от договора будет считаться доставленным в адрес прежней управляющей организацией как в случае непосредственного получения ею такого уведомления, так и в случае, если он фактически не было получено по причинам, зависящим от адресата (прежней управляющей организации) - пункт 63, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года N 25. В свою очередь, в соответствии с пунктом 2 статьи 198 ЖК РФ управляющая организация, с которой прекращены договорные отношения, в течение пяти рабочих дней обязана разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В соответствии с 14 вопросом повестки дня, указанного в протоколе внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 23.04.2019 года, собственники помещений в многоквартирном доме наделили председателя общего собрания Куликову Г.П. по направлению в ООО "Куйбышевский ПЖРТ" уведомления о расторжении договора управления многоквартирным домом, а также уведомления, содержащее сведения о решениях, принятых общим собранием, и требование о передаче технической и иной документации и оборудования, связанных с управлением многоквартирным домом.
Данным уполномоченным лицом в адрес ООО "Куйбышевский ПЖРТ" 24.05.2019 года направлено заказное письмо (РПО 44304128012490) о досрочном расторжении договора управления многоквартирным домом, о размещении соответствующей информации в системе ГИС ЖКХ, о направлении информации в орган государственного жилищного надзора (государственную жилищную инспекцию Самарской области), а также передать техническую и иную документацию во вновь избранную управляющую организацию с приложением копии протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 23.04.2019 года.
В соответствии с Отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 44304128012490 указанное письмо получено адресатом 27.05.2019 года в 10:01 ч.
Истец надлежащим образом был извещен о смене управляющей организации в соответствии с действующим законодательством (о чем также изложено в письме Истца исх.N 1064 от 20.06.2019 года) и в связи с чем для него наступила обязанность по внесению изменений в ГИС ЖКХ о расторжении договора управления многоквартирным домом.
Между тем, суд первой инстанции верно отметил, что вывод жилищной инспекции о том, что размещение информации должно было быть осуществлено до 01.06.2019 года, является ошибочным, основанным на неправильном исчислении сроков.
В силу п. 2 ст. 198 ЖК РФ сведения в системе о расторжении указанного договора на управление МКД подлежит размещению управляющей компанией в течение пяти рабочих дней со дня расторжения указанного договора.
Поскольку извещение о смене управляющей организации в соответствии с действующим законодательством общество получило по почте 27.05.2019 года, то 5 рабочих дней для размещения в ГИС ЖКХ сведений о расторжения договора на управление МКД истекли 03.06.2019.
Однако обществом обязанность по размещению информации, установленной частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ, не была исполнена, следовательно, ООО "Куйбышевский ПЖРТ" были нарушены лицензионные требования, пункта 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, предусматривающие обязанность управляющей компании - лицензиата, размещать информацию, установленную частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ.
Между тем, суд первой инстанции верно отметил, что установив данные обстоятельства, инспекция неправильно квалифицировала допущенное обществом нарушение и необоснованно привлекла ООО "Куйбышевский ПЖРТ" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250000 руб.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Суд первой пришел к правильному выводу о неверной квалификации инспекцией действий лица, привлекаемого к ответственности, в соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, поскольку указанной нормой предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Следовательно, по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ подлежат квалификации любые нарушения осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением тех случаев, которые предусмотрены статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Статьей 13.19.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неразмещение информации, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В частности, ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, иными организациями, которые обязаны в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Данное нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Частью 1 той же статьи предусмотрена ответственность администраторов общего собрания, а ч. 3 ст. 13.19.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
Таким образом, законодателем предусмотрена специальная норма об ответственности лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, с нарушением лицензионный требований, предусмотренных пунктом 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, выразившихся в неразмещении информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации, предусмотренной частью 10.1 статьи 161 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции верно отметил, что квалификация описанных выше действий (бездействия) управляющей компании - ООО "Куйбышевский ПЖРТ", по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ не является верной, поскольку имеется специальная норма ответственности за вмененное ему правонарушение - ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ.
Кроме того, положениями ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ установлена ответственность за данное нарушение не в отношении юридического лица, а только в отношении должностных лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами лиц.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что вменяемое ООО "Куйбышевский ПЖРТ" деяние в качестве нарушения, не может быть квалифицировано по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, поскольку отсутствует событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене. При этом материалы дела об административном правонарушении направляются административному органу, постановление которого было признано незаконным и отменено.
Таким образом, при рассмотрении арбитражным судом заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении юридического лица к административной ответственности суд не вправе изменить квалификацию административного правонарушения.
Вышеуказанный вывод соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлениях от 15.06.2015 N 302-АД15-5450 и от 03.08.2015 N 309-АД15-8265.
Доводы Государственной жилищной инспекции Самарской области о том, что согласно разделу 10 Приказа Минкомсвязи России и Минстроя России от 29.02.2016 года N 74/114 пр определено, что в соответствие с п. 1.1.3 Раздела 10 в системе размещаются сведения о дате окончания осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание, поскольку данная норма не относится к размещению информации в течение пяти рабочих дней, со дня уведомления управляющей организации о заключении или расторжении договора управления МКД.
Сведения о дате окончания осуществления деятельности по управлению МКД вносятся в ГИС ЖКХ в раздел информации о договоре управления в начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом. Данный раздел ГИС ЖКХ содержит следующие сведения:
- номер МКД;
- дату заключения договора управления;
- дату вступления договора управления МКД в силу;
- планируемую дату окончания действия договора управления;
- срок действия договора управления.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований и обоснованно признал Постановление ГЖИ Самарской области от 25.07.2019 N СКр-76426 незаконным.
Доводы апелляционной жалобы сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта. Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 октября 2019 года по делу N А55-26252/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26252/2019
Истец: ООО "Куйбышевский ПЖРТ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Самарской области