24 декабря 2019 г. |
Дело N А83-16809/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Карева А.Ю.,
Омельченко В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
с участием в судебном заседании:
представителя Гаражного потребительского кооператива "Фаэтон" - Белкина М.А.;
представителя Администрации города Симферополя Республики Крым - Чиковой А.В.;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 октября 2019 года по делу N А83-16809/2018
по заявлению Гаражного потребительского кооператива "Фаэтон" (295022, г. Симферополь, ул. Кечкеметская, д. 186, кв. 88)
к Администрации города Симферополя Республики Крым (295000, г. Симферополь, ул. Горького, д. 15),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым (295000, г. Симферополь, ул. Толстого, д. 15)
о признании недействительным постановления,
установил:
24.10.2018 Гаражный потребительский кооператив "Фаэтон" (вновь созданное 18.07.2018 юридическое лицо, ОГРН 1189112031789 - л.д. 26-29 т. 1, далее - ГПК "Фаэтон" или заявитель) нарочно подал в Арбитражный суд Республики Крым заявление о признании недействительным постановления Администрации города Симферополя (ОГРН 1149102098749 - л.д. 30-34 т. 1, далее - Администрация) N 1530 от 11.04.2018 "О демонтаже (сносе) нестационарных объектов, размещенных по адресу: ул. Бела Куна, 2А, г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация" (л.д. 7-9, 29 т. 1).
Требования обоснованы тем, что ГПК "Фаэтон" в законодательно установленный срок обратилось за оформлением прав на земельный участок для размещения металлических гаражей; ранее земельные участки для размещения металлических гаражей были предоставлены гражданам, ныне членам ГПК "Фаэтон".
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, признано недействительным оспоренное постановление Администрации, с Администрации в пользу заявителя взысканы понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 3.000 руб. (л.д. 121-127 т. 2).
Судебный акт мотивирован тем, что заявитель вправе оформить право на земельный участок, на котором размещены металлические гаражи членов этого кооператива, с этой целью ГПК "Фаэтон" подал заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка; снос металлических гаражей возможен только в судебном порядке.
Администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права и процессуального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела (л.д. 142-147 т. 2).
В апелляционной жалобе указано на то, что заявитель является вновь созданным 18.07.2018 юридическим лицом, у которого ранее не возникло права пользования земельным участком, подлежащее оформлению (переоформлению) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; в связи с подачей ГПК "Фаэтон" заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка оспариваемое постановление о демонтаже гаражей приостановлено до рассмотрения этого заявления.
Отзывов на апелляционную жалобу не поступило. От ГПК "Фаэтон" поступили письменные пояснения (л.д. 163-167 т. 2).
В судебном заседании представитель Администрации просил отменить решение суда по основаниям, приведенным в апелляционной жалобе и пояснил, что в удовлетворении заявления ГПК "Фаэтон" о предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано.
Представитель ГПК "Фаэтон" возражал против отмены решения суда, так как с 1990 гг. граждане - члены ранее существовавшего ГПК "Фаэтон" и вновь созданного ГПК "Фаэтон", на основании заключенных договоров пользуются земельными участками для размещения металлических гаражей; в связи с чем, ГПК "Фаэтон" вправе получить земельный участок для размещения гаражей в аренду без торгов.
Представитель Муниципального казенного учреждение Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым (ОГРН 1149102111960) в судебное заседание не явился.
О времени и месте судебного заседания извещен определением от 03.12.2019, копию которого получил 05.12.2019, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 138-140 т. 2).
04.12.2019 информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 141 т. 2).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившегося участника.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее суд апелляционной инстанции) установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
11.04.2018 Администрацией г. Симферополя вынесено постановление N 1530 "О демонтаже (сносе) нестационарных объектов, размещенных по адресу: ул. Бела Куна, 2А, г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация", согласно резолютивной части которого решено по истечении одного месяца со дня публикации этого постановления в газете "Южная столица Крыма" произвести демонтаж (снос) размещенных без правовых оснований 47 нестационарных объектов (металлических гаражей) (пункты 1 и 3); иными пунктами резолютивной части этого постановления разрешены вопросы публикации, исполнения и контроля за исполнением этого постановления (л.д. 56-57, 134-135 т. 1).
Данное постановление принято после проведенных должностным лицом Департамента административно-технического контроля Администрации 16.01.2018 обследований нестационарных объектов - металлических гаражей, и размещения 27.11.2017 на этих гаражах уведомлений с предложением добровольного демонтажа, о чем составлены акты с фотофиксацией. Примером является представленный акт N 484 от 16.01.2018 с фотофиксацией (л.д. 136-138 т. 1).
Повторно на металлических гаражах размещено уведомление об их демонтаже в период с 01 по 03 ноября 2019 года (л.д. 71-72 т.1), для осуществления демонтажа Администрацией 25.09.2018 с ООО "Трейд" заключен муниципальный контракт (л.д. 56-70 т.1).
22.11.2018 в связи с поступившим протестом прокурора города Симферополя Погудина Д.М. N 17-2018 от 01.11.2018 (л.д. 115-117 т. 1) Администрацией принято постановление о приостановлении названного выше постановления о демонтаже металлических гаражей, о чем прокурору дан ответ (л.д. 132 т. 1).
В соответствии с пунктом 19 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Местная администрация, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, входит в структуру органов местного самоуправления и обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, что предусмотрено частью 1 статьи 34 Закона N 131-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 и пунктом 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 02.08.2019, далее - ЗК РФ) установлено, что случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит защите путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
С целью обеспечения благоустройства территории муниципального образования и недопущения неправомерного использования земельных участков муниципальной собственности Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 N 465 (ред. от 23.05.2017) утвержден Порядок демонтажа (сноса) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов на территории муниципальных образований Республики Крым (далее - Порядок N 465), согласно подпункта "г" пункта 1.2 которого под неправомерно размещенными нестационарными объектами понимаются нестационарные объекты, размещенные (установленные) в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на земельный участок, а также на землях, не отведенных для этих целей в установленном порядке.
Освобождению от неправомерно размещенных нестационарных объектов подлежат земельные участки, занятые (в том числе) металлическими гаражами, о чем указано в пункте 1.5 Порядка N 465.
Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Порядка N 465 Уполномоченный орган при проведении мониторинга соответствия размещенных нестационарных объектов утвержденной схеме размещения нестационарных торговых объектов и схеме размещения нестационарных объектов по оказанию бытовых услуг, реализации полномочий в сфере благоустройства территории муниципального образования, а также на основании информации, поступившей от федеральных органов, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, в том числе органов и структурных подразделений муниципального образования, физических и юридических лиц, выявляет неправомерно размещенные нестационарное объекты, что оформляется актом обследования по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
Пунктами 3.1, 3.2, 3.5 Порядка N 465 установлено, что названный акт направляется в Комиссию, которая рассматривает поступившие документы и выносит заключение, в том числе вправе вынести заключение с выводом о наличии предусмотренных действующим законодательством оснований для демонтажа (сноса) нестационарного объекта; в таком случае Уполномоченный орган готовит проект постановления муниципального образования о демонтаже (сносе) нестационарного объекта, которое должно содержать сведения о нестационарном объекте, подлежащем демонтажу (сносу), о месте его размещения, основания и срок демонтажа.
В соответствии с пунктом 3.7 Порядка N 465, в случае если владелец нестационарного объекта не установлен, Уполномоченный орган в течение семи дней со дня принятия постановления о демонтаже (сносе) также:
- обеспечивает опубликование в официальном печатном издании муниципального образования, используемом для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, сообщения о планируемом демонтаже (сносе) неправомерно размещенного объекта;
- обеспечивает размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором неправомерно размещен нестационарный объект, либо непосредственно на самом объекте сообщения о планируемом демонтаже (сносе) объекта.
Пунктом 3.8 Порядка N 465 установлена обязанность владельца нестационарного объекта в течение семи рабочих дней с даты его извещения о предстоящем демонтаже (сносе) самостоятельно произвести демонтаж (снос) нестационарного объекта и привести место его размещения в первоначальное состояние.
Пунктами 2-4 Постановления Администрации г. Симферополя от 23.01.2015 N 25 (ред. от 15.03.2017) "О вопросах освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства" утвержден состав комиссии по демонтажу и (или) перемещению незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (приложение 2), и Положение об этой комиссии (приложение 3), МКУ Департамент городского хозяйства администрации города Симферополя уполномочен на выявление и подготовку соответствующих материалов для передачи их в комиссию по вопросам освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся нестационарными торговыми объектами, а также на организацию мероприятий по демонтажу таких объектов.
Пунктами 4, 9, 10, 12.2, 13, 14, 14.1 и 19 Положения о взаимодействии Администрации города Симферополя Республики Крым с исполнительными органами государственной власти Республики Крым по вопросам освобождения земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, или земельных участков, собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержденного тем же Постановлением Администрации г. Симферополя от 23.01.2015 N 25 (ред. от 15.03.2017), установлен аналогичный порядок выявления незаконно размещенных нестационарных объектов и принятия решения о демонтаже таких объектов (в том числе металлических гаражей), что и Порядком N 465.
Из установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств следует, что оспариваемое постановление Администрации было вынесено в пределах предоставленных законодательством полномочий и с соблюдением установленной процедуры, в том числе относительно уведомления о принятом постановлении в случае, когда владелец такого нестационарного объекта не установлен.
Ошибочными являются доводы ГПК "Фаэтон" о нарушении оспариваемым постановлением его прав и охраняемых законов интересов исходя из следующего.
Оспариваемое постановление Администрацией принято 18.04.2018 и не в отношении заявителя, так как на момент принятия этого постановления ГПК "Фаэтон" не обладало правоспособностью (возможностью иметь права и нести обязанности), так как сведения о нем как о вновь созданном юридическом лице в ЕГРЮЛ РФ внесены 18.07.2018, то есть спустя три месяца после принятия оспариваемого постановления.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности; правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Ранее созданное 03.02.2006 по законодательству Украины и приведшее свои уставные документы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации с внесением сведений в ЕГРЮЛ РФ юридическое лицо с таким же наименованием - ГПК "Фаэтон" (ИНН Украины 34058231, ОГРН РФ 1159102059247), прекратило свою деятельность 23.12.2016 в связи с исключением из ЕГРЮЛ РФ как недействующего юридического лица.
Такие обстоятельства участники не оспаривают и это подтверждается регистрационными и уставными документами названного юридического лица, сведениями ЕГРЮЛ РФ (л.д. 10-35 т.2).
В соответствии с частью 1 статьи 22.3 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 (ред. от 15.08.2019) "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (принят Государственным Советом Республики Крым 24.12.2014, далее Закон N 66-ЗРК/2015) земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, с видом разрешенного использования, предусматривающим возможность размещения гаражей для хранения автотранспорта граждан, в границах которого расположены гаражи, возведенные членами гаражного кооператива до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предоставляется такому гаражному кооперативу в аренду без проведения торгов.
Заявление о предоставлении земельного участка или о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка должно быть подано не позднее 1 января 2020 года, что предусмотрено частью 3 статьи 22.3 Закона N 66-ЗРК/2015.
Согласно пункта 2 части 6 статьи 22.3 Закона N 66-ЗРК/2015 дополнительным основанием для отказа в предоставлении гаражному кооперативу земельного участка является несоответствие гаражного кооператива и испрашиваемого земельного участка условиям, указанным в пункте 7 части 1 статьи 22.1 настоящего Закона.
В пункте 7 части 1 статьи 22.1 Закона N 66-ЗРК/2015 указано, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в дополнение к случаям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гаражному кооперативу в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 22.3 настоящего Закона, если земельный участок имеет вид разрешенного использования, предусматривающий возможность размещения гаражей для хранения автотранспорта граждан, и на земельном участке расположены гаражи, возведенные членами соответствующего гаражного кооператива до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ.
Как установлено, заявитель не является гаражным кооперативом, существовавшим до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ.
Представленные договоры о временном пользовании земельными участками свидетельствуют о том, что отдельным гражданам (не членам ГСК "Фаэтон" с ИНН Украины 34058231) было дано право на кратковременную аренду земельных участков под гаражи (л.д. 66-68 т. 2).
В удовлетворении поданных ГПК "Фаэтон" заявлений о предварительном согласовании и об утверждении схемы расположения земельного участка отказано (л.д. 40-41 т.1, 61-62, 89, 105, 115 т. 2).
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято с нарушением норм материального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела; решение подлежит отмене; в удовлетворении заявленных требований следует отказать, так как оспариваемым постановлением права заявителя не нарушены.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3 и 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 октября 2019 года по делу N А83-16809/2018 отменить.
В удовлетворении заявленных Гаражным потребительским кооперативом "Фаэтон" требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Республики Крым.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-16809/2018
Истец: ГАРАЖНЫЙ "ФАЭТОН"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2020 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1364/20
24.12.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-4201/19
24.10.2019 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-16809/18
15.11.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-16809/18