г. Саратов |
|
24 декабря 2019 г. |
Дело N А57-96/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 23.12.2019 года.
Полный текст постановления изготовлен - 24.12.2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Покровская птицефабрика"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 сентября 2019 года по делу N А57-96/2019 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Покровская птицефабрика" (ОГРН1116449004176, ИНН 6449061433, 413135, Саратовская область, Энгельсский район, поселок Лощинный)
заинтересованные лица:
Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН: 1023403462488, ИНН: 3444046034, 400074, г. Волгоград, ул. им Огарева, д. 15),
Общество с ограниченной ответственностью "Волжская газораспределительная компания" (ОГРН1086449000505, ИНН 6449047100, 413142, Саратовская область, Энгельсский район, поселок Имени Карла Маркса, ул. Советская, д. 17),
Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области (ОГРН: 1136449004988, ИНН: 6449071505, 413151, Саратовская область, Энгельсский район, поселок Пробуждение, квартал Жилой АТХ, 59),
Комитет по управлению имуществом Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (ОГРН: 1026401980868, ИНН: 6449002580, 413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Коммунистическая, д. 55)
о признании незаконным предписания от 08.10.2018 года N П-3935.
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Покровская птицефабрика" - Парамонова К.А., доверенность от 12.01.2015 (срок доверенности 5 лет);
иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Покровская птицефабрика" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным предписания Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление Ростехнадзора) от 08.10.2018 года N П-3935.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11 сентября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Покровская птицефабрика" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 15.11.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, ООО "Покровская птицефабрика" поставило на государственный учет в Государственном реестре опасных производственных объектов объект - "Сеть газопотребления ООО "Покровская птицефабрика", регистрационный номер А51-06362-0001, о чем выдано свидетельство о регистрации N А51-06362 от 18.10.2012 (т. 2 л.д. 19).
В отношении данного объекта заведена Карта учета объекта с местом расположения объекта: пос. Лощинный Энгельсского района Саратовской области, указана эксплуатирующая ОПО организация - ООО "Покровская птицефабрика", определены признаки опасности объекта и их численное обозначение, в том числе: использование газового оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа.
В целях постановки на учет и регистрации в качестве ОПО ООО "Покровская птицефабрика" в орган регистрации (территориальное управление Ростехнадзора) представлены сведения, характеризующие опасный производственный объект, в числе которых указаны: надземный газопровод высокого давления протяженностью 1625,0 м., год ввода в эксплуатацию 1976, подземный газопровод низкого давления, оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа, а также ГРПШ-13 1НУ1% заводской номер 78453, год ввода в эксплуатацию 2009 г. указаны признаки опасности 2.1.
ООО "Покровская птицефабрика" обратилась в территориальное Управление Ростехнадзора с заявлением о предоставлении лицензии от 13.08.2018 исх. N 569 (т. 1 л.д. 73-74).
Названное заявление явилось основанием для проведения в отношении соискателя лицензии (ООО "Покровская птицефабрика") внеплановой, выездной проверки.
В соответствии с распоряжением заместителя руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора О.В. Игнатьева N 3935-РП/СО от 27.09.2018 (т. 1 л.д. 76-85) Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора в период с 01.10.2018 по 08.10.2018 была проведена внеплановая выездная проверка ООО "Покровская птицефабрика", задачей которой являлась проверка возможности соискателем лицензии (Обществом) выполнять лицензионные требования в соответствии с п. 4 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, и III классов опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.06.2013 N 492.
В результате проверки были выявлены нарушения требований Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, и III классов опасности, а также нарушение требований промышленной безопасности.
Выявленные нарушения отражены в Акте проверки N А-3935 от 08.10.2018 (т. 1 л.д. 28-47).
По результатам проверки ООО "Покровская птицефабрика" было выдано Предписание N П-3935 от 08.10.2018 (т. 1 л.д. 48-55) об устранении выявленных нарушений, согласно которому у ООО "Покровская птицефабрика" выявлены и подлежат устранению следующие нарушения требований промышленной безопасности:
1. Не аттестован ответственный по промышленной безопасности Б.8.21 эксплуатация котлов, чем нарушен п. 4 п.п. "л" Положения о лицензировании эксплуатации взывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, и III класса опасности, утв. постановлением Правительства РФ N 492 от 10.06.2013;
2. В положении о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах не указан состав ОПО, присутствуют ссылки на недействующие нормативно-технические документы (РД-04-355-00, ПБ-12-529-03), заверенная копия не представлена в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора, дано неверное понятие "инцидент", не указана должность работника ответственного за осуществление производственного контроля, что является нарушением п. 4 п.п. "е" Положения N 492, ч. 1 ст. 9, ст. 12 Федерального закона N 116-ФЗ, п. 4 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2013 г. N 542, п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.1999 N 263;
3. Отсутствуют документы, подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности сооружений - внутренние газопроводы проложенные в зданиях (административное, котельная, птичники, столовая), а также технических устройств (газогорелочных устройств котлов, воздухонагревателей), планируемых для применения на объектах, что является нарушением п. 4 п.п. "а" Положения о лицензировании эксплуатации N 492, ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона N 116-ФЗ;
4. Отсутствуют документы, подтверждающие ввод объектов в эксплуатацию, или положительные заключения экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, а также на здания и сооружения на объектах (далее - положительное заключение экспертизы промышленной безопасности) в соответствии со статьями 6, 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", что является нарушением п. 4 п.п. "б" Положения N 492, ч. 1, 2 ст. 9, ст. 7, 13 Федерального закона N 116-ФЗ, п. 9 Приказа N 542;
Отсутствуют документы, подтверждающие ввод объектов в эксплуатацию, или положительные заключения экспертизы промышленной безопасности на технические устройства (газогорелочное устройство котла E-I, 0-9 Г-З(Э), планируемые для применения на объектах, а также на здания (здания птичника N N 1, 2, 3, 6, 7, 17. 19, здания курятника NN 21, 25, 29, 37) и сооружения (внутренние газопроводы птичников, котельной, административного здания, столовой) на объектах в соответствии со статьями 6, 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
5. Отсутствуют документы, подтверждающие соответствие технических устройств (воздухонагреватели ВГ-0.07; котлы газовые, газогорелочное устройство котла E-l, 0-9 Г'З(Э), электромагнитные клапана входящие в системы СЛКЗ), планируемые для применения на объектах, обязательным требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиям промышленной безопасности, установленным нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений" Федерального закона "О техническом регулировании", в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и статьей 46 Федерального закона "О техническом регулировании";
6. В ходе визуального осмотра установлено, что отсутствуют сигнализаторы загазованности в здании птичника N 1, здании птичника N 2, здании птичника N 3, здании птичника N 6, здании птичника N 7, здании птичника N 19, здании птичника N 17, здании курятника N 21, здании курятника N 25, здании курятника N 29, здании курятника N 32, здании курятника N 34. Сигнализаторы загазованности, установленные в помещении котельной, помещении столовой, помещении административного здания не проходили государственную метрологическую проверку (не реже 1 раза в год), что является нарушением положения п.п. "ж" п. 4 Положения N 492, ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона N 116-ФЗ, п. 4, 9 Приказа N 542, п. 77 Технического регламента "О безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утв. Постановлением Правительства РФ N 870 от 29.10.2010.
Срок устранения выявленных нарушений установлен до 10 февраля 2019 года.
Полагая, что у Общества отсутствует опасный производственный объект в эксплуатации, само же предписание является, кроме прочего, неясным, неконкретным, сроки исполнения нереальны, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оснований для признания оспариваемого предписания недействительным не имеется.
Изучив доводы апелляционной жалобы и исследовав представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с названным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному Федеральному закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 24 ноября 1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов".
Приказом Федеральной службы Ростехнадзора от 25 ноября 2016 N 494 утвержден Административный регламент (действующий до 08.04.2019) по предоставлению Федеральной службой услуги по регистрации опасных производственных объектов в Государственном реестре ОПО (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 18 Административного регламента основанием для предоставления государственной услуги является направление (представление) заявителем в территориальный орган Ростехнадзора (по адресу места нахождения заявителя) заявления о предоставлении государственной услуги, а также документов, определенных требованиями настоящего Регламента, содержащих сведения, необходимые для формирования и ведения Реестра, согласно описи, установленной приложением N 2 к настоящему Регламенту (далее - заявление и документы).
Заявление о регистрации ОПО в Реестре, внесении изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, исключении ОПО из Реестра заполняется заявителем в соответствии с формой, установленной приложением N 3 к настоящему Регламенту (далее - заявление), от руки или с использованием электронных печатающих устройств и подписывается заявителем либо уполномоченным представителем заявителя, заверяется печатью заявителя (в случае, если имеется) или оформляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 19 Регламента).
В силу п. 20 Административного регламента в заявлении указываются сведения:
1) о заявителе: полное и сокращенное наименование (в случае, если имеется),
организационно-правовая форма юридического лица, адрес места нахождения юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН), код причины постановки на учет (далее - КПП), почтовый адрес, адрес электронной почты (в случае, если имеется), телефон, факс (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется), адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, ИНН, КПП), реквизиты документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании ОПО, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются ОПО (для объектов недвижимости), код общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД); основной государственный регистрационный номер (ОГРН) или сведения о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (если имеются); способ получения результата предоставления государственной услуги в территориальном органе Ростехнадзора (при личном обращении заявителя, почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа);
2) об ОПО: полное наименование ОПО, код отраслевой принадлежности, место нахождения (адрес) ОПО, код общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (далее - ОКТМО), регистрационный номер ОПО (при наличии), код вида регистрационного действия в отношении ОПО при предоставлении государственной услуги, собственник ОПО (указывается в случае, если заявитель не является собственником ОПО): полное наименование юридического лица, организационно-правовая форма, ИНН, (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется), ИНН).
Из материалов дела следует, что Актом приемки от декабря 2003 года (т. 2 л.д. 55) законченного строительством объекта газораспределительной системы был принят в эксплуатацию надземный газопровод высокого давления от места врезки в существующий газопровод d 159 мм до ГРП-13-1-НУ территории птицефабрики им. К.Маркса (ныне ООО "Покровская птицефабрика") в пос. Лощинный Энгельсского района Саратовской области.
В названном акте указано, что предъявлен к приемке законченный строительством объект - надземный газопровод высокого давления d 108 мм. - 20 м., счетчик: СГ16М-800, задвижка от d 100 мм - 3 мм.
Актом приемки законченного строительством объекта принят в эксплуатацию законченный строительством объект - ГРПШ-13-1НУ1 на территории птицефабрики им.К.Маркса в пос. Лощинный (т. 2 л.д. 57).
Между ООО "Покровская птицефабрика" (заказчик) и АО "Газпром газораспределение Саратовская область" (исполнитель) был заключен договор по техническому обслуживанию систем газораспределения и газопотребления от 23.06.2016 N 00006/ЭН-АТР, по условиям которого, исполнитель (АО "Газпром газораспределение Саратовская область") принимает на себя обязательство по техническому и аварийному обслуживанию названных систем, согласно Приложению к договору, в котором, в частности, указаны объекты: наружный газопровод высокого давления 0,6 МПа, а также ГРПШ-1НУ1 (т. 2 л.д. 59-71).
К названному договору имеется Акт разграничения эксплуатационной ответственности, в соответствии с которым границей такой ответственности является место врезки, в том числе по объекту - надз. г/в в/д Ду 108-20,0 м. задв. Ду 100-3 шт., ГРПШ-13-1НУ1 (т. 2 л.д. 69).
13.08.2018 ООО "Покровская птицефабрика" обратилось в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора с заявлением исх. N 569 о предоставлении лицензии на осуществление вида деятельности - эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (т. 1 л.д. 73).
При постановке на учет и регистрации в качестве ОПО, ООО "Покровская птицефабрика" в орган регистрации (территориальное управление Ростехнадзора) представлены сведения, характеризующие опасный производственный объект, указан состав объекта: надземный газопровод высокого давления протяженностью 1625,0 м., год ввода в эксплуатацию 1976, подземный газопровод низкого давления, оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа, а также ГРПШ-13 1НУ1, заводской номер 78453, год ввода в эксплуатацию 2009 г. указаны признаки опасности 2.1 (т. 2 л.д. 15-16).
Названный объект был поставлен на государственный учет в Государственном реестре опасных производственных объектов - "Сеть газопотребления ООО "Покровская птицефабрика", регистрационный номер А51-06362-0001, о чем выдано свидетельство о регистрации N А51-06362 от 18.10. 2012 (т. 2 л.д. 19).
В отношении данного объекта заведена Карта учета объекта с местом расположения объекта: пос. Лощинный Энгельсского района Саратовской области, указана эксплуатирующая ОПО организация - ООО "Покровская птицефабрика", определены признаки опасности объекта и их численное обозначение, в том числе: использование газового оборудования, работающего под давлением более 0,07 Мпа (т. 2 л.д. 20-21).
В последующем ООО "Покровская птицефабрика" обратилось в территориальное Управление Ростехнадзора с заявлением о предоставлении лицензии от 13.08.2018 исх. N 569, что и послужило основанием для проведения выездной проверки, составления акта и выдачи предписания.
Доводы заявителя о том, что объект никогда не принадлежал Обществу и был ошибочно поставлен на учет в качестве ОПО, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в соответствии с Административным регламентом для исключения ОПО из Реестра в случае его ликвидации или вывода из эксплуатации, утраты ОПО признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ, а также предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов к категории ОПО или требований к идентификации ОПО заявитель представляет заявление с указанием причины исключения ОПО из Реестра, а также копии документов (по каждому конкретному случаю), подтверждающих:
1) ликвидацию объекта или вывод его из эксплуатации;
2) утрату объектом признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ.
В случае если исключение ОПО из государственного реестра осуществляется в связи с изменениями критериев отнесения объектов к категории ОПО или требований к идентификации ОПО, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляются копии документов, подтверждающие отсутствие у такого объекта иных признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ.
Между тем, в реестре ОПО в настоящее время зарегистрирован спорный опасный производственный объект с первоначально заявленными характеристиками.
При постановке на учет в качестве ОПО самим обществом даны Сведения, характеризующие опасный производственный объект. Из представленных документов Общества следовало, что сеть газопотребления строилась и вводилась в эксплуатацию птицефабрикой, границы ответственности определены - место врезки, а не "до места врезки" протяженностью 10,8 км. По Акту приемки от декабря 2003 г. законченного строительством объекта газораспределительной системы был принят в эксплуатацию надземный газопровод высокого давления от места врезки до ГРПШ-13-1НУ территории птицефабрики им. К.Маркса (ООО "Покровская птицефабрика") в пос. Лощинный Энгельсского района Саратовской области, в котором определен законченный строительством объект - надземный газопровод высокого давления протяженностью 108 мм. - 20 м., с техническими характеристиками: СТ16М-800, задвижка от d100мм-3 мм., а также ГРПШ-13-1НУ.
При этом, судом первой инстанции правомерно отмечено, что из сведений об ОПО следует, что в сети газопотребления ООО "Покровская птицефабрика" заявлены: надземный газопровод высокого давления протяженностью 1625,0 м., год ввода в эксплуатацию 1976, подземный газопровод низкого давления, оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа, а также ГРПШ-13 1НУ1, заводской номер 78453, год ввода в эксплуатацию 2009 указаны признаки опасности 2.1, что правомерно было отнесено самим обществом и регистрирующим органом - к III классу опасности (т. 1 2 л.д. 15, 16).
Также из материалов дела усматривается, что вступившим в законную силу решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 19.06.2018 по делу N 2-1-3896/2018 удовлетворены исковые требования прокуратуры о признании незаконным бездействия ООО "Покровская птицефабрика", выразившегося в нарушении законодательства о промышленной безопасности. Суд обязал Общество оформить лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта III класса опасности - сеть газопотребления ООО "Покровская птицефабрика" по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, пос. Лощинный (т. 2 л.д. 14).
Относительно оспариваемого предписания, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В адрес административного органа (вх. N 50445/СО от 14.08.18) от Общества поступило заявление о предоставлении лицензии от 13.08.18 исх. N 569.
В соответствии с п.п. 1.1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ, основанием для проведения внеплановой проверки, в том числе, является поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования).
Вследствие чего, Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора в соответствии с распоряжением от 27.09.18 N 3935-рп/со, в период со 01.10.18 по 08.10.18 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица - ООО "Покровская птицефабрика", задачей которой являлось проверка возможности соискателя (Общества) выполнять лицензионные требования в соответствии с п. 4 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.06.13 N 492 (далее - Положение N 492).
В ходе контрольных мероприятий, административным органом было установлено, что Заявитель не соответствует лицензионным требованиям, установленным п. 4 Положения N 492, что зафиксировано в акте проверки от 08.10.18 NА-3935, и составлено заключение об отказе в предоставлении лицензии (т. 2 л.д. 22-23).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ N 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);
обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 116-ФЗ, правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
В соответствии с требованиями подпункта "л" пункта 4 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 492), лицензионным требованием к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, в числе прочих, является прохождение руководителем (заместителем руководителя) соискателя лицензии подготовки и аттестации в области промышленной безопасности в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Согласно требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, кроме прочего, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.
Согласно требований п.п. 10, 12 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 N 37 (далее - Положение), аттестация по вопросам безопасности проводится для специалистов организаций: а) осуществляющих деятельность по строительству, эксплуатации, консервации и ликвидации объекта, транспортированию опасных веществ, а также по изготовлению, монтажу, наладке, ремонту, техническому освидетельствованию, реконструкции и эксплуатации технических устройств (машин и оборудования), применяемых на объектах; б) разрабатывающих проектную, конструкторскую и иную документацию, связанную с эксплуатацией объекта; в) осуществляющих экспертизу безопасности; г) осуществляющих предаттестационную подготовку и профессиональное обучение по вопросам безопасности; д) осуществляющих строительный контроль.
Первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца: при назначении на должность; при переводе на другую работу, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации; при переходе из одной организации в другую, если при осуществлении должностных обязанностей на работе в данной организации требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.
При этом, пунктами 20, 21 Положения определено, что в территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию: руководители и члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых менее 5000 человек; руководители и специалисты экспертных организаций, выполняющих работы для поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору организаций; специалисты организаций, осуществляющих подготовку и профессиональное обучение по вопросам безопасности; иные лица по решению председателя Центральной аттестационной комиссии или его заместителя на основании обращения поднадзорной организации.
В Центральной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят аттестацию: руководители организаций и их заместителей, в должностные обязанности которых входят вопросы обеспечения безопасности работ, численность работников которых превышает 5000 человек; члены аттестационных комиссий организаций, численность работников которых превышает 5000 человек; иные лица по решению председателя Центральной аттестационной комиссии или его заместителя на основании обращения поднадзорной организации.
Кроме того, в соответствии с требованиями Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263, ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).
Согласно п. 218 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением" (далее - ФНП ОРПД), утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 (зарегистрирован Минюстом России 19.05.2014, peг. N 32326), организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации.
В этих целях необходимо:
а) соблюдать требования законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности ОПО, других федеральных законов, а также настоящих ФНП и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности;
б) назначить приказом из числа специалистов, состоящих в штате эксплуатирующей организации, прошедших в соответствии с пунктом 224 настоящих ФНП аттестацию в области промышленной безопасности, ответственного (ответственных) за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением, а также ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением. Ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением не может совмещать обязанности ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением;
в) назначить необходимое количество лиц обслуживающего оборудование персонала (рабочих), состоящего в штате эксплуатирующей организации, не моложе восемнадцатилетнего возраста, удовлетворяющего квалификационным требованиям, не имеющего медицинских противопоказаний к указанной работе и допущенного в установленном порядке к самостоятельной работе;
г) установить такой порядок, чтобы рабочие, на которых возложены обязанности по обслуживанию оборудования под давлением, поддерживали его в исправном состоянии и вели наблюдение за порученным им оборудованием под давлением путем его осмотра, проверки действия арматуры, контрольно-измерительных приборов, предохранительных и блокировочных устройств, средств сигнализации и защиты, записывая результаты осмотра и проверки в сменный журнал;
д) утвердить перечень нормативных документов, применяемых в эксплуатирующей организации для обеспечения требований промышленной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации и настоящими ФНП;
е) разработать и утвердить инструкции для ответственного за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением и ответственного за его исправное состояние и безопасную эксплуатацию, а также производственную инструкцию для рабочих, обслуживающих оборудование, разрабатываемую на основе руководства (инструкции) по эксплуатации конкретного вида оборудования, с учетом особенностей технологического процесса, установленных проектной и технологической документацией;
ж) обеспечить рабочих, осуществляющих эксплуатацию оборудования под давлением, производственными инструкциями, определяющими их обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность. Производственные инструкции рабочим перед допуском их к работе должны выдаваться с подписью в журнале или на контрольном экземпляре производственной инструкции, подтверждающей получение;
з) обеспечить порядок и периодичность аттестации в области промышленной безопасности специалистов, связанных с эксплуатацией оборудования под давлением, а также проверки знаний рабочих в объеме производственных инструкций и допуска их к работе. Для этих целей назначить комиссию по аттестации из числа руководителей и главных специалистов, аттестованных в комиссии Ростехнадзора в порядке, установленном положением об аттестации. В состав комиссии по проверке знаний рабочих включают специалистов, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию, прошедших аттестацию в аттестационной комиссии эксплуатирующей организации;
и) обеспечить проведение работ по техническому освидетельствованию, техническому диагностированию, техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту оборудования под давлением в соответствии с требованиями настоящих ФНП, технической документации изготовителя, а также принятыми для применения в эксплуатирующей организации нормативными документами и системой проведения работ;
к) соблюдать требования изготовителя, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации, не допускать эксплуатацию неисправного (неработоспособного) и не соответствующего требованиям промышленной безопасности оборудования под давлением, у которого выявлены дефекты (повреждения), влияющие на безопасность его работы, неисправны арматура, контрольно-измерительные приборы, предохранительные и блокировочные устройства, средства сигнализации и защиты, а также если период эксплуатации превысил заявленный изготовителем срок службы (период безопасной эксплуатации), указанный в паспорте оборудования, без проведения технического диагностирования;
л) контролировать состояние оборудования под давлением (в том числе металла или другого материала, из которого изготовлено оборудование) в процессе его эксплуатации в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации, принятых для применения в эксплуатирующей организации нормативных документов и настоящих ФНП;
м) при выявлении нарушений требований промышленной безопасности принимать меры по их устранению и дальнейшему предупреждению;
н) обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности;
о) обеспечить осмотр, обслуживание, обследование, ремонт и экспертизу промышленной безопасности зданий и сооружений, предназначенных для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, в соответствии с требованиями технических регламентов, иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
п) обеспечить в соответствии с проектной, технической, документацией и требованиями настоящих ФНП наличие и исправность необходимого комплекта средств измерений прямого и дистанционного действия, стационарно установленных на оборудовании под давлением и в составе автоматизированных систем безопасности и управления, а также переносных для контроля параметров, влияющих на безопасность осуществляемых на ОПО технологических процессов и безопасность работы оборудования под давлением, а также точность их показаний проведением поверки силами собственного метрологического подразделения (службы) или по договору с аккредитованными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на выполнение работ в области обеспечения единства измерений технологических параметров в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений;
р) распорядительным документом по организации установить порядок хранения и ведения технической (технологической и эксплуатационной) документации на оборудование под давлением и обеспечить его исполнение в соответствии с требованиями настоящих ФНП.
Согласно подпункта "е" п. 4 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности являются: наличие положений о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Статьей 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Обязательные требования к организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты установлены Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 263).
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" эксплуатирующая организация на основании настоящих Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации. Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица).
Заверенная руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица) копия положения о производственном контроле представляется в территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по месту нахождения опасных производственных объектов, а в отношении эксплуатирующих организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, - также в эти федеральные органы исполнительной власти.
Согласно подпункта "а" п. 4 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности являются: наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах.
Из акта проверки от 08.10.2018 N А-3935 следует, что в ходе проведения проверки ООО "Покровская птицефабрика" не предоставило документов подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности сооружений - внутренние газопроводы проложенные в зданиях (административное, котельная, птичники, столовая), а также технических устройств (газогорелочных устройств котлов, воздухонагревателей), планируемых для применения на объектах.
Также, в соответствии с подпунктом "б" п. 4 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности являются: наличие документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию, или внесенных в реестр положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, а также на здания и сооружения на объектах (далее - положительное заключение экспертизы промышленной безопасности) в соответствии со статьями 6, 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Из акта проверки усматривается, что в ходе проведения проверки ООО "Покровская птицефабрика" документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию не предоставило, экспертизы промышленной безопасности отсутствуют.
В соответствии с требованиями, установленными подпунктом "в" п. 4 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности являются: соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, обязательным требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиям промышленной безопасности, установленным нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и статьей 46 Федерального закона "О техническом регулировании".
В ходе проведения проверки ООО "Покровская птицефабрика" документов подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, обязательным требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиям промышленной безопасности, экспертизы промышленной безопасности также не представило.
Помимо этого, в ходе осмотра установлено отсутствие сигнализаторов загазованности.
В соответствии с подпунктом "ж" п. 4 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности являются: наличие соответствующих установленным требованиям приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на объектах в случаях, если обязательность наличия таких приборов и систем предусмотрена федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
В ходе проведения проверки установлено, что сигнализаторы загазованности отсутствуют в птичниках и курятниках ООО "Покровская птицефабрика", а так же, что сигнализаторы загазованности (СЗ-1-1ГТ - 3 шт.; СЗ-2-2В - 3 шт.; первичная гос. поверка 10 мес. 2015 год; СЗ-1-1АВ - 1 шт., СЗ-2-2АГ - 1 шт. первичная гос. поверка 08 мес. 2015 год) установленные в помещении котельной, помещении столовой, помещении административного здания не проходили государственную метрологическую поверку (не реже 1 раза в год).
Распоряжением от 27.09.18 N 3935-рп/СО Управлением Ростехнадзора был определен перечень документов, предоставление которых обществом было обязательно в ходе проверки (п. 13), которые не были предоставлены административному органу, причины не представления истребуемых документов обществом не названы. Документы, опровергающие выводы Управления Ростехнадзора при проверке обществом в материалы дела не представлены.
Довод общества о том, что у него имеется приказ N 12-П от 09.01.2018 (т. 1 л.д. 63) о назначении ответственного за осуществление производственного контроля правомерно не принят судом первой инстанции в качестве доказательства отсутствия правонарушения по п. 1 предписания, так как в названном пункте указано нарушение по отсутствию аттестации ответственного по промышленной безопасности лица по эксплуатации котлов, а не отсутствие лица, ответственного осуществление производственного контроля и соблюдение требований промышленной безопасности.
Доводы общества о том, что предписание является неконкретным также правомерно отклонены судом первой инстанции, все изложенные в нем предложения соответствуют выявленным в ходе проверки нарушениям, конкретны и понятны, реальны к исполнению, в том числе и в части сроков его исполнения. Кроме того, о продлении срока исполнения предписания Общество в административный орган не обращалось, своих конкретных аргументов о невозможности исполнения не привело.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Апелляционная жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Покровская птицефабрика" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 сентября 2019 года по делу N А57-96/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-96/2019
Истец: ООО "Покровская птицефабрика"
Ответчик: Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по СО
Третье лицо: Администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области, Комитет по управлению имущества Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ООО "Волжская газораспределительная компания", Ростехнадзор
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13056/19
11.09.2019 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-96/19
08.02.2019 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-96/19
10.01.2019 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-96/19