г. Челябинск |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А47-6496/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Костина В.Ю., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.09.2019 по делу N А47-6496/2019.
В судебном заседании принял участие представитель:
государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Акбулакская районная больница" - Михарев В.Г. (главный врач, приказ от 01.07.2017 N 50/р).
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Акбулакская районная больница" (далее - заявитель, ГБУЗ "Акбулакская РБ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, ТФОМС, фонд) о признании недействительным требования N 1485/07 от 25.03.2019.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Оренбургской области (далее - третье лицо, Министерство).
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, требование Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области N 1485/07 от 25.03.2019 признано недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТФОМС обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что учреждением не осуществлены действенные меры по восстановлению работоспособности, исправности и ресурса объекта, что является нецелевым использованием средств фонда.
В представленном отзыве Министерство ссылалось на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Оренбургской области на основании пункта 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пункта 17 Правил использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда - обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 N 332 (далее - Правила), приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" и приказа ТФОМС Оренбургской области от 22.02.2019 N 54 проведена внеплановая контрольная проверка полноты устранения нарушений государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Акбулакская районная больница" при использовании в 2016 году средств нормированного страхового запаса ТФОМС Оренбургской области, выявленных при проведении в ГБУЗ "Акбулакская РБ" тематической проверки от 08.06.2017.
Проверка проведена 25.02.2019 за период с 09.06.2017 по 25.02.2019; результаты проверки оформлены актом от 25.02.2019, согласно которому средства страхового нормированного запаса заинтересованного лица в сумме 1 011 666,66 рубля, направленные в четвёртом квартале 2016 года на проведение ремонта комплекса рентгеновского диагностического в ГБУЗ "Акбулакская РБ", не достигли заявленной цели - аппарат не приведён в работоспособное состояние, что, в виду отсутствия действенных мер по их достижению в 2017-2018 годах, квалифицировано фондом как нецелевое их использование.
В соответствии пунктом 16 Правил, пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ ТФОМС Оренбургской области 25.03.2019 направил медицинской организации требование N 1485/07, которым обязал заявителя в течение десяти рабочих дней со дня получения требования, произвести перечисление денежных средств в доход Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области общей сумме 1 112 833,33 рубля, в том числе по средствам нормированного страхового запаса ТФОМС Оренбургской области, использованным не по целевому назначению, - 1 011 666,66 рубля, штрафным санкциям - 101 166,67 рубля.
Не согласившись с указанным требованием, заявитель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем доказано целевое использование предоставленных денежных средств.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 7.1 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) медицинские организации обязаны использовать средства нормированного страхового запаса ТФОМС для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 N 332 утверждены Правила использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования (далее - Правила N 332).
Согласно пункту 2 Правил N 332 средства нормированного страхового запаса для финансового обеспечения указанных мероприятий предоставляются ТФОМС медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ ОМС, при соблюдении определенных условий на основании заключенного ТФОМС с медицинской организацией соглашения.
Так, пунктом 4 Правил N 332 установлены обязательные условия использования медицинскими организациями средств финансового обеспечения нормированного страхового запаса по реализации мероприятий, связанных с повышением квалификации медицинского персонала, приобретением и ремонтом медицинского оборудования:
- наличие у медицинской организации заключенного договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС на текущий финансовый год;
- включение медицинской организации в план мероприятий, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ и согласованный с ТФОМС, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями или их ассоциациями (союзами) и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), представители которых включены в состав специальной комиссии, создаваемой в субъекте РФ.
Кроме этого, в соответствии с пунктами 6 и 7 Правил N 332 одним из условий использования медицинскими организациями средств нормированного страхового запаса фонда для финансового обеспечения мероприятий является наличие у медицинской организации потребности в приобретаемом медицинском оборудовании, наличие документов, подтверждающих, что подлежащее ремонту медицинское оборудование находится в собственности (оперативном управлении) медицинской организации и принято к бухгалтерскому учету; наличие регистрационного удостоверения на медицинское изделие; наличие акта о вводе медицинского оборудования в эксплуатацию; наличие документа, подтверждающего выход медицинского оборудования из строя; истечение срока гарантийного обслуживания медицинского оборудования; наличие у медицинской организации заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации контракта на ремонт медицинского оборудования.
Аналогичные условия также предусмотрены в заключенном с Фондом соглашении N 37/15 от 09.12.2016.
В утверждаемый в установленном Правилами порядке план мероприятий включается, в частности наименование приобретаемого медицинского оборудования и его характеристики, а также объем необходимого финансирования (в рублях).
В целях включения в план мероприятий медицинская организация направляет уполномоченному органу в течение 15 календарных дней со дня вступления в силу настоящих Правил, а в последующем - ежеквартально, за 15 календарных дней до начала очередного квартала, заявку по установленной форме.
Перечисление средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется в установленном порядке в сроки, определенные графиком, являющимся приложением к соглашению о финансовом обеспечении мероприятий, на счета, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами обязательного медицинского страхования, поступающими медицинским организациям.
Контроль за использованием медицинскими организациями средств для финансового обеспечения мероприятий осуществляется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и территориальными фондами.
Как следует из пояснений представителя заявителя, 28.04.2016 в разобранном виде, в не рабочем состоянии был получен комплекс рентгеновский диагностический среднечастотный с мощностью 50 кВт на три рабочих места с усилителем яркости рентгеновского изображения КРД-СМ 50/125- 1 "СпектрАп".
В акте о приеме-передаче объекта основных средств N 0000000008 от 28.04.2016 со стороны заявителя было указано, что требуется сборка аппарата, аппарат находится в не рабочем состоянии, требуется ремонт. При визуальном осмотре обнаружено, что отсутствует дозиметр, находятся в не рабочем состоянии моторчик движения, два микропереключателя ограничения колонны движения, пульт управления.
Пунктом 9 раздела 3 плана мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2016 год, утверждённого по согласованию, в том числе, с заинтересованным лицом, распоряжением Минздрава Оренбургской области от 30.09.2016 N 2309, в ГБУЗ "Акбулакская РБ" предусмотрено проведение ремонта комплекса рентгеновского диагностического - замена пульта управления питающего устройства стоимостью 1 011 666,66 рубля (т.1, л.д. 39).
28.11.2016 учреждение заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Спектр Дент" гражданско-правовой договор N Ф.2016.344956, согласно которому общество обязалось оказать услуги по замене пульта управления питающего устройства комплекса рентгеновского диагностического, а учреждение - оплатить оказанные услуги (пункты 1.1, 1.2 договора, т.2, л.д. 63-70).
Источник финансирования - средства нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренубргской области (пункт 2.6 договора, с учетом дополнительного соглашения от 06.12.2016, т.2, л.д. 76).
ООО "Спектр Дент" и ООО "Элит Мед" заключили договор возмездного оказания услуг N 7 от 01.11.2016, в соответствии с которым ООО "Элит Мед" обязалось провести замену пульта управления питающего устройства комплекса рентгеновского диагностического (т.2, л.д. 77-79).
09.12.2016 между больницей и ТФОМС Оренбургской области заключено соглашение N 37/15 о финансовом обеспечении мероприятий по проведению ремонта медицинского оборудования (далее - соглашение, т.2, л.д. 80-82).
Согласно пунктам 2, 3, 6 соглашения средства для финансового обеспечения мероприятий по проведению ремонта медицинского оборудования предоставляются фондом медицинской организации в пределах средств нормированного страхового запаса, предусмотренных на данные цели законом о бюджете фонда на текущий финансовый год, в размере 1 011 666,66 рубля на счета, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами обязательного медицинского страхования, поступающими медицинским организациям, в сроки, определённые графиком перечисления средств в соответствии с порядком расчётов, установленным представленным гражданско-правовым договором от 28.11.2016 N Ф.2016.344956 и дополнительным соглашением от 06.12.2016 N 1 между ГБУЗ "Акбулакская РБ" и ООО "Спектр Дент".
12.12.2016 между учреждением и ООО "Спектр Дент" подписан акт N 5, согласно которому обществом оказаны услуги по замене пульта управления питающего устройства комплекса рентгеновского диагностического (т.1, л.д. 53).
19.12.2016 ТФОМС Оренбургской области вынесено распоряжение N 403 о финансировании медицинской организации, согласно которого в адрес ГБУЗ "Акбулакская РБ" перечислены денежные средства в размере 1 011 666,66 руб.
23.12.2016 денежные средства в размере 1 011 666,66 руб. перечислены ООО "Спектр Дент".
Как следует из пояснений главного врача "Акбулакской РБ", в момент проведения тематической (08.06.2017) и контрольной (25.02.2019) проверок комплекс рентгеновский диагностический (серийный номер 696, год выпуска 2009) находился в разобранном виде в нерабочем состоянии в кабинете N 111 на первом этаже здания стационара учреждения по адресу: 461551, Оренбургская область, Акбулакский район, пос. Акбулак, ул. Майская, д. 95, из чего заинтересованное лицо сделало вывод, что средства нормированного страхового запаса ТФОМС Оренбургской области в сумме 1 011 666,66 рубля направленные на проведение ремонта комплекса рентгеновского диагностического в ГБУЗ "Акбулакская РБ", не достигли заявленной цели (аппарат не приведён в работоспособное состояние), ввиду отсутствия действенных мер по их достижению в 2017-2018 годах и, соответственно, имеют признаки их нецелевого использования, а потому на основании пункта 16 Правил потому подлежат возврату в бюджет территориального фонда в установленном бюджетным законодательством Российской Федерации порядке.
Из материалов дела усматривается, что расходование спорной суммы денежных средств Фонд признал нецелевым из-за того, что комплекс рентгеновский диагностический по результатам ремонта, проведенного в рамках договора от 28.11.2016 N Ф.2016.344956, не приведен в работоспособное состояние.
По смыслу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Таким образом, в рассматриваемом случае выяснению подлежит использование учреждением денежных средств в соответствии с целями, на которые они были предоставлены.
Из материалов дела следует, что 28.04.2016 ГБУЗ "Акбулакская РБ" был передан комплекс рентгеновский диагностический частотный по акту N 00000008 (л.д. 47-49).
В указанном акте учреждением были указаны выявленные недостатки при визуальном осмотре: требуется сборка аппарата, аппарат находится в не рабочем состоянии, требуется ремонт, отсутствует дозиметр, находятся в не рабочем состоянии моторчик движения, два микропереключателя ограничения колонны движения, пульт управления.
15.06.2016 ООО "Элит Мед" составлена ведомость дефектов медицинских приборов N 9 от 15.06.2016 (т.2, л.д. 37), где указано на необходимость замены пульта управления питающего устройства.
Учреждением подготовлена заявка на включение в план мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медработников по программами повышения квалификации, а также приобретению ремонта медицинского оборудования на 2016 год, в соответствии с которой был необходим ремонт комплекса рентгеновского оборудования, необходимая сумма - 1 011 666,66 руб. (т.2, л.д. 45-46).
В дальнейшем необходимость замены именно пульта управления питающего устройства нашла отражение в пункте 9 раздела 3 плана мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования на 2016 год.
С указанным предметом заключен договор от 28.11.2016 N Ф.2016.344956.
Таким образом, из обстоятельства рассматриваемого дела следует, что целью предоставления денежных средств ТФОМС Оренбургской области являлась замена пульта управления питающего устройства комплекса рентгеновского диагностического частотного.
В дальнейшем, уже при монтаже мембранного пульта управления составлен акт от 09.12.2016 N 71, из которого следует, что выявлены неисправность движения стола, разряд аккумуляторов в питающем устройстве привел к обнулению программного обеспечения (требуется установка нового ПО), неисправность системного блока (требуется замена материнской платы), требуется замена кабеля управления от питающего устройства до управления питающего устройства, выявленные недостатки невозможно было обнаружить до монтажа устройства (т.2, л.д. 53).
Об указанных недостатках, не относящихся к замене пульта управления питающего устройства, учреждение извещало Министерство здравоохранения письмом N 01-12-431 от 20.06.2017, где отметило, что работы по замене пульта управления питающего устройства были выполнены в полном объеме согласно аукционной документации (т.1, л.д. 136-137).
24.12.2018 больница обращалась к ООО "Спектр Дент" с запросом о даче разъяснений относительно ввода в эксплуатацию после монтажа и ремонта комплекса рентгеновского (т.2, л.д. 54).
25.12.2018 ООО "Спектр Дент" даны разъяснения о выявлении после проведенного в 2016 ремонта установлены иные недостатки (т2, л.д. 55), представлена ведомость дефектов (т.2, л.д. 56).
Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, целью получения заявителем соответствующих денежных средств определялась реализация мероприятий по ремонту медицинского оборудования, предусмотренные договором от 28.11.2016 N Ф.2016.344956 - замена пульта управления питающего устройства комплекса рентгеновского диагностического, предусмотренная договором от 28.11.2016 N Ф.2016.344956 услуга учреждению оказана - цель достигнута.
Между тем, иные, ранее не установленные недостатки не позволили ввести рентгеновский комплекса в эксплуатацию, в то время как пульт управления питающего устройства заменен.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия принятого решения и наличию оснований для его принятия возложено на орган, принявший такое решение. В нарушение указанной нормы ТФОМС Оренбургской области надлежащими доказательствами не доказал наличие оснований и законность принятого им решения, в связи с чем требование N 1485/07 от 25.03.2019 правомерно признано судом первой инстанции недействительным.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.09.2019 по делу N А47-6496/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-6496/2019
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Акбулакская районная больница"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Оренбургской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1718/20
25.12.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-17007/19
24.09.2019 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6496/19
06.06.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6496/19