г. Самара |
|
26 декабря 2019 г. |
Дело N А55-3872/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2019 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области - представитель Лапина Анна Валерьевна (доверенность от 09.01.2019)
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Октябрьская центральная городская больница" - представители Титова Елена Вячеславовна (доверенность от 02.09.2019) и Титов Вячеслав Сергеевич (доверенность от 02.09.2019), Романов Сергей Анатольевич (паспорт)
от Министерства здравоохранения Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 декабря 2019 г. в помещении суда апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 октября 2019 года по делу N А55-3872/2019 (судья Мехедова В.В.)
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Октябрьская центральная городская больница", (ОГРН 1026303064589 ИНН 6355000957), Самарская область, г. Октябрьск,
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Самарской области,
г. Самара,
о признании акта недействительным,
и по встречному заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области "Октябрьская центральная городская больница",
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства здравоохранения Самарской области, г. Самара,
о взыскании 2 446 480,50 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Октябрьская центральная городская больница" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать акт проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Самарской области "Октябрьская центральная городская больница" от 04.12.2018 недействительным.
Определением суда от 19.03.2019 указанное заявление было принято к производству суда и назначено к рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда Самарской области судебное разбирательство по делу было назначено на 29 мая 2019 года.
07.05.2019 года от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области поступило встречное исковое заявление о взыскании с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Октябрьская центральная городская больница" денежных средств в сумме 2 446 480,5 рубля, из которых:
- 2 224 073,18 рубля - средства, перечисленные по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и использованные не по целевому назначению;
- 222 407,32 рубля - штраф за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Определением суда от 16.05.2019 указанное встречное исковое заявление принято в соответствии со ст. 132 АПК РФ к совместному рассмотрению с первоначальным заявлением.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 октября 2019 г. заявленные требования по первоначальному иску удовлетворены, акт проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Самарской области "Октябрьская центральная городская больница" от 04.12.2018 Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области признан недействительным, в удовлетворении встречных исковых требований отказано, распределены расходы по оплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований по первоначальному иску и об удовлетворении встречного искового заявления.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель утверждает о неправомерности выплаты заработной платы из средств ОМС с нарушением действующего законодательства в отсутствие сертификата специалиста "Организация здравоохранения и общественное здоровье" и "Организация сестринского дела".
В судебном заседании представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Октябрьская центральная городская больница", главный врач данного учреждения в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве на жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в суд не обеспечили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 04.12.2018 г. ТФОМС Самарской области проведена проверка целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Самарской области "Октябрьская центральная городская больница".
В результате проверки составлен акт проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Самарской области "Октябрьская центральная городская больница" (далее - ГБУЗ СО "Октябрьская ЦГБ), установлено, что в нарушение раздела 4 территориальной программы государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2017-2018 годы, утвержденных Постановлениями Правительства от 27.12.2016 N 827 и от 27.12.2017 N900 и п.3.2, 33 Тарифных соглашений на 2017-2018 годы - ГБУЗ СО "Октябрьская ЦГБ" были произведены нецелевые расходы средств ОМС на общую сумму 2 224 075,18 рублей (в том числе за 2017 год - 390 541,58 рублей, за 2018 год - 1 833 531,60 рублей).
В связи с указанным, ГБУЗ СО "Октябрьская ЦГБ" обязали возвратить в бюджет ТФОМС Самарской области денежные средства ОМС, использованные по нецелевому назначению, в сумме 2 224 075,18 рублей в течение 10 дней со дня подписания акта проверки. Кроме того, за использование по нецелевому назначению средств ОМС ТФОМС обязал заявителя оплатить в бюджет Самарской области штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств на сумму 222 407,32 рублей в течение 10 дней со дня подписания акта проверки.
Не согласившись с указанным актом, заявитель обратился в суд с требованием о признании акта проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Самарской области "Октябрьская центральная городская больница" от 04.12.2018 недействительным.
В обоснование заявленных требований, заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии. Контроль за использованием средств ОМС осуществляется в соответствии с Положением "О контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями", утвержденным Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16 апреля 2012 года N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования".
В соответствии с Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.12.2016 N 827 и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.12.2017 N 900 "... тарифы на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между Министерством здравоохранения Самарской области, Ассоциацией медицинских страховых компаний Самарской области, Самарской областной ассоциацией врачей, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Самарской области и Самарской областной организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации".
В соответствии с Территориальной программой соответствующего года медицинские организации (МО) направляют средства, полученные от страховых медицинских организаций (СМО) за оказанную медицинскую помощь, на оплату расходов, связанных с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.
Тарифы на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между Министерством здравоохранения Самарской области, Ассоциацией медицинских страховых компаний Самарской области, Самарской областной ассоциацией врачей, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Самарской области и Самарской областной организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, и включают расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов " и химикатов, стекла, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь)стоимостью до ста тысяч рублей за единицу".
Буквальное толкование вышеуказанных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что компетенцией Территориального фонда обязательного медицинского страхования является проверка целевого использования средств, т.е. направлены ли средства на те статьи, которые установлены Территориальной программой, т.к. законодательство РФ определяет нецелевое расходование бюджетных средств как расходование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.
По мнению заявителя, оспариваемым актом проверки не установлено направление средств ОМС на статьи, не предусмотренные вышеперечисленными нормативными актами. Как указывает заявитель, ГБУЗ СО "Октябрьская ЦГБ" не совершало никаких действий по приему главного врача и определения размера его заработной платы, надбавок, доплат и премий.
В соответствии с единым квалификационным справочником, утвержденным приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" для должностей руководителей, специалистов и служащих Требования к квалификации.
Высшее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело", "Стоматология", послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
Следовательно, в соответствии с указанным нормативным актом требование о наличие сертификата является не обязательным. В Вышеуказанном приказе не содержатся требований о запрете принимать на должность заместителя Главного врача и главную медицинскую сестру при отсутствии соответствующего сертификата, т.к. указанный приказ содержит альтернативные положения, позволяющие принимать на работу указанных специалистов.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ТФОМС Самарской области ссылается на то, что проверка была проведена им в полном соответствии с Положением о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утверждённым приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73.
Согласно пункту 3.3 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Самарской области на 2017 и 2018 годы, структура тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливается в соответствии с Территориальной программой ОМС Самарской области и включает расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в МО), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников МО, установленное законодательством РФ, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу".
Таким образом, по мнению заинтересованного лица, проведенной проверкой установлено, что средства ОМС в размере 2 224 073,18 рублей были направлены на заработную плату и начисления на оплату труда лицам, не соответствующим квалификационным требованиям, установленным разделом "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - Квалификационные характеристики) (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 года N 541н) и Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности) (утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291), а не на содержание Октябрьской ЦГБ, хотя и эта статья расходов входит в тариф, установленный Тарифными соглашениями в системе ОМС.
Касаемо доводов заявителя о том, что наличие сертификата специалиста не является обязательным, заинтересованное лицо указывает, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста".
В силу подпункта "в" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".
В соответствии с частью II Квалификационных характеристик, требования к квалификации главного врача (президента, директора, заведующего, управляющего, начальника) медицинской организации предъявляются следующие: высшее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело", "Стоматология", послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье" или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
Так, согласно оспариваемому заявителем акту, проверкой выявлено нарушение лицензионных требований, установленных подпунктом "в" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, а именно отсутствие дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье".
Оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статей 9 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле.
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При этом, как следует из материалов дела, ТФОМС Самарской области воспользовавшись своим правом обратился в суд в рамках настоящего дела со встречным исковым заявлением о взыскании с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Октябрьская центральная городская больница" денежные средства в сумме 2 446 480,5 рубля, из которых: 2 224 073,18 рубля - средства, перечисленные по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и использованные не по целевому назначению; 222 407,32 рубля - штраф за использование не по целевому назначению средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В обоснование заявленных требований, заявитель по встречному иску указывает, что сумма средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и использованных не по целевому назначению в размере 2 224 073,18 рубля, в 2017 и 2018 годах была использована на оплату труда главному врачу Крашенинниковой Н.Н., заместителю главного врача по медицинской части Долгову А.Ю. и главной медицинской сестре Овсянниковой Е.В.
Подробный мотивированный расчет суммы заявленных требований приведен в акте проверки и по тексту встречного искового заявления.
Согласно положений ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а также оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. При этом, доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
В силу требований статей 64 (части 1), 71 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Принимая решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств дела.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 198, 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемых ненормативных правовых актов, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на их принятие, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемый ненормативный правовой акт (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ). В свою очередь, заявитель должен доказать, что оспариваемым ненормативным правовым актом нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возложены обязанности, созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 100 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Согласно Квалификационному справочнику, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н, требованиями к квалификации по должности главного врача является наличие высшего профессионального образования по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело", "Стоматология", послевузовское профессиональное образование и (или) дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
В Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденных приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н, должность главного врача (начальника) медицинской организации отнесена к должностям медицинских работников (см. пункт 1.1 раздела 1 Номенклатуры).
Таким образом, при приеме на работу главного врача и для осуществления им медицинской деятельности наличие сертификата специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" является обязательным условием.
Крашенинникова Н.Н. была принята по решению министра здравоохранения Самарской области на должность главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Октябрьская центральная городская больница" в соответствии с распоряжением министра от 23.10.2017 N 696-л, соответствуя вышеуказанным квалификационным требованиям, за исключением наличия сертификата специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье", с ней заключен трудовой договор от 23.10.2017 N 15. Должностной оклад главному врачу установлен в размере 22400,00 рублей в месяц.
За период с 24.10.2017 по 26.04.2018 Крашенинниковой Н.Н. назначались следующие выплаты к должностному окладу:
премия по итогам работы за 4 квартал 2017 года в размере 42% от должностного оклада, пропорционально отработанному времени, выплачиваемую за счет средств учреждения, направляемых на оплату труда (распоряжение министра здравоохранения Самарской области от 19.03.2018 N 176-л);
премия по итогам работы за 1 квартал 2018 года в размере 62% от должностного оклада, пропорционально отработанному времени (распоряжение министра здравоохранения Самарской области от 04.06.2018 N 320-л);
с 24.10.2017 по 31.10.2017, с 01.11.2017 по 31.12.2017, с 01.01.2018 по 31.01.2018, с 01.02.2018 по 31.03.2018:
ежемесячная доплата за организацию приносящей доход деятельности, выплачиваемую пропорционально фактически отработанному времени, в размере 1,5% за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (распоряжения министра здравоохранения Самарской области от 25.10.2017 N 708-л, от 28.11.2017 N 800-л, от 26.01.2018 N 55-л, от 26.02.2018 N 128-л);
ежемесячная надбавка за интенсивность работы, выплачиваемая пропорционально фактически отработанному времени, в размере 110% к должностному окладу в пределах фонда оплаты труда учреждения (распоряжения министра здравоохранения Самарской области от 25.10.2017 N 709-л, от 28.11.2017 N 799-л, от 26.01.2018 N 54-л, от 26.02.2018 N 127-л);
с 01.03.2018 по 30.04.2018:
ежемесячная надбавка за интенсивность работы, выплачиваемая пропорционально фактически отработанному времени, в размере 190% к должностному окладу в пределах фонда оплаты труда учреждения (распоряжение министра здравоохранения Самарской области от 29.03.2018 N 195-л),
ежемесячная доплата за организацию приносящей доход деятельности, выплачиваемую пропорционально фактически отработанному времени, в размере 2% за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (распоряжение министра здравоохранения Самарской области от 29.03.2018 N 196-л).
Вместе с тем, контроль за использованием внебюджетных средств ОМС осуществляется в соответствии с Приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73, которым утверждено Положение о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями (далее - Положение N 73).
В соответствии с п. 17 Положения N 73 проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, включает проверку по структуре тарифа на оплату медицинской помощи, в том числе проверку осуществления расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда: правильность начисления и выплаты заработной платы в соответствии с установленными ставками, должностными окладами и фактически отработанным временем, обоснованность выплат различных надбавок и доплат за совмещение профессий и должностей и т.д. (проверяются все документы, подтверждающие обоснованность производимых выплат: штатное расписание, тарификационные списки, документы, подтверждающие квалификацию специалистов, графики работы структурных подразделений и сотрудников, приказы по личному составу, трудовые соглашения, коллективный договор, положение об оплате труда и т.д.), проверка первичных бухгалтерских документов по расходованию средств обязательного медицинского страхования на выплаты (заработная плата, премии, доплаты, поощрения, материальная помощь), уплату налогов и страховых взносов, установленных законодательством Российской Федерации. При проверке отражаются случаи расходования средств обязательного медицинского страхования на выплаты (заработная плата, премии, доплаты, поощрения, материальная помощь) лицам, не участвующим в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Следует отметить, что государственные учреждения здравоохранения начисляют и выплачивают своим сотрудникам заработную плату, составной частью которой не является какая-либо надбавка или доплата "за наличие сертификата специалиста". Нормативными правовыми актами Самарской области об оплате труда работников учреждений здравоохранения не предусмотрена доплата (надбавка) "за наличие сертификата специалиста".
При этом, как следует из материалов дела, ТФОМС Самарской области не указывает в акте проверки факты, подтверждающие неправильно произведенные учреждением начисления и выплаты заработной платы в соответствии с установленными ставками, должностными окладами и фактически отработанным временем, обоснованность выплат различных надбавок и доплат за совмещение профессий и должностей и т.д.
В акте проверки Фонд указывает, что средства на выплату заработной платы Главному врачу Крашенниковой Н.Н., заместителю Главного врача Долгову А.Ю., старшей медсестре Овсянниковой Е.В. направлены не по целевому назначению, т.к. у данных работников не было соответствующего сертификата для оказания медицинской услуги.
Так, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что сотрудники ГБУЗ, хотя временно и не имеющие сертификатов специалиста, оказывали медицинскую помощь (данный факт подтверждается, в том числе счетами, оплаченными страховыми компаниями и первично-учетными документами, представленными в ходе проверки), либо участвовали в организации медицинской помощи, то есть осуществляли трудовую деятельность.
Из положений ст. 129 ТК РФ следует, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 22 ТК РФ установлена обязанность работодателя производить выплату заработной платы в полном размере, причитающуюся работникам, в том числе в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел нарушений в действиях заявителя по выплате сотрудникам ГБУЗ заработной платы за осуществляемый ими труд, поскольку своевременная выплата заработной платы работниками является его прямой обязанностью.
По мнению суда, выводы Территориального фонда обязательного медицинского страхования основаны на неверном толковании норм права.
Как указывает заявитель, 05.10.2017 года главный врач ГБУЗ СО "Октябрьская ЦГБ" Андрианов М.Ю. погиб в результате несчастного случае. Для организации деятельности больницы, оказанию населения медицинских услуг необходимо было назначение на должность нового главного врача.
Крашенинникова Наталья Николаевна назначена на должность главного врача ГБУЗ СО "Октябрьская ЦГБ" распоряжением Министра здравоохранения Самарской области N 696-л от 23.10.2017года с должностным окладом в 22400 рублей в месяц. 23.10.2017 года с Крашенинниковой Н.Н. заключен трудовой договор, в соответствии с которым (раздел 5 договора) размер выплаты стимулирующего характера главному врачу устанавливается работодателем. Таким образом, ГБУЗ СО "Октябрьская ЦГБ" не определяла размер должностного оклада, стимулирующих выплат указанного работника.
Кроме того, в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, социалистов и служащих, утвержденных приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 года N 541н главный врач медицинской организации должен иметь высшее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело", "Стоматология", послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
Буквальное толкование слов и выражений указанных положений позволяет сделать выводы о том, что законодатель не ставит требование о наличии сертификата по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" как обязательное условие для занятия должности главного врача медицинской организации.
В должностной инструкции Главного врача ГБУЗ СО "Октябрьская ЦГБ" нет указанного требования к квалификации работника. В соответствии с Уставом ГБУЗ СО "Октябрьская ЦГБ" целью деятельности учреждения является оказание медицинских услуг населению г.о. Октябрьск.
При этом, согласно ч. 2 пункта 6 раздела I приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н, работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке лиц, назначенных на соответствующие должности.
26.04.2018 года Крашенинникова Н.Н. получила необходимый сертификат.
Таким образом, отсутствие сертификата по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" не свидетельствует о том, что Крашенинникова Н.Н. фактически не выполняла обязанности, возложенные на нее по трудовому договору. Факт выполнения ею своих должностных обязанностей и осуществление трудовой деятельности подтвержден табелем учета рабочего времени. Следовательно, начисление и выплата ей заработной платы не может рассматриваться как нецелевое расходование средств ОМС.
Долгов Алексей Юрьевич был принят на должность заместителя главного врача по медицинской части приказом N 26 от 05.03.2018года. 05.03.2018 года с ним был заключен трудовой договор. На момент приема имел высшее медицинское образование, сертификат специалиста по специальности нейрохирургия.
В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, социалистов и служащих, утвержденных приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 года N 541н заместитель главного врача по медицинской части должен иметь высшее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", послевузовское образование и (или) дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности "Скорая медицинская помощь" или "Организация здравоохранения и общественное здоровье", стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет.
Буквальное толкование слов и выражений указанных положений позволяет сделать выводы о том, что законодатель не ставит требование о наличии сертификата по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" как обязательное условие для занятия указанной должности.
Отсутствие сертификата по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье", несвоевременное прохождение обучения не свидетельствует о том, что Долгов А.Ю. фактически не выполнял обязанности, возложенные на него по трудовому договору. Факт выполнения им своих должностных обязательств и осуществления трудовой деятельности подтверждается табелем учета рабочего времени, а, следовательно, начисление и выплата ему заработной платы не может рассматриваться как нецелевое расходование средств ОМС.
Овсянникова Елена Владимировна была принята на должность главной медицинской сестры приказом N 0000176 от 14.06.2017 года. 14.06.2017 года с ней был заключен трудовой договор. На момент приема она имела средне-специальное медицинское образование. Отсутствие сертификата по специальности "Организация сестринского дела", несвоевременное прохождение обучения не свидетельствует о том, что Овсянникова Е.В. фактически не выполняла обязанности, возложенные на нее по трудовому договору. Факт выполнения ею своих должностных обязанностей и осуществление трудовой деятельности подтвержден табелем учета рабочего времени. Следовательно, начисление и выплата ей заработной платы не может рассматриваться как нецелевое расходование средств ОМС.
07.12.2018 года Овсянникова Е.В. прошла обучение на получение необходимого сертификата.
Как следует из материалов дела, средства ОМС направлялись больницей в соответствии с бюджетной росписью, утвержденной на 2017 год, по соответствующему разделу (09), подразделу (02),КВСР 708, виду расходов (111,119), наименованию и коду статей операций сектора государственного управления (КОСГУ) (211) "Заработная плата" и КОСГУ (213) "Начисление на выплаты по оплате труда").
Вышеприведенные выплаты, произведенные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, формируют фонд оплаты труда Учреждения.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", нецелевым использованием бюджетных средств согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В п.3.3 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Самарской области от 13.01.2017 года, п.3.3 Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования самарской области от 25.12..2017 года указаны цели, на которые могут быть направлены средства ОМС.
В указанных пунктах Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Самарской области указана заработная плата.
Средства ОМС, заявленные ответчиком ко взысканию по встречному иску, были направлены на заработную плату, что подтверждается Планом финансово-хозяйственной деятельности на 2017 год и показателями по поступлениям и выплатам за 2017 год, отчетом за 2017 год, Планом финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год и показателями по поступлениям и выплатам за 2018 год, отчетом за 2018 год.
Заработная плата Главному врачу Крашенинниковой Н.Н., начмеду Долгову А.Ю., старшей медсестре Овсянниковой Е.В. выплачивалась в соответствии с табелем учета рабочего времени, Положением об оплате труда и коллективным договором на основании трудового договора.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что средства ОМС, полученные Учреждением были израсходованы по их целевому назначению: по статье 210 "Оплата труда и начисления на выплаты по оплате указанным работникам и на выплаты стимулирующего характера, что подтверждается актом проверки ТФОМС, справкой больницы.
Кроме того, в соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ N 99) "медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") является лицензируемым видом деятельности.
Подпунктами "в" и "г" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 (далее - Положение N 291) предусмотрено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, является, в том числе, наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности:
высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста;
дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье";
стажа работы по специальности не менее пяти лет.
Следовательно, в ч. 1 п.п. "в" п. 4 Положения N 291 перечислены три должности, для которых необходимо получение высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения:
а) руководитель медицинской организации;
б) заместители руководителя медицинской организации, ответственные за осуществление медицинской деятельности;
в) руководитель структурного подразделения иной организации, ответственный за осуществление медицинской деятельности.
Следовательно, и заместитель главного врача больницы по медицинской деятельности должен иметь сертификат специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье".
В соответствии с п. 6 Положения N 291 осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет ответственность, установленную законодательством РФ. При этом, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и п.п. "а", "б" и "в (1)" п. 5 указанного положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 ФЗ N 99.
Таким образом, факт отсутствия сертификата специалиста влечет привлечение к ответственности в соответствии с КоАП РФ, в рамках лицензионного контроля, осуществляемого Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, но не является основанием для признания вышеуказанных выплат нецелевым расходованием средств ОМС.
Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.01.2013 г. по делу N А27-101/2012, постановлении арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.05.2013 г. N А26-7206/2012, постановлении федерального арбитражного суда Восточно - сибирского округа от 21.05.2013 г. по делу N А74-4717/2012, определении Верховного Суда РФ от 06.04.2018 г. N35-ПЭК18, определении Верховного суда РФ от 04.10.2017 г. N303-эс17-9696, определении Верховного суда РФ от 27.09.2017 г. N304-КГ17-12996.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному, обоснованному выводу об удовлетворении требований Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Октябрьская центральная городская больница" о признании акта проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Самарской области "Октябрьская центральная городская больница" от 04.12.2018 Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области недействительным.
Таким образом, принимая во внимание признание судом вышеуказанного акта проверки, явившегося основанием заявленных встречных требований, недействительным, встречное исковое заявление ТФОМС удовлетворению не подлежит.
В апелляционной жалобе Фонд указывает, что средства на выплату заработной платы главному врачу, заместителю главного врача и старшей медицинской сестре направлены не по целевому назначению, т.к. у данных работников не было соответствующего сертификата для оказания медицинской услуги.
Суд апелляционной инстанции считает данные доводы апелляционной жалобы необоснованными, не основанными на требованиях законодательства и фактических обстоятельств дела. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отсутствие сертификатов не свидетельствует о нецелевом использовании средств ОМС. Работники были приняты на работу в установленном законом порядке, выполняли работу в соответствии с должностной инструкцией, возложенные трудовым договором.
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что требование Фонда о необходимости наличия у соответствующих специалистов медицинского сертификата может иметь правовое значение только при решении вопроса о соблюдении Учреждением требований лицензионного законодательства, установленных Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. N 30. Проверка указанных требований не входит в компетенцию ТФОМС. Само по себе нарушение лицензионных требований и условий, без установления нарушения условий расходования бюджетных средств, установленных ст. 289 Налогового кодекса РФ, не является основанием для признания расходования бюджетных средств нецелевым.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 октября 2019 года по делу N А55-3872/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-3872/2019
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохрания Самарской области "Октябрьская центральная городская больница"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Самарской области, Федеральная служба безопасности Управление по Самарской области отдел в г.Сызрани