г. Тула |
|
26 декабря 2019 г. |
Дело N А62-7963/2019 |
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мордасова Е.В., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску на решение Арбитражного суда Смоленской области от 12.11.2019 по делу N А62-7963/2019 (судья Ерохин А.М.), принятое в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вейчай-Рус Трейдинвест" (г. Смоленск, ОГРН 1126733004199, ИНН 6732052992) к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску (г. Смоленск, ОГРН 1106731005260, ИНН 6732000017) об отмене постановления от 25.07.2019 N 67321918219569500004,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вейчай-Рус Трейдинвест" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску (далее - инспекция) об отмене постановления от 25.07.2019 N 67321918219569500004.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 12.11.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, инспекция обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции указывает, что обществом представлены в инспекцию банковские документы, заверенные нотариусом Республики Беларусь, что является нарушением требований п. 7 Правил представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В силу ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с п. 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными ст. 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, инспекцией при проведении проверочного мероприятия в части соблюдения валютного законодательства по вопросу представления подтверждающих банковских документов к отчетам о движении средств по счетам в банке за пределами территории РФ за 2 квартал 2017 года установлено нарушение валютного законодательства, предусмотренного ч. 5 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Общество является резидентом РФ и имеет расчетные счета за пределами территории РФ, в связи с чем обязано было представить в инспекцию отчеты о движении средств, с подтверждающими банковскими документами в виде копий, нотариально заверенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации по счетам, открытым в ОАО "ПРИОРБАНК" (Республика Беларусь).
В нарушение п. 7 Правил представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819, общество представило в инспекцию отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банке за пределами территории РФ с копиями подтверждающих банковских документов, нотариально заверенных нотариусами Республики Беларусь в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.
По результатам проверки инспекцией 01.07.2019 составлен акт N 673220190018004.
Представителю общества 15.07.2019 вручено уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Инспекцией 16.07.2019 в отсутствии представителя общества составлен протокол об административном правонарушении 1658/67321918219944000002 за нарушение валютного законодательства, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Определение инспекции N 67321918219569500003 от 16.07.2019 о рассмотрении дела об административном правонарушении N 673220190018/2-Ю получено представителем общества нарочно.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 25.07.2019 инспекцией в присутствии представителя общества вынесено постановление о назначении административного наказания N 67321918219569500004 по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, которым общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб. Постановление получено представителем общества по доверенности 30.07.2019.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с заявлением о его отмене.
Удовлетворяя требование общества, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Частью 6 ст. 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Часть 6 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает ответственность юридических лиц в виде штрафа от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов.
Объектом данных правонарушений являются общественные отношения, возникающие в сфере валютного регулирования и валютного контроля, в частности, при осуществлении резидентами валютных операций.
Объективная сторона правонарушения выражается в действиях (бездействии), повлекших несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Общество, являясь юридическим лицом, относится к числу субъектов данного правонарушения.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом.
По общему правилу, резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 12 Закона N 173-ФЗ)
В соответствии с ч. 7 ст. 12 Закона N 173-ФЗ резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 "Об утверждении правил представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации" (далее - Правила N 819) устанавливают порядок представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам по месту своего учета (далее - налоговый орган) отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - отчеты).
Юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала (п. 4 Правил N 819).
Подтверждающие банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Таким образом, с учетом предусмотренных требований, в том числе, предъявляемых к оформлению подтверждающих банковских документов, нарушением порядка представления резидентом отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами будет являться, в частности, представление подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом.
Статьей 25 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ч. 1 ст. 109 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1, содержится положение, воспроизводящее правило ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации о том, что, если международным договором РФ установлены иные правила о нотариальных действиях, чем те, которые предусмотрены законодательными актами РФ, при совершении нотариальных действий применяются правила международного договора.
Как Республика Беларусь, так и Российская Федерация, являются участниками двух международных Конвенций, - одной, заключенной 05.10.1961 в г. Гааге (Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов), и второй, заключенной 22.01.1993 в г. Минске ("О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, уголовным и семейным делам Государств-членов СНГ").
Согласно нормам п. "с" ст. 1 Конвенции от 05.10.1961, под официальными документами понимаются, в том числе, нотариальные акты. Согласно п. 3 Конвенции от 05.10.1961, единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
Однако выполнение данной функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.
Статья 13 Конвенции от 22.01.1993 предусматривает, что документы, которые на территории одной из стран СНГ - участников Конвенции изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других стран СНГ - участников Конвенции от 22.01.1993 без какого-либо специального удостоверения. Кроме того, документы, которые на территории одной из стран СНГ - участников Конвенции рассматриваются как официальные, пользуются на территориях других стран СНГ - участников Конвенции от 22.01.1993 доказательной силой официальных документов.
Положения Конвенции от 22.01.1993 не предусматривают требования проставления апостиля на каких-либо документах, являющихся официальными.
Следовательно, у общества отсутствовала правовая обязанность нотариально свидетельствовать копии подтверждающих банковских документов именно у нотариуса РФ.
Исходя из определения вины юридических лиц, изложенного в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела установлено представление обществом 28.07.2017 отчета о движении денежных средств по счету N BY49PJCB30210285811000000933 по итогам 2 квартала 2017 года с приложением подтверждающих документов - копии банковской выписки о движении денежных средств по данному счету, заверенной нотариусом Республики Беларусь, который должен в соответствии с Конвенцией приниматься на территории Российской Федерации без какого-либо специального удостоверения.
Согласно положениям ст. 65, 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Доказательства вины в совершении правонарушения являются необходимым условием для привлечения лица к административной ответственности, поэтому в отсутствие таких доказательств нельзя признать законным оспариваемое постановление инспекции.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что инспекцией не установлена вина общества во вменяемом ему правонарушении, отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения в действиях общества, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и основанием для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по указанным доводам не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 12.11.2019 по делу N А62-7963/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-7963/2019
Истец: ООО "ВЕЙЧАЙ-РУС ТРЕЙДИНВЕСТ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СМОЛЕНСКУ