город Омск |
|
28 октября 2019 г. |
Дело N А81-5901/2019 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кливера Е.П.,
рассмотрев в порядке упрощённого производства апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12618/2019) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лабытнанги и Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа (Межрайонное) (далее - Управление, заявитель, Пенсионный фонд) на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.08.2019 по делу N А81-5901/2019 (судья Беспалов М.Б.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лабытнанги и Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа (Межрайонное) (ИНН 8902009214, ОГРН 1028900557355) к обществу с ограниченной ответственностью "НПО АрктикПромИзыскания" (ИНН 7202123625, ОГРН 1047200567127) (далее - ООО "НПО АрктикПромИзыскания", Общество, заинтересованное лицо, страхователь) о взыскании финансовых санкций на основании абзаца третьего статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в размере 2 500 руб. за октябрь и ноябрь 2018 года,
апелляционная жалоба рассмотрена без вызова представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лабытнанги и Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа (Межрайонное) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "НПО АрктикПромИзыскания" о взыскании финансовых санкций на основании абзаца третьего статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) в размере 2 500 руб. за октябрь и ноябрь 2018 года.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.08.2019 в удовлетворении требования Управления отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае страхователь самостоятельно исправил допущенные в сведениях ошибки до выявления их Управлением, следовательно, основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, отсутствуют.
Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.08.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, её податель настаивает на том, что страхователь не уточнял и не исправлял ранее представленные сведения, а впервые представил сведения за два отчетных периода (октябрь и ноябрь 2018 года) о трёх застрахованных лицах (Хуснутдинов К.Т., Пинигин Е.Ю., Анкушев В.К.), в связи с чем первоначально представленные сведения о застрахованных лицах являются неполными, и, как следствие, заинтересованное лицо подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в размере 2 500 руб.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу Обществом в материалы дела не представлен.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьёй 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, содержащимися в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без вызова лиц, участвующих в деле, и без проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Пенсионным фондом проведена проверка представленных заинтересованным лицом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М с типом "дополняющая", в ходе которой установлено следующее.
Обществом форма СЗВ-М с типом сведений "исходная" за октябрь 2018 года представлена в Пенсионный фонд 09.11.2018, за ноябрь 2018 года - 11.12.2018.
Страхователем 21.12.2018 и 26.12.2018 в Управление представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за октябрь 2018 года в отношении 3 застрахованных лиц, что подтверждается протоколами проверки электронного документа.
Пенсионным фондом установлено, что вышеуказанные сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" представлены Обществом впервые.
Страхователем также 26.12.2018 и 15.01.2019 представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за ноябрь 2018 года в отношении 2 застрахованных лиц, что подтверждается протоколом проверки электронного документа.
Пенсионным фондом установлено, что сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за ноябрь 2018 года в отношении 2 застрахованных лиц представлены впервые.
В связи с этим, Пенсионный фонд пришел к выводу о том, что сведения за октябрь, ноябрь 2018 года по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" представлены заинтересованным лицом несвоевременно.
По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением вынесены решения от 05.02.2019 N N 030S19190000485, 030S19190000488, 030S19190000487, 030S19190000489 и от 01.03.2019 N 030S19190000799, которыми страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в виде штрафа в общем размере 2 500 руб.
Требованиями от 01.03.2019 N N 030S01190001391, 030S01190001393, 030S01190001392, 030S01190001394, от 28.03.2019 N 030S01190001775, направленными в адрес страхователя, Обществу предложено уплатить вышеуказанную сумму штрафов.
Неисполнение заинтересованным лицом требований об уплате финансовых санкций в добровольном порядке послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
09.08.2019 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно статье 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.
В статьях 5 и 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ установлено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию - лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ Общество является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п (далее - Постановление от 01.02.2016 N 83п) утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", в поле "Тип формы" которой предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" ("исходная форма") указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" ("дополняющая форма") указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в Пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" ("отменяющая форма") указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
С учетом изложенного, сведения по форме СЗВ-М о застрахованных лицах за отчетный месяц - октябрь 2018 года предоставляются страхователями не позднее 15.11.2018, а за ноябрь 2018 года - не позднее 15.12.2018.
В свою очередь, из материалов дела усматривается, что за октябрь 2018 года дополняющая форма, содержащая, помимо указанных в исходной форме застрахованных лиц, информацию ещё о трёх работниках, сведения о которых отсутствовали в исходной форме, сдана страхователем 21.12.2018 и 26.12.2018.
За ноябрь 2018 года Обществом представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" в отношении 2 застрахованных лиц, сведения о которых отсутствовали в исходной форме, 26.12.2018 и 15.01.2019.
При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что страхователь не уточнял и не исправлял ранее представленные сведения, а впервые представил сведения за два отчетных периода о трёх застрахованных лицах (Хуснутдинов К.Т., Пинигин Е.Ю., Анкушев В.К.), в связи с чем первоначально представленные сведения о застрахованных лицах являются неполными, и, как следствие, заинтересованное лицо подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в размере 2 500 руб., отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Так, в силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу N А73-910/2017, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, Общество реализует свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к Обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО "Папирус", ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и ООО "Коммерческая компания "Балис" при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Из содержания вышеизложенных разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации следует, что при наличии обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению недочетов в предоставленных сведениях в установленный срок, лицо не подлежит привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
То есть первоначально представленные страхователем в установленный срок сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки и исправленные впоследствии самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, не могут быть расценены как недостоверные или неполные.
Из материалов дела следует, что Обществом в связи с самостоятельным выявлением ошибки в поданных сведениях за октябрь и ноябрь 2018 года 21.12.2018, 26.12.2018 и 15.01.2019 направлены сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" на трёх застрахованных лиц.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что Пенсионный фонд выявил обозначенный выше факт предоставления должником неполных сведений за октябрь и ноябрь 2018 года не при первоначальном представлении формы СЗВ-М, а только после направления Обществом формы СЗВ-М "дополняющей", что позволяет прийти к выводу о том, что страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения до момента обнаружения (выявления) такой ошибки Управлением.
Пенсионным фондом указанное обстоятельство по существу не оспорено, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что страхователь самостоятельно устранил допущенные ошибки до выявления их Пенсионным фондом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения к Обществу санкций, предусмотренных абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования Управления о взыскании с Общества финансовых санкций на основании абзаца третьего статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в размере 2 500 руб. за октябрь и ноябрь 2018 года.
По мнению суда апелляционной инстанции, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установлены судом первой инстанции на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное выше, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не рассматривался, так как Пенсионный фонд освобожден от её уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.08.2019 по делу N А81-5901/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-5901/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Лабытнанги и Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округамежрайонное
Ответчик: ООО "НПО АрктикПромИзыскания"