г. Воронеж |
|
8 апреля 2024 г. |
Дело N А14-3375/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 апреля 2024 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Кораблевой Г.Н., |
судей |
Поротикова А.И., Дудариковой О.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зверевой М.А.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сушкова Николая Ивановича: Баранниковой Н.В., представителя по доверенности N 36АВ3874556 от 07.12.2022;
от администрации Эртильского муниципального района Воронежской области: Продан А.С., представителя по доверенности N 31-12/19 от 05.03.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сушкова Николая Ивановича на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.05.2023 по делу N А14-3375/2023
по иску индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сушкова Николая Ивановича (ОГРНИП 306360131700026, ИНН 363200001839) к администрации Эртильского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1023600508249, ИНН 3632002086) о возложении обязанности заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Сушков Николай Иванович (далее - ИП глава К(Ф)Х Сушков Н.И., истец) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с иском к администрации Эртильского муниципального района Воронежской области (далее - ответчик) о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельных участков, изложив пункты 2.1 договоров в следующей редакции: "Цена участка составляет 317 800 руб."; "Цена участка составляет 1 836 000 руб."; "Цена участка составляет 1 097 000 руб."; "Цена участка составляет 1 964 000 руб.".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.05.2023 по делу N А14-3375/2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП глава К(Ф)Х Сушков Н.И. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылался на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Воронежской области от 30.05.2023 по делу N А14-3375/2023, в связи с чем просил его отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что рыночную стоимость спорных земельных участков следует определять в размере не выше их кадастровой стоимости, действующей на дату подачи заявления о выкупе земельных участков вне зависимости от даты получения такого заявления уполномоченным органом.
Администрацией Эртильского муниципального района Воронежской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, из которого следует, что ответчик считает обжалуемое решение законным и обоснованным, с выводами суда, изложенными в решении, их фактическим и правовым обоснованием согласен.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали доводы, изложенные в жалобе и отзыве.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Судебная коллегия, исследовав представленные в материалы дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав объяснения представителей сторон, приходит к выводу о том, что имеются основания для отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 30.05.2023 по делу N А14-3375/2023 и урегулирования разногласий сторон, возникших при заключении договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 36:32:6400013:20, 36:32:6400013:19, 36:32:6400013:18, 36:32:6400013:9. Суд при этом исходит из следующего.
Из материалов дела следует, что 07.12.2015 администрацией Ячейского сельского поселения Эртильского муниципального района Воронежской области (арендодатель) и Сушковым Н.И. (арендатор) был заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения N 1.
Согласно пункту 1.1 договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 07.12.2015 N 1 арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды (предыдущий договор аренды от 24.03.2009 N 16) земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 430 000 кв. м, имеющий местоположение: Воронежская область, Эртильский район, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала 36:32:640001, муниципальное образование - Ячейское сельское поселение, с кадастровым номером 36:32:6400013:20.
Договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 07.12.2015 N 1 согласно пункту 1.6 заключен сроком на 49 лет с 07.12.2015 по 07.12.2064.
В материалы дела представлена копия акта приема-передачи к договору аренды земель сельскохозяйственного назначения от 07.12.2015 N 1.
07.12.2015 администрацией Ячейского сельского поселения Эртильского муниципального района Воронежской области (арендодатель) и Сушковым Н.И. (арендатор) также был заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения N 2.
В соответствии с пунктом 1.1 договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 07.12.2015 N 2 арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды (предыдущий договор аренды от 24.03.2009 N 17) земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 770 000 кв. м, имеющий местоположение: Воронежская область, Эртильский район, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 36:32:6400013, муниципальное образование - Ячейское сельское поселение, с кадастровым номером 36:32:6400013:19.
Договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 07.12.2015 N 2 согласно пункту 1.6 заключен сроком на 49 лет с 07.12.2015 по 07.12.2064.
В материалы дела представлена копия акта приема-передачи к договору аренды земель сельскохозяйственного назначения от 07.12.2015 N 2.
07.12.2015 администрацией Ячейского сельского поселения Эртильского муниципального района Воронежской области (арендодатель) и Сушковым Н.И. (арендатор) также был заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения N 3.
Согласно пункту 1.1 договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 07.12.2015 N 3 арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды (предыдущий договор аренды от 24.03.2009 N 18) земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 720 000 кв. м, имеющий местоположение: Воронежская область, Эртильский район, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 36:32:6400013, муниципальное образование - Ячейское сельское поселение, с кадастровым номером 36:32:6400013:18.
Договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 07.12.2015 N 3 согласно пункту 1.6 заключен сроком на 49 лет с 07.12.2015 по 07.12.2064.
В материалы дела представлена копия акта приема-передачи к договору аренды земель сельскохозяйственного назначения от 07.12.2015 N 3.
07.12.2015 администрацией Ячейского сельского поселения Эртильского муниципального района Воронежской области (арендодатель) и Сушковым Н.И. (арендатор) также был заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения N 4.
Согласно пункту 1.1 договора аренды земель сельскохозяйственного назначения от 07.12.2015 N 4 арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды (предыдущий договор аренды от 24.03.2009 N 17) земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 1 370 000 кв. м, имеющий местоположение: Воронежская область, Эртильский район, земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 36:32:6400013, муниципальное образование - Ячейское сельское поселение, с кадастровым номером 36:32:6400013:9.
Договор аренды земель сельскохозяйственного назначения от 07.12.2015 N 4 согласно пункту 1.6 заключен сроком на 49 лет с 07.12.2015 по 07.12.2064.
В материалы дела представлена копия акта приема-передачи к договору аренды земель сельскохозяйственного назначения N 4.
30.12.2022 ИП глава К(Ф)Х Сушков Н.И. по почте направил в адрес администрации Эртильского муниципального района Воронежской области заявление о выкупе земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, с кадастровыми номерами 36:32:6400013:9, 36:32:6400013:18, 36:32:6400013:19, 36:32:6400013:20 (идентификатор отправления 39403040881110).
Указанное отправление прибыло в место вручения 03.01.2023 и было получено адресатом 10.01.2023.
В ответ на указанное заявление администрацией Эртильского муниципального района Воронежской области были подготовлены проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 36:32:6400013:9, 36:32:6400013:18, 36:32:6400013:19, 36:32:6400013:20.
Согласно пунктам 2.1 предлагаемых к заключению договоров цена земельного участка с кадастровым номером 36:32:6400013:9 составила 7 412 000 руб., цена земельного участка с кадастровым номером 36:32:6400013:18 - 3 895 000 руб., цена земельного участка с кадастровым номером 36:32:6400013:19 - 4 166 000 руб., цена земельного участка с кадастровым номером 36:32:6400013:20 - 2 326 000 руб.
Указанная цена была определена на основании отчетов об оценке, подготовленных обществом с ограниченной ответственностью Консалтинговая компания "Воронеж-Кадастр".
Не согласившись с предложенной ответчиком ценой выкупа спорных земельных участков, ИП глава К(Ф)Х Сушков Н.И. направил в адрес администрации Эртильского муниципального района Воронежской области протоколы разногласий к договорам купли-продажи земельных участков, предложив установить выкупную цену в размере кадастровой стоимости земельных участков, действовавшей на момент направления заявления о выкупе, то есть на 30.12.2022.
Согласно представленным истцом в материалы дела сведениям кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:32:6400013:9 до 31.12.2022 составляла 3 178 000 руб., 1 836 000 руб. для земельного участка с кадастровым номером 36:32:6400013:18 до 31.12.2022, 1 964 000 руб. для земельного участка с кадастровым номером 36:32:6400013:19 до 31.12.2022, 1 097 000 руб. для земельного участка с кадастровым номером 36:32:6400013:20 до 31.12.2022, 11 603 900 руб. для земельного участка с кадастровым номером 36:32:6400013:9 с 01.01.2023, 6 098 400 руб. для земельного участка с кадастровым номером 36:32:6400013:18 с 01.01.2023, 6 521 900 руб. для земельного участка с кадастровым номером 36:32:6400013:19 с 01.01.2023, 3 642 100 руб. для земельного участка с кадастровым номером 36:32:6400013:20 с 01.01.2023.
В ответ на возражения истца администрация сообщила об отсутствии оснований для подписания протоколов разногласий к договорам купли-продажи земельных участков.
Ссылаясь на возникновение разногласий при заключении договоров купли-продажи земельных участков, ИП глава К(Ф)Х Сушков Н.И. обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение по настоящему делу, арбитражный суд области руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Как указано в подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
По смыслу положений статьи 39.17 ЗК РФ для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов, заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка (пункт 3 статьи 39.17 ЗК РФ).
Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления (пункт 4 статьи 39.17 ЗК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий, в частности осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.
Установив, факт владения и пользования истцом на правах аренды земельными участками с кадастровыми номерами 36:32:6400013:9, 36:32:6400013:18, 36:32:6400013:19 и 36:32:6400013:20 более трех лет на основании договоров аренды земель сельскохозяйственного назначения от 07.12.2015 N 1, 2, 3, 4, сроки действия которых не истекли, арбитражный суд области пришел к выводу о наличии у ИП главы К(Ф)Х Сушкова Н.И. права на приобретение спорных земельных участков в собственность без проведения торгов.
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 19.12.2016 N 2079 утверждены Правила определения земли при продаже земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил в редакции, действовавшей на момент направления истцом и получения ответчиком заявления о выкупе земельных участков, цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 - 6 настоящих Правил.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что цена земельного участка, находящегося в собственности Воронежской области или государственная собственность на который не разграничена, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства и приобретенного гражданином или юридическим лицом на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ либо предназначенного для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности и приобретенного гражданином или крестьянским (фермерским) хозяйством на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, устанавливается в размере рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, определенной в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 29.12.2022 N 3616 внесены изменения в приказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 19.12.2016 N 2079 "Об утверждении Правил определения цены земли при продаже земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов".
Согласно приказу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 29.12.2022 N 3616 цена земельного участка, находящегося в собственности Воронежской области или государственная собственность на который не разграничена, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства и приобретенного гражданином или юридическим лицом на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ либо предназначенного для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности и приобретенного гражданином или крестьянским (фермерским) хозяйством на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
Как установлено судом первой инстанции, приведенные изменения вступили в законную силу 23.01.2023 и не подлежат применению в рассматриваемом случае.
В целях определения надлежащей цены выкупаемых земельных участков администрацией было организовано проведение их оценки и подготовлены проекты договоров купли-продажи земельных участков с установлением цены выкупа в размере их рыночной стоимости на основании отчетов оценщика. Определенная оценщиком и установленная в проектах договоров купли-продажи цена земельных участков не превышает кадастровую стоимость спорных земельных участков, установленную с 01.01.2023.
Руководствуясь отраженными в отчетах оценщиков сведениями о рыночной стоимости выкупаемых земельных участков по состоянию на 31.01.2023, которая ниже кадастровой стоимости, действующей с 01.01.2023 и которая была указана в направленных истцу проектах договоров купли-продажи, отклонив утверждение истца о том, что цена земельных участков не должна превышать их кадастровую стоимость, действовавшую по состоянию на дату направления заявления о выкупе земельных участков 30.12.2022, арбитражный суд области признал необоснованным требование о возложении на ответчика обязанности заключить договоры купли-продажи земельных участков с определением их цены исходя из кадастровой стоимости участков на дату направления заявления о выкупе.
Вместе с тем в силу пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" на рассмотрение суда могут быть переданы разногласия, возникшие в ходе заключения договора, при наличии обязанности заключить договор или соглашения сторон о передаче разногласий на рассмотрение суда. Такой спор подлежит рассмотрению в том же порядке, что и спор о понуждении к заключению договора (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
В статье 446 ГК РФ закреплено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Толкование статьи 446 ГК РФ и статьи 173 АПК РФ указывает, что при рассмотрении разногласий судом такой договор для сторон считается заключенным с момента вступления судебного акта в законную силу с учетом выводов суда по каждому спорному условию, отраженному в резолютивной части решения.
Таким образом, разрешение судом преддоговорного спора по существу сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Разрешая спор об урегулировании возникших при заключении договора разногласий, арбитражный суд в силу названных норм должен оценить законность и обоснованность редакций, предложенных обеими сторонами, а также определить в решении и отразить в резолютивной части редакцию принятого судом условия договора. Редакция условий договора, определенная судом, регулирует отношения сторон.
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", при принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 ГК РФ). При этом дополнительных действий сторон (подписание двустороннего документа, обмен документами, содержащими оферту и ее акцепт, и т.п.) не требуется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4 статьи 421 ГК РФ).
Сторонами не оспаривается, что в настоящем деле подлежит применению пункт 4 приказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 19.12.2016 N 2079 "Об утверждении Правил определения цены земли при продаже земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов" в редакции, действовавшей до 23.01.2023, согласно которому цена земельного участка, находящегося в собственности Воронежской области или государственная собственность на который не разграничена, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства и приобретенного гражданином или юридическим лицом на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ либо предназначенного для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности и приобретенного гражданином или крестьянским (фермерским) хозяйством на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, устанавливается в размере рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, определенной в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2023 в целях определения рыночной стоимости выкупаемых земельных участков по состоянию на 30.12.2022 и на 10.01.2023 была назначена экспертиза, производство которой поручено эксперту федерального бюджетного учреждения - Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации Герасименко Валерии Викторовне.
Как следует из заключения эксперта от 15.02.2024 N 7506/6-3-23, при ответе на поставленные вопросы эксперт пришел к выводу о том, что рыночная стоимость на указанные даты земельного участка с кадастровым номером 36:32:6400013:9 площадью 1 370 000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, имеющего местоположение: Воронежская область, Эртильский район, с. Ячейка, участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 36:32:6400013, составляет 6 685 600 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:32:6400013:18 площадью 720 000 кв. м, из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, имеющего местоположение: Воронежская область, Эртильский район, участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 36:32:6400013, составляет 4 197 600 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:32:6400013:19 площадью 770 000 кв. м, из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, имеющего местоположение: Воронежская область, Эртильский район, с/п Ячейское сельское поселение, к/з "Калинина" ЗАО "Русское поле", участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 36:32:6400013, составляет 4 450 600 руб.; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:32:6400013:20 площадью 430 000 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, имеющего местоположение: Воронежская область, Эртильский район с/п Ячейское, участок расположен в восточной части кадастрового квартала 36:32:6400013, составляет 2 352 100 руб.
Поскольку заключение эксперта соответствуют требованиям статей 82, 83, 86 АПК РФ, в заключении отражены предусмотренные частью 2 статьи 86 АПК РФ сведения, заключение эксперта основано на материалах дела, является ясным, понятными, полным, эксперт дал ответы на поставленные перед ним вопросы, оснований сомневаться в правильности выводов, а также оснований для назначения повторной либо дополнительной экспертизы у суда не имеется.
Таким образом, заключение эксперта исследовано арбитражным апелляционным судом и признано надлежащим доказательством, оценивается арбитражным судом наряду с другими представленными сторонами доказательствами (статьи 64, 71, часть 3 статьи 86 АПК РФ).
Предметом разногласий сторон является дата, на которую следует определять рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 36:32:6400013:9, 36:32:6400013:18, 36:32:6400013:19, которая не может превышать их кадастровую стоимость (30.12.2022 - дата направления заявления о выкупе или 10.01.2023 - дата поступления в администрацию данного заявления).
В обоснование исковых требований ИП глава К(Ф)Х Сушков Н.И. ссылался то, что должна применяться во внимание рыночная стоимость земельных участков и соответственно их кадастровая стоимость по состоянию на дату направления истцом заявления в выкупе земельных участков (30.12.2022). Истец указывает, что на указанную дату действовала кадастровая стоимость спорных земельных участков, установленная решением Воронежского областного суда от 26.04.2021, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:32:6400013:9 составила 3 178 000 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:32:6400013:18 - 1 836 000 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:32:6400013:19 - 1 964 000 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 36:32:6400013:20 составила 1 097 000 руб.
Однако приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 18.10.2022 N 2631, вступившим в силу с 28.10.2022, утверждены результаты определения кадастровой стоимости в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости земельных участков на территории Воронежской области по состоянию на 01.01.2022, установленная кадастровая стоимость применяется с 01.01.2023.
С 01.01.2023 новая кадастровая стоимость спорных земельных участков составляет: земельного участка с кадастровым номером 36:32:6400013:9 - 11 603 900 руб., земельного участка с кадастровым номером 36:32:6400013:18 - 6 098 400 руб., земельного участка с кадастровым номером 36:32:6400013:19 - 6 521 900 руб., земельного участка с кадастровым номером 36:32:6400013:20 - 3 642 100 руб.
Заявитель апелляционной жалобы обращает внимание на то, что письмо ИП главы К(Ф)Х Сушкова Н.И. от 30.12.2022 поступило в администрацию Эртильского муниципального района Воронежской области 10.01.2023.
В поступивших в суд апелляционной инстанции 11.03.2024 дополнениях истец выразил согласие с выводами эксперта, изложенными в заключении от 15.02.2024 N 7506/6-3-23, однако полагал, что в связи с установлением рыночной стоимости спорных земельных участков выше кадастровой стоимости, действующей на момент направления 30.12.2022 заявления о выкупе земельных участков, цена земельных участков с кадастровыми номерами 36:32:6400013:9, 36:32:6400013:18, 36:32:6400013:19, 36:32:6400013:20 подлежит определению в размере их кадастровой стоимости, действующей до утверждения результатов определения кадастровой стоимости в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости земельных участков на территории Воронежской области и применяемой с 01.01.2023.
Отклоняя правовую позицию истца, суд апелляционной инстанции при урегулировании разногласий сторон в части цены земельных участков применяет определенную в заключении эксперта от 15.02.2024 N 7506/6-3-23 рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 36:32:6400013:9, 36:32:6400013:18, 36:32:6400013:19, 36:32:6400013:20 как не превышающую их кадастровую стоимость, применяемую с 01.01.2023, то есть на дату получения ответчиком заявления истца о выкупе спорных земельных участков по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и принимает одно из указанных в данной статье решений.
Заявление о выкупе земельного участка является основанием для начала процедуры оформления его купли-продажи. Обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащего все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи лицом в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона, ограничена сроками для принятия решения соответствующим органом, и не связана с моментом заключения договора купли-продажи, в связи с чем выкупную цену земельных участков, зависящую в настоящем споре от их кадастровой стоимости, следует определять по состоянию на дату получения ответчиком от истца заявления о реализации им права на приобретение арендуемого земельного участка без торгов.
Аналогичный подход изложен в пункте 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, в силу которого цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на нем строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения с заявлением о выкупе в уполномоченный орган.
На дату получения ответчиком (10.01.2023) заявления истца от 30.12.2022 о выкупе земельных участков с кадастровыми номерами 36:32:6400013:9, 36:32:6400013:18, 36:32:6400013:19, 36:32:6400013:20 кадастровая стоимость указанных земельных участков составляла 11 603 900 руб., 6 098 400 руб., 6 521 900 руб., 3 642 100 руб., и определенная в заключении эксперта от 15.02.2024 N 7506/6-3-23 рыночная стоимость этих участков не превышала их кадастровую стоимость.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.05.2023 по делу N А14-3375/2023 следует отменить и принять новый судебный акт об урегулировании разногласий, возникших между ИП главой К(Ф)Х Сушковым Н.И. и администрацией Эртильского муниципального района Воронежской области при заключении договоров купли-продажи земельных участков, изложив пункты 2.1 договоров в следующей редакции: "Цена участка с кадастровым номером 36:32:6400013:20 составляет 2 352 100 руб."; "Цена участка с кадастровым номером 36:32:6400013:19 составляет 4 450 600 руб."; "Цена участка с кадастровым номером 36:32:6400013:18 составляет 4 197 600 руб."; "Цена участка с кадастровым номером 36:32:6400013:9 составляет 6 685 600 руб.".
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) государственная пошлина за рассмотрение настоящего искового заявления неимущественного характера составляет 6 000 руб.
В соответствии с подпунктами 4, 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 3 000 руб.
Исковые требования в рамках настоящего спора носили неимущественный характер, при разрешении которого положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении судебных издержек не подлежат применению (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела").
В то же проанализировав содержание условий пунктов, по которым возникли разногласия сторон при заключении договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 36:32:6400013:20, 36:32:6400013:19, 36:32:6400013:18, 36:32:6400013:9, и принятую редакцию спорных пунктов, не представляется возможным сделать вывод о том, что кто-либо из сторон является выигравшей для отнесения на нее всей суммы государственной пошлины и расходов на оплату экспертизы по настоящему делу.
В связи с этим понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 000 руб. (6 000 руб. за рассмотрение искового заявления и 3 000 руб. за рассмотрение жалобы) подлежат возмещению ответчиком в размере 4 500 руб. (3 000 руб. за рассмотрение искового заявления и 1 500 руб. за рассмотрение жалобы).
Поскольку ИП главой К(Ф)Х Сушковым Н.И. на лицевой (депозитный) счет Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, платежным поручением от 18.10.2023 N 321 были перечислены денежные средства в размере 50 000 руб. за проведение по настоящему делу экспертизы, а согласно выставленному федеральным бюджетным учреждением - Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации счету на оплату от 15.02.2024 N 250 стоимость экспертизы составляет 62 832 руб., то с учетом распределения между сторонами судебных расходов пополам с администрации Эртильского муниципального района Воронежской области в пользу ИП главы К(Ф)Х Сушкова Н.И. следует взыскать 18 584 руб. в возмещение расходов на оплату экспертизы, с администрации Эртильского муниципального района Воронежской области в пользу федерального бюджетного учреждения - Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации - 12 832 руб. за проведение экспертизы.
В соответствии с частью 1 статьи 109 АПК РФ денежные суммы, причитающиеся экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей.
В соответствии со статьей 109 АПК РФ выплата денежных сумм, причитающихся экспертам, выплачиваются с депозитного счета арбитражного суда.
Поскольку экспертиза по настоящему делу проведена, суд полагает возможным перечислить с депозитного счета Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда денежные средства на расчетный счет федеральному бюджетному учреждению - Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации по указанным им реквизитам в заявлении от 15.02.2024.
Руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.05.2023 по делу N А14-3375/2023 отменить.
Урегулировать разногласия, возникшие между Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Сушковым Николаем Ивановичем (ОГРНИП 306360131700026, ИНН 363200001839) и Администрацией Эртильского муниципального района Воронежской области при заключении договоров купли-продажи земельных участков, изложив пункты 2.1 договоров в следующей редакции:
"Цена участка с кадастровым номером 36:32:6400013:20 составляет 2 352 100 (два миллиона триста пятьдесят две тысячи сто) рублей.";
"Цена участка с кадастровым номером 36:32:6400013:19 составляет 4 450 600 (четыре миллиона четыреста пятьдесят тысяч 600) рублей.";
"Цена участка с кадастровым номером 36:32:6400013:18 составляет 4 197 600 (четыре миллиона сто девяносто семь тысяч шестьсот) рублей.";
"Цена участка с кадастровым номером 36:32:6400013:9 составляет 6 685 600 (шесть миллионов шестьсот восемьдесят пять тысяч шестьсот) рублей.".
Взыскать с Администрации Эртильского муниципального района Воронежской области в пользу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сушкова Николая Ивановича (ОГРНИП 306360131700026, ИНН 363200001839) 4 500 руб. расходов по уплате государственной пошлины и 18 584 руб. расходов на проведение экспертизы.
Взыскать с Администрации Эртильского муниципального района Воронежской области в пользу федерального бюджетного учреждения - Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (ОГРН 1033600047535, ИНН 3664011894) 12 832 руб. за проведение экспертизы.
Перечислить с лицевого (депозитного) счета Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, денежные средства в размере 50 000 руб. (платежное поручение от 18.10.2023 N 321), уплаченные Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Сушковым Николаем Ивановичем (ОГРНИП 306360131700026, ИНН 363200001839) за проведение экспертизы, федерального бюджетного учреждения - Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации (ОГРН 1033600047535, ИНН 3664011894) по платежным реквизитам, указанным в заявлении от 15.02.2024.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Кораблева |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-3375/2023
Истец: Ип Глава Кфх Сушков Николай Иванович
Ответчик: Администрация Эртильского муниципального района Воронежской области
Третье лицо: Федеральное бюджетное учреждение Воронежский региональный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации