г. Вологда |
|
26 декабря 2019 г. |
Дело N А05-9590/2019 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мурахиной Н.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 сентября 2019 года по делу N А05-9590/2019, принятое в порядке упрощенного производства,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сириус-С" (ОГРН 1032901005862, ИНН 2902045525; адрес: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Гагарина, дом 13, офис 7; далее - общество, ООО "Сириус-С") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) (ОГРН 1022900838168, ИНН 2902042980; адрес: 164522, Архангельская область, город Северодвинск, улица Ломоносова, дом 105; далее - управление, УПФ, фонд) о признании незаконным решения от 29.05.2019 N 039S19190002813 и об уменьшении размера начисленных санкций до 10 000 рублей.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27 сентября 2019 года, принятым в порядке упрощенного производства по делу N А05-9590/2019, признано недействительным решение управления от 29.05.2019 N 039S19190002813 в части привлечения общества к ответственности в виде финансовой санкции в размере, превышающем 1 000 руб. На фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Фонд с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Полагает, что суд неправомерно, без учета заявленного обществом требования, снизил размер штрафной санкции до 1 000 руб.
ООО "Сириус-С" отзыв на жалобу не представило.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки предъявленных ООО "Сириус-С" 07.03.2019 в управление по бесконтактным каналам связи сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 года управлением составлен акт от 16.04.2019 N 039S18190002623, в котором отражено, что обществом нарушен пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), поскольку такие сведения о страховом стаже по форме СЗВ-СТАЖ должны быть предъявлены в срок до 01.03.2019.
В связи с выявленным нарушением, а также с учетом рассмотрения возражений общества управлением принято решение от 25.05.2019 N 039S19190002813, которым ООО "Сириус-С" привлечено к ответственности на основании статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем за 2018 год в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 этого Закона, в виде штрафа в размере 39 500 руб. (по 500 руб. в отношении каждого из 79 застрахованных лиц).
Не оспаривая по существу факт нарушения, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило уменьшить размер начисленных санкций до 10 000 руб.
Суд первой инстанции при рассмотрении заявленного требования правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Вид электронной подписи и порядок ее проверки устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Закона N 27-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с частью третьей статьи 17 указанного Закона за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В связи с этим, действительно, соответствующие сведения за 2018 год должны быть представлены страхователями не позднее 01.03.2019.
Вместе с тем, из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что фактически сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год представлены обществом в фонд 07.03.2019 по ТКС.
Размер штрафа за допущенное нарушение составил 39 500 руб. (500 руб.*79 застрахованных лиц).
При обращении в суд с рассматриваемым заявлением общество не отрицало факт допущенного нарушения, но при этом указало на наличие смягчающих ответственность обстоятельств и просило снизить размер штрафа до 10 000 руб.
Суд, оценив имеющиеся в деле доказательства, а также установив смягчающие ответственность обстоятельства, правомерно признал недействительным решение управления от 29.05.2019 N 039S19190002813 в части привлечения общества к ответственности в виде финансовой санкции в размере, превышающем 1 000 руб.
Доводы фонда о неправомерности уменьшения суммы штрафа подлежат отклонению ввиду следующего.
Снижая размер штрафа, суд первой инстанции исходил из того, что штраф, как мера обеспечения обязательств, носит компенсационный характер, подлежит определению с учетом степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств с целью установления баланса между применяемой мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба, причиненного выявленными нарушениями.
Такой вывод суда не противоречит неоднократно высказываемой Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции о наличии у суда возможности, в том числе в сфере публично-правовых отношений, снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательства, которая направлена против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки.
При этом действующим законодательством не исключается обязанность суда дать оценку соразмерности исчисленного штрафа тяжести совершенного нарушения в сфере публично-правовых отношений.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14 июля 2003 года N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Суд первой инстанции, оценил имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, учел, что заявитель допустил незначительное нарушение срока представления сведений (4 дня), у него отсутствовал умысел на совершение правонарушения, а также не имеется негативных последствий и материального ущерба для бюджета Пенсионного фонда и застрахованных лиц, принял во внимание также факт самостоятельного выявления нарушения и признание им обстоятельств совершенного правонарушения, а также то, что штраф в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица установлен как за непредставление, так и за несвоевременное представление сведений, а также представление неполных и (или) недостоверных сведений, и вне зависимости от срока такого непредставления, то есть размер штрафа зависит только от количества застрахованных лиц.
Кроме того, в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2018 года N 303-КГ18-99, от 05 сентября 2018 года N 303-КГ18-5700 и 303-КГ18-5702 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Следует также отметить, что пренебрежительного отношения заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей из обстоятельств дела также не усматривается.
Какого-либо основания считать определенную судом сумму штрафа несоразмерной характеру и последствиям допущенных нарушений, степени вины и иным обстоятельствам нарушений фондом суду апелляционной инстанции не представлено. В связи с этим апелляционный суд считает определенную судом первой инстанции сумму штрафа обоснованной, отвечающей целям соответствующей санкции, характеру и последствиям установленных выше нарушений.
Оснований для отмены или изменения решения суда не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 сентября 2019 года по делу N А05-9590/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9590/2019
Истец: ООО "Сириус-С"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области межрайонное