г. Ессентуки |
|
26 декабря 2019 г. |
Дело N А20-4496/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Афанасьевой Л.В., судей: Белова Д.А., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Еременко Т.С.,
при участии в судебном заседании представителя муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 6 с углубленным изучением отдельных предметов" городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН-1050700552671, ИНН-0721012154) - Текуева А.Л. (директор), в отсутствие государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике (ОГРН - 1020700751004, ИНН-0711024344), надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино- Балкарской Республике, г. Нальчик на решение Арбитражного суда Кабардино- Балкарской Республики от 11 октября 2019 года по делу N А20-4496/2019 (судья Садонцева Г.В.),
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республики (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о взыскании с муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 6 с углубленным изучением отдельных предметов" городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики (далее - страхователь, МКОУ "СОШ N 6" г.о.Нальчик) штрафа за несвоевременное предоставление индивидуальных сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного и медицинского страхования за декабрь 2018 года в размере 78 000 рублей 00 копеек.
Решением Арбитражного суда Кабардино- Балкарской Республики от 11 октября 2019 года в удовлетворении исковых требований пенсионного фонда отказано.
Решение мотивировано тем, что неполнота изначально направленных исходных сведений была выявлена и впоследствии устранена самим страхователем, в связи с чем, в рассматриваемом случае в действиях страхователя не имеется состава правонарушения, а у пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) (далее - Закон N 27-ФЗ) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Не согласившись с принятым решением, пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его необоснованность. Заявитель указывает о том, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании письменных доказательств, имеющихся в материалах дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
По мнению подателя жалобы, представление информации о сотрудниках, сведения о которых не указаны в первичном (исходном) отчете, не может быть квалифицировано в качестве уточнения (дополнения) сведений применительно к положениям статей 8.1, 15, 17 Закона N 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766), поскольку сведения фактически не дополнены, а представлены в отношении застрахованных лиц впервые и с нарушением срока.
В отзыве на апелляционную жалобу школа просит оставить судебный акт без изменения как законный и обоснованный, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель школы поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя пенсионного фонда.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
Школа зарегистрирована в качестве страхователя под регистрационным номером 005-001-008856 и является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, о чем свидетельствует Карточка юридического лица.
Страхователем по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в адрес пенсионного фонда были представлены сведения о застрахованных лицах в количестве 108 человека по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года 15.01.2019, т.е. с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (т.1 л.д.11-13).
Сведения получены учреждением 15.01.2019 в 17 часов 15 минут, в деле представлено извещение о доставке электронного документа (т.1 л.д.14).
Согласно представленному в материалы дела протоколу проверки отчетности и скриншоту журнала учета приема сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, исходная форма сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года была принята 16.01.2019 заявителем без разногласий (т.1 л.д. 11).
В связи с наличием в ранее представленных сведениях по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года ошибок (не были указаны сведения о 48 застрахованных лицах), заинтересованное лицо по телекоммуникационным каналам связи 18.01.2019 представило заявителю дополняющую форму сведений в отношении 156 застрахованных лиц с исправлением ранее допущенной ошибки (т.1 л.д.15-18).
Сведения получены учреждением 18.01.2019 в 17 часов 20 минуты, в деле представлено извещение о доставке электронного документа (т.1 л.д.19).
Согласно представленному в материалы дела протоколу проверки отчетности и скриншоту журнала учета приема сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, дополняющая форма сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года была принята заявителем 18.01.2019 без разногласий (т.1 л.д. 19).
Пенсионным фондом была проведена проверка по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета за декабрь 2018 года по форме отчетности "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
По результатам проверки пенсионным фондом выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении застрахованных лиц и составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 11.03.2019 N 005S18190000822 (л.д.20-21).
Акт направлен по почте в адрес заинтересованного лица 16.03.2019, что подтверждается почтовой квитанцией и списком внутренних почтовых отправлений со штампом органа почтовой связи (т.1 л.д.22-26).
В установленный актом срок, плательщиком не были представлены письменные возражения по указанному акту. На рассмотрение результатов проверки представитель страхователя также не явился.
Решением УПФР ГУ-ОПФР по КБР в г.Нальчике N 005S1910000977 должник привлечен к ответственности за несвоевременное предоставление индивидуальных сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа за декабрь 2018 г. в сумме 78000 рублей 00 копеек из расчета: кол-во застрахованных лиц 156*500 рублей = 78000 рублей. Указанное решение направлено должнику заказной корреспонденцией 11.04.2019.
Требованием N 005S01190000741 от 29.04.2019 г. ответчику было предложено устранить допущенные нарушения и уплатить штрафные санкции, предусмотренные действующим законодательством.
Поскольку школа в добровольном порядке не исполнило требование об уплате финансовых санкций от N 005S01190000741 от 29.04.2019, заявитель обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке.
В соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ сведения на застрахованных лиц необходимо представить не позднее 15 -го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона.
За совершение указанного правонарушения предусмотрена ответственность страхователя в виде применения финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.
Как следует из материалов дела и не оспаривается школой, в исходных сведениях о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года не были представлены в орган контроля сведения о 48 застрахованных лицах.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что на страхователя Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ возложена обязанность ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, и за неисполнение страхователем данной обязанности установлена ответственность в виде финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица, при установленных по делу обстоятельствах пришел к правильному выводу о неправильной квалификации пенсионным фондом правонарушения.
В силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, (далее по тексту - Инструкция) за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Исходя из конструкции нормы статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
Для представления корректирующих сведений страхователю Инструкцией установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
Доказательств направления пенсионным фондом страхователю в рассматриваемом случае уведомления об устранении имеющихся расхождений материалы дела не содержат.
Суд первой инстанции правильно указал о том, что страхователь в данном случае в соответствии с Инструкцией имел право устранить ранее допущенную при представлении исходных сведений по форме СЗВ-М ошибку в двухнедельный срок со дня обнаружения страхователем данной ошибки.
При этом Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ и Инструкция не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в ПФР, не устанавливают ответственность за нарушение срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, сама по себе корректировка страхователем данных не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления отчетности.
Суд первой инстанции, исходя из положений абзаца третьего пункта 39 Инструкции пришел к правильному выводу о том, что правовые основания для привлечения страхователя к ответственности за представление неполных сведений о застрахованных лицах в исходной форме сведений (в том числе, предоставление сведений не обо всех застрахованных в отчетном периоде лицах), отсутствуют в том случае, когда страхователь самостоятельно обнаружил ошибку в исходных сведениях и устранил ее посредством направления дополняющей формы СЗВ-М до момента выявления такой ошибки пенсионным фондом.
Данная позиция также согласуется с Письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ".
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что материалами дела подтверждается, что в данном случае имело место самостоятельное выявление заинтересованным лицом недостоверности представленных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года и представление дополняющей формы сведений до выявления данного нарушения органом контроля.
Пенсионным фондом в материалы дела не представлены доказательства выявления органом контроля факта недостоверности исходных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года до представления страхователем дополняющей формы сведений с исправленной ошибкой.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что неполнота изначально направленных исходных сведений была выявлена и впоследствии устранена самим страхователем, в связи с чем, в рассматриваемом случае в действиях школы не имеется состава правонарушения, а у пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пенсионный фонд неправомерно привлек школу к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 по делу NА73-910/2017.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в удовлетворении исковых требований о взыскании с школы задолженности по финансовым санкциям за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах в размере 78 000 рублей, следует отказать.
Довод фонда о том, что в дополняющих формах СЗВ-М школа не уточнило (исправило) представленные ранее сведения, а впервые представило сведения о новых застрахованных лицах, подлежит отклонению как не имеющий правового значения ввиду примененного судами правового подхода о праве страхователя дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Иные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11 октября 2019 года по делу N А20-4496/2019.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11 октября 2019 года по делу N А20-4496/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-4496/2019
Истец: ГУ ОПФ РФ по КБР
Ответчик: МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6 с углубленным изучением отдельных предметов" г.о. Нальчик
Третье лицо: МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6 с углубленным изучением отдельных предметов" г.о. Нальчик