г. Пермь |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А71-14002/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.
судей Варакса Н.В., Гладких Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Багаевой Л.О.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Бюджетного учреждения культуры и дополнительного образования Удмуртской Республики "Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия имени М.Т. Калашникова": Горшунова А.П., паспорт, доверенность от 13.12.2019;
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике: Гулау Д.В., паспорт, доверенность от 09.12.2019 N Д-564/97,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, Бюджетного учреждения культуры и дополнительного образования Удмуртской Республики "Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия имени М.Т. Калашникова",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 18 октября 2019 года по делу N А71-14002/2019,
вынесенное судьей Л.Ф. Мосиной,
по заявлению Бюджетного учреждения культуры и дополнительного образования Удмуртской Республики "Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия имени М.Т. Калашникова" (ИНН 1831095941, ОГРН 1041800256068)
к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике (ОГРН 1161832077813, ИНН 1841066315)
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
установил:
Бюджетное учреждение культуры и дополнительного образования Удмуртской Республики "Музейно - выставочный комплекс стрелкового оружия имени М.Т. Калашникова" (далее - БУК и ДО УР "МВКСО имени М.Т. Калашникова", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - Управление Росгвардии по УР, административный орган) о признании незаконным постановления от 05.08.2019 N 18 ЛРР 5661 260719120135 о назначении административного наказания по части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.10.2019 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено на основании части 2 статьи 211 АПК РФ и статьи 2.9 КоАП РФ.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть решения суда с оставлением резолютивной части без изменения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы о том, что административным органом не доказан факт совершения учреждением выявленных в ходе проверки нарушений; административным органом не представлено доказательств того, с помощью каких технических средств и/или измерительных приборов проводились замеры, сведения о поверке приборов; отсутствие сведений о виде оружия (при наличии сведений о его наименовании, модели, номере, количестве) является недочетом оформления документации и образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ; нарушение правил экспонирования также не составляет объективную сторону вмененного правонарушения; оружие, находящееся в фондохранилище учреждения, включено в Музейный фонд Российской Федерации, является культурной ценностью и не подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия; также заявитель ссылается на допущенные управлением процессуальные нарушения при проведении проверки; считает, что вывод суда о нераспространении на рассматриваемые мероприятия по контролю за оборотом оружия и патронов Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не основан на нормах права.
Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя выразил несогласие с обжалуемым решением суда, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель заинтересованного лица ссылался на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как установлено судом из материалов дела, БУКиДО УР "Музейно - выставочный комплекс имени М.Т. Калашникова" создан в целях сохранения и популяризации музейными средствами истории оружейного дела, в связи с чем, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее Закон об оружии) осуществляет коллекционирование и экспонирование оружия на основании соответствующих лицензий.
Учреждение осуществляет свою деятельность на основании лицензий от 07.03.2019 серии ЛКЮ N 0001704 на коллекционирование оружия (патронов); от 07.03.2019 серии ЛЭЮ N 0002321 на экспонирование оружия (патронов), выданных ЦЛРР УФСВНГ России по Удмуртской Республике МВД Российской Федерации.
19.06.2019 учреждение обратилось в Управление Росгвардии по УР с заявлением (вх.499 от 19.09.2019) о продлении срока действия разрешения на хранение оружия и (или) патронов серии РХ N 0062021 от 04.08.2016, выданного ЦЛРР Управления Росгвардии по УР.
На основании задания ЦЛРР УФСВНГ России по УР о проведении проверки от 19.06.2019 N 1006 в период с 26.06.2019 по 05.07.2019 должностными лицами Управления Росгвардии по УР в отношении учреждения проведена проверка условий обеспечения и сохранности оружия и патронов по адресу: г. Ижевск, ул. Бородина, д. 19, в ходе проведения которой установлено следующее:
1. в нарушение требований статьи 22 Закона об оружии, пункта 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 (далее Правила N814), пункта 169.4 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1998 N 288 (далее Инструкция N288) - решетчатая дверь выполнена из прутка диаметром 16 мм с размером ячеек 150 х 150 мм, которая в верхних углах не проварена в каждом месте пересечения прутьев и соединения с профилем;
2. в нарушение требований статьи 22 Закона об оружии, пункта 55 Правил N 814, пункта 169.5 Инструкции N 288 - ригель замка решетчатой двери имеет площадь поперечного сечения 2,096 квадратных сантиметра;
3. в нарушение требований статьи 22 Закона об оружии, пункта 55 Правил N 814, пункта 169.4 Инструкции N 288 - концы коробов дверных проемов не заделаны в стены на 80 мм и не зацементированы (акт скрытых работ не представлен);
4. в нарушение требований статьи 22 Закона об оружии, пункта 55 Правил N 814, подпункта "в" пунктов 165, 166 Инструкции N 288 - в период с 02.07.2019 по 04.07.2019 в месте хранения оружия (фондохранилище) храниться 150 единиц оружия в деревянных ящиках, не закрывающихся на замок, принятого 02.07.2019 на временное хранение от АО "Ижевского механического завода", согласно договору N 199001/71119/1198 и накладным от 02.07.2019;
5. в нарушение требований статьи 25 Закона об оружии, пункта 50 Правил N 814, пункта 168 Инструкции N 288 - на каждый металлический шкаф заведена опись, в которой не указаны виды хранящегося оружия;
6. в нарушение требований статьи 25 Закона об оружии, пункта 50 Правил N 814, пункта 168 Инструкции N 288 - в металлических ящиках N 14 и N 15, отсутствует опись;
7. в нарушение требований статьи 22 Закона об оружии, пункта 55 Правил N 814, пункта 195 Инструкции N 288 - согласно договору N 199001/71119/1198 от 22.05.2019, заключенному между АО "Ижевского механического завода" и "Музейно - выставочный комплекс имени М.Т. Калашникова" по накладным от 02.07.2019 N 220/2; N 220/3; N 220/4; N 220/6; N 220/7; N 220/8; N 220/13; N 220/15; N 220/17; N 220/18; N 220/19 в фондохранилище учреждения поступило 150 единиц оружия, при этом согласно разрешению на хранение серии РХ N 0063381 и списку номерного учета оружия в фондохранилище поставлено на учет 272 единицы оружия, из которых на момент проверки 16 единиц оружия, находилось на экспонировании (выставке), при этом допустимые нормы хранения помещения для - хранения оружия (фондохранилище) в ходе проведения комиссионных обследований составляют до 350 единиц оружия. Таким образом, учреждением были превышены допустимые нормы хранения оружия в фондохранилище (на 56 единиц оружия);
8. в нарушении требований статьи 22 Закона об оружии, пункта 55 Правил N 814, пункта 178 Инструкции N 288 - до 26.06.2019 приказ о порядке хранения и использования второго комплекта ключей не был согласован с органом внутренних дел. Приказ о хранении ключей N 147/01-03 от 25.06.2019 согласован только 26.06.2019 начальником ОЛРР по г.Ижевску Управления Росгвардии по УР;
9. в нарушении требований статьи 25 Закона об оружии, пунктов 50, 51 Правил N 814, пункта 124, подпункта "а" пункта 134 Инструкции N 288 - согласно договору N 199001/71119/1198 от 22.05.2019 из АО "Ижевский механический завод" по накладным от 02.07.2019: N 220/2; N 220/3; N 220/4; N 220/6; N 220/7; N 220/8; N 220/13; N 220/15; N 220/17; N 220/18; N 220/19, 02.07.2019 в учреждение поступило 150 единиц оружия. На момент проверки 04.07.2019 согласно книги учета наличия и движения поступившего, хранящегося и выдаваемого оружия и патронов (временное пользование, peг.N 4069) на учет было поставлено всего лишь 18 единиц из вышеуказанного оружия;
10. в нарушении требований пункта 50 Правил N 814, подпункта "а" пунктов 127, 142 Инструкции N 288 - в книге приема и выдачи оружия и патронов (peг. N 3921) не указывается вид оружия;
11. в нарушение требований статьи 22 Закона об оружии, пункта 54 Правил N 814, пункта 174 Инструкции N 288 - в период с мая 2019 года до 01.07.2019 согласно пунктов 124-129, 131-134, 154, 159,160 и с 01.07.2019 по 04.07.2019 согласно пунктов 161-176 книги приема и выдачи оружия и патронов (peг. N 3921) из фондохранилища было выдано 16 единиц оружия для экспонирования в помещениях в БУКиДО УР "Музейно - выставочный комплекс имени М.Т. Калашникова", которые не имеют техническую укрепленность и на которые не получены разрешения в установленном порядке.
03.07.2019 Управлением Росгвардии по УР составлен протокол об изъятии вещей и документов.
По результатам проверки условий обеспечения сохранности оружия и патронов уполномоченным должностным лицом управления составлен акт проверки от 05.07.2019.
26.07.2019 в отношении БУКиДО УР "Музейно - выставочный комплекс имени М.Т. Калашникова" административным органом в присутствии законного представителя учреждения Миневриной О.В. составлен протокол N 18 ЛРР 5661260719120135 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
О месте и времени составления протокола об административном правонарушении заявитель был извещен уведомлением от 25.07.2019, врученным учреждению 25.07.2019.
Копия протокола об административном правонарушении 26.07.2019 N 18 ЛРР 5661260719120135, в котором указаны дата и время рассмотрения дела об административном правонарушении, вручена законному представителю учреждения 26.07.2019.
05.08.2019 административным органом в отсутствие законного представителя учреждения, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов проверки, вынесено постановление 18 ЛРР 5661260719120135 по делу об административном правонарушении, согласно которому БУКиДО УР "Музейно - выставочный комплекс имени М.Т. Калашникова" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с требованием о признании постановления незаконным.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела признал доказанным наличие в действиях заявителя состава вмененного правонарушения, вместе с тем усмотрел основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ, освободил учреждение от административной ответственности и на основании части 2 статьи 211 АПК РФ признал оспариваемое постановление незаконным.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не установил.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 20.8 КоАП РФ нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Объективную сторону правонарушения образует нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Субъектом правонарушения являются должностные и юридические лица, ответственные за соблюдение вышеуказанных правил.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии).
В соответствии со статьей 22 Закона об оружии хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Согласно статье 25 Закона об оружии правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации.
Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (далее - Правила N 814).
В соответствии с пунктом 50 Правил N 814, учету в органах внутренних дел подлежат оружие и патроны, имеющиеся у юридических и физических лиц, независимо от их вида, типа, модели и источников поступления, за исключением оружия и патронов, имеющихся в государственных и военизированных организациях, а также оружия, регистрация которого не предусмотрена и патронов, приобретенных гражданами Российской Федерации к оружию, имеющемуся у них на законных основаниях на праве личной собственности.
В пункте 51 Правил N 814 значится, что субъекты, имеющие право на приобретение оружия, осуществляют учет оружия и патронов, обеспечение их сохранности, безопасности хранения и использования на основании настоящих Правил и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за оборотом оружия. Указанные юридические лица обязаны осуществлять все операции по перемещению и использованию оружия и патронов при наличии разрешающих документов, а также вести учет оружия и патронов в книгах учета, форма и порядок ведения которых устанавливаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно пункту 54 Правил N 814 хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия.
В силу пункта 55 Правил N 814 юридические лица после получения в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
В пункте 56 Правил N 814 указано, что порядок приема оружия и патронов на хранение, их передачи, выдачи и оформления необходимых учетных документов устанавливается приказами руководителей юридических лиц в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В целях реализации вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция N288).
В соответствии с пунктом 124 Инструкции N 288 учету подлежит все оружие и патроны, имеющиеся у юридических лиц. Учет оружия или патронов ведется по нарядам, накладным, карточкам, ведомостям, актам и другим приходно-расходным документам, а также реестрам, книгам и журналам учета оружия и патронов.
Согласно подпункту "а" пункта 127 Инструкции N 288 лицами, ответственными за сохранность оружия, при размещении оружия и патронов в отдельной комнате ведутся следующие учетные документы, в том числе, книга приема и выдачи оружия и патронов.
На основании подпункта "а" пункта 134 Инструкции N 288 организации, осуществляющие коллекционирование оружия и патронов, ведут книги наличия и движения, номерного учета коллекционируемого оружия и патронов, а также отдельные книги по учету коллекций оружия и патронов, передаваемых для экспонирования, проведения культурных и историко-искусствоведческих экспертиз либо принимаемых на ответственное хранение.
Пунктом 142 Инструкции N 288 предусмотрено, что в учетных документах сведения об оружии записываются с указанием его вида, типа, модели, калибра, номера, о патронах - дополнительно количество и номера партий изготовления.
Согласно пункту 165 Инструкции N 288 в отдельных сейфах, металлических шкафах, пирамидах, стеллажах и ящиках осуществляется раздельное хранение: а) патронов и оружия (за исключением случаев, указанных в п.164 настоящей Инструкции). При этом патроны, содержащие пиротехнические составы либо снаряженные слезоточивыми и раздражающими веществами, а также патроны, давшие осечки, хранятся в отдельной упаковке; б) художественно оформленного оружия всех видов, содержащего драгоценные металлы или драгоценные камни; в) изъятого оружия и принятого на временное хранение от граждан либо работников других юридических лиц, а также указанного оружия и состоящего на балансе; г) пороха, расфасованного в специальные герметичные металлические укупорки (короба), и пороха, расфасованного в полиэтиленовые пакеты для розничной торговли.
В силу пункта 166 Инструкции N 288 металлические шкафы и ящики для хранения оружия должны закрываться на замок и иметь толщину не менее 2 мм, для хранения порохов, патронов и изделий, содержащих пиротехнический заряд либо пиротехническое метаемое снаряжение, - не менее 3 мм, а используемые для перевозки оружия воздушным транспортом - не менее 1,6 мм.
В соответствии с пунктом 168 Инструкции N 288 на каждый сейф, пирамиду, шкаф, стеллаж и ящик заводится опись, в которой указываются виды хранящегося оружия, его количество и номера, а также прикрепляется бирка с указанием названия и порядкового номера согласно описи помещения, наименования подразделения (юридического лица), в пользовании которого находится оружие, а также фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность оружия, и номера его печати или оттиска пломбира. Вышеуказанные описи подписываются ответственными лицами и уточняются по мере внесения в них изменений.
В пункте 169.4 Инструкции N 288 установлено, что металлические решетки в каждом месте пересечения прутьев и соединения с профилями провариваются, а концы коробов дверных проемов заделываются в стены на 80 мм и цементируются.
Согласно пункту 169.5 Инструкции N 288 входная и решетчатая двери должны иметь внутренние замки, разные по секрету, надежные крепления и устройства петель. Ригели замков или запирающих устройств по площади поперечного сечения должны быть не менее 3 см2.
В соответствии с пунктом 174 Инструкции N 288 при экспонировании оружия и патронов на выставках, их демонстрации в торговых залах и в процессе мероприятий, проводимых по решениям федеральных органов исполнительной власти либо органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оружие и патроны размещаются в закрытых витринах (стендах), оборудованных сигнализацией.
Витрины должны опечатываться (пломбироваться) лицом, ответственным за сохранность оружия (хранителем музея).
В случаях, когда помещения для выставок и демонстрации оружия имеют техническую укрепленность, предусмотренную настоящей Инструкцией для мест хранения оружия, разрешается круглосуточное его хранение в закрытых витринах.
В силу пункта 178 Инструкции N 288 в юридических лицах с особыми уставными задачами первый комплект ключей от места хранения оружия, сейфов, шкафов, пирамид и ящиков должен храниться у лица, ответственного за сохранность оружия, а второй - у руководителя юридического лица. В случае возложения приказом руководителя организации обязанностей по выдаче оружия на начальника караула или смены, дежурного в подразделении охраны второй комплект ключей хранится у указанных лиц и передается по окончании дежурства под роспись в книге приема и сдачи дежурства. Порядок хранения и использования второго комплекта ключей в других организациях определяется приказом руководителя юридического лица по согласованию с органом внутренних дел.
Согласно пункту 195 Инструкции N 288 объемы хранения оружия и патронов для оружейных комнат и складских помещений определяются в ходе комиссионных обследований сотрудниками органов внутренних дел исходя из установленных требований: а) противопожарной безопасности; б) размещения оружия и патронов в сейфах, шкафах, пирамидах, ящиках и на стеллажах; в) хранения порохов.
Объемы транспортирования определяются комиссионно сотрудниками органов внутренних дел совместно с работниками транспортных инспекций (в том числе служб авиационной безопасности) исходя из установленных: а) допустимого веса, перевозимого (транспортируемого) оружия, патронов и порохов; б) норм загрузки тары и укупорки с оружием и патронами с учетом возможности их размещения в транспортных средствах.
Разрешенные объемы хранения или транспортирования указываются в акте комиссионного обследования.
Факт нарушения требований статьи 22 Закона об оружии, пунктов 50, 51, 54, 55 Правил N 814, подп. "а" пункта 127, пунктов 142, 165, 166, 168, 169.4, 169.5, 174, 178 Инструкции N 288, выразившийся в следующем: решетчатая дверь в верхних углах не проварена в каждом месте пересечения прутьев и соединения с профилем; ригель замка решетчатой двери имеет площадь поперечного сечения 2,096 квадратных сантиметра; концы коробов дверных проемов не заделаны в стены на 80 мм и не зацементированы; на каждый металлический шкаф заведена опись, в которой не указаны виды хранящегося оружия; оружие хранится в деревянных ящиках, не закрывающихся на замок; приказ о порядке хранения и использования второго комплекта ключей не был согласован с органом внутренних дел; в книге приема и выдачи оружия и патронов не указывается вид оружия; из фондохранилища было выдано 16 единиц оружия для экспонирования в помещениях учреждения, которые не имеют техническую укрепленность подтверждается материалами дела, в частности актом проверки от 05.07.2019, протоколом об административном правонарушении от 26.07.2019, фотоматериалами и заявителем не опровергнут.
Отклоняя доводы заявителя о том, что хранение оружия, поступившего из АО "Ижевский механический завод", может осуществляться согласно пунктам 163, 164 Инструкции N 288, апелляционный суд исходит из следующего.
В силу п. 164 Инструкции N 288 в оружейных комнатах юридических лиц с особыми уставными задачами совместно с оружием разрешается хранить патроны в колодочках, магазинах, съемных барабанах или обоймах.
Субъекты, имеющие право на приобретение оружия, перечислены в ст. 10 Закона об оружии.
Музей имени Т.М. Калашникова согласно данной статье Закона об оружии относится к юридическим лицам, занимающимся коллекционированием или экспонированием оружия, в связи с чем положения п. 164 Инструкции N 288 на учреждение не распространяются.
Доводы жалобы о том, что находящееся в фондохранилище учреждения оружие является культурной ценностью и не подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Согласно статьи 1 Закона об оружии оружие, имеющее культурную ценность, - это оружие, включенное в состав Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - Закон Музейном фонде) о либо подпадающее в соответствии с решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", в том числе старинное (антикварное) оружие.
В статье 3 Закона о Музейном фонде определено, что Музейный фонд Российской Федерации - это совокупность подлежащих государственному учету и постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 5 Закона о Музейном фонде музейные предметы и музейные коллекции, в том числе включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, независимо от того, в чьей собственности или во владении они находятся, подлежат государственному учету.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о Музейном фонде музейные предметы и музейные коллекции считаются включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации со дня их регистрации в государственном каталоге.
Согласно статьи 10 Закона о Музейном фонде государственный каталог представляет собой федеральную государственную информационную систему государственного учета музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, созданную в целях обеспечения их правовой защиты и государственного контроля.
Государственный каталог состоит из реестра музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации (далее - реестр Музейного фонда).
Содержащиеся в реестре Музейного фонда сведения о музейных предметах и музейных коллекциях, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, являются общедоступными, за исключением сведений, распространение которых ограничено законодательством Российской Федерации, и предоставляются гражданам бесплатно путем их размещения на официальном сайте государственного каталога в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном положением о государственном каталоге.
На официальном сайте государственного каталога отсутствуют сведения в отношении оружия, находящегося в фондохранилище БУК и ДО УР "МВКСО имени М.Т. Калашникова. В ходе проверки условий обеспечения сохранности оружия, проводимой сотрудниками Управления Росгвардии по Удмуртской Республике, документы, подтверждающие факт включения находящегося в учреждении оружия в состав Музейного фонда Российской Федерации, также не представлены.
Хранение оружия осуществляется в помещении для хранения оружия (фондохранилище) БУК и ДО УР "МВКСО имени М.Т. Калашникова, на которое в соответствии со статьей 22 Закона об оружии руководством музея получено соответствующее разрешение на хранение оружия и патронов к нему. Хранящееся оружие поставлено на учет в подразделении лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Удмуртской Республике.
Вышеуказанные обстоятельства заявителем не опровергнуты.
Следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, на находящееся в фондохранилище учреждения оружие распространяются требования Правил N 814 и Инструкции N 288.
Доводы заявителя о том, что отсутствие сведений о виде оружия является недочетом оформления документации, являются несостоятельными.
В силу с пп. "Б" п. 134 Инструкции N 288 организации, осуществляющие коллекционирование оружия и патронов ведут учётные документы на хранение оружия и патронов в оружейных комнатах и фондохранилищах.
Согласно пп. "А", "Д" п. 127 Инструкции N 288 лица, ответственные за сохранность оружия, в оружейной комнате ведут учётные документы, одними из которых являются опись оружия и патронов, находящихся в оружейных комнатах, сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах, а также книга приёма и выдачи оружия и патронов.
В соответствии с п. 168 Инструкции N 288 на каждый сейф, шкаф, стеллаж и ящик заводится опись, в которой указываются виды хранящегося оружия, его количества и номера.
В силу п. 142 Инструкции N 288 в учётных документах сведения об оружии записываются с указанием его вида, типа, модели, калибра, номера, о патронах - дополнительно количество и номера партий изготовления.
На основании вышеизложенного, отсутствие сведений о виде оружия в вышеуказанных описях и книге, является нарушением правил учёта оружия и подпадает под диспозицию части 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
Апелляционным судом также отклоняются доводы заявителя о том, что нарушения правил экспонирования не составляют объективную сторону вмененного правонарушения.
В силу статьи 22 Закона об оружии и пункта 54 Правил N 814 хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Согласно пунктам 173, 174 Инструкции N 288 в случаях, когда помещения для выставок и демонстрации оружия имеют техническую укрепленность, предусмотренную настоящей Инструкцией для мест хранения оружия, разрешается круглосуточное его хранение в закрытых витринах.
Административным органом в ходе проверочных мероприятий установлено, что на помещения, где осуществлялась демонстрация (выставка) 16 единиц оружия и его круглосуточное размещение (хранение), не получены разрешения на право его хранения в установленном порядке.
Таким образом, учреждением были нарушены правила хранения оружия и патронов, а не правила экспонирования, что свидетельствует о правильной квалификации управлением данного нарушения по ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ.
На основании изложенного, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно признал доказанным наличие в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, по факту вышеперечисленных нарушений требований статьи 22 Закона об оружии, пунктов 50, 51, 54, 55 Правил N 814, подп. "а" пункта 127, пунктов 142, 165, 166, 168, 169.4, 169.5, 174, 178 Инструкции N 288.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован управлением в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о назначении административного наказания.
Ввиду подтверждения материалами дела факта нарушения заявителем требований законодательства, ответственность за несоблюдение которых установлена ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, и при отсутствии доказательств осуществления заявителем всех возможных действий для недопущения нарушения таких требований закона, что свидетельствует о виновности заявителя в совершении вмененного ему правонарушения (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ), оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
В силу специфики правоотношений положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) не распространяются на рассматриваемые мероприятия по контролю за оборотом оружия и патронов.
В указанном выводе апелляционный суд основывается, в том числе на решении Верховного Суда РФ от 27.08.2014 N АКПИ14-804.
Согласно ст. 28 Закона об оружии контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел. Должностные лица имеют право: производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения; требовать от юридических лиц и граждан представления документов или их копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения своих контрольных функций; при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений; принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" предоставляется право проводить проверки мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов (п. 22 ч. 1 ст. 13).
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29.06.2012 N 646 утвержден Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и надзорного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия (далее - Административный регламент), предусматривающий в том числе проверку наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у физических и юридических лиц (подп. 28.6).
В соответствии с пунктом 76 Административного регламента одним из оснований для проведения проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у юридических лиц, является заявление юридического лица о продлении ранее выданного разрешения на хранение оружия и патронов.
Как правильно установлено судом первой инстанции, что в данном случае проверка наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у заявителя, проведена управлением на основании поступившего от учреждения 19.06.2019 заявления о продлении срока действия разрешения на хранение оружия и патронов к нему. Указанное заявление рассмотрено управлением в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом МВД России от 05.05.2012 N 408.
Согласно п. 26.1 Административного регламента N 408 в адрес территориального органа на районном уровне по адресу места хранения оружия было направлено задание о проведении проверки условий обеспечения сохранности оружия и патронов, в отношении заявителя.
В ходе проверки были выявлены нарушения правил оборота оружия отраженные в акте проверки от 05.07.2019.
В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ поводом для возбуждения дела об административном правонарушении является, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, поскольку статьями 22, 28 Закона об оружии, положениями Закона о полиции, вышеуказанным Административным регламентом на органы внутренних дел императивно возложена обязанность по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации, а в рассматриваемом деле проверка места хранения оружия (патронов) учреждения произведена уполномоченными должностными лицами, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о соблюдении административным органом требований действующего законодательства и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя в ходе проведения проверки. Иного заявителем не доказано.
Учитывая изложенное, оснований для изменения мотивировочной части обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобе не имеется.
Оспариваемое постановление принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
При определении меры ответственности за совершенное правонарушения управлением применены положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, наказание назначено в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
С учетом фактических обстоятельств дела, а именно правонарушение совершено заявителем впервые, на момент вынесения постановления нарушение устранено, исходя из конституционного принципа соразмерности и справедливости наказания, суд первой инстанции посчитал возможным в данном конкретном случае на основании ст. 2.9 КоАП РФ освободить заявителя от административной ответственности по малозначительности совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием. В указанной части выводы суда заявителем не обжалуются, соответствующих доводов апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 октября 2019 года по делу N А71-14002/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-14002/2019
Истец: Бюджетное учреждение культуры и дополнительного образования Удмуртской Республики "Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия имени М.Т. Калашникова"
Ответчик: Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-777/20
25.12.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18006/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-14002/19
18.10.2019 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-14002/19