г. Киров |
|
26 декабря 2019 г. |
Дело N А82-14191/2019 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ившиной Г.Г.,
без вызова сторон, рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Крепкие традиции"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.10.2019 по делу N А82-14191/2019, принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Крепкие традиции" (ОГРН 1187627027873, ИНН 7604348668)
к департаменту агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (ОГРН 1027600681261, ИНН 7604002275)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Компания "Тензор",
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Крепкие традиции" (далее - заявитель, ООО "ТД "Крепкие традиции", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее - ответчик, Департамент, административный орган) от 12.07.2019 N 37/19, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
24.07.2019 судом вынесено определение о принятии названного заявления к производству и назначению дела к рассмотрению в порядке упрощенного производства. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Компания "Тензор" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 19.09.2019 в виде резолютивной части (статья 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)), принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении требования заявителя отказано.
01.10.2019 судом по ходатайству заявителя изготовлено мотивированное решение по делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТД "Крепкие традиции" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В жалобе заявитель приводит доводы об отсутствии вины в совершении вменяемого административного правонарушения. Указывает, что Общество своевременно посредством программного обеспечения сформировало и направило декларацию в уполномоченный орган. Согласно пункту 22 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила N 815) при представлении декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. В спорный период отсутствовало информирование Общества о некорректной выгрузке отчетности. В обоснование данного довода заявитель представил распечатку базы поступающей корреспонденции "СБИС Электронная отчетность". Заявитель указывает, что суд первой инстанции не рассмотрел приводимые Обществом в обоснование занятой по делу позиции доводы. Кроме того, по мнению подателя жалобы, в данном случае имелись основания для рассмотрения дела по общим правилам административного судопроизводства, отказ суда в удовлетворении ходатайства Общества неправомерен. Подробно позиция заявителя изложена в апелляционной жалобе.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу опровергает доводы жалобы, настаивает на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта и не усматривает правовых оснований для его отмены.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 18.11.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 19.11.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность обжалуемого решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела, ООО "ТД "Крепкие традиции" является организацией, осуществляющей деятельность по обороту алкогольной продукции (пиво и пивные напитки).
Ответчиком при анализе полноты и своевременности представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей за I квартал 2019 года выявлен факт непредставления Обществом декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи за I квартал 2019 года в установленный срок. Декларация должна была быть представлена Обществом до 23.04.2019, в то время как фактически представлена 13.05.2019. В связи с этим Департамент признал Общество нарушившим пункт 1 статьи 14, статью 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), пункты 15, 19 Правил N 815.
18.06.2019 по факту выявленного нарушения должностным лицом административного органа в отношении Общества составлен протокол N 37/19, которым деяние заявителя квалифицировано по статье 15.13 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии директора Общества.
12.07.2019 заместитель директора Департамента, рассмотрев протокол и иные материалы дела об административном правонарушении, вынес постановление N 37/19, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей. В качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, учтен факт привлечения ранее к административной ответственности (постановление от 10.06.2019 N 18/19). Дело рассмотрено в присутствии директора Общества.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, ООО "ТД "Крепкие традиции" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, отсутствия нарушений процессуальных требований в ходе производства по административному делу, а также признаков малозначительности совершенного заявителем административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Законом N 171-ФЗ.
Согласно пункту 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ алкогольной продукцией признается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
В силу статьи 6 Закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относятся, в том числе прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота (абзацы 1, 2).
В части 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ определено, что искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей запрещается.
Порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и их форма установлены Правилами N 815.
Пунктом 15 названных Правил предусмотрено, что декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Согласно пункту 16 Правил N 815 декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного им лица) организации, индивидуального предпринимателя, сельскохозяйственного товаропроизводителя, гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство, сертификат ключа проверки которой выдан в установленном Федеральным законом "Об электронной подписи" порядке.
Установление декларирования объемов производства и оборота алкогольной продукции, а также специального порядка и сроков представления деклараций имеет своей целью обеспечение контроля за легальностью находящейся в обороте алкогольной продукции, что обеспечивается наличием достоверных данных по каждому производителю, хранителю, продавцу алкогольной продукции относительно видов и объемов произведенной и реализованной алкогольной продукции.
Факт нарушения Обществом вышеизложенных требований, выразившийся в непредставлении декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме приложения N 8 к Правилам N 815 за I квартал 2019 года в предусмотренный законодательством срок (до 23.04.2019), установлен административным органом, подтверждается взаимной связью и совокупностью представленных в материалы дела доказательств (в том числе протоколом об административном правонарушении от 18.06.2019, сведениями из региональной автоматизированной системы приема деклараций) и свидетельствует о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Наличие указанных обстоятельств по делу не установлено.
В апелляционной жалобе Общество со ссылкой на положения абзаца 3 пункта 22 Правил N 815 указывает, что 16.04.2019 посредством программного обеспечения сформировало и направило декларацию в уполномоченный орган, исполнив возложенную на него обязанность надлежащим образом. Нарушение срока подачи декларации обусловлено техническим сбоем, который Общество не могло предвидеть, а разработчик программного обеспечения своевременно не проинформировал декларанта о таких неполадках. Названные доводы апелляционным судом рассмотрены и подлежат отклонению в силу следующего.
Согласно пункту 22 Правил N 815 Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе отказать в принятии деклараций, представленных организацией, индивидуальным предпринимателем, сельскохозяйственным товаропроизводителем, гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство, в соответствии с настоящими Правилами.
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при получении деклараций в тот же день передают квитанции о приеме деклараций в форме электронного документа организации, индивидуальному предпринимателю, сельскохозяйственному товаропроизводителю, гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство, по телекоммуникационным каналам связи.
При представлении декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
По смыслу указанных положений, направление организации квитанции о приеме декларации в форме электронного документа подтверждает факт получения уполномоченным органом декларации, следовательно, при неполучении организацией квитанции о приеме декларации последней следует принять меры к выяснению обстоятельств, послуживших причиной непринятия отчетности.
Таким образом, ООО "ТД "Крепкие традиции", проявив должную степень заботливости и осмотрительности, объективно имело возможность своевременно, до истечения предусмотренных законодательством сроков установить факт надлежащего направления спорной декларации в уполномоченный орган и ее принятия последним. Факт успешного прохождения декларации от 16.04.2019 заявителем не подтвержден. При этом публично-правовая обязанность по представлению декларации в установленный срок, как правомерно указал суд первой инстанции, возложена именно на Общество, взаимодействие с иными хозяйствующими субъектами, в том числе по вопросам декларирования, относится к внутренней организации деятельности заявителя. Осуществление контроля за привлеченной к декларированию организацией находится в исключительной компетенции Общества.
Доказательства принятия Обществом всех мер по своевременному представлению соответствующей декларации в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
С учетом изложенных обстоятельств апелляционный суд приходит к выводу о том, что состав вмененного административного правонарушения в деянии заявителя установлен и доказан. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений не установлено.
Ссылка административного органа в оспариваемом постановлении на отягчающее ответственность обстоятельство, а именно, что Общество ранее привлекалось к административной ответственности (постановление от 10.06.2019 N 18/19), неправомерна.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Сведения о том, что по состоянию на дату совершения (24.04.2019) вменяемого административного правонарушения Общество считалось подвергнутым административному правонарушению, в материалах настоящего дела отсутствуют, административным органом не исследованы и не доказаны.
Таким образом, наличие отягчающих административную ответственность обстоятельств материалами дела не подтверждено.
В то же время административное наказание применено Департаментом в пределах минимально установленной санкции статьи за совершенное правонарушение. Назначенное Обществу наказание соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного Обществом правонарушения, а также оснований для замены административного штрафа на предупреждение, по настоящему делу не установлено.
Относительно довода заявителя жалобы о том, что настоящее дело полежало рассмотрению по общим правилам административного судопроизводства, суд апелляционной инстанции полагает следующее.
В силу статьи 227 АПК РФ, с учетом пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" если по формальным признакам дело относится к категориям дел, названных в частях 1 и 2 статьи 227 АПК РФ, то оно должно быть рассмотрено в порядке упрощенного производства, о чем указывается в определении о принятии искового заявления (заявления) к производству (часть 2 статьи 228 АПК РФ).
При указанных условиях рассмотрение судом дела в порядке упрощенного производства является не правом, а обязанностью суда. Согласия участвующих в деле лиц на рассмотрение данного дела в таком порядке не требуется.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 227 АПК РФ дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, размер которого не превышает сто тысяч рублей, подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Таким образом, исходя из критериев, установленных в названной норме, настоящее дело подлежало рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В соответствии части 5 статьи 227 АПК РФ суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны; необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания; заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.
Следовательно, суд вправе перейти к рассмотрению дела, назначенного в упрощенном порядке, в общем порядке, если появились основания, установленные законом.
Наличия какого-либо из приведенных оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства из имеющихся материалов дела не усматривается. Ходатайство Общества о рассмотрении дела по общим правилам административного производства не содержит надлежащего обоснования такой необходимости.
Само по себе заявление стороной ходатайства о переходе к рассмотрению дела по общим правилам не является безусловным основанием для совершения судом таких процессуальных действий. Вместе с тем рассмотрение дела в порядке упрощенного производства не препятствовало представлению заявителем необходимых доказательств в обоснование своих доводов относительно обстоятельств дела.
Таким образом, обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указанных в части 5 статьи 227 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Рассмотрение судом первой инстанции настоящего дела в порядке упрощенного производства не противоречит целям эффективного правосудия. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда первой инстанции толкованию норм права и оценке обстоятельств дела.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.10.2019 по делу N А82-14191/2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.10.2019 (резолютивная часть вынесена 19.09.2019) по делу N А82-14191/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Крепкие традиции" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Ярославской области по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-14191/2019
Истец: ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "КРЕПКИЕ ТРАДИЦИИ"
Ответчик: Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области
Третье лицо: ООО "КОМПАНИЯ "ТЕНЗОР"
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-10271/20
26.12.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9674/19
23.10.2019 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9674/19
01.10.2019 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-14191/19