г. Чита |
|
22 октября 2019 г. |
Дело N А19-6218/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Орион" Наджафовой Н.С. (доверенность от 14.03.2019), Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска Королевой Д.В. (доверенность от 18.12.2018), Комитета по градостроительной политике Администрации города Иркутска Александрова С.А. (доверенность от 17.05.2019), Коркоц Е.С. (доверенность от 05.08.2019), Пачу М.В. (доверенность от 05.08.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Орион" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июля 2019 года по делу N А19-6218/2019,
установил:
Общество ограниченной ответственностью "Орион" (ОГРН 1093850007811, ИНН 3808207749, далее - заявитель, ООО "Орион", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска (ИНН 3849057115, ОГРН 1163850051584, далее - ответчик, КУМИ) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 17.01.2019 г. N 505-74-369/9 и обязании выдать разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по градостроительной политике Администрации города Иркутска (ОГРН 1163850052475, ИНН 3808193493).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 июля 2019 года по делу N А19-6218/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме как незаконный и необоснованный по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает необоснованным вывод суд первой инстанции, что представленный на согласование в Комитет по градостроительной политике Администрации г. Иркутска постановочный эскиз рекламной конструкции нарушает внешний архитектурный сложившейся застройки поселения или городского округа. Полагает, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Партизанская, 101 не является объектом культурном наследия, в зоне охраны объекта культурного наследия не располагается.
КУМИ и третье лицо в отзывах с доводами апелляционной жалобы не согласились.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 05.09.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 14 декабря 2018 года ООО "Орион" обратилось в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска через Единое окно МКУ "Сервисно-регистрационный центр" по Октябрьскому округу с заявлением (вх. N 503-51-20941/18 от 18.12.2018 г.) о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - настенного панно, размером 12,0 м Х 20,0 м, площадь информационного поля 240 м2, расположенное по адресу: г. Иркутск ул. Партизанская, 101.
17 января 2019 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска заявителю был направлен отказ в предоставлении муниципальной услуги о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в основу которого положен ответ Комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска.
Заявитель, полагая, что решение об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выраженное в письме Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска от 17.01.2019 г. N 505-74-369/9 не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
На основании части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В соответствии с частью 10 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Частью 13 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Согласно части 14 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" решение о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче в письменной форме или в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов государственных и муниципальных услуг должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов. Заявитель, не получивший в указанный срок от органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче, в течение трех месяцев вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании бездействия соответствующего органа местного самоуправления незаконным.
Частью 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установлено, что Решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций);
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов;
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
6) нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи.
В случае отказа органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в выдаче разрешения заявитель в течение трех месяцев со дня получения решения об отказе в выдаче разрешения вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании такого решения незаконным (часть 16 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").
В соответствии с пунктом 17 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 -ФЗ "О рекламе" разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.
Согласно подпункту 4 пункта 15 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов и органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.
Как следует из материалов дела, 14 декабря 2018 года ООО "Орион" обратилось в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (далее - КУМИ) через МКУ "Сервисно-регистрационный центр" с с заявлением (вх. N 503-51-20941/18 от 18.12.2018 г.) о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - настенного панно, размером 12,0 м Х 20,0 м, площадь информационного поля 240 кв.м., расположенное по адресу: г. Иркутск. ул. Партизанская, 101.
Установка рекламных конструкций в городе Иркутске допускается при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (далее - разрешение), выданного в порядке, установленном административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Принятие решений о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций".
Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Принятие решений о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций" (далее - Регламент), утвержденным постановлением администрации города Иркутска от 26.12.2011 N 031-06-3007/11, установлена процедура предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
В соответствии с пунктом 2.1 раздела II Регламента структурным подразделением администрации города Иркутска, ответственным за предоставление муниципальной услуги - "Принятие решения о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций", является отдел рекламы.
Руководствуясь статьей 13 Федерального закона N 38-ФЗ орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
Согласно пункту 2.2 раздела II Регламента при предоставлении муниципальной услуги отдел рекламы взаимодействует со структурными подразделениями администрации города Иркутска, государственными и муниципальными архивами Иркутской области, другими учреждениями и предприятиями.
Разделом III Регламента установлено, что после регистрации, заявление и документы направляются в комитет по градостроительной политики администрации города Иркутска для согласования постановочного эскиза рекламной конструкции.
Из материалов дела следует, что Департаментом потребительского рынка КУМИ 26.12.2018 направлен в комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска пакет документов с приложением постановочного эскиза, копии заявления ООО "Орион" и иных документов, предоставленных обществом, для оценки возможности установки и эксплуатации рекламной конструкции.
В соответствии с пунктом 4.3. главы 4 раздела III Регламента специалист отдела архитектуры и дизайна городской среды управления архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска подготавливает проект отказа в подготовке схемы установки рекламной конструкции и (или) проект отказа в согласовании постановочного эскиза рекламной конструкции на бланке комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска со ссылкой на основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, указанные в главе 8 раздела II Регламента.
Заместителем председателя комитета - главным архитектором города 14.01.2019 г. был дан ответ на обращение КУМИ о рассмотрении постановочного эскиза размещения отдельно рекламной конструкции (форматом 12 х 20 м), расположенной на фасаде многоквартирного дома по адресу: г. Иркутск, ул. Партизанская, 101, согласно которому, Комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска не согласовывает эскиз размещения рекламной конструкции в соответствии с частью 15 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ - нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа.
Представленный на согласование в Комитет по градостроительной политике Администрации г. Иркутска постановочный эскиз рекламной конструкции, присоединяемой к наружной стене многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Партизанская, 101, нарушает внешний архитектурный облик сложившейся застройки поселения или городского округа в соответствии с частью 15 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ.
Согласно представленному постановочному эскизу, рекламная конструкция закрывает значительную часть фасада здания (практически 90%), чем нарушает архитектурный облик, фасадную композицию и целостность восприятия здания. Рассматриваемая рекламная конструкция содержит низкий уровень конструктивной композиционно-графической проработки; по своим габаритам не сомасштабна окружающей застройке; выполнена без учета необходимого комплексного решения по размещению рекламы на данной улице; не обеспечивает гармоничное восприятие панорамы прилегающей улицы, что вызывает визуальный дискомфорт и приводит к ухудшению эстетических качеств городской среды.
Также немаловажным обстоятельством как основанием для отказа является место размещения спорной рекламной конструкции, а именно: в данном районе в непосредственной близости к дому по вышеуказанному адресу располагаются объекты культурного наследия: "Дом Латышева", 1880 г.г. (ул. Партизанская, 85); "Доходный дом Иванова", 1890-е, 1900-е гг. (ул. Партизанская, 87); "Здание, где в "Посохинской аудитории" проходили митинги и собрания рабочих и находился склад нелегальной литературы", 1917 г. (ул. А. Невского, 38). К внешнему облику данной территории предъявляются повышенные требования к фасадам зданий и размещению иных элементов комплексного благоустройства, а также объектам информации и рекламы.
Суд первой инстанции признал оспариваемый отказ законным и обоснованным по следующим мотивам.
Правила размещения наружной рекламы на территории города Иркутска приняты в целях формирования благоприятной архитектурной и информационной городской среды, сохранения историкоградостроительного облика, упорядочения мест для установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Иркутске, эффективного использования имущества города Иркутска в целях размещения наружной рекламы.
По смыслу Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" внешний архитектурный облик включает в себя пространственные, эстетические и иные характеристики исходя из замысла архитектурного объекта (форма, цветовое решение, устройство и оборудование входа, устройство крыши, козырьках, навесов и непосредственно архитектурного объекта, а также пространство и вид, которые будут украшать этот объект). Решение вопроса о наличии нарушения качественных характеристик городской среды и ее комфортности в результате установки рекламной конструкции относится к компетенции уполномоченного государственного органа по градостроительству и архитектуре.
Одной из основных задач комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска является повышение уровня архитектурно-художественной выразительности города Иркутска (решение Думы г. Иркутска от 25.12.2015 N 006-20-160258/5), то есть уполномоченным органом на оценку эстетических качеств городской среды при оказании муниципальной услуги "принятие решений о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций" является комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска.
Вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки решается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей окружающих зданий и территории, на которой предполагается разместить рекламную конструкцию и решение вопроса о наличии нарушения качественных характеристик городской среды и ее комфортности в результате установки рекламной конструкции относится к компетенции управления архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска.
В рамках федеральной программы "Комфортная городская среда", Министерством строительства Российской федерации подготовлены методические рекомендации (Приказ Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр "Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов") по подготовке Правил благоустройства муниципальных образований, содержащие в себе новые стандарты по регулированию вопросов внешнего архитектурного облика муниципальных образований.
На основании данных рекомендаций администрацией города Иркутска были подготовлены и внесены изменения в действующие Правила благоустройства (Решение Думы г. Иркутска от 25.12.2008 N 004-20-560950/8 (ред. от 03.12.2018) "О Правилах благоустройства территории города Иркутска").
Согласно пункту 4 статьи 1 Правил благоустройства, содержание и эксплуатация рекламных и информационных конструкций, информационных материалов регулируются настоящими правилами постольку, поскольку иное не установлено федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Иркутской области, а также Правилами размещения наружной рекламы и объектов информационного оформления на территории города Иркутска, утвержденными решением Думы города Иркутска от 06.03.2013 г. N 005-20-470795/3.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 25 Правил благоустройства при содержании фасадов зданий, в том числе их отдельных конструктивных элементов, дополнительного оборудования, дополнительных элементов и устройств запрещается, в том числе: использование при отделке фасадов здания (отдельных конструктивных элементов фасадов) сайдинга, профилированного металлического листа (за исключением зданий, расположенных на территориях промышленных предприятий), асбестоцементных листов, самоклеящейся пленки, баннерной ткани.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" не допускается в стенах крупнопанельных н крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы, а также крепить к панелям наружных стен трамвайные, троллейбусные и другие оттяжки.
Согласно представленному эскизу наружные стены здания по адресу: г. Иркутск, ул. Партизанская, 101, панельные, а значит, крепление к таким стенам каких-либо оттяжек запрещено.
Согласно представленному постановочному эскизу, рекламная конструкция закрывает значительную часть фасада здания (практически 90%), чем нарушает архитектурный облик, фасадную композицию и целостность восприятия здания. Рассматриваемая рекламная конструкция содержит низкий уровень конструктивной композиционно-графической проработки; по своим габаритам не сомасштабна окружающей застройке; выполнена без учета необходимого комплексного решения по размещению рекламы на данной улице; не обеспечивает гармоничное восприятие панорамы прилегающей улицы, что вызывает визуальный дискомфорт и приводит к ухудшению эстетических качеств городской среды.
Также немаловажным обстоятельством как основанием для отказа является место размещения спорной рекламной конструкции, а именно: в данном районе в непосредственной близости к дому по вышеуказанному адресу располагаются объекты культурного наследия: "Дом Латышева", 1880 г.г. (ул. Партизанская, 85); "Доходный дом Иванова", 1890-е, 1900-е гг. (ул. Партизанская, 87); "Здание, где в "Посохинской аудитории" проходили митинги и собрания рабочих и находился склад нелегальной литературы", 1917 г. (ул. А. Невского, 38). К внешнему облику данной территории предъявляются повышенные требования к фасадам зданий и размещению иных элементов комплексного благоустройства, а также объектам информации и рекламы.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска учел совокупность условий размещения спорной рекламной конструкции и установил нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки в отношении здания, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Партизанская, 101. Поскольку уполномоченный орган - комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска пришел к выводу, что установка спорной рекламной конструкции нарушит внешний архитектурный облик сложившейся застройки г. Иркутска, у КУМИ отсутствовали какие-либо основания для переоценки данного основания для отказа в выдаче разрешения. Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска заявителю был направлен отказ в предоставлении муниципальной услуги о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в основу которого положен ответ комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска.
По мнению суда первой инстанции, оспариваемый отказ основан на мнении компетентного органа, мотивирован нарушением пункта 4 части 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", а именно - нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Иркутска.
Суд апелляционной инстанции с приведенной оценкой согласиться не может, поскольку выводы суда первой инстанции не основаны на материалах дела.
В соответствии с пунктом 6.1 Административного регламента муниципальная услуга по выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, предоставляется на основании соответствующего заявления лица, заинтересованного в получении разрешения, по форме согласно Приложению N 1.
Пунктом 6.2 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги:
- копия паспорта заявителя (для физических лиц) (предоставляется вместе с оригиналом);
- копия проекта рекламной конструкции (представляется вместе с оригиналом);
- копия постановочного эскиза рекламной конструкции (представляется вместе с оригиналом);
- подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если соответствующее недвижимое имущество находится в государственной или муниципальной собственности, специалист отдела запрашивает сведения о наличии такого согласия в уполномоченном органе, если заявитель не представил документ, подтверждающий получение такого согласия, по собственной инициативе;
- копии правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, в случае если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (представляются вместе с оригиналами) (не представляются в случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме не требуется);
- копия доверенности, в случае если с заявлением обращается представитель заявителя (представляется вместе с оригиналом).
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, заявитель в соответствии с указанным пунктом 6.2 Административного регламента представил полный пакет документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
Из части 15 статьи 19 Закона о рекламе следует, что решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по основаниям, указанным в части 15 статьи 19 Закона о рекламе, а именно:
1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций);
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов;
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании;
6) нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи.
Решением Иркутской городской Думы от 03.06.2013 N 005-20-470795/3 утверждены Правила размещения наружной рекламы и объектов информационного оформления на территории города Иркутска, которыми установлены требования к установке и эксплуатации рекламных конструкций (далее - Правила).
Согласно пункту 31 Правил рекламные конструкции и объекты информационного оформления не должны:
- нарушать требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия народов Российской Федерации, их охране и использовании, нарушать визуальное восприятие объектов культурного наследия, их архитектурный облик, фасадную композицию и целостность восприятия;
- размещаться в одном визуальном пространстве с памятниками, монументами, скульптурными композициями, культовыми и мемориальными сооружениями;
- препятствовать восприятию информации, размещенной на другой конструкции;
- размещаться таким образом, чтобы знак дорожного движения или светофор не воспринимались на фоне рекламной плоскости.
Согласно пункту 32 Правил установка рекламных конструкций должна соответствовать требованиям:
1) размещения без ущерба композиции, стилистике, отделке, декоративному убранству фасада, эстетическим качествам городской среды;
2) согласованности размещения нескольких рекламных конструкций в пределах фасада независимо от принадлежности объектов;
3) соответствия условиям восприятия (визуальная доступность, читаемость информации);
4) приоритету мемориальных объектов (мемориальных и памятных досок, знаков и т.п.);
5) безопасности для людей;
6) безопасности для физического состояния архитектурных объектов;
7) удобства эксплуатации и ремонта.
Предметом оспаривания в данном случае является отказ в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции. Отказ в согласовании проекта рекламной конструкции, который лежит в основе отказ в выдаче разрешения на установку рекламных конструкций, также подлежит исследованию и оценке судом.
Отказ в согласовании размещения рекламной конструкции также должен быть мотивированным на основании части 15 статьи 19 Закона о рекламе.
Как было указано выше, отказывая в согласовании проектов рекламных конструкций по размещению на территории городского округа "город Иркутск" на основании пункта 15 статьи 19 Закона о рекламе Комитет пришел к выводу, что рекламная конструкция закрывает значительную часть фасада здания (практически 90%), чем нарушает архитектурный облик, фасадную композицию и целостность восприятия здания. Рассматриваемая рекламная конструкция содержит низкий уровень конструктивной композиционно-графической проработки; по своим габаритам не сомасштабна окружающей застройке; выполнена без учета необходимого комплексного решения по размещению рекламы на данной улице; не обеспечивает гармоничное восприятие панорамы прилегающей улицы, что вызывает визуальный дискомфорт и приводит к ухудшению эстетических качеств городской среды.
Понятие "нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа" носит оценочный характер, поскольку вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки, исходя из смысла пункта 4 части 15 статьи 19 федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", решается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий в испрашиваемом месте установления рекламной конструкции, с учетом установления зон повышенного рекламного контроля, ограничений, касающихся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного и исторического значения, архитектурных стилевых ансамблей.
В подпункте "б" подп. 2 п.27 Правил указано, что настенное панно - рекламные конструкции, размещаемые на стенах зданий, строений, сооружений, состоящие из каркаса, одного информационного поля и элементов крепления. В границах зон охраны объектов культурного наследия не допускается размещение настенных панно, закрывающих значительную часть фасада здания (более 20% поверхности фасада здания, сооружения без учета оконных проемов), остекление витрин, окна, арки, архитектурные детали и декоративное оформление на главных фасадах и просматриваемых с улиц боковых фасадах. Не допускается размещение настенных панно на стенах многоквартирных домов с оконными проемами. Не допускается прикрепление информационных полей настенных панно без каркаса непосредственно на стену здания или сооружения.
Таким образом, не допускается размещение настенных панно, закрывающих значительную часть фасада здания применительно к зонам охраны объектов культурного наследия; не допускается размещение настенных панно на стенах многоквартирных домов с оконными проемами; не допускается прикрепление информационных полей настенных панно без каркаса непосредственно на стену здания или сооружения.
Пунктом 67 Правил перечислены зоны охраны объектов культурного наследия. Вместе с тем, в указанном перечне улица "Партизанская" отсутствует, что свидетельствует о формальном отсутствии предусмотренных оснований к отказу.
При этом изложенное в оспариваемом решении основание отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции на территории городского округа "город Иркутск" по ул. Партизанская, 101 вопреки требованиям части 15 статьи 19 Закона о рекламе является немотивированным, поскольку оценочный характер понятия "нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городского округа "город Иркутск" предполагает изложение всех обстоятельств, которые указывают, что включает в себя понятие "внешний архитектурный облик сложившейся застройки" и каким образом размещение спорной рекламной конструкции по указанному адресу будет нарушать архитектурный облик сложившейся застройки, а также в чем именно заключается нарушение архитектурного облика, является ли данное нарушение устранимым или внешний архитектурный облик сложившейся застройки вообще не предполагает размещение какой-либо рекламы, какие необходимо было учесть архитектурные и градостроительные особенности территориального местонахождения здания.
Однако в оспариваемом отказе имеется лишь ссылка на низкий уровень конструктивной композиционно-графической проработки; по своим габаритам не сомасштабна окружающей застройке; выполнена без учета необходимого комплексного решения по размещению рекламы на данной улице; не обеспечивает гармоничное восприятие панорамы прилегающей улицы, что вызывает визуальный дискомфорт и приводит к ухудшению эстетических качеств городской среды".
Каких-либо мотивов, по которым ответчик полагает, что спорная рекламная конструкция имеет низкий уровень конструктивной композиционно-графической проработки в оспариваемом решении не приведено, как и не дано оценки сомасштабности такой конструкции окружающей застройке, а также не приведено само комплексное решение размещения рекламы на данной улице и его критерии.
Согласно пояснениям главного архитектора-представителя Комитета по градостроительной политике Администрации города Иркутска Александрова С.А., критериев комплексного решения размещения рекламы на улице Партизанская не установлено. Сомаштабность же определена применительно к имеющейся застройке и установленной рядом рекламной конструкции, что подтверждается представленными ответчиком фотографиями.
Вместе с тем указанные пояснения не могут быть приняты судом во внимание, поскольку такие обстоятельства, как и их оценка, в оспариваемом отказе и в заключении третьего лица не приведены.
При этом судебная коллегия исходит из того, что суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия (по аналогии пункт 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
В данном случае арбитражный суд фактически изменил бы основания оспариваемого решения, что противоречит принципу состязательности, поскольку в таком случае арбитражный суд восполняет выявленные недостатки за соответствующий орган, чье решение оспаривается в судебном порядке.
Несостоятельна также и ссылка ответчика на то обстоятельство, что в непосредственной близости к дому по вышеуказанному адресу располагаются объекты культурного наследия:"Дом Латышева", 1880г.г. (ул. Партизанская, 85); "Доходный дом Иванова", 1890-е, 1900-е гг. (ул. Партизанская, 87); "Здание, где в "Посохинской аудитории" проходили митинги и собрания рабочих и находился склад нелегальной литературы", 1917 г. (ул. А. Невского, 38).
Из пояснений главного архитектора-представителя Комитета по градостроительной политике Администрации города Иркутска Александрова С.А. следует, что к внешнему облику данной территории предъявляются повышенные требования к фасадам зданий и размещению иных элементов комплексного благоустройства, а также объектам информации и рекламы.
Однако на вопрос судебной коллегии представитель Комитета по градостроительной политике Администрации города Иркутска пояснил, что какого-либо нормативного регулирования, как и соответствующих критериев определения таких повышенных требований не имеется.
Согласно пункту 63 Правил не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.
В соответствии с пунктом 65 Правил в границах зон охраны объектов культурного наследия, в зонах с ограничениями по хозяйственной деятельности действуют ограничения по размещению рекламных конструкций (за исключением информации, размещаемой в витринах) (регулирование размеров, пропорций, цветового решения, материала исполнения, места и способа крепления) на основании согласования, выданного Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области.
Между тем, как следует из материалов дела, многоквартирный жилом дом, расположенный по адресу: г.Иркутск, ул.Партизанская, 101 не является объектом культурном наследия, в зоне охраны объекта культурного наследия не располагается.
Кроме того, в соответствии с главой 4 раздела III административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие решений о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций", утвержденного постановлением администрации от 26.12.2011 N 031-06-3007/11, результатом административной процедуры по согласованию постановочного эскиза рекламной конструкции, комитетом по градостроительной политике администрации города Иркутска либо отказа в согласовании постановочного эскиза рекламной конструкции, является направление комитетом по градостроительной политике администрации города Иркутска в отдел рекламы департамента потребительского рынка комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Иркутска согласованного постановочного эскиза рекламной конструкции с указанием перечня уполномоченных органов, согласования которых необходимы для принятия решения о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, либо отказа в согласовании постановочного эскиза рекламной конструкции, в отдел рекламы.
Согласно п.5.3. главы 5 раздела III административного регламента предоставления муниципальной услуги "Принятие решений о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций", утвержденного постановлением администрации от 26.12.2011 N 031-06-3007/11, уполномоченным органом в части установки рекламной конструкции на памятниках истории и культуры и в границах территорий объектов культурного наследия является государственный орган охраны объектов культурного наследия по Иркутской области, которым в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 09.03.2010 N 31-пп "О службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области" на территории Иркутской области является Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области.
Однако из материалов дела не следует, что соответствующее согласование либо отказ в согласовании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: г.Иркутск, ул.Партизанская, 101 Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области не выдавалось, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска, комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска за соответствующим согласованием либо отказом в согласовании в Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области не обращался.
Ссылка ответчика на Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N о170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", согласно которому не допускается в стенах крупнопанельных н крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы, а также крепить к панелям наружных стен трамвайные, троллейбусные и другие оттяжки, признается судом неправомерной по следующим мотивам.
Согласно представленному эскизу наружные стены здания по адресу: г. Иркутск, ул. Партизанская, 101, панельные.
Однако проектом рекламной конструкции по адресу Партизанская N 101, г.Иркутск, подготовленным ООО "Архитектурно-строительная компания "Студия- АЗ", который прилагался к заявлению ООО "Орион" о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, не предусмотрено при производстве работ по креплению рекламной конструкции к многоквартирному дому крепление оттяжек.
При этом довод представителя Комитета по градостроительной политике Администрации города Иркутска о том, что предусмотренное проектом крепление спорной конструкции фактически будет выполнять функции оттяжки с учетом ветровой нагрузки отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку ветровая нагрузка предусмотрена и учтена проектом (т.1 л.д.48).
Каких-либо доказательств того, что представленный проект является недопустимым доказательством по делу ответчиком и третьим лицом в нарушение требований части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
Кроме того, суд не усматривает несоответствия проекта спорной рекламной конструкции требованиям подп. "б" подп. 2 п.27 Правил.
Также не состоятельна и ссылка ответчика на подпункт 1 пункта 3 статьи 25 Правил благоустройства, поскольку спорная рекламная конструкция, изготовленная из баннерной ткани, вместе с тем, не используется при отделке фасада зданий.
Согласно постановочному эскизу рекламной конструкции размером 12x20 метров на фасаде здания по адресу: г.Иркутск, ул.Партизанская, 101 ООО "Орион" предполагаемая к установке рекламная конструкция должны была быть выполнена в виде каркаса из профильной трубы с креплением на профильную трубу баннерной ткани с помощью стропы и анкера с кольцом.
Таким образом, проектом рекламной конструкции не предусматривалось именно отделка фасада здания баннерной тканью, предусматривалась установка рекламной конструкции, информационное поле которой изготавливается из баннерной ткани.
Также судебная коллегия принимает во внимание, что согласно пункту 84 Правил Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска в рамках своих полномочий, в случае нарушения рекламной конструкцией внешнего архитектурного облика зданий, строений, сооружений, архитектурных ансамблей, застройки территорий дает заявителю рекомендации по изменению постановочного эскиза с учетом соблюдения требований законодательства, Правил и согласований уполномоченных органов.
Однако из материалов дела не следует, что заявителю комитетом по градостроительной политике администрации г.Иркутска такие рекомендации выдавались, предложений об устранении замечаний от комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска заявителю не поступало, в оспариваемом отказе также не содержатся.
При таких установленных обстоятельствах и выявленном правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказ в согласовании размещения спорной рекламной конструкции не соответствует требованиям части 15 статьи 19 Закона о рекламе, поскольку является немотивированным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит требования заявителя подлежащими удовлетворению в полном объеме, а обжалуемый судебный акт - отмене на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с п. 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 года N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", при обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц на момент подачи апелляционной жалобы составляла 1 500 руб.
Заявителем жалобы по платежному поручению от 28.07.2019 года N 98 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежному поручению от 28.07.2019 года N 98 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 июля 2019 года по делу N А19-6218/2019 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным, как не соответствующее Федеральному закону от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", решение Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска от 17.01.2019 г. N505-74-369/9 об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Иркутск, ул. Партизанская, 101.
Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска (ОГРН 1163850051584, ИНН 3849057115) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска (ОГРН 1163850051584, ИНН 3849057115) в пользу обществу с ограниченной ответственностью "Орион" (ОГРН 1093850007811; ИНН 3808207749) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Орион" (ОГРН 1093850007811; ИНН 3808207749) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6218/2019
Истец: ООО "Орион"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска
Третье лицо: Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска
Хронология рассмотрения дела:
17.06.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5219/19
10.02.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7582/19
08.11.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-6218/19
22.10.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5219/19
23.07.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-6218/19