город Ростов-на-Дону |
|
27 декабря 2019 г. |
дело N А32-31808/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Соловьевой М.В., Ильиной М.В.,
при участии:
от заявителя - Слепичева Н.П. по доверенности от 21.10.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Галан" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2019 по делу N А32-31808/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Галан" к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Галан" (далее - общество, ООО "Галан") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - СКУ Ростехнадзора, управление) о признании недействительным предписания от 03.04.2019 N 44/19П.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Галан" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что к дымовой трубе котла, принадлежащего ООО "Галан", неприменимо ни одно из условий, требующих обязательного проведения экспертизы промышленной безопасности, указанных в статье 7 Федерального закона N 116-ФЗ, ст. 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538: на момент проверки дымовая труба котла уже использовалась несколько лет; срок службы дымовой трубы производителем не установлен, но фактический срок ее службы не превысил двадцать лет; работы, связанные с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, не проводились. В настоящее время требования промышленной безопасности к дымовым трубам котельных не установлены нормативными правовыми актами, указанными в пункте 1 статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ, поэтому основание для проведения экспертизы промышленной безопасности дымовых труб отсутствует. Кроме того, проведение такой экспертизы невозможно по причине отсутствия правового механизма ее проведения. До 2014 года ООО "Галан" проводило экспертизу промышленной безопасности дымовой трубы, но в связи с отменой с 01.07.2014 Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб, которыми установлена обязательность проведения такой экспертизы, отпала необходимость в проведении экспертизы и после истечения сроков безопасной эксплуатации, установленных предыдущим заключением экспертизы. Согласно письму Ростехнадзора N 11-00-14/7791 от 12.08.2019, подписанному начальником правого управления Ростехнадзора, в настоящее время требования к дымовым трубам не установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности, в связи с чем отсутствует необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности дымовой трубы котла Е-1.0-09. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" носит основополагающий общий характер, в нем не содержится требование об обязательном проведении экспертизы промышленной безопасности дымовых труб. Требование об обязательной экспертизе промышленной безопасности дымовых труб установлено Правилами безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 03.12.2001 N 56, которые признаны не подлежащими применению в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 01.07.2014 N 287 "О признании не подлежащими применению отдельных актов Федерального горного и промышленного надзора России". Согласно разъяснению правового управления Ростехнадзора, содержащемуся в письме N 11-00-15/6226 от 26.06.2019, дымовая труба, представляющая собой сооружение, не может являться опасным производственным объектом и не подлежит регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Требования к дымовым промышленным трубам, а также к процессу их эксплуатации установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ и Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В отзыве на апелляционную жалобу СКУ Ростехнадзора указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии со ст. 18 АПК РФ произведена замена судьи Филимоновой С.С. в составе суда по делу на судью Ильину М.В.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
СКУ Ростехнадзора, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя не обеспечило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 05.03.2019 N 1171-Р административный орган 26.03.2019 с 09.00 по 17.00 часов, 28.03.2019 с 09.00 по 17.00 часов, 03.04.2019 с 09.00 по 12.00 часов провел внеплановую проверку в отношении общества с ограниченной ответственностью "Галан" на предмет контроля выполнения пунктов 7, 8, 9, 14, 16, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 35, 36 ранее выданного предписания от 16.08.2018 N 147-138-19.
В ходе проверки административный орган установил нарушение требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, выразившееся в невыполнении в установленный срок пункта 8 ранее выданного предписания от 16.08.2018 N 147-138-19 (не проведена экспертиза промышленной безопасности дымовой трубы котла в связи с истечением сроков безопасной эксплуатации), что отразил в акте проверки от 03.04.2019 N 44/19.
В связи с выявленными нарушениями административный орган выдал обществу предписание от 03.04.2019 N 44/19П, согласно которому ООО "Галан" необходимо в срок до 03.07.2019 принять меры по устранению нарушения (не проведена экспертизы промышленной безопасности дымовой трубы котла Е-1.0-09 в связи с истечением сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы (не определены условия и сроки безопасной эксплуатации)).
ООО "Галан" оспорило вышеуказанное предписание в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, осуществляется Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
В соответствии с абзацем 14 пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (далее - Правила проведения экспертизы промышленной безопасности).
Пунктом 5 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности установлено, что основанием проведения экспертизы являются положения нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, устанавливающих требования по проведению экспертизы и к объекту экспертизы.
В силу пункта 21 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности оценка фактического состояния технических устройств осуществляется по результатам технического диагностирования, а оценка фактического состояния зданий и сооружений - по результатам обследований.
Согласно подпункту 8 пункта 26 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности заключение экспертизы должно содержать результаты проведенной экспертизы со ссылками на положения нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, на соответствие которым проводилась оценка соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности.
На основании пункта 7 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе в случае в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы. Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Правила безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб. ПБ 03-445-02, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 03.12.2001 N 56, признаны утратившими силу в связи с принятием Приказа Ростехнадзора от 01.07.2014 N 287 "О признании не подлежащими применению отдельных актов Федерального горного и промышленного надзора России".
В настоящее время требования промышленной безопасности к дымовым трубам котельных не установлены нормативными правовыми актами, указанными в пункте 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ, в связи с чем основание для проведения экспертизы промышленной безопасности дымовых труб отсутствует.
Требования к дымовым промышленным трубам, а также к процессу их эксплуатации установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В соответствии с пунктом 4 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации. Таким образом, результаты ранее проведенных экспертиз, обследований, наблюдений могут использоваться для определения периодичности и состава работ по техническому обслуживанию зданий и сооружений.
Пунктом 1 части 1 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) предусмотрено, что требования к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные Федеральным законом N 384-ФЗ, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения. Таким образом, в целях поддержания надлежащего технического состояния зданий и сооружений до проведения реконструкции или капитального ремонта при определении сроков, объемов работ, критериев работоспособности и т.п. следует руководствоваться в части, не противоречащей требованиям законодательства Российской Федерации, нормативными правовыми актами и нормативными техническими документами, действовавшими до вступления в силу Федерального закона N 384-ФЗ.
Пункт 1 ст. 13 Закона N 116-ФЗ устанавливает, что экспертизе промышленной безопасности подлежат:
документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;
документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона;
здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;
декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;
обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.
С учетом изложенного проведение экспертизы промышленной безопасности дымовой трубы котла не требуется.
Указанный вывод также сделан судами апелляционной и кассационной инстанций при рассмотрении дела N А32-18976/2019 по заявлению общества об оспаривании постановления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.04.2019 N 23-23/09-003-19 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, выразившееся в невыполнении в установленный срок пункта 8 ранее выданного предписания от 16.08.2018 N 147-138-19 (не проведена экспертиза промышленной безопасности дымовой трубы котла в связи с истечением сроков безопасной эксплуатации).
Методические указания по обследованию дымовых и вентиляционных промышленных труб, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 18.06.2003 N 95, на которые ссылается суд первой инстанции, разработаны в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 N 241 "О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов", Правилами безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 03.12.2001 N 56, зарегистрированными Минюстом России 05.06.2002, рег. N 3500.
Однако, как указано выше, Правила безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб утратили силу в связи изданием Приказа Ростехнадзора от 01.07.2014 N 287.
Следовательно, предписанием от 03.04.2019 N 44/19П на общество незаконно возложена обязанность по проведению экспертизы промышленной безопасности дымовой трубы котла E-1.0-0.9 в связи с истечением сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы (не определены условия и сроки безопасной эксплуатации).
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины при обращении в суд с заявлением относятся на управление.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.08.2019 по делу N А32-31808/2019 отменить.
Признать недействительным предписание от 03.04.2019 N 44/19П, вынесенное Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении общества с ограниченной ответственностью "Галан".
Взыскать с Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2310009818, ОГРН 1022301623684) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Галан" (ИНН 2339022924, ОГРН 1152339010031) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 (Три тысячи) руб.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-31808/2019
Истец: ООО "ГАЛАН"
Ответчик: Северо - Кавказское управление Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2546/20
07.02.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19222/19
27.12.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19222/19
28.08.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-31808/19