город Омск |
|
27 декабря 2019 г. |
Дело N А46-10362/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15032/2019) Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 30.09.2019 по делу N А46-10362/2019 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Омскэнерго" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) к Администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528003601, ОГРН 1025501867962) о признании незаконными решений об отказе в выдаче разрешений на использование земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:160403:1201, 55:20:000000:5829, обязании выдать разрешения,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Омского муниципального района Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Омскэнерго" - Хирт Алексей Владимирович (паспорт, по доверенности N 55/3/55/186 от 24.09.2018 сроком действия по 16.06.2020, диплом ФГБОУ ВО "ОмГУ им. Ф.М. Достоевского" N 105524 3064075).
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Омского муниципального района Омской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконными, не соответствующими Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ), постановлению Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п "О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - постановление N 170-п) решений об отказе в выдаче разрешения на использование земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:160403:1201, 55:20:000000:5829, выраженных в письмах от 18.04.2019 N ИСХ-19/ОМС-3790, от 19.03.2019 NИСХ-19/ОМС-2672, обязании администрации выдать разрешение на использование земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:160403:1201, 55:20:000000:5829.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.09.2019 по делу N А46-10362/2019 заявление общества удовлетворено. Суд признал решения администрации об отказе в выдаче разрешения на использование земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:160403:1201, 55:20:000000:5829, выраженных в письмах от 18.04.2019 N ИСХ-19/ОМС-3790, от 19.03.2019 NИСХ-19/ОМС-2672, незаконными.
Указанным судебным актом на заинтересованное лицо возложена обязанность по выдаче разрешения на использование земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:160403:1201, 55:20:000000:5829.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, настаивая на правомерности оспариваемого отказа, изложенного в письмах от 18.04.2019 N ИСХ-19/ОМС-3790, от 19.03.2019 NИСХ-19/ОМС-2672, указал на то, что размещение объекта не соответствует установленному виду разрешенного использования земельных участков. Заинтересованное лицо отмечает, что заявитель обратился за выдачей разрешения на использование частей земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:160403:1201, 55:20:000000:5829 для размещения линии электропередачи, в то время как вид разрешенного использования названных земельных участков определён "для сельскохозяйственного использования" и "транспорт" соответственно.
Также отмечает, что к заявлению о выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 55:20:000000:5829 не приложены документы на существующие электрические сети, а также документы, подтверждающие, что не требуется строительство и (или) реконструкция существующих электрических сетей, и что линейный объект обеспечивающий подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к существующим электрическим сетям является линией электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно.
Администрация, надлежащим образом извещенная в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы администрации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав представителя ПАО "МРСК Сибири", исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что филиалом ПАО "МРСК Сибири" - "Омскэнерго" заключены договоры об осуществлении технологического присоединения со следующими лицами: АО "Омскгазстройэксплуатация" (договор от 11.12.2018 N 20.5500.4700.18); Батт Людмилой Николаевной (договор от 27.09.2018 N 20.5500.3918.18).
Для технологического присоединения энергопринимающих устройств указанных лиц заявителю необходимо выполнить строительство ВЛ-10 кВ, ВЛ-6 кВ, ТП 10/0,4 кВ, ВЛИ-0,4 кВ.
Строительство линии электропередачи (далее - ЛЭП) планировалось на земельных участках с кадастровыми номерами 55:20:160403:1201, 55:20:000000:5829.
В соответствии со ст. 39.33 - 39.36 ЗК РФ, Постановлением N 170-п в адрес администрации Омского муниципального района были направлены письма от 08.02.2019 N 1.5/16-19/1695-исх, от 05.12.2018 N 1.5/16-19/14630-исх с приложением заявлений о выдаче разрешений на использование земельных участков.
В ответ получены письма от администрации, содержащие решения об отказе в выдаче разрешения на использование земельных участков от 21.01.2019 N 1.5/130-вх-пов (от 11.01.2019 N ИСХ-19/ОМС-108), от 22.03.2019 N 1.5/697-вх-пов (от 19.03.2019 N ИСХ19/ОМС-2672).
В качестве обоснования отказа на выдачу разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 55:20:000000:5829, выраженного в письме от 11.01.2019 N ИСХ-19/ОМС-108, указывается, что данный земельный участок имеет вид разрешенного использования "транспорт", в связи с чем, на основании подпункта 6 пункта 8 Постановления N170-п в выдаче разрешение на использование части земельного участка было отказано.
Также Администрацией указано, что в своем заявлении ПАО "МРСК Сибири" указаны предполагаемые к размещению объекты, не предусмотренные Перечнем (подпункт 2 пункта 8 постановления N 170-п).
Заявитель повторно обратился в администрацию (письмо от 13.03.2019 N 1.5/16-19/3440-исх) с заявлением о выдаче разрешения.
В ответ администрацией направлено письмо от 18.04.2019 N Исх-19/ОМС-3790, согласно которому администрация повторно отказывает ПАО "МРСК Сибири" в выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 55:20:000000:5829 со ссылкой на письмо от 11.01.2019 N ИСХ-19/ОМС-108.
Отказ в выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 55:20:160403:1201, выраженный письме в от 19.03.2019 N ИСХ-19/ОМС-2672, также основан на подпункте 6 пункта 8 Постановления N170-п, поскольку видом разрешенного использования данного земельного участка является сельскохозяйственное использование.
Считая решения администрации не основанными на законе, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Заявление общества удовлетворено, с чем заинтересованно лицо не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу положений главы 24 АПК РФ, для признания ненормативного правового акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий. Отсутствие хотя бы одного из указанных выше условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возложено на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Порядок технологического присоединения, в том числе объектов, принадлежащих сетевым организациям, урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Пунктом 6 Правил N 861 предусмотрено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения) регулируются ЗК РФ.
Согласно подпункту 6 пункта 1 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как указано выше, ПАО "МРСК Сибири" отказано в выдаче разрешения на использование земельных участков, в основание отказа положены подпункты 2, 6 пункта 8 постановления N 170-п.
Постановлением Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п утвержден Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Данный порядок регулирует вопросы, связанные с размещением объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Омской области.
В силу подпункта 2 пункта 8 постановления N 170-п решение об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в случае, если в заявлении указаны предполагаемые к размещению объекты, не предусмотренные перечнем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 определен перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления участков и установления сервитутов (далее - Перечень N 1300).
Согласно пункту 5 Перечня N 1300 к таким объектам относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ПАО "МРСК Сибири" для технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей необходимо выполнить строительство ВЛ-10 кВ, ВЛ-6 кВ, ТП 10/0,4 кВ, ВЛИ-0,4 кВ, на что указано обществом.
Согласно пункту 4 Порядка, утвержденного постановлением N 170-п, к заявлению прилагаются:
1) копии документов, удостоверяющих личность заявителя, а также документ, подтверждающий полномочия представителя (в случае, если заявление подается представителем);
2) схема размещения объектов, содержащая адресные ориентиры, площадь (протяженность) объектов;
3) схема границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории;
4) копия согласованного в установленном порядке проекта благоустройства территории, если для размещения объекта необходима подготовка такого проекта.
В пункте 5 Порядка определено, что в случае размещения объектов, предусмотренных пунктами 1 - 3, 5 - 12, 15 Перечня N 1300, кроме документов, указанных в пунктах 3, 4 Порядка, представляются документы, подтверждающие отнесение объекта к видам объектов, установленным Перечнем.
Документы, указанные в настоящем пункте, представляются заявителем (представителем) по собственной инициативе. Если данные документы не представлены, они запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно в соответствии с законодательством.
Таким образом, отсутствие в приложениях к заявлению ПАО "МРСК Сибири" документов, подтверждающих отнесение ЛЭП к видам объектов, установленным Перечнем, в соответствии с пунктом 8 постановления N 170-п, не может быть признано достаточным основанием для отказа в выдаче разрешения на использование земельного участка.
В соответствии с правилами подпункта 6 пункта 8 постановления N 170-п решение об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в случае, если размещение объектов размещение объектов не соответствует установленному виду разрешенного использования земельных участков либо повлечет за собой ограничение использования земельного участка (территории) общего пользования, а также ограничение доступа на территорию общего пользования третьих лиц.
В рассматриваемом случае заявитель просил рассмотреть заявление о выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровыми номерами 55:20:160403:1201, 55:20:000000:5829.
В указанных письмах заинтересованным лицом отражено, что согласно сведениям из ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами 55:20:160403:1201, 55:20:000000:5829, части которых испрашиваются ПАО "МРСК Сибири" для размещения ЛЭП, имеют такие виды разрешенного использования, как "для сельскохозяйственного использования" и "транспорт".
На основании пунктов 1, 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Зонирование территорий ГрК РФ и осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В силу пункта 7 статьи 1 ГрК РФ территориальными зонами признаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (статья 30 ГрК РФ).
На основании пункта 2 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Согласно положениям пунктов 1, 2 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные, условно разрешенные и вспомогательные.
На основании пункта 2 статьи 7 ЗК РФ определение видов разрешенного использования земельных участков, а также описание деятельности, допускаемой на земельных участках в соответствии с такими видами разрешенного использования, осуществляется на основании Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (далее - Классификатор).
Примечанием N 2 к Классификатору предусматривается, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в Классификаторе, допускает без отдельного указания в Классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
Согласно разъяснению, данному в письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2016 N Д23и-1239, положения примечания N 2 к Классификатору следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в Классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом. Размещение указанных в этом примечании объектов допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
Соответствующий подход подтверждается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.2017 N 31-АД 17-5, Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 29.06.2018 N 41-АД 18-14, постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2018 N 41-АД 18-5, определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2018 N 127-КГ18-13
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оспоренные ПАО "МРСК Сибири" решения администрации об отказе в выдаче разрешения обоснованно признаны судом первой инстанции не соответствующими закону и нарушающими права и охраняемые законом интересы заявителя.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения. Избранный способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения. Суд вправе самостоятельно определять способ восстановления нарушенного права заявителя.
В качестве способа восстановления нарушенного права ПАО "МРСК Сибири" суд возложил на администрацию обязанность выдать разрешение на использование земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:160403:1201, 55:20:000000:5829.
Указанный способ восстановления нарушенного права сочтен судом первой инстанции достаточным и соразмерным нарушению. Апелляционный суд не усматривает оснований для несогласия с решением по делу в данной части.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при разрешении спора нарушений норм процессуального закона.
Принятое по делу решение суда не подлежит отмене или изменению, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы администрации не распределяются в связи с освобождением ее подателя от обязанности по уплате таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации Омского муниципального района Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 30.09.2019 по делу N А46-10362/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10362/2019
Истец: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СИБИРИ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ