г. Саратов |
|
09 апреля 2024 г. |
Дело N А06-5149/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Котляровой А.Ф., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кардановой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Икрянинский муниципальный район Астраханской области на решение Арбитражного суда Астраханской области от 7 февраля 2024 года по делу N А06-5149/2023,
по иску публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (ИНН 3017041554, ОГРН 1053000000041)
к муниципальному бюджетному учреждению "Строительно-коммунальная служба N 1" (ИНН 3025027666, ОГРН 1163025053620),
к Администрации муниципального образования "Икрянинский муниципальный район Астраханской области
о взыскании основного долга по договору энергоснабжения N 20931 от 12.07.2016,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к муниципальному бюджетному учреждению "Строительно_коммунальная служба N 1" (далее - МБУ "Строительно-коммунальная служба N 1", учреждение, ответчик), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств в порядке субсидиарной ответственности к Администрации муниципального образования (МО) "Икрянинский муниципальный район Астраханской области" (далее - администрация) о взыскании основного долга за поставленную электрическую энергию по договору энергоснабжения N 20931 от 12.07.2016 в сумме 619 374 руб. 39 коп. и пени в размере 76 849 руб. 14 коп. за период с 03.10.2022 по 29.05.2023.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 07 февраля 2024 года по делу N А06-5149/2023 исковые требования удовлетворены.
Суд взыскал с МБУ "Строительно-коммунальная служба N 1", а при недостаточности денежных средств - с Администрации муниципального образования "Икрянинский муниципальный район Астраханской области", в пользу ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" задолженность по договору энергоснабжения N 20931 от 12.07.2016 за июнь-декабрь 2022 года в размере 619 374 руб. 39 коп., пени в размере 76 849 руб. 14 коп. за период с 03.10.2022 г. по 29.05.2023 г., а также судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 16 924 руб.
Администрация, не согласившись с принятым судебным актом, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований к администрации отказать, поскольку полагает, что администрация не может быть привлечена к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.
ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" письменный отзыв на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства арбитражный суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку в порядке апелляционного производства Администрацией обжалуется только часть решения, касающаяся исковых требований в части привлечения к субсидиарной ответственности, ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" и МБУ "Строительно-коммунальная служба N 1" о пересмотре судебного акта в полном объеме не заявлено, апелляционный суд не может выйти за рамки апелляционной жалобы и проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив и исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 12.07.2016 года между ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" (Гарантирующий поставщик) и МБУ "Строительно-коммунальная служба N 1" (Потребитель) заключен договор энергоснабжения N 20931, в соответствии с пунктом 1.1 которого, гарантирующий поставщик обязан осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителя, а Потребитель обязан принимать электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях определенных настоящим договором по действующим на момент расчета ценам.
В приложении N 1 к договору определена присоединенная мощность (кВА) и максимальная мощность (кВт) по точкам поставки Потребителя, в приложении N 2 согласован перечень регистрируемых электросчетчиков абонента.
Права и обязанности гарантирующего поставщика и потребителя предусмотрены положениями разделов 3 и 4 договора.
Расчетным периодом является календарный месяц (пункт 6.2 договора).
Согласно пункту 4.1.8 договора Потребитель на 00 часов 00 минут первого дня месяца, следующего за расчетным периодом, снятие показаний расчетных приборов учета активной энергии и мощности и в первые пять рабочих дней месяца, следующего за расчетным, предоставлять Гарантирующему поставщику сведения о потребленной электроэнергии (Срочное донесение) за подписью руководителя и главного бухгалтера, заверенном печатью.
В соответствии с пунктом 6.4. договора для определения размера платежей, которые должны быть произведены в течении месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии (мощности), стоимость электрической энергии (мощности) определяется исходя из нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) за предшествующий расчетный период для соответствующей ценовой категории.
Стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, оплачивается Потребителем до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата (пункт 6.8. договора).
Истец свои обязательства по поставке электроэнергии выполнил надлежащим образом. Со стороны ответчика никаких замечаний к качеству либо объему поставленного ресурса в адрес взыскателя не поступало.
Объем потребленной электрической энергии за спорный период определен истцом на основании предоставленных Потребителем срочных донесений.
Направленная в адрес учреждения претензия о погашении задолженности, оставлена последним без удовлетворения, что послужило основанием обращения истца в арбитражный суд с иском.
Арбитражный суд Астраханской области, основываясь на материалах дела и руководствуясь положениями статей 8, 307, 309, 539, 544, 399, 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 242.3-242.6, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", установив факт поставки электрической энергии на объекты ответчика, неисполнения последним обязательств по оплате в исковой период энергоресурса, удовлетворил исковые требования. При этом, в случае недостаточности имущества предприятия, привлек к субсидиарной ответственности Администрацию МО "Икрянинский муниципальный район Астраханской области".
Отклоняя доводы администрации о неправомерном привлечении ее к субсидиарной ответственности, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Ответственность бюджетного учреждения по своим обязательствам имеет особенности, которые определяются правилами статей 123.21 - 123.23 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также требованиями ряда специальных федеральных законов, регулирующих деятельность тех или иных некоммерческих организаций.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12 мая 2020 года N 23-П, в качестве общего принципа имущественной ответственности публично-правовых образований в пункте 3 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.
Пункт 3 статьи 123.21 ГК РФ закрепляет ограниченную ответственность учреждения, которое отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом; при недостаточности указанных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 ГК РФ, несет собственник соответствующего имущества.
С учетом специфики отношений энергоснабжения, как правило, ограничивающей одну из сторон вступать в гражданско-правовые отношения по своему усмотрению в силу публичного характера договора (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации), и в целях защиты интересов потребителей энергоресурса Конституционным Судом Российской Федерации указано на необходимость поддерживать баланс прав и законных интересов всех действующих в данной сфере субъектов, в частности энергоснабжающей организации - кредитора бюджетного учреждения.
Позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 12 мая 2020 года N 23-П, касается возможности привлечения к субсидиарной ответственности собственника (учредителя) ликвидированного бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора энергоснабжения.
Однако, как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики N 2 (2023) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.07.2023), по смыслу указанной правовой позиции нарушение баланса прав и законных интересов возникает не в связи с ликвидацией учреждения, а в силу обязанности кредитора бюджетного учреждения на основании положений статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации вступить в правоотношения по поставке ресурса с лицом, исполнение которым встречной обязанности по оплате этого ресурса в случае финансовых затруднений не обеспечено эффективным инструментарием защиты прав поставщика, в том числе возможностью взыскания задолженности с собственника имущества учреждения.
Истец является регулируемой организацией в сфере поставки электрической энергии (гарантирующим поставщиком), а, следовательно, признается субъектом, на которого законом возложена обязанность по заключению соответствующего договора энергоснабжения. Длительное неисполнение учреждением своих обязательств перед истцом по оплате поставленной электроэнергии, невозможность взыскания задолженности в связи с отсутствием имущества, на которое может быть обращено взыскание, приводят к нарушению прав лица, обязанного поставлять ресурс. Способом, поддерживающим баланс прав и законных интересов сторон договора энергоснабжения, является возложение субсидиарной ответственности на собственника имущества по обязательствам учреждения.
Согласно правоприменительным положениям, приведенным в пункте 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с применением субсидиарной ответственности, необходимо иметь в виду, что предусмотренный пунктом 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок предварительного обращения кредитора к основному должнику может считаться соблюденным, если кредитор предъявил последнему письменное требование и получил отказ должника в его удовлетворении либо не получил ответа на свое требование в разумный срок.
При этом положения статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации не устанавливают обязательный досудебный порядок урегулирования спора с субсидиарным должником. Одновременное предъявление требований к основному и субсидиарному должникам не противоречит нормам пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации; в этом случае вопрос об имущественном положении казенного предприятия при рассмотрении дела не является значимым, поскольку субсидиарная ответственность муниципального образования наступит лишь в случае установления с соблюдением предусмотренного законом порядка при исполнении судебного акта о взыскании долга с основного должника факта недостаточности у него имущества.
Соответственно, иски по долгам бюджетных учреждений могут быть предъявлены к публично-правовому образованию как к собственнику имущества созданного им учреждения, не исполнившего свои обязательства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц учредителем ответчика выступает Астраханская область МО "Икрянинский район". Органом местного самоуправления, представляющим интересы учредителя, является администрация.
В соответствии с частью 1 статьи 26, частями 1 и 3 статьи 37 Устава МО "Икрянинский район" администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления района, юридическим лицом, имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в соответствии с положениями статьи 113 ГК РФ, части 3 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" по обязательствам учреждения субсидиарную ответственность несет администрация.
Основываясь на правовой позиции, изложенной в пункте 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", суд апелляционной инстанции считает, что одновременное предъявление требований к основному и субсидиарному должникам не противоречит требованиям пункта 1 статьи 399 ГК РФ.
Вопреки доводам жалобы в соответствии с абзацем 8 пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при удовлетворении судом иска о взыскании задолженности с учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
Согласно пункту 7 статьи 161 БК РФ при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Следовательно, предъявление исковых требований одновременно к собственнику бюджетного учреждения в случае недостаточности у последнего денежных средств находится в пределах допустимых законом требований.
При этом отсутствие доказательств неплатежеспособности МБУ "Строительно-коммунальная служба N 1", не имеет правового значения и не является основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части, поскольку обстоятельства достаточности (недостаточности) имущества основного должника, на что указывает апеллянт в жалобе, не являются предметом исследования при рассмотрении соответствующего иска, а подлежат установлению на стадии исполнения судебного акта.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, основанных на правильном применении норм права.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор в обжалуемой части, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал обоснованные выводы по существу требований заявителя, не допустил при этом неправильного применения норм материального и (или) процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта из числа, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено, оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 07 февраля 2024 года по делу N А06-5149/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
А.Ф. Котлярова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-5149/2023
Истец: ПАО "Астраханская энергосбытовая компания"
Ответчик: Муниципальное бюджетное учреждение "Строительно-коммунальная служба N1"
Третье лицо: Админстрация МО "Икрянинский муниципальный район Астраханской области"