г. Москва |
|
08 апреля 2024 г. |
Дело N А40-154580/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Савенкова О.В.,
судей: Бондарева А.В., Панкратовой Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красниковой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРИГОРОДНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2023
по делу N А40-154580/23-191-1237, принятое судьей Волковой Е.И.
по иску ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
(ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
к АО "ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРИГОРОДНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
(ИНН 7705705370, ОГРН 1057749440781)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Сазонова Ю.В. по доверенности от 22.09.2023,
диплом ВСВ 1787184 от 17.03.2006;
от ответчика: Морозов С.А. по доверенности от 05.12.2022,
диплом 107704 0027610 от 02.07.2017;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Акционерному обществу "Центральная Пригородная Пассажирская Компания" (далее - ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 1.943.976 руб. за неисполнение обязательств по Договору аренды имущества, находящегося в собственности ОАО "РЖД", от 30.06.2014 N ЦРИ/04/А/4423/14/003183 в части осуществления текущего ремонта платформы железнодорожной открытой пассажирской ст.Подосинки в 2020 и 2021 годах, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 81.087 руб. 77 коп., начисленных на сумму неосновательного обогащения в размере 1.943.976 руб. за период с 10.11.2022 по 31.05.2023, процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст.395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) на сумму задолженности в размере 1943976 руб. за период с 01.06.2023 по день фактического исполнения решения суда по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2023 по делу N А40-154580/23 требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней мотивам, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель истца просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30.06.2014 между истцом (арендодателем) и ответчиком (арендатором) был заключен Договор аренды имущества, находящегося в собственности ОАО "РЖД", N ЦРИ/04/А/4423/14/003183 (далее - Договор), по которому (в редакции дополнительных соглашений N N 1 - 13) арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду недвижимое и движимое имущество пассажирского пригородного комплекса ОАО "РЖД", основные характеристики которого указаны в Приложениях N 3 и N 4 к Договору, именуемое "Объекты" (п.1.1 Договора), в том числе в целях приведения Объектов в соответствие с Типовыми требованиями к пассажирским обустройствам, утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 04.06.2013 N 1252р (п.1.2 Договора).
В перечне объектов недвижимого имущества пассажирского пригородного комплекса ОАО "РЖД", передаваемых в аренду, под номером 499 (Приложение N 3 к Договору) указана платформа железнодорожная открытая пассажирская, Подосинки, расположенная по адресу: Московская область, ст.Подосинки, с инвентарным номером 201324/2773. Названная платформа передана арендатору по акту приема-передачи с 01.01.2015 под номером 16.
Согласно п.5.3.4 Договора арендатор обязан обеспечить надлежащее содержание и эксплуатацию объектов в соответствии с требованиями Регламента взаимодействия по исполнению настоящего Договора. Кроме того, арендатор обязан обеспечить содержание платформ, подплатформенного пространства, зданий, павильонов, сооружений, вокзалов, привокзальных и прилегающих территорий в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 04.06.2013 N 1252р "Об утверждении типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях" (п.5.3.4.1 Договора).
В силу п.5.3.12 Договора арендатор обязан своевременно и за свой счет производить текущий и капитальный ремонт объектов.
В случае нахождения переданных объектов в составе зданий, строений и сооружений арендодателя арендатор обязан осуществлять их содержание в порядке, предусмотренном пунктами 5.3.1, 5.3.4 Договора, а также производить за свой счет текущий и капитальный ремонт указанных зданий, строений и сооружений пропорционально арендованной площади.
При этом в данном случае, потребность в проведении текущего и капитального ремонта, как зданий, строений и сооружений, так и находящихся в их составе объектов, его объем, сроки проведения и стоимость должны быть согласованы сторонами в порядке, предусмотренном Регламентом взаимодействия сторон.
Регламент взаимодействия сторон в рамках Договора разработан в том числе в соответствии с Распоряжением ОАО "РЖД" от 14.11.2013 N 2446р "Об утверждении Положения о содержании и проведении планово-предупредительного ремонта объектов инфраструктуры пассажирского комплекса ОАО "РЖД".
Указанное Распоряжение ОАО "РЖД" от 14.11.2013 N 2446р (вместе с Положением) утратило силу в связи с изданием Распоряжения ОАО "РЖД" от 10.03.2016 N 398р об утверждении одноименного Положения.
В соответствии с п.1.2 Регламента вновь издаваемые нормативные акты, а также вносимые изменения (дополнения) в существующие документы, являются обязательными к исполнению в рамках Регламента обеими сторонами, тем самым организация и проведение ремонтных работ осуществляется в соответствии с распоряжением от 10.03.2016 N 398/р "Об утверждении Положения о содержании и проведении планово-предупредительного ремонта объектов инфраструктуры пассажирского комплекса ОАО "РЖД" (далее - Положение).
Положение (п.2.1, п.5.2.3, п.5.2.4) определяет, что текущий ремонт включает комплекс работ (мероприятий) по поддержанию необходимой степени надежности объекта инфраструктуры пассажирского комплекса, его конструкций в течение срока службы объекта в соответствии с требованиями нормативных и проектных документов по предупреждению появления неисправностей и устранению уже появившихся повреждений на ранней стадии их развития (но, не более 25% от объема, площади или др. характеристик объекта); представляет собой работы по систематическому и своевременному предохранению частей объектов инфраструктуры пассажирского комплекса от преждевременного износа, поддержанию эксплуатационных показателей и работоспособности, устранению повреждений и неисправностей путем проведения комплекса профилактических мероприятий и устранению мелких повреждений и неисправностей; проводится с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт или реконструкцию. При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта.
В соответствии с п.2.1 Регламента взаимодействия сторон арендатор обязан своевременно и за свой счет производить работы по текущему ремонту и содержанию переданных объектов.
ОАО "РЖД", являясь собственником объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, в том числе пассажирских обустройств, а также в силу п.5.2.1 Договора вправе контролировать выполнение арендатором обязательств по Договору, в том числе проводить осмотры и проверки.
Критерии оценки соответствия платформ предъявляемым к ним требованиям указаны в приложении Б, "Типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях", утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 04.06.2013 N 1252/р, в соответствии с которыми разрушение опорных блоков, конструкций платформы, трещин, наличие местных деформаций и негабаритов поверхности платформы, а также наличие выбоин на поверхности платформы требуют ремонта.
Так, 01.07.2020 ОАО "РЖД" составлена дефектная ведомость N 00-00-0-00-48, из которой следует, что на платформе выявлены нарушения, требующие устранения. В частности, необходимо проведение работ по разборке временной деревянной плиты, разборке железобетонных конструкций, устройству асфальтобетонного покрытия.
Указанные несоответствия технического состояния платформы ст.Подосинки с инвентарным номером 201324/2773 не были устранены АО "Центральная ППК", в связи с чем, ОАО "РЖД" было вынуждено осуществить текущий ремонт данной платформы за свой счет силами подрядчика ООО "Тор-М".
Акт о приемке выполненных работ от 20.07.2020 N 47, составленный по форме N КС-2, подтверждает факт выполнения подрядчиком соответствующих работ и приемку их заказчиком (ОАО "РЖД") без замечаний на сумму 503 580 руб. с учетом НДС 20%.
Указанная сумма, согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат от 20.07.2020 N 2, составленной по форме N КС-3, оплачена, что подтверждается платежным поручением от 14.08.2020 N 715950.
24.09.2020 ОАО "РЖД" и АО "Центральная ППК" был проведен совместный осмотр и подписан Акт комплексного обследования пассажирской платформы о.п.Подосинки с инвентарным номером 201324/2773, согласно которому на платформе выявлены дефектные и остродефектные нарушения плит перекрытия, остродефектные нарушения блоков.
Указанные несоответствия технического состояния платформы ст.Подосинки с инвентарным номером 201324/2773 не были устранены АО "Центральная ППК" в разумные сроки.
При таких обстоятельствах ОАО "РЖД" было вынуждено осуществить текущий ремонт за свой счет силами подрядчика ООО "СМП-812".
01.12.2021 ОАО "РЖД" составлена дефектная ведомость N 00-00-0-00-60, из которой следует, предусматривающая необходимость осуществления работ по устройству деревянных плит взамен дефектных.
Акт о приемке выполненных работ от 31.12.2021 N 60, составленный по форме N КС-2, подтверждает факт выполнения подрядчиком соответствующих работ и приемку их заказчиком (ОАО "РЖД") без замечаний на сумму 1.440.396 руб. с учетом НДС 20%.
Указанная сумма, согласно справке о стоимости выполненных работ и затрат от 31.12.2021 N 4, составленной по форме N КС-3, оплачена, что подтверждается платежным поручением от 08.04.2022 N 872274.
Таким образом, АО "Центральная ППК", не исполнившее обязательства по Договору аренды в части производства текущего ремонта объектов пассажирских обустройств, неосновательно сберегло денежные средства за счет ОАО "РЖД", вынужденного осуществить текущий ремонт объекта за свой счет.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес ответчика была направлена претензия от 09.11.2022 N ИСХ-17501/МДПО, содержащая требование возместить ОАО "РЖД" затраты за выполнение неотложных работ по приведению пассажирских обустройств в исправное техническое состояние, с приложением перечня объектов, на которых были произведены указанные работы, а также с указанием стоимости работ без учета НДС. Платформа ст.Подосинки значится в названном перечне под номером 44 и 173.
В дополнение к указанной претензии ОАО "РЖД" направило в адрес АО "Центральная ППК" письмо от 19.06.2023 N ИСХ-10334/МДПО с приложением перечня объектов Московской дирекции пассажирских обустройств, переданных АО "Центральная ППК", на которых были проведены ремонтные работы, с указанием стоимости таких работ без учета НДС. Платформа железнодорожная открытая пассажирская ст.Голицыно значится в названном перечне под номером 133.
Письмом от 15.11.2022 N 21649-22 АО "Центральная ППК" отказало в добровольном удовлетворении требования о компенсации затрат ОАО "РЖД", сославшись на ст.210 ГК РФ и решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-10067/2021.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в суд.
Оценив, представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований исходя из следующего.
Как установлено судом из представленных в материалы дела доказательств, истец вынужденно осуществил ремонт объекта аренды за свой счет. АО "Центральная ППК" сберегло денежные средства вследствие неисполнения обязательств по текущему ремонту объекта пассажирских обустройств за свой счет, в связи с чем, имущество ОАО "РЖД" уменьшилось вследствие оплаты работ по текущему ремонту.
Применение к арендатору штрафных санкций, как и требование о расторжении Договора, остается на усмотрение арендодателя и не может служить доказательством отсутствия необходимости осуществить ремонт.
В настоящем случае арендатор обязан осуществлять текущий ремонт принятых им в аренду объектов за свой счет, но фактически необходимый ремонт объекта (платформы ст.Подосинки) выполнил арендодатель за свой счет. Следовательно, арендатор сберег денежные средства вследствие неисполнения обязательств по текущему ремонту объектов аренды, не имея на то правовых оснований.
В данном случае объект аренды - платформа железнодорожная открытая пассажирская, расположенная по адресу: Московская область, ст.Подосинки, с инвентарным номером 201324/2773 - является самостоятельным объектом недвижимого имущества, не подпадающим под указанную в пп.5.3.12 Договора оговорку.
Титульные списки объектов текущего ремонта основных средств на 2020 и 2021 годы, на которые ссылается ответчик, носит уведомительный характер и не соответствует требованиям указанной оговорки, поскольку не содержат сведений о стоимости работ.
При этом в список текущего ремонта на 2020 год включено лишь 19 объектов, а в список 2021 год вошло только 46 объектов из более чем 4000 объектов, переданных АО "Центральная ППК" в аренду и используемых пассажирами ежедневно.
Текущий ремонт объектов пассажирских обустройств не ограничен ни минимальной, ни максимальной суммой затрат на его производство.
Пункт 2.2 Положения о содержании и проведении планово-предупредительного ремонта объектов инфраструктуры пассажирского комплекса ОАО "РЖД", утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 10 марта 2016 г. N 398р (далее - Положение), на который ссылается ответчик, касается исключительно капитального, а не текущего ремонта.
Пункты 2.1 и 5.2.5, 5.2.6 Положения, вопреки неверному толкованию их ответчиком, предполагают такие действия балансодержателя (в данном случае -арендатора) объектов пассажирских обустройств, которые позволят с учетом природно-климатических условий, конструктивных решений, технического состояния и режима эксплуатации объекта запланировать себе график текущего ремонта объектов и объем финансирования, на основании результатов осмотров.
Положением (раздел 4.7) предусмотрены ежедневные, ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные осмотры/обследования, проводимые для контроля за состоянием объектов и для выявления элементов, требующих ремонта.
При таких обстоятельствах у АО "Центральная ППК" отсутствуют основания полагать, что перечни из 19 и 46 требующих ремонта объектов, составленные на предстоящие годы (2020 и 2021), являются исчерпывающими.
Более того, в силу п.6 и п.8 ст.55.24 ГрК РФ текущий ремонт зданий, сооружений должен проводиться в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации и обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией.
В соответствии с п.п.5.2.2 - 5.2.4 Положения текущий ремонт объектов инфраструктуры пассажирского комплекса является основой безопасной эксплуатации (в пределах расчетного срока службы) сооружений и оборудования. Своевременное и качественное проведение текущих ремонтов предохраняет объекты инфраструктуры пассажирского комплекса и оборудование от преждевременного износа и значительно сокращает расходы на производство капитальных ремонтов.
Текущий ремонт - работы по систематическому и своевременному предохранению частей объектов инфраструктуры пассажирского комплекса и инженерного оборудования от преждевременного износа имущества балансодержателя или его отдельных элементов, поддержанию эксплуатационных показателей и работоспособности, устранению повреждений и неисправностей путем проведения комплекса профилактических мероприятий и устранению мелких повреждений и неисправностей.
Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт или реконструкцию. При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта.
Иными словами текущий ремонт направлен на предотвращение износа и обеспечение безопасности эксплуатации пассажирских обустройств, следовательно, должен осуществляться как в плановом режиме, так и в случае необходимости, если без проведения такого ремонта объект не отвечает техническим требованиям.
Платформа ст.Подосинки является пассажирской, а значит, ежедневно эксплуатируется гражданами. При таких обстоятельствах быстрый износ и повреждение элементов конструкций пассажирских платформ очевиден.
Положение о содержании и проведении планово-предупредительного ремонта объектов инфраструктуры пассажирского комплекса ОАО "РЖД", утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 10 марта 2016 г. N 398р (раздел 4.7) предусматривает ежедневные, ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные осмотры/обследования, проводимые для контроля за состоянием объектов и для выявления элементов, требующих ремонта.
Поскольку объект - платформа ст.Подосинки была передана арендатору по акту приема-передачи и находилась у него в аренде, арендатор в силу раздела 4.7 Положения обязан осуществлять ежедневные, ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные осмотры/обследования, проводимые для контроля за состоянием объектов и для выявления элементов, требующих ремонта.
Таким образом, арендатору должно было быть известно о необходимости устранения нарушений состояния платформы, ежедневно находящейся в пользовании пассажиров.
Ответчиком, в нарушение ст.65 АПК РФ, не представлено доказательств отсутствия дефектов, выявленных при обследовании ст.49 км.
Также ответчиком не представлено доказательств принятия мер к устранению этих нарушений в целях исключения преждевременного износа имущества и травмирования пассажиров.
При таких обстоятельствах ОАО "РЖД" было вынуждено осуществить текущий ремонт за свой счет силами подрядчика.
Дефектная ведомость не является обязательным документом для осуществления подрядчиком ремонтных работ и не требует подписи арендатора.
При этом арендатор, уколовшийся от выполнения обязательств по осуществлению текущего ремонта пассажирской платформы ст.Подосинки, заказчиком работ не являлся, не осуществлял контроль и приемку выполненных работ. В этой связи отсутствие подписей АО "Центральная ППК" в документах, составленных ОАО "РЖД" и подрядчиком, не может свидетельствовать о том, что дефектных нарушений не было.
Таким образом, АО "Центральная ППК", не исполнившее обязательства по Договору в части производства текущего ремонта объектов пассажирских обустройств, неосновательно сберегло денежные средства за счет ОАО "РЖД", вынужденного осуществить текущий ремонт объекта за свой счет.
Пунктом 1 ст.1102 ГК РФ установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
В соответствии со ст.ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии со ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом первой инстанции установлено, что проведение текущего ремонта платформы ст.Подосинки, вопреки доводам ответчика, не требовало заблаговременного планирования и согласования перечня объектов текущего ремонта.
Пунктом 5.3. Договора аренды установлены обязанности арендатора.
Так, согласно пп.5.3.12 Договора арендатор обязуется своевременно и за свой счет производить текущий и капитальный ремонт объектов. В случае нахождения переданных объектов в составе зданий, строений и сооружений арендодателя арендатор обязан осуществлять их содержание в порядке, предусмотренном подпунктами 5.3.1, 5.3.4 Договора, а также производить за свой счет текущий и капитальный ремонт указанных зданий, строений и сооружений пропорционально арендованной площади. При этом, в данном случае, потребность в проведении текущего и капитального ремонта, как зданий, строений и сооружений, так и находящихся в их составе объектов, его объем, сроки проведения и стоимость должны быть согласованы сторонами в порядке, предусмотренном Регламентом взаимодействия сторон.
Из буквального толкования приведенных условий Договора (ст.431 ГК РФ) следует, что согласование потребности в проведении текущего и капитального ремонта, объем, сроки проведения и стоимость ремонта должны быть согласованы в порядке, предусмотренном Регламентом взаимодействия сторон, в случаях, когда объект аренды находится в составе зданий, строений и сооружений.
В данном случае объект аренды - платформа железнодорожная открытая пассажирская, Подосинки - является самостоятельным объектом недвижимого имущества, не подпадающим под указанную в пп.5.3.12 Договора оговорку.
Арбитражным судом города Москвы установлено, что Регламент взаимодействия сторон в части организации работ по текущему содержанию и техническому обслуживанию пассажирских обустройств не обязывает стороны формировать титульные списки текущего ремонта на предстоящий год (раздел 2.1). Данное условие предусмотрено лишь в отношении капитального ремонта (раздел 3.1).
Кроме того, лимит финансирования (Приложение N 1 к Договору) в сумме не менее 350 млн. рублей в год, на что ссылается ответчик, оценивая понесенные ОАО "РЖД" затраты за 2020, 2021 и 2022 годы, определен в отношении капитального ремонта.
Пункт 2.2 Положения о содержании и проведении планово-предупредительного ремонта объектов инфраструктуры пассажирского комплекса ОАО "РЖД", утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 10.03.2016 N 398р (далее - Положение), на который ссылается ответчик, касается капитального, а не текущего ремонта.
В силу п.6 и п.8 ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации текущий ремонт зданий, сооружений должен проводиться в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации и обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией.
В соответствии с п.п.5.2.2 - 5.2.4 Положения текущий ремонт объектов инфраструктуры пассажирского комплекса является основой безопасной эксплуатации (в пределах расчетного срока службы) сооружений и оборудования. Своевременное и качественное проведение текущих ремонтов предохраняет объекты инфраструктуры пассажирского комплекса и оборудование от преждевременного износа и значительно сокращает расходы на производство капитальных ремонтов. Текущий ремонт - работы по систематическому и своевременному предохранению частей объектов инфраструктуры пассажирского комплекса и инженерного оборудования от преждевременного износа имущества балансодержателя или его отдельных элементов, поддержанию эксплуатационных показателей и работоспособности, устранению повреждений и неисправностей путем проведения комплекса профилактических мероприятий и устранению мелких повреждений и неисправностей. Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт или реконструкцию. При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта.
Таким образом, текущий ремонт направлен на предотвращение износа и обеспечение безопасности эксплуатации пассажирских обустройств, следовательно, должен осуществляться как в плановом режиме, так и в случае необходимости, если без проведения такого ремонта объект не отвечает техническим требованиям.
Критерии оценки соответствия платформ предъявляемым к ним требованиям указаны в приложении Б, "Типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях", утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 04.06.2013 N 1252/р, в соответствии с которыми наличие местных деформаций и негабаритов поверхности платформы, а также наличие выбоин на поверхности платформы, которые были выявлены на платформе ст.Люберцы, требуют ремонта.
Приложение Б Типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 01.12.2021 N 2695/р, содержит дополнения норматива устранения указанных нарушений в зависимости от вида нарушения в срок от 2 часов до 45 суток.
Следовательно, нормативы устранения, приведенные в данных Требованиях, надлежит учитывать в качестве разумного срока для устранения нарушений.
Более того, в соответствии с Типовыми требованиями сроки проведения текущего и капитального ремонта объектов инфраструктуры пассажирского комплекса должны определяться на основе ежемесячной оценки их технического состояния (п.5.8.9).
Таким образом, нормативные документы ОАО "РЖД", как собственника объектов недвижимого имущества, предназначенного для обслуживания пассажиров, предусматривают выполнение текущего ремонта по мере появления дефектов на таких пассажирских обустройствах, а не исходя из запланированного годом ранее объема.
При этом неустранение нарушений в разумный срок может привести к травмированию пассажиров, что является недопустимым.
Доводы АО "Центральная ППК" о том, что им были приняты достаточные меры по поддержанию в исправном состоянии, ремонту и обслуживанию ст.Подосинки, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Ответчик указывает, что на ст.Подосинки были осуществлены работы по установке деревянных настилов.
Из представленных локальных актов и актов сдачи-приемки оказанных услуг следует, что АО "Центральная ППК" приняло и оплатило работы, выполненные ООО ИСК "Прогресс" в рамках Договора от 20.02.2016 N 10/08/16, а также работы, выполненные ООО "Интегра" в рамках Договора от 18.01.2021 N 06/08/21. В рамках названных Договоров были выполнены работы на о.п.Подосинки по устройству временных деревянных настилов на пл. N 1 и N 2.
Между тем, представленные ответчиком документы свидетельствует о факте выполнения им текущего ремонта объектов, не включенных в титульные списки текущего ремонта на 2020 и 2021 годы, что дополнительно подтверждает доводы ОАО "РЖД" о том, что данный вид ремонта осуществляется по необходимости и не требует включения в план на предстоящий год. Более того, из указанных актов невозможно установить в каких частях платформ были произведены ремонтные работы.
Факт выявления дефектов и факт их устранения ОАО "РЖД" свидетельствуют о том, что арендатором приняты недостаточные меры по поддержанию имущества в исправном состоянии.
В рамках дела N А40-10067/2021 Арбитражным судом был рассмотрен иск ОАО "РЖД" к АО "Центральная ППК" о включении объектов в титульный список капитального ремонта на 2021 год и осуществить их капитальный ремонт.
Отношения сторон по капитальному ремонту объектов регулируются иными положениями Регламента взаимодействия сторон, распорядительных актов ОАО "РЖД", требуют согласования титульных списков на предстоящий год и ограничены обязательством ответчика произвести работы на сумму не менее 350 млн. руб. в год, на что суд указал в названном решении.
Таким образом, решение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-10067/2021 не содержит выводов, препятствующих удовлетворению настоящего иска.
Арендодатель в соответствии с п.1 ст.611 ГК РФ обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям Договора и назначению имущества.
Вместе с тем, все объекты были приняты арендатором по актам приема-передачи имущества без замечаний.
В силу п.2 ст.612 ГК РФ арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении Договора аренды или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении Договора или передаче имущества в аренду.
При таких обстоятельствах арендатор, принявший имущество без замечаний, извещенный при приемке имущества о его недостатках и обязанный по Договору производить текущий и капитальный ремонт этого имущества, не вправе ссылаться на недостатки этого имущества.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Учитывая, что в обязанности ответчика входил текущий ремонт платформы, однако ремонт выполнен не был, истец был вынужден произвести ремонт своими силами в целях недопущения причинения вреда пассажирам ж/д транспорта, в результате чего стоимость ремонта составила 1.943.976 руб. и является неосновательным обогащением ответчика в порядке п. 1 ст.1102 ГК РФ.
Поскольку ответчиком не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих факт оплаты денежных средств в размере 1.943.976 руб., суд первой инстанции пришел к выводу, что требование истца является правомерным, в связи с чем, подлежит удовлетворению в заявленном размере.
В соответствии со ст.395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
С учетом того, что ответчик несвоевременно возвратил истцу денежные средства в вышеуказанном размере, что привело к неправомерному пользованию ответчиком чужими денежными средствами, истец применил меру ответственности, предусмотренную ст.395 ГК РФ, и начислил на сумму неосновательного обогащения проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 10.11.2022 по 31.05.2023 в размере 81.087 руб. 77 коп.
Проверив расчет истца, признав его обоснованным, суд первой инстанции пришел к выводу, что требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами подлежит удовлетворению в заявленном размере.
Также судом первой инстанции удовлетворено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами с 01.06.2023 по день фактической оплаты задолженности, поскольку пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2012 N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта" устанавливается, что по смыслу статей 330, 395, 809 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки или иных процентов по день фактического исполнения обязательства.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Отклоняя доводы жалобы, апелляционный суд отмечает, что поскольку правовых оснований ни в законе ни в Договоре для осуществления текущего ремонта за счет ОАО "РЖД" не предусмотрено, следовательно, расходы ОАО "РЖД" на данный текущий ремонт находятся в прямой причинно-следственной связи с уклонением АО "Центральная ППК" от исполнения своих обязанностей по выполнению ремонта. При этом, материалами дела подтверждена и судом верно установлена необходимость осуществленного текущего ремонта пассажирской платформы ст.Подосинки.
С учетом изложенного, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения арбитражного суда.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266-268, п.1 ст.269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2023 по делу N А40-154580/23-191-1237 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с АО "Центральная пригородная пассажирская компания" в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
А.В. Бондарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-154580/2023
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРИГОРОДНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Хронология рассмотрения дела:
15.10.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-60001/2024
22.08.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15453/2024
08.04.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7677/2024
19.12.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-154580/2023