г. Москва |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А40-47827/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой
судей: |
В.А.Свиридова, И.А.Чеботаревой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.М.Пахомовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
АО "УСК МОСТ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.2019 по делу N А40-47827/19
по заявлению АО "УСК МОСТ"
к Росрыболовству
третьи лица: 1)ФГБУ учреждение "Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов", 2) Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству
о признании незаконным отказа
при участии:
от заявителя: от ответчика: от третьих лиц: |
Мамай И.Н. по дов. от 25.10.2018; Саввина Н.Н. по дов. от 19.06.2019; 1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "УСК МОСТ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Федерального агентства по рыболовству (далее - ответчик, Росрыболовство) от 16.11.2018, изложенного в ответе N 10370-ВС/УСК, во внесении изменений в План по искусственному воспроизводству водных биоресурсов на 2018 год.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Заявитель апелляционной жалобы считает решение суда незаконным и необоснованным, просит решение суда отменить, требования Общества удовлетворить в полном объеме.
Росрыболовство просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, Общество обратилось в Росрыболовство с заявлением от 08.11.2018 о внесении изменений в План по искусственному воспроизводству водных биоресурсов на 2018 г. Росрыболовство ответило отказом в письме от 16.11.2018 N 10370-ВС/УСК.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Арбитражный суд города Москвы, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что основания для внесения изменений в План искусственного воспроизводства водных биоресурсов на 2018 год у Росрыболовства отсутствовали.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из обстоятельств дела, Приказом Росрыболовства от 26.09.2017 N 648 утвержден План искусственного воспроизводства водных биоресурсов на 2018 год.
Приказами Росрыболовства от 04.05.2018 N 339 и от 04.07.2018 N 460 "О внесении изменений в приложение к приказу Росрыболовства от 26.09.2017 N 648" Заявитель включен в План искусственного воспроизводства водных биоресурсов на 2018 год.
На основании Плана искусственного воспроизводства водных биоресурсов на 2018 год Нижнеобским ТУ Росрыболовства были заключены договоры с Заявителем на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в целях компенсации ущерба, причиненного водным биоресурсам и их среде обитания, N 18-158 и N 18-159 от 07.05.2018, N 18-195 от 09.07.2018 сроком действия до 31.12.2018.
Заявителю в срок до 15.10.2018 необходимо было осуществить выпуск молоди осетровых (сибирского осетра) и молоди сиговых (пелядь).
Обязательства по договорам исполнены Заявителем частично.
08.11.2018 Заявитель обратился в Росрыболовство с заявлениями о внесении изменений в План искусственного воспроизводства водных биоресурсов на 2018 год (исх. N 10942/УСК и N 10943/УСК).
Письмом от 16.11.2018 N 10370-ВС/УСК Росрыболовством отказано Заявителю во внесении изменений в План искусственного воспроизводства водных биоресурсов на 2018 год.
Отношения по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов регулируются Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20.12.2004 г. N 166-ФЗ (далее Закон о рыболовстве), а также подзаконными актами.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Закона о рыболовстве сохранение водных биоресурсов - это поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания.
Принципами законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов являются, в том числе: приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед их использованием в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов (подпункт 2 пункта 1 статьи 2 Закона о рыболовстве); платность использования водных биоресурсов, который означает, что любое использование водных биоресурсов осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 2 Закона о рыболовстве).
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о рыболовстве при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Пунктом "з" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 29.04.2013 N 380 "Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания" предусмотрено, что одной из мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания является, в том числе, проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов.
Из пункта 2 статьи 5 Закона о рыболовстве следует, что договорные обязательства и иные отношения, связанные с оборотом водных биоресурсов, регулируются гражданским законодательством, если иное не установлено данным Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о рыболовстве искусственное воспроизводство водных биоресурсов может осуществляться на основании государственных контрактов либо на основании договоров по искусственному воспроизводству водных биоресурсов в соответствии с планами искусственного воспроизводства, утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области рыболовства.
В планы искусственного воспроизводства водных биоресурсов включаются объем и состав работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов на основании: 1) рекомендаций научно-исследовательских организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области рыболовства; 2) заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, поданных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 3 статьи 33.2 данного Федерального закона; 3) заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей об осуществлении искусственного воспроизводства водных биоресурсов без предоставления водных биоресурсов в пользование, поданных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (часть 2 статьи 45 Закона о рыболовстве).
Искусственное воспроизводство водных биоресурсов осуществляется как с предоставлением рыбоводного участка, так и без его предоставления (часть 3 статьи 45 Закона о рыболовстве).
Договор на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов заключается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях: 1) компенсации ущерба, причиненного водным биоресурсам и среде их обитания; 2) осуществления искусственного воспроизводства водных биоресурсов за счет собственных средств юридического лица или индивидуального предпринимателя (часть 9 статьи 45 Закона о рыболовстве).
В соответствии с пунктом 4 Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.2014 г. N 99, Росрыболовство или по его поручению его территориальные органы заключают в месячный срок после утверждения планов искусственного воспроизводства водных биоресурсов с юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) договоры на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов на срок до 25 лет.
Из системного толкования частей 1, 2 и 9 статьи 45, статьи 23 Закона о рыболовстве следует, что искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов может осуществляться как на основании государственных контрактов, так и на основании договоров по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов; оба вида договоров заключаются на основании планов искусственного воспроизводства, утвержденных федеральными органами исполнительной власти в области рыболовства; с коммерческой организацией договор может быть заключен на основании его заявления.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20.10.2014 N 395 утвержден Порядок подготовки и утверждения планов искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов (далее - Порядок подготовки и утверждения планов).
В соответствии с пп. "в" п. 6 Порядка подготовки и утверждения планов в Планы включаются объем и состав работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов на основании заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей об осуществлении искусственного воспроизводства водных биоресурсов без предоставления водных биоресурсов в пользование, поданных в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 45 Федерального закона от 20 декабря 2014 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Согласно пункту 10 указанного Порядка подготовки и утверждения планов (в редакции, действующей до 24.09.2019 г.) внесение изменений в утвержденные Планы осуществляется не позднее 20 ноября года, в котором будут выполняться работы по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, на основании рекомендаций и (или) заявлений, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 6 настоящего порядка.
Государственная услуга по заключению договоров на искусственное воспроизводство водных биоресурсов, предоставляемая Росрыболовством, регламентирована Административным регламентом Федерального агентства по рыболовству, утвержденным приказом Минсельхоза России от 09.07.2015 N 290.
В соответствии с пунктом 44 Административного регламента заявление о внесении изменений в План искусственного воспроизводства водных биоресурсов предоставляется в Росрыболовство не позднее, чем за 2 месяца до начала осуществления работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, указанных в заявлении.
Пунктом 48 Административного регламента предусмотрено, что заявитель вправе изменить или отозвать заявление в любое время до принятия Росрыболовством решения о заключении договора на выполнение работ по искусственного воспроизводства водных биоресурсов.
В рассматриваемом случае Обществом подано заявление в Росрыболовство о внесении изменений в утвержденный План на 2018 г. 08.11.2018, т.е. после заключения договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, а также после установленного срока выполнения условий договора на искусственное воспроизводство водных биоресурсов, т.е. после 15.10.2018.
Поскольку ни Административным регламентом, ни Порядком, не предусмотрено внесение изменений в План искусственного воспроизводства водных биоресурсов после заключении договора на искусственное воспроизводство водных биоресурсов, а также то обстоятельство, что заявления о внесении изменений в План искусственного воспроизводства водных биоресурсов на 2018 год было подано Заявителем после принятия Росрыболовством решения о заключении договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, суд пришел к обоснованному выводу, что основания для внесения изменений в План искусственного воспроизводства водных биоресурсов на 2018 год у Росрыболовства отсутствовали.
24 сентября 2019 г. вступил в силу приказ Минсельхоза РФ от 26.06.2019 г. N 352 "О внесении изменений в Порядок подготовки и утверждения планов искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, утвержденный приказом Минсельхоза России от 20 октября 2014 г. N 395".
Указанным приказом в Порядок подготовки и утверждения планов искусственного воспроизведения водных биологических ресурсов добавлен пункт 6.1., в соответствии с которым заявления, предусмотренные подпунктом "в" пункта 6 настоящего Порядка, подаются в срок до 1 ноября года, в котором будут осуществляться работы по искусственному воспроизводству водных биоресурсов, но не позднее 2 месяцев до начала осуществления работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов:
- в Федеральное агентство по рыболовству на основании подпункта "б" пункта 4 настоящего Порядка;
- в территориальный орган Федерального агентства по рыболовству на основании пункта 5 настоящего Порядка.
Таким образом, в действующей редакции Порядка подготовки и утверждения планов прямо указано на возможность внесения изменений в утвержденные Планы только по первоначальным заявлениям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до начала осуществления работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов.
Суд первой инстанции также верно указал, что внесение в План искусственного воспроизводства водных биоресурсов на 2018 год изменений в 2019 году не восстановит права и законные интересы Заявителя, в связи с истечением периода событий, указанных в Плане искусственного воспроизводства водных биоресурсов на 2018 год.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на претензии Нижнеобского ТУ Росрыболовства по исполнению обязательств по указанным договорам, не смотря на истечение срока их действия и при этом полагает, что исполнение договоров в полном объеме, предусмотренном Планом по искусственному воспроизводству водных биоресурсов на 2018 г., является для него излишним.
Как было указано выше, пунктом 48 Административного регламента Росрыболовства, утвержденного приказом Минсельхоза России от 09.07.2015 г. N 290 предусмотрено, что Заявитель вправе изменить или отозвать заявление в любое время до принятия Росрыболовством решения о заключении договора на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов.
Учитывая принцип свободы договора, предусмотренный статьей 421 ГК РФ, на момент заключения договоров на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов объемы выпуска водных биоресурсов не являлись для Общества излишними.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Доказательств наличия существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора (ст. 451 ГК РФ), заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований Общества.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.09.2019 по делу N А40-47827/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-47827/2019
Истец: АО "УСК МОСТ"
Ответчик: Федеральное агентство по рыболовству
Третье лицо: ФГБУ "ГЛАВНОЕ БАССЕЙНОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО РЫБОЛОВСТВУ И СОХРАНЕНИЮ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ", Федерального агентства по Рыболовству