г. Москва |
|
27 декабря 2019 г. |
Дело N А40-128421/19 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Лепихин Д.Е.,
рассмотрев апелляционную жалобу ИФНС России N 24 по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.08.2019 по делу N А40-128421/19, принятое в порядке упрощенного производства судьей Г.Н. Папелишвили,
по заявлению ООО "Декарт" (ИНН 7714297617, ОГРН 1037714010290)
к ИФНС России N 24 по г. Москве 7724111558, ОГРН 1047724045192 )
о признании незаконным и отмене постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Декарт" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России N 24 по г. Москве (заинтересованное лицо, административный орган, инспекция) от 13.05.2019 N 772420190429003201 о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением от 27.08.2019 Арбитражный суд города Москвы заявленные требования удовлетворил. Суд пришел к выводу о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС России N 24 по г. Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства, с учетом требований ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Административный орган установил, что обществом нарушен установленный порядок представления в ИФНС России N 24 по г. Москве отчета о движении средств по счетам в банке AMAN BANK FOR COMMERCE AND INVESTMENT, CODE (SWIFT) - ABCNLYLTXXX, страна местонахождения - Ливия, по счету N 8966, код валюты - (LYD), дата открытия 01.12.2010.
- Отчет по счету N 8966 вх. N 7724-218152 за 4-й квартал 2018 фактически представлен 19.02.2019 с банковской выпиской, не переведенной на русский язык и незаверенной нотариально.
ООО "ДеКарТ" представило в ИФНС N 24 ежеквартальный отчет о движении средств по счету за пределами РФ (в Ливии) с нарушением установленного порядка.
ИФНС N 24 направила почтой России 19.04.2019 г. уведомления:
* N 17-12/036210 от 17.04.2019 в адрес ООО "ДеКарТ" (по старому месту нахождения) и N 17-12/036208 от 17.04.2019 в адрес генерального директора.
Также уведомление от 17.04.2019 N 17-12/036210 было направлено в адрес ООО "Декарт" по телекоммуникационным каналам связи 17.04.2019 и получено Обществом 19.04.2019, что подтверждается извещениями о получении электронного документа.
29.04.2019 в отношении заявителя в отсутствие законного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении.
30.04.2019. ИФНС России N 24 по г. Москве сформировано уведомление N17-12/041387 о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, согласно которому предлагается представителю ООО "Декарт" явиться в ИФНС России N 24 по г. Москве 13.05.2019 г. в 15 ч. 00 мин. для рассмотрения дела об административном правонарушении N772420190429003201.
13.05.2019 постановлением N 772420190429003201 ООО "Полимир" привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере однократной суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов - 59 739,07 руб.
Полагая постановление от 13.05.2019 незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, считает обоснованным вывод суда первой инстанции о составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления уполномоченными лицами.
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) административным органом соблюден.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.
В ч. 7 ст. 210 АПК РФ указывается, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В результате исследования и оценки имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что в ходе производства по административному делу административным органом допущены существенные нарушения порядка и процедуры привлечения общества к административной ответственности, свидетельствующие о наличии безусловных оснований для отмены оспариваемого постановления.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен соответствовать требованиям ст. ст. 25.1, 25.4, 25.5, 28.2, 28.3, 28.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители.
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Как видно из материалов дела, протокол об административном правонарушении от 29.04.2019 составлен без участия законного представителя общества, при этом в деле, как установил апелляционный суд, имеются доказательства надлежащего уведомления законного представителя юридического лица о составлении протокола и обеспечения ему возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Так, заявитель извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается уведомлением от 17.04.2019 г. N 17-12/036210, направленным по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС).
Довод подателя жалобы, что указанное уведомление получено Заявителем по ТКС 19.04.2019, за 3 рабочих дня до даты составления протокола об административном правонарушении, подтверждается материалами дела.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении установлен п. 2, 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ, которым выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Согласно пункту 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 10), следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно каким-либо определенными способами, в частности, путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Таким образом, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
В соответствии с пунктом 24.1 постановления Пленума ВАС РФ N 10 не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением, несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Направление документов по ТКС, как вид связи с налогоплательщиком, предусмотрен Порядком направления документов, используемых налоговым органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утвержденный приказом ФНС России от 15.04.2015 N ММВ-7-2/149@.
Приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ утвержден Порядок представления организациями и индивидуальными предпринимателями, а также нотариусами, занимающимися частной практикой, и адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, сообщений, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 23 НК РФ, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Порядок).
В силу п. 6 указанного Порядка, участники информационного обмена не реже одного раза в течение рабочего дня проверяют поступление сообщений и технологических электронных документов.
Вместе с тем, апелляционный суд приходит к выводу, что о времени и месте рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заявитель не извещен.
Так, согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 11799733553445, уведомление N 17-12/041387 от 30.04.2019 о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении принято в отделении связи 06.05.2019 г.; 10.05.2019 г. состоялась неудачная попытка вручения; 10.06.2019 г. прибыло в место вручения; 10.06.2019 г. передано на временное хранение.
13.05.2019 ИФНС России N 24 по г. Москве вынесено Постановление N772420190429003201 о назначении административного наказания в отсутствии надлежаще извещенного лица.
Таким образом, суд приходит к выводу о нарушении административным органом процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ООО "Декарт" было лишено фактической возможности квалифицированно возражать и давать объяснения, а также воспользоваться помощью защитника.
То есть, формальное выполнение инспекцией обязанности по извещению лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении не обеспечило обществу реальную возможность реализовать гарантированные законом права.
Процессуальное нарушение административным органом требований ст. ст. 29.7 КоАП РФ носит существенный характер, является неустранимым при производстве по данному делу об административном правонарушении и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушение заинтересованным лицом процедуры привлечения общества к административной ответственности в силу п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" является самостоятельным основанием для удовлетворения заявленных по делу требований.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ч. 4 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.08.2019 по делу N А40-128421/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 288.2. АПК РФ.
Судья |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-128421/2019
Истец: ООО "ДЕКАРТ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 24 ПО Г. МОСКВЕ