г. Москва |
|
26 декабря 2019 г. |
Дело N А40-154120/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
И.А.Чеботаревой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Пиалкиви Александра Ивановича на решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.09.2019 по делу N А40-154120/19 (147-1263), принятое судьей Н.В. Дейна
по заявлению ИП Пиалкиви Александра Ивановича
к Государственной инспекции пробирного надзора по городу Москве и Московской области
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Писарев О.А. по дов. от 10.07.2019; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ИП Пиалкиви Александр Иванович (далее - индивидуальный предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственной инспекции пробирного надзора по городу Москве и Московской области (далее - инспекция) о признании незаконным решения от 13.05.2019 N 90, недействительным распоряжения от 13.05.2019 N 90, акта проверки от 07.06.2019.
Решением арбитражного суда 17.09.2019 производство в части оспаривания акта проверки от 07.06.2019 прекращено на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ, в остальной части указанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого акта инспекции требованиям закона, не влекущих для заявителя последствий нарушения его прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права, выводы не соответствуют обстоятельствам дела, а также неполно исследованы обстоятельства по делу.
Письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст.ст.123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав объяснения заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Срок на обжалование ненормативных актов, установленный ч.4 ст.198 АПК РФ заявителем не пропущен.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом ч.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" от 26.03.1998 N 41-ФЗ Государственное учреждение осуществляет и иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия, а также предусмотренные Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" полномочия по контролю за организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
В соответствии с п.2 Устава федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2016 N 687 (далее - устав, утвержденный приказом Минфина России 21.12.2016 N 687), ФКУ "Пробирная палата России" находится в ведении Минфина России.
Согласно п.16.7 Устава, утвержденного приказом Минфина России 21 декабря 2016 года N 687, для достижения целей, установленных настоящим Уставом, Учреждение осуществляет федеральный государственный пробирный надзор, за исключением установления режима постоянного государственного надзора в отношении производственных объектов организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, указанных в пункте 2 перечня производственных объектов аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 1356 "О режиме постоянного государственного надзора на производственных объектах аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней".
В силу п.16.8 Устава, утвержденного приказом Минфина России 21.12.2016 N 687, для достижения целей, установленных настоящим Уставом, Учреждение осуществляет контроль за организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю - продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, в части соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с п.18.3 Устава, утвержденного приказом Минфина России 21.12.2016 N 687, ФКУ "Пробирная палата России" имеет право организовывать и проводить внеплановые проверки в форме документарной и (или) выездной проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Согласно п.49 Устава, утвержденного приказом Минфина России 21.12.2016 N 687, Госинспекция осуществляет свою деятельность на основании Устава от имени ФКУ "Пробирная палата России".
Согласно п.1 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 31.01.2017 N 13н, административный регламент исполнения федеральным казенным учреждением "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" государственной функции по осуществлению федерального государственного пробирного надзора посредством установления режима постоянного государственного надзора в отношении производственных объектов аффинажных организаций, а также проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) ФКУ "Пробирная палата России" при осуществлении федерального государственного пробирного надзора.
В соответствии с п.1 ст.26.1 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" от 26.03.1998 N 41-ФЗ под федеральным государственным пробирным надзором понимается деятельность уполномоченного федерального органа исполнительной власти и подведомственных ему государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, использование, обращение драгоценных металлов в любом состоянии и виде, сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, их использование и обращение, требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования) в области производства, использования и обращения драгоценных металлов, а также добычи (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), использования и обращения драгоценных камней, путем организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями своей деятельности.
В соответствии с пп.15 п.3.1 ст.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при контрольных мероприятиях за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Ввиду изложенного, у инспекции имелись все законные основания для организации и проведения внеплановой проверки ИП Пиалкиви А.И. в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В силу пп.15 п.3.1 ст.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при контрольных мероприятиях за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с п.1 Регламента, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 29.07.2014 N 191, устанавливает порядок, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (административных действий) Федеральной службы по финансовому мониторингу при проведении проверок физических и юридических лиц, в отношении которых Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и при привлечении лиц, виновных в нарушении данного законодательства, к административной ответственности.
Таким образом, Регламент, утвержденный приказом Росфинмониторинга от 29.07.2014 N 191, определяет порядок действий Федеральной службы по финансовому мониторингу и на ФКУ "Пробирная палата России" не распространяется.
Кроме того, доводы заявителя о том, что исполнение государственной функции по контролю за соблюдением требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма осуществляются без какого-либо нормативного регулирования в этой сфере необоснованны.
В соответствии с п.1 "Положения о порядке осуществления контроля за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденного приказом Федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации" от 05.12.2018 N 230 (далее - Положение, утвержденное приказом ФКУ "Пробирная палата России" от 05.12.2018 N 230), в соответствии с п.9 ст.7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученным преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ, п.3 ст.13 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" от 26.03.1998 N 41-ФЗ и абз.3 п.15 Устава ФКУ "Пробирная палата России", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2016 N 687, ФКУ "Пробирная палата России" (далее - учреждение) осуществляет контроль за исполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий и них и лома таких изделий (далее - организации), требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с п.2 Положения, утвержденного приказом ФКУ "Пробирная палата России" от 05.12.2018 N 230, в целях контроля за исполнением организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Учреждение и государственные инспекции пробирного надзора в пределах своей компетенции проводят проверки организаций. Учреждение вправе осуществлять как плановые, так и внеплановые проверки. Контрольные мероприятия, проводимые Учреждением, могут осуществляться в форме выездной или документарной проверки.
В соответствии с п/п.15 п.3.1 ст.1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ положения указанного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к контролю за исполнением организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Положение, утвержденное приказом ФКУ "Пробирная палата России" от 05.12.2018 N 230, определяет вопросы проверок, сроки и порядок действий проверяющих, действия проверяющих по результатам проверок и порядок привлечения виновных к ответственности при осуществлении контрольных мероприятий за исполнением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с Положением, утвержденным приказом ФКУ "Пробирная палата России" от 05.12.2018 года N 230, было оформлено распоряжение N 90 от 13.05.2019 на проведение проверки в отношении ИП Пиалкиви А.И., проведена проверка, оформлены результаты проверки.
Следовательно, у инспекции имелись все законные основания для организации и проведения проверки индивидуального предпринимателя в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в связи с чем оспариваемое распоряжение законно и обоснованно.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемые акты инспекции законны и обоснованны. Доказательств, каким образом оспариваемые акты нарушают права и законные интересы индивидуального предпринимателя в материалы дела не представлены.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 17.09.2019 по делу N А40-154120/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-154120/2019
Истец: Пиалкиви Александр Иванович
Ответчик: Государственная инспекция пробирного надзора по городу Москве и Московской области