г. Москва |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А40-118261/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
И.В Бекетовой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГСК "СИГНАЛ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2019 по делу N А40-118261/19, принятое судьей Гилаевым Д.А. (21-317)
по заявлению ГСК "СИГНАЛ"
к Департаменту городского имущества г. Москвы
третье лицо: ООО "Диоген-Трейдинг"
о признании незаконным уведомления
при участии:
от заявителя: |
Захватов С.В. по дов. от 22.06.2019 |
от ответчика: от третьего лица |
Алиева Хадижа Назим Кызы по дов. от 30.10.2019 Захватов С.В. по дов. от 22.06.2019 |
УСТАНОВИЛ:
Гаражно-строительный кооператив "Сигнал" (далее - заявитель, Кооператив) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным уведомления от 01.02.2019 г. N 33- 6-52063/19(0)-0 об изменении размера арендной платы по договору аренды N М-04- 005363 от 15.05.1996.
Решением суда от 30.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ГСК "СИГНАЛ" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель считает, что Департаментом не доказано, что Кооператив использует земельный участок, переданный в аренду, с нарушением целевого назначения и видов разрешенного использования.
Представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу в судебном заседании, просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представители ответчика и третьего лица поддержали решение суда в полном объеме, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей сторон, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Московским земельным комитетом и ГСК "Сигнал" заключен договор аренды от 15.05.1996 N М-04-005363 земельного участка с кадастровым номером 77:04:003018:35 площадью 18 000 кв. м, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, Люблинская ул., вл. 18а, предоставляемый в пользование на условиях аренды сроком до 20.06.2018, для эксплуатации существующего многоэтажного гаража-стоянки боксового типа.
01.02.2019 г. заявителем было получено уведомление N 33-6-52063/19(0)-0 Департамента городского имущества города Москвы об изменении размера арендной платы по договору аренды N М-04-005363 от 15.05.1996 года на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Люблинская, вл.18-а., в соответствии с которым Департамент уведомил об изменении с 14.12.2016 года размера арендной платы по договору аренды земельного участка N М-04-005363 от 15.05.1996 года.
Посчитав уведомление Департамента об изменении размера арендной платы по договору аренды незаконным, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из наличия полномочий у Департамента для вынесения соответствующего Уведомления, а также из наличия фактических оснований для его вынесения.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку указанных актов, решений, действий (бездействия) названных органов, должностных лиц и устанавливает их соответствие закону и иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли ненормативные правовые акты, решения, совершили оспариваемые действия (допустили бездействие), а также устанавливает, нарушают ли последние права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно п. 1 постановления Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 10.09.2012 N 477-ПП) изменение размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и земельные участки на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, с 1 октября 2012 г. осуществляется по ставкам арендной платы за землю в городе Москве (приложение 1) в соответствии с условиями договора аренды на основании уведомления арендаторов земельных участков Департаментом городского имущества города Москвы.
Указанные постановления Правительства Москвы не признаны незаконными в установленном порядке.
Статус стороны сделки как органа, представляющего публично-правовое образование, не влияет на характер возникшего спора.
Права и обязанности Департамента, возникшие из договорных отношений, носят гражданско-правовой характер и не являются для него публичными.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
На основании п. 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Департамента в т.ч. по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
Согласно п. 2 ст. 4 Закона города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" законодательство города Москвы, в том числе, составляют приказы и распоряжения органов исполнительной власти города Москвы - правовые акты, принимаемые отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти города Москвы по вопросам, связанным с реализацией полномочий, определенных положениями о соответствующих органах исполнительной власти города Москвы, и подписываемые их руководителями либо иными уполномоченными должностными лицами данных органов.
В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ, в предусмотренных законом случаях цена договора определяется исходя из установленных уполномоченным органам цен (тарифов). В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, в связи с чем, арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом определяемой действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
В соответствии с частями 1 и 3 ст. 20 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются Правительством Москвы, размере ежегодной арендной платы за указанные участки устанавливается на основании кадастровой стоимости или рыночной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" установлены ставки аренной платы за земельные участки в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с целевым (функциональным и разрешенным) использованием земельного участка.
Таким образом, размер арендной платы определяется по ставкам арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельных участков, учитывая установленную договором аренды цель использования земельных участков.
Изложенное свидетельствует о том, что Департамент лишь производит уведомление арендаторов об изменении арендной платы в связи с вступлением в силу результатов государственной кадастровой оценки земель.
Из материалов дела следует, судом первой инстанции установлено, что согласно п. 4.1 договора аренды от 15.05.1996 N М-04-005363 Арендатор использует участок в соответствии с целью и условиями его предоставления, т. е. для эксплуатации существующего многоэтажного гаража-стоянки боксового типа.
Однако, согласно результатам обследований земельного участка, проведенных Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы 14.12.2016 и 14.12.2018 (Акты обследования N 9049399 и N 9046993), установлено, что на земельном участке расположено пятиэтажное здание гаража боксового типа 1996 года постройки с адресным ориентиром: Люблинская улица, д. 18а.
Часть помещений гаража (межбоксовое пространство) находится в собственности ГСК " Сигнал". Гаражи-боксы находятся в частной собственности физических лиц.
Кроме того, установлено, что часть помещений в здании находится в частной собственности ООО "Диоген Трейдинг" и используется под торговую деятельность (салон по продаже ювелирных изделий).
Земельный участок с кадастровым номером 77:04:0003018:35 имеет вид разрешенного использования (согласно сведениям публичной кадастровой карты) - размещение подземных или многоэтажных гаражей, вид разрешенного использования не менялся.
В соответствии с п.8 (1) постановления Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ГШ обязательными условиями применения ставок арендной платы за землю в размере менее 1.5 % являются: соответствие целевого назначения земельного участка, установленного договором аренды/кадастровым паспортом земельного участка, виду разрешенного использования земельного участка, в отношении которого установлена пониженная ставка арендной платы; использование земельного участка строго в соответствии с установленным видом разрешенного использования; отсутствие на земельном участке посторонних землепользователей, включая субарендаторов; соблюдение арендатором требований земельного и природоохранного законодательства; отсутствие задолженности перед бюджетом города Москвы по арендной плате за землю.
Согласно п. 8 (2) вышеуказанного постановления нарушение одного из указанных условий настоящего постановления является основанием для прекращения применения пониженной ставки арендной платы и основанием для установления ставки арендной платы за соответствующий земельный участок в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости такого земельного участка на период с момента выявления нарушений указанных условий и до момента фиксации их устранения уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
Учитывая изложенное, основания для пересчета арендной платы по льготной ставке 0,3 % от кадастровой стоимости по договору аренды от 15.05.1996 N М-04- 005363 отсутствует.
Кроме того, согласно выписке из ЕГРН в здании по адресу: Люблинская улица, д. 18а. имеется офис ООО "САПФИР" (ИНН-7723624797), основной вид деятельности является торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что уведомление Департамента соответствует закону, носит уведомительный характер и направлено на соблюдение процедуры взимания платы за пользование земле, направлено на реализацию права, следующего из ст. 65 ЗК РФ и положений постановления Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП.
Позиция Департамента также подтверждается и судебными актами Кузьминского районного суда от 13.11.2019 о привлечении ГСК "Сигнал" к административной ответственности по ч.1 ст.6.7 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются, так как не опровергают верных выводов суда.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что договор аренды земельного участка заключен ГСК "Сигнал" на весь земельный участок, в том числе тот, который используется ООО "Диоген Трейдинг". Осуществление торговой деятельности ООО "Диоген Трейдинг" заявитель не оспаривает.
Принимая во внимание вышеизложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.09.2019 по делу N А40-118261/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-118261/2019
Истец: ГАРАЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "СИГНАЛ"
Ответчик: Департамент городского имущества г. Москвы
Третье лицо: ООО "ДИОГЕН-ТРЕЙДИНГ"